Научная статья на тему 'Формирование лидерских качеств будущих педагогов дошкольного образования как психолого-педагогическая проблема'

Формирование лидерских качеств будущих педагогов дошкольного образования как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LEADERSHIP SKILLS DEVELOPMENT / PRESCHOOL EDUCATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тайкова Л.В.

Рассматриваются вопросы формирования лидерских качеств у будущих педагогов дошкольного образования в вузе. Представлены ведущие качества личности педагога дошкольного образования, осуществлено их структурирование в зависимости от компонентов (конструктивный, коммуникативный, организаторский, гностический). Составлена номенклатура лидерских качеств человека на основе отечественных и зарубежных исследований. Выделены лидерские качества современного педагога дошкольного образования (перспективное видение и стратегическое целеполагание; креативность и чувствительность к изменениям; целеустремленность и способность к обучению «через всю жизнь»; решительность и организаторская проницательность; инициативность и социальная проактивность; харизматичность и склонность к сотрудничеству). На основе анализа психолого-педагогической литературы представлено определение понятия «качества», «лидерские качества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP SKILLS DEVELOPMENT OF TOMORROW’S PRESCHOOL TEACHERS AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ISSUE

This study is designed to examine how can tomorrow’s preschool teachers develop and refine their leadership skills while studying at the university. We present leadership qualities framework of a teacher’s personality, which is a descriprion of attitudes and behaviours needed for high quality leadership (structural, communicative, organizational, gnostic). A set of leadership skills is singled out based on previous Russian and international studies. Key leadership competences of a modern preschool teacher are as follows: perspective vision and strategic goal setting; creativity and sensitivity to changes; sense of purpose and ability to continuous learning; determination to have things done, initiative and social proactivity; charisma and a tendency to cooperate. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, we define the concepts “skill”, “leadership skills”.

Текст научной работы на тему «Формирование лидерских качеств будущих педагогов дошкольного образования как психолого-педагогическая проблема»

УДК 378.2

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Л.В.Тайкова

LEADERSHIP SKILLS DEVELOPMENT OF TOMORROW'S PRESCHOOL TEACHERS AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ISSUE

L.V.Taykova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, lg8987@mail.ru

Рассматриваются вопросы формирования лидерских качеств у будущих педагогов дошкольного образования в вузе. Представлены ведущие качества личности педагога дошкольного образования, осуществлено их структурирование в зависимости от компонентов (конструктивный, коммуникативный, организаторский, гностический). Составлена номенклатура лидерских качеств человека на основе отечественных и зарубежных исследований. Выделены лидерские качества современного педагога дошкольного образования (перспективное видение и стратегическое целеполагание; креативность и чувствительность к изменениям; целеустремленность и способность к обучению «через всю жизнь»; решительность и организаторская проницательность; инициативность и социальная проактивность; харизматичность и склонность к сотрудничеству). На основе анализа психолого-педагогической литературы представлено определение понятия «качества», «лидерские качества».

Ключевые слова: формирование лидерских качеств, педагоги дошкольного образования

This study is designed to examine how can tomorrow's preschool teachers develop and refine their leadership skills while studying at the university. We present leadership qualities framework of a teacher's personality, which is a descriprion of attitudes and behaviours needed for high quality leadership (structural, communicative, organizational, gnostic). A set of leadership skills is singled out based on previous Russian and international studies. Key leadership competences of a modern preschool teacher are as follows: perspective vision and strategic goal setting; creativity and sensitivity to changes; sense of purpose and ability to continuous learning; determination to have things done, initiative and social proactivity; charisma and a tendency to cooperate. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, we define the concepts "skill", "leadership skills". Keywords: leadership skills development, preschool educators

Условия современной жизни все острее ставят перед российской системой дошкольного образования задачу модернизации, функционирования на основе инновационного пути развития. Возможность успешной реализации данной задачи требует совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования на вузовском этапе обучения будущих бакалавров.

