Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЬНОГО ПРОЖИВАНИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ'

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЬНОГО ПРОЖИВАНИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ / СТУДЕНТЫ / ОТДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменкова Ольга Валентиновна, Дроздова Наталья Владимировна

Модернизация современного профессионального образования актуализирует проблему развития у студентов личностных качеств. Поэтому ведущей задачей вузов является содействие личностному развитию студентов. Задачей статьи является анализ показателей личностной зрелости студентов, проживающих отдельно от родителей, для определения необходимости и содержания практической помощи в данном направлении. Научная новизна исследования заключается в анализе личностной зрелости обучающихся, проживающих с родителями вместе и отдельно. В исследовании был установлен факт неравномерной выраженности характеристик личностной зрелости (стремление к самоактуализации, личностные ценности, мировоззрение, автономность, самопонимание, ответственность и планомерность), определена выраженность каждой характеристики в едином формате, в целом отмечено, что в большинстве своём студенты понимают свои чувства и эмоции, дифференцируют свои потребности и желания, умеют строить планы. Вместе с тем, для студентов характерна зависимость от мнений близких людей и, как следствие, недостаточная самостоятельность на фоне безответственности. Студентов, проживающих совместно с родителями, отличает сформированность мировоззренческой картины и собственных ценностей. В свою очередь, проживающие отдельно от родителей студенты характеризуются большей ответственностью и автономностью от мнения окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьменкова Ольга Валентиновна, Дроздова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ PERSONAL MATURITY DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF SEPARATE RESIDENCE FROM PARENTS

The modernization of modern vocational education actualizes the problem of the development of students' personal qualities. Therefore, the leading task of universities is to promote the personal development of students. The objective of the article is to analyze the indicators of personal maturity of students living separately from their parents to determine the need and content of practical assistance in this direction. The scientific novelty of the study lies in the analysis of personal maturity, living with parents together and separately. The study established the fact of uneven expression of the characteristics of personal maturity (the desire for self-actualization, personal values, worldview, autonomy, self-understanding, responsibility and regularity), determined the severity of each characteristic in a single format, in general, it was noted that most students understand their feelings and emotions, differentiate their needs and desires, are able to make plans. At the same time, students are characterized by dependent.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЬНОГО ПРОЖИВАНИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ»

НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ

УДК 159.9

Кузьменкова О. В., Дроздова Н. В.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЬНОГО ПРОЖИВАНИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. Модернизация современного профессионального образования актуализирует проблему развития у студентов личностных качеств. Поэтому ведущей задачей вузов является содействие личностному развитию студентов. Задачей статьи является анализ показателей личностной зрелости студентов, проживающих отдельно от родителей, для определения необходимости и содержания практической помощи в данном направлении. Научная новизна исследования заключается в анализе личностной зрелости обучающихся, проживающих с родителями вместе и отдельно.

В исследовании был установлен факт неравномерной выраженности характеристик личностной зрелости (стремление к самоактуализации, личностные ценности, мировоззрение, автономность, самопонимание, ответственность и планомерность), определена выраженность каждой характеристики в едином формате, в целом отмечено, что в большинстве своём студенты понимают свои чувства и эмоции, дифференцируют свои потребности и желания, умеют строить планы. Вместе с тем, для студентов характерна зависимость от мнений близких людей и, как следствие, недостаточная самостоятельность на фоне безответственности. Студентов, проживающих совместно с родителями, отличает сфор-мированность мировоззренческой картины и собственных ценностей. В свою очередь, проживающие отдельно от родителей студенты характеризуются большей ответственностью и автономностью от мнения окружающих.

Ключевые слова: личностная зрелость, профиль личностной зрелости, студенты, отдельное проживание от родителей.

Kuzmenkova O. V., Drozdova N. V.

STUDENTS' PERSONAL MATURITY DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF SEPARATE RESIDENCE FROM PARENTS

Abstract. The modernization of modern vocational education actualizes the problem of the development of students' personal qualities. Therefore, the leading task of universities is to promote the personal development of students. The objective of the article is to analyze the indicators of personal maturity of students living separately

from their parents to determine the need and content of practical assistance in this direction. The scientific novelty of the study lies in the analysis of personal maturity, living with parents together and separately.

The study established the fact of uneven expression of the characteristics of personal maturity (the desire for self-actualization, personal values, worldview, autonomy, self-understanding, responsibility and regularity), determined the severity of each characteristic in a single format, in general, it was noted that most students understand their feelings and emotions, differentiate their needs and desires, are able to make plans. At the same time, students are characterized by dependent.

