УДК 376.1-058.264
Н.В.Микушина, г. Каменск-Уральский
Развитие лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста
В статье рассматриваются теоретические основания лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста, причины недоразвития речи, а также коррекционно-логопедическое воздействие, направленное на преодоление лексико-семантических нарушений.
Лексико-семантическая сторона речи, общее недоразвитие речи.
N.V.Mikushina, Kamensk-Uralsky
The development of lexical-semantic aspects of speech in children with general speech underdevelopment of preschool
The article examines the theoretical basis of the lexical-semantic aspects of speech in preschool children, the reasons for the underdevelopment of speech, as well as correctional and speech therapy interventions aimed at overcoming the lexical-semantic violations.
Keywords: Lexico-semantic aspect of speech, the general underdevelopment of speech.
Понятие «лексика» основывается на разграничении и четком противопоставлении трех аспектов языка - звукового состава, лексических и грамматических средств. Лексические средства - слова, словосочетания, систематизируемые издавна в словарях и называемые словарным составом, наряду со звуковым и грамматическим, составляют основу любого языка и могут быть названы в этом смысле его универсальными признаками [9].
Термин «семантика» определяется как наука о значениях слова, как раздел языкознания, в котором изучается смысловая сторона различных единиц языка, а также как один из аспектов изучения знаков в семиотике[7].
Изучение семантики осуществляется в настоящее время в лингвистики путем обращения к фреймовой теории (термин Филлмора). Фрейм - специфическое лексико-грамматическое обеспечение, которым располагает язык для наименования и описания категорий и отношений [10]. Во фрейм включается полный комплекс знаний о ситуации или об объекте, существующий в данный исторический период в данном социуме. Перечислить все признаки, входящие в фрейм, очень трудно, если вообще возможно.
Связь семантики слова с реальными объектами определяется как отношение между значением и смыслом (в терминах Г.Фреге), взаимоотношение смысла слова и его значения сложны. Значение приобретает устойчивость независимо от индивидуального отношения к нему человека. Смысл же слова всегда индивидуален и является совокупностью всех психологических факторов, которые возникают в сознании человека благодаря слову, и он всегда имеет свое психологическое содержание[4].
Смысл начинается формироваться до языка и речи. Надо видеть вещи, двигаться среди них, слушать, осязать - словом, накапливать в памяти всю сенсорную информацию, которая поступает в анализаторы [5].
В современной лингвистической литературе нет единого мнения по вопросу о том, что составляет семантическую основу слова. Выделяется несколько различных направлений, которые условно разграничиваются по тому, что принимается за основной параметр, обеспечивающий смысловое единство слова: семантический стержень; семантический центр, общее понятие; общее значение лексемы. Представление о семантическом стержне или семантическом центре слова как основы единства его семантической структуры было введено В.В.Виноградовым[2], а начало последовательного изучения семантического центра слова было положено в работах А.А.Уфимцевой.
Классификация лексических значений (по В.В.Виноградову[2]:
• Значения прямые номинативные. Круг употребления номинативного значения слова, круг его связей соответствует связям и отношениям самих предметов. У слова может быть несколько свободных значений, в которых непосредственно отражаются разные предметы и явления действительности.
• Значения фразеологически связанные, которые реализуются лишь в устойчивых сочетаниях слов, обусловленных не предметно логически, а внутренними семантическими закономерностями развития языковой системы.
• Синтаксически ограниченное значение, которое реализуется в слове лишь тогда, когда оно выступает в предложении в определенной синтаксической функции.
• Конструктивно обусловленное значение характеризуется предметно-смысловой неполнотой его раскрытия в формах самого слова: полностью оно реализуется лишь в свойственной ему синтаксической конструкции - в сочетании с другими словами, количество и состав которых могут быть ничем не ограничены.
Установлено, что слово является вначале слабым компонентом сложного комплексного раздражителя, затем самостоятельным раздражителем, замещающим собой весь комплекс непосредственных раздражителей, и, наконец, обобщающим сигналом. От частого повторения словесного компонента усиливается и концентрируется очаг возбуждения, вызванный словом, в то время как условные реакции на другие, непостоянные компоненты комплексного раздражителя тормозятся по механизму отрицательной индукции. Если в начале слово может быть эквивалентом только одного комплекса ощущений, то в дальнейшем оно замещает несколько комплексов ощущений, т.е. приобретает функцию обобщения[4].
