Научная статья на тему 'Развитие личности в образовательных системах (итоги XXXI Международных психолого-педагогических чтений, посвященных памяти А. А. Г рекова, 20 21 сентября 2012 г. , г. А рмавир)'

Развитие личности в образовательных системах (итоги XXXI Международных психолого-педагогических чтений, посвященных памяти А. А. Г рекова, 20 21 сентября 2012 г. , г. А рмавир) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие личности в образовательных системах (итоги XXXI Международных психолого-педагогических чтений, посвященных памяти А. А. Г рекова, 20 21 сентября 2012 г. , г. А рмавир)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ

И.В. ВЛАСЮК (Волгоград)

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ (итоги XXXI Международных психолого-педагогических чтений, посвященных памяти А.А. Грекова, 20 - 21 сентября 2012 г., г. Армавир)

Модернизация системы высшего образования требует умножения связей между образовательными учреждениями, создания инновационных технологий обучения в условиях современного общества, что будет способствовать не только повышению качества российской высшей школы, но и ее интеграции в мировое образовательное пространство.

Более тридцати лет по инициативе Южного отделения Российской академии образования и Южного федерального университета проходят психолого-педагогические чтения. У истоков этой традиции, направленной на развитие региональной системы педагогического образования, придания ей большей интегра-тивности, сбалансированности, повышения качества профессионально-педагогического образования, стоял Анатолий Андреевич Греков - доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации, известный ученый в области физики твердого тела и педагогического образования, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2002 г., в 1993 - 2008 гг. - председатель Южного отделения Российской академии образования и член президиума РАО. Как главный организатор психолого-педагогических чтений, он приложил много сил для объединения ученых и педагогов Юга России.

20 - 21 сентября 2012 г. в Армавире состоялись XXXI Международные психологопедагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах», посвященные памяти А.А. Грекова. В их работе приняли участие ведущие в области педагогики и психологии ученые, ректоры и преподаватели ву-

зов Южно-Российского региона (Волгограда, Майкопа, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Сочи, Таганрога и др.), представители Академии педагогических наук Казахстана (Алма-Ата, Казахстан), Восточно-Украинского национального университета им. В. Даля (Луганск, Украина), Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (Минск, Беларусь), Гродненского государственного университета им. Янки Купалы (Гродно, Беларусь) - всего свыше 200 ученых и практиков, в том числе 2 академика РАО, более 80 докторов и кандидатов наук. Главными задачами XXXI Международных психолого-педагогических чтений являлись обмен опытом и достижениями в сфере развития современного высшего образования в России и за рубежом, интеграция российского образования в мировое образовательное пространство, улучшения имиджа России как страны, готовой к диалогу во всех сферах общественной жизни.

С приветствием к участникам Международных психолого-педагогических чтений обратились первый проректор Армавирской государственной педагогической академии, д-р психол. наук, проф. И.В. Ткаченко, советник ректора южного федерального университета по педагогическому образованию, д-р пед. наук, проф. В.И. Мареев, глава муниципального образования города Армавира А.Ю. Харченко, председатель Армавирской городской думы, д-р филол. наук, проф. В.Т. Соснов-ский.

Чтения открылись докладом директора УРАО «Институт национальных проблем в образовании», академика РАО, д-ра физ.-мат. наук, проф. О.А. Омарова (г. Махачкала) «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан как базис для решения вопросов экстремизма и толерантности». С большим интересом был выслушан пленарный доклад академика РАО, д-ра пед. наук, проф. Южного федерального университета Е.В. Бон-даревской (г. Ростов-на-Дону) «Гуманитарная методология науки о воспитании». Было отмечено, что новизна теории воспитания состоит в том, что в ней используется гуманитарная ме-

© Власюк И.В., 2012

тодология, в основу которой положена корреляционная связь «качество воспитания - качество человека». Процесс профессиональноличностного воспитания рассматривается не как идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи, а как гуманитарный, человекообразующий процесс. При этом его сущность проявляется в педагогической поддержке индивидуальных способностей, творческих сил, духовности и нравственности молодого человека.