Key words: personal maturity, personal maturity profile, students, separate residence from parents.

Введение. Ожидания общества относительно студенчества всегда были связаны с проявлениями личности взрослеющего человека. Между тем, на протяжении двух десятилетий социологи, педагоги и психологи продолжают фиксировать в студенческих выборках устойчивые признаки обратного явления - инфанти-лизации [Ефимова; Серегина; Сытько; Тимофеева; Утенков и др.]. В этой связи актуализируется поиск условий, способствующих или препятствующих развитию личностной зрелости у студенческой молодёжи.

На житейском уровне принято считать, что одним из «обратных» условий, отодвигающим необходимость взросления и сохраняющим юношам и девушкам социальный статус «ребенка», является длительность их совместного проживания с родителями. Наше исследование направлено на эмпирическую верификацию данного утверждения и на определение содержания практической психологической помощи студентам со слабо выраженными признаками личностной зрелости.

В теоретическом плане вопрос концептуализации личностной зрелости пока остаётся открытым.

[Жесткова; Сабельникова; Серегина]. Понятийно личностная зрелость определяется через личностные характеристики, в числе которых самостоятельность, ответственность, самопонимание, саморазвитие, эмпа-тия (Б. Г. Ананьев, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчи-ков, Л. Колберг, К. Роджерс, П. М. Якобсон и мн. др.). Возрастные аспекты раскрывают личностную зрелость в качестве новообразования молодости, а сам феномен исследуется в контексте анализа ведущих возрастных задач в период молодости, решение которых совпадает со студенческим этапом жизни (Г. Крайг, Т. Д. Марцинковская, К. Н. Поливанова, В. Д. Руденский, Е. А. Сергиенко, Э. Эриксон и мн. др.). В отдельных исследованиях личностная зрелость изучается у молодёжи, не проживающей с родителями (Ю. В. Потапова, А. Ю. Мале-нова, Н. В. Кравцова и др.). При этом база эмпирических данных ещё недостаточно насыщена. К примеру, отсутствуют данные об особенностях развития личностной зрелости в зависимости от длительности отдельного проживания молодых людей от

своих родителей. Кроме того, имеется дефицит практического инструментария для стимулирования характеристик личностной зрелости в период обучения в вузе.

Цель исследования заключается в определении содержательных особенностей личностной зрелости студентов с разным стажем отдельного проживания от родителей (на примере студентов педагогического вуза). Гипотетическое предположение сводилось к тому, что стаж отдельного проживания студентов от родителей сопряжён с содержательным наполнением и выраженностью характеристик, присущих зрелым личностям.

Материалы и методы. Для получения эмпирических данных использовался следующий психодиагностический нструментарий: опросник А. В. Лазуркина «САМОАЛ» (в адаптации Н. К. Калининой) [Диагностика], тест «Экспресс-диагностика ответственности» (В. П. Пряде-ина) [Прядеин], опросник самоорганизации деятельности (Е. Ю. Манд-рикова) [Мандрикова]. Статистическая обработка результатов проводилась с применением непараметрического критерия различий и-Манна-Уитни (для независимых выборок).

Исследование проводилось в 2020-21 уч. году на базе семи факультетов ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». Количественный состав выборки составил 60 студентов, обучающихся на очной форме обучения. Возраст студентов от восемнадцати до двадцати двух лет.

Для решения исследовательских задач были сформированы подвыборки в зависимости от стажа отдельного проживания от родителей: «0-2» - в пределах двух лет; «2-3» - от 2-х до 3-х лет; «3-4» - от 3-х до 4-х лет; «4+» - 4 года и более. Кроме того, была сформирована подвыборка всех студентов, проживающих с родителями - «СПР», и подвыборка «ОПР», включающая всех студентов, проживающих отдельно от родителей.

Результаты исследования. Анализ эмпирических данных проводился в следующей логике: сначала устанавливался факт наличия характеристик личностной зрелости (стремление к самоактуализации, личностные ценности, мировоззрение, автономность, самопонимание, ответственность и планомерность), а затем полученные результаты переводились в стеновую шкалу для определения выраженности каждой характеристики в едином формате.

На профиле личностной зрелости (рис. 1), составленном по всей студенческой выборке, представлены все характеристики, но выражены они неравномерно. Наиболее выраженными оказались личностные ценности, мировоззрение и самопонимание (по 5,8 стенов). Автономность, планомерность и стремление к самоактуализации выражены несколько слабее (по 5,6 стенов). В меньшей степени выражена ответственность (5,5 стенов). Представим полученные данные на профиле личностной зрелости, построенном по средним стеновым значениям, полученным на выборке студентов (рис. 1).