Сегодня развитие общества происходит с высокой степенью динамичности и интенсивности. Реформы, происходящие в системе образования, обусловлены, прежде всего, необходимостью повышения качества образования, что невозможно без изменений требований к современному педагогу. В общественном сознании старая модель «человек — исполнитель» все больше уступает место новой модели — «берущий на себя ответственность, инициативный, социально-активный работник».

В связи с этим, в качестве одного из стратегических направлений развития образования в нормативно-правовых документах рассматривается повышение качества кадрового состава (ориентация на международные стандарты качества образовательной деятельности), соответствующего запросам социума. Это обусловлено тем, что от специалиста в данной области зависит образовательный уровень социума в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.

Не случайно в свете происходящих перемен впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога, который не может не повлечь за собой позитивные изменения в системе подготовки специалистов для системы образования. Профессиональный стандарт педагога призван раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность — все это характеристики деятельности успешного профессионала, относящиеся к современному педагогу дошкольного образования.

Наше исследование направлено на решение актуальной научной задачи, которая заключается в необходимости выявления теоретических, организационных и технологических основ формирования профессионально значимых качеств педагогов дошкольного образования в соответствии с изменениями целевых установок профессионального образования в целом, сменой парадигмы педагогического знания, что проявляется в потребности общества в повышении педагогической культуры современного человека.

Прежде всего, определим, что обозначает термин «качества». Качества — это обобщенные свойства личности, включающие такие структуры, как: биологически обусловленная подструктура (темперамент

— сила, подвижность, уравновешенность и т.д.); индивидуальные способности (эмоции — возбудимость, устойчивость, стеничность; внимательность, память, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, воля — самообладание, настойчивость, решительность, дисциплинированность), способности различных видов, направленность (трудовая, профессиональная, общая), опыт (профессиональный, культура), характер (идейность, честность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость и др.).

Опираясь на взгляды Т.В.Бендас, О.В.Евтихова, А.П.Кузякина, А.В.Марковой, А.Л.Уманского и др., можно утверждать, что лидерские качества это совокупность психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия лидера с группой, обеспечивающих успешность выполнения им специфических лидерских функций [15].

Анализ научных исследований и требований ФГОС ДО к уровню профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования позволил нам выделить ведущие качества его личности и структурировать их по четырем компонентам. Коммуникативный компонент — коммуникативная совместимость; легкость и уверенность в общении, психологическая контактность; способность вести диалог с субъектами образовательного процесса ДО; гибкость в освоении новых ролей в группе, гуманность в общении с детьми, родителями, педагогами; социально-коммуникативная индивидуальность. Организаторский компонент — открытость; самоменеджмент; мотивированная активность; инициативность в создании безбарьерной среды ДОО; авторитарность; толерантность; рефлексивность. Гностический компонент — общая культура личности; критичность мышления; самостоятельность в познании нового; способность к поиску и варьированию новых знаний; способность к обобщению профессионального и социального опыта ДО; познавательная активность; информационная культура. Конструктивный компонент — чувствительность к изменениям; способность к проектированию собственной деятельно -сти с учетом профессионального стандарта педагога; способность к коррекции собственной деятельности и поведения; способность к поиску и выбору альтернатив; целенаправленность и настойчивость в конструировании профессиональной деятельности ДО; способность к проектированию безбарьерного пространства; педагогический плюрализм.

На основе анализа научных исследований проблем лидерства нами составлена номенклатура лидерских качеств человека в отечественных и зарубежных исследованиях. Так, например, Р.Стогдилл определяет следующие качества, присущие лидеру: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела; Е.В.Андриенко — общительность; направленность на других; склонность к сотрудничеству; эмпатия; тактичность; терпение; эмоциональная устойчивость; гибкость в освоении новых ролей; артистизм; высо-

кая интеллектуальная гибкость; критичность и быстрота мышления; способность к импровизации; самокритичность; самостоятельность; инициатива; Д.Майерс — уверенность в себе; наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщить о них окружающим простым и ясным языком; достаточный запас оптимизма и веры в своих людей, чтобы вдохновлять их; незаурядность; энергичность; добросовестность; покладистость; эмоциональная устойчивость; Р.Л.Кричевский — интеллект; стремление к знаниям; доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; надежность; ответственность; независимость; общительность; Л.С.Вечер — дальновидность, рассудительность, энергичность, решительность, последовательность, справедливость, безжалостность, самопознание, должен уметь говорить и слушать.