К.Д.Ушинский призывал вдумываться в смысл слов и выражений, которые слышат и произносят дети, отводя особое место самостоятельным семантическим упражнениям, предполагающим использование в речи слов и форм родного языка[4].
Особое значение семантики в системе языка заключается в том, что все языковые элементы в определенном смысле являются носителями значений [4].
Также для построения связного высказывания большую роль играет интонационное формирование высказывания. Работу над интонацией следует вести не только в плане обучения выразительности речи, но и в семантико-синтаксическом плане, рассматривая ее в качестве средства, несущего семантические функции[1].
Взаимосвязь словарной работы и формирования умения применять в речевой деятельности словообразовательные операции определяется тем, что семантика словообразовательных единиц оказывает влияние на семантику слова в целом[4].
Функционирование языка как средства общения опирается прежде всего на системную организацию его лексико-семантического уровня, позволяющую производить успешный поиск нужной единицы в зависимости от речевой ситуации[4].
Нарушения лексико-семантической стороны речи характерны для детей с различными проблемами развития[6].
Трудности усвоения единства значения и формы слова влекут за собой задержку в формировании семантических полей у детей с общим недоразвитием речи, приводят к ограниченному количеству смысловых связей, недостаточному уровню сформированности синтагматических и парадигматических отношений, несовершенству поиска номинативных единиц[12].
Методика коррекционной работы должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы[3].
Частой причиной недоразвития речи является нарушение зрительного и слухового восприятия. В частности, при нарушении восприятия ребенок не видит предмет как нечто целое, что связано с оптико-гностическими нарушениями. Патология восприятия проявляется у детей с общим недоразвитием речи на фоне снижения психической активности[8].
Дошкольники с общим недоразвитием речи отличаются от нормально развивающихся сверстников, как по объему зрительного восприятия предметов, так и по стойкости зрительных представлений.
Таким образом, в коррекционно-логопедическом воздействии, направленном на преодоление лексико-семантических нарушений, необходимо учитывать развитие психики детей с общим недоразвитием речи.
Коррекционное обучение должно проводиться с учетом внутренней структурации «сложноорганизованного психолингвистического устройства»: формирование семантического этапа должно осуществляться в тесном взаимодействии с развитием других звеньев речепорождающего механизма. Теоретические положения о выборе нужного элемента из семантического поля определяют необходимость уточнения и закрепления семантических и звуковых признаков слов, сформированности системных связей языковых единиц[4].
Методика развития лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР строится на концепции «сетевой» организации следов словесных сигналов[4].
Коррекционное обучение учитывает онтогенетическую последовательность формирования лексики: определенный порядок в усвоении частей речи, в овладении основными компонентами значения[4].
Учитывая, что в структуре дефекта при общем недоразвитии речи присутствует неречевая симптоматика, коррекционно-логопедическая работа должна носить комплексный характер, что предполагает воздействие на развитие познавательной деятельности, психических процессов дошкольников[4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Белякова, Г.П. Осознание смысловой структуры предложения детьми дошкольного возраста / Г.П. Белякова // Развитие речи дошкольника : сб. науч. тр. / под ред. О.С. Ушаковой. - М. : Изд-во АПН СССР,1990.
2. Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1953. - № 5.
3. Грибова, О.Е. О содержании понятия «Онтогенический принцип» в логопедии / О. Е. Грибова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М. : Экономика, 1997.
4. Еремина, В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Еремина. - М., 2002. - 193 с.
5. Жинжин, Н.И. речь как проводник информации / Н.И. Жинжин. - М. : Наука, 1982. - 157 с.
6. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных(коррекционных) образовательных учреждений / А.Г. Зикеев. - М. : Академия, 2000. - 200 с.
7. Кацнельсон, С.Д. Типология языка и речевое мышление / С.Д. Кацнельсон. - Л. : Наука, Ленинград. отд-ние, 1972. - 216 с.
8. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М. : Просвещение, 1968.
9. Уфимцева, А.А. Лексическое значение. Основные проблемы лингвистического изучения лексического значения / А.А. Уфимцева. - М. : Наука, 1986. - 240 с.
10. Филлмор, Ч. Дж. Основные проблемы лексической семантики / Ч. Дж. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистики. - М. : Радуга, 1983. - Вып. 12. Прикладная лингвистика.
11. Цветкова, Л.С. Принципы и методы восстановительного обучения при афазии / Л.С. Цветкова // Хрестоматия по логопедии : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 1997. - Т.П.
12. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С.Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М. : Экономика, 1997.