Рис. 1. Профиль личностной зрелости студентов

Таким образом, многие студенты разделяют такие ценности, как истина, добро, любовь, красота, справедливость и т. д., что отчасти можно объяснить действенностью современных общественных институтов. В большинстве своём студенты понимают свои чувства и эмоции, дифференцируют свои потребности и желания, умеют строить планы. Вместе с тем, для студентов характерна зависимость от мнений близких людей и, как следствие, недостаточная самостоятельность на фоне безответственности.

Для проверки гипотезы был проведен сравнительный анализ показателей личностной зрелости у студентов, проживающих с родителями вместе и отдельно. Сравнительный анализ показателей личностной зрелости в подвыборках «СПР» и «ОПР» позволил установить наиболее существенные различия по показателям автономность (на уровне 1%-ом уровне), личностные ценности и ответственность (на 5%-уровне). Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Различия в показателях личностной зрелости

Показатели ЛЗ иэмп (р)

Стремление к самоактуализации №331,5 (незн.)

Личностные ценности №244 (0,05)

Мировоззрение №275,5 (незн.)

Автономность №211,5 (0,01)

Самопонимание №337 (незн.)

Ответственность №219 (0,05)

Планомерность №332 (незн.)

Наглядная презентация различий в показателях личностной зрелости под-выборок «СПР» и «ОПР» представлена на рис. 2.

Самоактуализация

6,5

6 5,7 Личностные

Планомерность

^ —^ ^ , 5,6 \

5'7 5

6,2 А8 ' 5,6 6,3

Ответственность Мировоззрение

5,7

5,8

6,1

Самопонимание Автономность

СПР -■-ОПР

Рис. 2. Профили личностной зрелости студентов «СПР» и «ОПР»

Студентов, проживающих совместно с родителями, отличает сфор-мированность мировоззренческой картины и собственных ценностей. Объяснение такого результата мы связываем с тем, что такие студенты проживают в стабильной и привычной для себя среде, их формирующиеся личностные ценности и мировоззрение поддерживаются знакомой и психологически безопасной средой.

В свою очередь, проживающие отдельно от родителей студенты характеризуются большей ответственностью и автономностью от мнения окружающих. Эти студенты, покинув домашнюю среду, сталкиваются с незнакомыми ситуациями, требую-

щими принятия самостоятельных решений. Факт совместного или отдельного проживания студентов с родителями не способствует принципиальным различиям в их личностной зрелости по таким показателям, как планомерность, самоактуализация и самопонимание.

Обсуждение результатов. Для установления изменчивости личностной зрелости с помощью расчетов непараметрического критерия различий и-Манна-Уитни были сопоставлены содержательные характеристики личностной зрелости в подвы-борках студентов с разным стажем отдельного проживания от родителей (табл. 2).

Таблица 2

Оценка различий в показателях личностной зрелости у студентов

с разным стажем отдельного проживания от родителей __(по и-Манна-Уитни)_

Группы иэмп (р)

Самоактуализация Ценности Мировоззрение Автономность Самопонимание Ответственность Планомерность

0 / 0-2 68,5 (незн.) 55 (незн.) 79,5 (незн.) 77 (незн.) 78 (незн.) 66,5 (незн.) 83,5 (незн.)

0 / 2-3 82 (незн.) 38 (0,05) 58,5 (незн.) 100 (незн.) 83 (незн.) 68,5 (незн.) 69,5 (незн.)

0-2 / 3-4 103,5 (незн.) 79 (незн.) 75 (незн.) 104 (незн.) 100 (незн.) 52,5 (0,05) 80,5 (незн.)

0 / 4 и > 77,5 (незн.) 92 (незн.) 71 (незн.) 103 (незн.) 106 (незн.) 60,5 (0,05) 98,5 (незн.)

0-2 / 2-3 43,5 (незн.) 28,5 (незн.) 30,5 (незн.) 20,5 (0,05) 45 (незн.) 48 (незн.) 35,5 (незн.)

0-2 / 3-4 37 (незн.) 42 (незн.) 35,5 (незн.) 22,5 (0,05) 43,5 (незн.) 23,5 (0,05) 36,5 (незн.)

0-2 / 4 и > 77 (незн.) 65 (незн.) 27,5 (0,05) 69,5 (незн.) 68 (незн.) 31 (0,05) 80 (незн.)

2-3 / 3-4 49,5 (незн.) 24 (0,05) 48,5 (незн.) 55 (незн.) 49 (незн.) 20,5 (0,01) 56 (незн.)