Проведённый сопоставительный анализ личностных качеств педагога дошкольной образовательной организации и лидерских качеств человека позволил нам выделить лидерские качества современного педагога дошкольного образования. С нашей точки зрения, данная структура включает: перспективное видение и стратегическое целеполагание; креативность и чувствительность к изменениям; целеустремленность и способность к обучению «через всю жизнь»; решительность и организаторская проницательность; инициативность и социальная проактивность; хариз-матичность и склонность к сотрудничеству.

Раскроем их сущность.

Перспективное видение и стратегическое целеполагание. Это качество позволяет создавать образ нового, ещё не реализованного будущего и представлять его последователям.

Чувствительность к изменениям и креативность. Данное качество обеспечивает возможность для каждой ситуации подобрать наиболее оптимальное решение и предполагает разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.

Целеустремлённость и способность к обучению «через всю жизнь» предполагает ориентированность на результат, способность выбирать для его достижения различные маршруты. Позволяет, постоянно удерживая перед глазами цель, выбирать для её достижения различные маршруты.

Харизматичность и склонность к сотрудничеству. Данное качество лидера предполагает четкое осознание собственных целей, смелость желаний, открытость самовыражения, способность воздействовать не только на группу, но и на массы, невероятный заряд энергии, который распространяется на окружающих, управляемая или неосознанная способность влияния на окружающих людей.

Решительность и организаторская проницательность — это умение предвидеть и грамотно руководить событиями, планировать и тщательно обдумывать все предстоящие мероприятия; способность доводить свой рабочий процесс до совершенства, ор-

ганизовать его так, чтобы он стал максимально результативным при минимуме вложенных усилий.

Инициативность и социальная проактив-ность. Социальная проактивность — инициативность, высокая активность и ответственность за свою жизнь, за каждый день, минуту, мгновение. Данное качество подразумевает, что человеческая жизнь зависит не от окружающей обстановки, государства, близких людей, а напрямую является следствием на -ших решений и выборов, а для этого лидер должен обладать инициативой.

Итак, лидерские качества педагога дошкольно -го образования не появляются сами по себе, конечно, когда речь не идет о человеке с ярко выраженной ха-ризматичностью. Они могут быть сформированы в процессе подготовки педагогов в вузе, ориентированной на формирование у них лидерских качеств. Мы считаем, что успешность профессиональной подго-товки будущих педагогов дошкольного образования будет зависеть от направленности образовательного процесса на формирование у них лидерских качеств.

1. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. СПб: Питер, 2009. 448 с.

2. Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: монография. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. 288 с.

3. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? // Образование. 2000. №4. С. 89-99.

4. Маркова А .К. Психология профессионализма. М.: Мысль, 1996. 308 с.

5. Уманский Л .И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: Избранные труды. Кострома: КГУ им. Н.А .Некрасова, 2001. 208 с.

References

1. Bendas T.V. Psikhologiya liderstva: Uchebnoe posobie [Psychology of leadership: Study guide]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2009. 448 p.

2. Evtikhov O.V. Liderskiy potentsial rukovoditelya: spetsifika, soderzhanie i vozmozhnosti razvitiya: monografiya [Leadership potential of a leader: specifics, contents and possibilities of development: monograph]. Krasnoyarsk, SibYul MVD Rossii Publ., 2011. 288 p.

3. Kuzyakin A.P. Chto takoe lider i liderstvo? [What are a leader and leadership?]. Obrazovanie, 2000, no. 4, pp. 89-99.

4. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, Mysl' Publ., 1996. 308 p.

5. Umanskiy L.I. Lichnost'. Organizatorskaya deyatel'nost'. Kollektiv: Izbrannye trudy [Personality. Organizational activity. Team: Selected Works]. Kostroma: KGU im. N.A.Nekrasova Publ., 2001. 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.