Н.М. Борытко, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики Волгоградского государственно -го социально-педагогического университета (ВГСПУ), в своем докладе «Педагогические риски в диагностической деятельности учителя» подробно рассмотрел специфику диагностической деятельности педагога, а также моральные и правовые ограничения в этой деятельности. Проректор по научно-исследовательской работе и инновациям, зав. каф. воспитания, социализации и развития личности Ставропольского государственного педагогического института, д-р пед. наук, проф. С.В. Бобрышев (г. Ставрополь) выступил с сообщением по теме «Система менеджмента качества в научной деятельности вуза». Он указал на то, что для успешной инновационной деятельности вуза необходимо осознание личной ответственности каждого члена педагогического коллектива за создание условий для научного творчества. Директор Донского педагогического колледжа, д-р социол. наук, проф. О.В. Степанов (г. Ростов-на-Дону) в своем выступлении предложил тему «Стандарты педагогического профиля: преемственность, проблемы формирования содержания, реализация в условиях модернизации образования». Заведующая кафедрой психологии Армавирской государственной педагогической академии (АГПА), д-р психол. наук, проф. С.В. Недбаева выступила по теме «Инновационная психологическая практика в российском образовании».

Доклады участников пленарного заседания пересекались по многим позициям, и общий ход заседания позволил создать некую теоретическую базу конференции, наметить единый курс решения проблем, уже обсуждавшихся на многочисленных секционных заседаниях, семинарах, мастер-классах.

В первый день работы чтений состоялись интерактивный семинар академика РАо, д-ра пед. наук, проф. Южного федерального университета Е.В. Бондаревской по теме «Методология модернизации педагогического обра-

зования в вузе»; симпозиум «Активные методы обучения» (руководитель - д-р пед. наук, проф. С.В. Бобрышов); мастер-класс д-ра фи-лол. наук, проф. АГПА А.А. Безрукова «Развитие личности: духовные традиции русской классической литературы» и творческая мастерская «Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани» (руководители - канд. ист. наук АГПА Г.о. Аствацатуров и ст. преп. каф. регионоведения АГПА А.А. Цы-бульникова).

Традиционное чтение докладов с последующей свободной дискуссией дополняли встречи в девяти тематических секциях (в том числе «Духовно-нравственное воспитание личности в образовательных системах», «Психологические особенности современных детей и молодежи», «Система менеджмента качества образования и педагогическая квалиметрия» и др.). Основные направления модернизации системы непрерывного образования были рассмотрены в работе секции, которой руководили д-р пед. наук, проф. академик РАО Е.В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф. Р. А. Га-лустов (г. Армавир). Интерес участников секции вызвало сообщение д-ра пед. наук, проф. каф. педагогики ВГСПУ С.В. Куликовой о построении и реализации программы учебной дисциплины «Педагогика» у бакалавров по ФГОС с позиции компетентностного подхода. В докладе было указано на то, что подготовка компетентного специалиста предполагает применение интерактивных форм обучения и тесную связь с реальной образовательной практикой. Например, лекционный курс может сочетать классические образцы монологического изложения с технологиями проблемного обучения. На семинарских занятиях применение современных образовательных технологий обусловлено не только требованиями новых стандартов к повышению роли самостоятельной работы студентов, но и модернизацией информационной образовательной среды.

Развитие концептуальных подходов в подготовке учителя к ценностному взаимодействию с семьей в системе вузовского обучения охарактеризовала д-р пед. наук, проф. каф. педагогики ВГСПУ И.В. Власюк. Она обозначила проблему построения эффективного общения на уровне отношений «учитель - ученик» и «учитель - родители», коммуникативных затруднений, возникающих у учителя в общении с родителями (коммуникативной некомпетентности педагога), и о недостатках про-

фессиональной подготовки учителя к организации ценностного взаимодействия с семьей. Одной из причин, свидетельствующих о затруднениях учителя в общении с родителями, является уровень общения в ходе профессиональной подготовки, когда преподаватель вуза ориентируется лишь на организацию образовательного процесса и в основном апеллирует к познавательным процессам студентов. Постоянный дефицит времени на общение и обмен мнениями, обсуждение вопросов на лекционных и семинарских занятиях, рефлексию создает дискомфорт неудовлетворенности у будущего учителя от того, что его «не дослушали», он «не договорил», «не высказался». В выступлении было отмечено, что возникла необходимость оптимизации процесса подготовки, разработки программ подготовки к ценностному взаимодействию с семьей и возможностей различных форм обучения в профессиональной подготовке учителя.

Проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности личности в системе образования была посвящена работа девятой секции (руководитель - д-р пед. наук, проф. М.В. Ко-репанова). Обсуждение велось по стержневой проблеме: какой должна быть безопасность жизнедеятельности личности в системе образования. Насилию над ребенком как личной или социальной проблеме было посвящено выступление канд. пед. наук, доц. ВГСПУ Э.И. Бахтеевой.

XXXI Международные психолого-педа-гогические чтения стали открытой площадкой для обсуждения проблем современного образования, рождения перспективных идей, создания новых образовательных проектов, обмена опытом между педагогами разных возрастов, культур и взглядов. Для участников чтения стали уникальным опытом, который можно с успехом применять в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.