2-3/ 4 и > 42 (незн.) 33,5 (0,05) 76,5 (незн.) 88 (незн.) 78 (незн.) 38,5 (0,05) 75 (незн.)

3-4 / 4 и > 39,5 (0,05) 91,5 (незн.) 42,5 (0,05) 90 (незн.) 96,5 (незн.) 25,5 (0,01) 80 (незн.)

Изменчивость каждого показателя личностной зрелости студентов с учётом обнаруженных значимых различий иллюстрируют графики на рис. 3.

• Самоактуализация ■ Личностные ценности * Мировоззрение х Автономность ж Самопонимание —•—Ответственность

—|— Планомерность

Рис. 3. Изменчивость показателей личностной зрелости студентов при разном стаже отдельного проживания от родителей

Анализ изменчивости личностной зрелости в подвыборках с разной продолжительностью отдельного проживания от родителей показал, что все показатели развиваются. При этом, по мере увеличения стажа отдельного проживания у студентов в показателях наблюдается общая тенденция. За исключением автономности и планомерности показатели личностной зрелости сначала в разной степени снижаются, затем повышаются и снова падают. Причём иногда становятся ниже исходного положения. Наиболее существенные изменения происходят в показателях ответственности и личностных ценностей. Показатель автономности, напротив, сначала растёт и только потом незначительно снижается. Показатель планомерность остается во всех подвы-борках без существенных изменений.

Заключение. Наша гипотеза о том, что стаж отдельного проживания студентов от родителей сопряжен с развитием у них личностной зрелости, подтвердилась. Однако сам факт отдельного проживания существенно изменяет личностную зрелость, но не способствует только поступательному увеличению её показателей. Отделившись от родителей, студенты в разные периоды переживают как спады, так и рост в развитии личностной зрелости. Мы объясняем такой результат возможным несовпадением обстоятельств отдельного проживания студентов от родителей и особенностями протекания личностных сепарационных процессов, которые не учитывались в качестве переменной нашего исследования.

Проведённое эмпирическое исследование легло в основу развития

одного из направлений деятельности «Службы психологической помощи студентам» вуза. Для студентов, оказавшихся в условиях отдельного проживания от родителей и нуждающихся в психологической поддержке, разработана развивающая программа, включающая групповые формы работы. Инструменты программы представлены кинотренингами для выработки собственных критериев личностной зрелости, рефлексивными практикумами для самоанализа «незрелых эмоций», тренингами личностного роста для наработки «навыков зрелости». О результативности программы пока можно судить только по отзывам участников и по количеству желающих принять участие. Реализация данной программы на практике подтвердила необходимость её включения в планы работы факультетов на постоянной основе.

Список литературы

1. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) / Н. П. Фетис-кин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. -Текст : непосредственный. // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -Москва : Издательство Института психотерапии, 2002. - C. 426-433.

2. Ефимова, Г. З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества / Г. З. Ефимова. -Текст : электронный. // Науковедение. - 2014. - № 6 (25). - URL: http: //naukovedenie.ru.

3. Жесткова, Н. А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности / Н. А. Жесткова. - Текст : непосредственный // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 2 (14). - С. 128-136.

4. Мандрикова, Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД)/ Е. Ю. Мандрикова. - Текст : непосредственный // Психологическая диагностика. -2010. - № 2. - С. 87-111.

5. Прядеин, В. П. Экспресс-диагностика ответственности (ЭДО): тест / В. П. Прядеин // Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты. - Сургут: СурГПУ, 2013. - С. 49-51. - Текст : непосредственный.

6. Сабельникова, Е. В. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация / Е. В. Сабельникова, Н. Л. Хмелева. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2016. - № 3 (132). - С. 89105.

7. Серегина, А. А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи: автореф. дисс. ... канд. пси-хол. наук: 19.00.05 / Серегина Анна Александровна. - Москва : РГСУ, 2006. - 25 с. - Текст : непосредственный.

8. Сытько, Т. И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: автореф. дисс. канд. псих. наук: 19.00.05. / Тамара Ивановна Сытко; Москва. Гос. ун-т упр, 2014. - 26 с. -Текст : непосредственный.

9. Тимофеева, Т. С. Влияние субъективных факторов личности на восприятие материального благополучия / Т. С. Темофеева - Текст : непосредственный // Дискуссия. -2013. - № 7 (37). - С. 137-141.

10. Утенков А. В. Психологические детерминанты инфантилизма (на материале студентов педвузов): автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Утенков Алексей Валерьевич. - Москва : РГГУ, 2012. - 27 с. -Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.