ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шпак Л. М. Оценка структурно-смыслового компонента рассказов дошкольников с патологией речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186074.htm.
ART 186074 DOI 10.24422/MCITO.2018.V8.15635 УДК 376.3
Шпак Лариса Михайловна,
магистрант ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический уни верситет», г. Омск !аг1ва [email protected]
Оценка структурно-смыслового компонента рассказов дошкольников
с патологией речи
Аннотация. В статье отражены результаты проведенного эксперимента. Охарактеризована способность дошкольников с патологией речи к продуцированию описательных и повествовательных рассказов. Установлены специфические типы ошибок, которые допускают дети. Отмечено, что такие ошибки свидетельствуют о неполноценности структурно-смыслового компонента высказываний. Оценены умения дошкольников строить логичные и информативные рассказы. Ключевые слова: патология речи, общее недоразвитие речи, дошкольники, повествовательный рассказ, рассказ-описание, логопедия. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
За последние несколько лет в логопедии произошли значительные изменения в плане определения приоритетных линий развития ребенка с патологией речи. Наряду с решением традиционных задач сделан акцент на необходимость формирования у детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), целостной картины мира, социально-коммуникативных навыков, способности давать объективную оценку событиям, явлениям, а также людям и взаимоотношениям между ними. При этом нельзя не признать, что логопедическое воздействие не может быть эффективным, если оно строится без учета особенностей речевой практики и социокультурных детерминат развития ребенка как языковой личности. В связи с этим становится необходимым проведение своевременного психолого-педагогического обследования детей, в том числе их речевой продукции в виде рассказов. Учет данных, полученных в ходе диагностики, позволяет исключить формальный подход к определению стратегии коррекционной работы, направленной на устранение выявленных у детей вторичных нарушений.
В настоящее время логопедия располагает значительным объемом научно обоснованных данных о влиянии речевой патологии на способность ребенка к овладению системой родного языка в целом и навыками текстообразования в частности. В то же время ряд вопросов требует уточнения, конкретизации, дополнительной проверки.
Укажем: в работах современных авторов отмечается, что при патологии речи снижена способность к коммуникативному взаимодействию. Детям, имеющим данное нарушение, сложно реализовать собственный замысел, построить содержательный и завершенный рассказ.
Так, С. Н. Коновалова пишет, что дошкольники с патологией речи, обладая резко ограниченным предикативным словарем, являющимся ядром большинства предложений, грубо нарушают структуру синтаксических конструкций, неадекватно вводят в их состав лексические единицы. Это затрудняет понимание содержания инициативной речи ребенка с ОНР его сверстниками и взрослыми, не позволяет ему точно передать ту или иную информацию [1].
Т. Ю. Четвериковой сообщается о сложностях решения детьми с ОНР как собственно речевой, так и творческой задачи при продуцировании сложного синтаксического целого. Так, эти дошкольники затрудняются самостоятельно составить рассказ,
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шпак Л. М. Оценка структурно-смыслового компонента рассказов дошкольников с патологией речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186074.htm.
даже если им предоставляются различные вербальные опоры в виде лексических единиц, словосочетаний, словесного плана из вопросительных или повествовательных предложений, а также целого фрагмента текста - его начала или конца [2].
О. Г. Грибукова обращает внимание на недостаточную образность высказываний ребенка с ОНР, неточные оценочные суждения в связи с неполноценным владением словообразовательными операциями. Дошкольник с ОНР затрудняется сообщить об объекте или субъекте в ласкательной форме; указать на материал, из которого изготовлен предмет; называть лицо по роду деятельности, использовать соответствующие аффиксы для образования лексем, указывающих на результат того или иного действия [3].
О. В. Якубенко и О. А. Зайко пишут, что уже в раннем возрасте у ребенка с патологией речи, несмотря на ментальное здоровье, первично сохранную двигательную сферу и полноценный физиологический слух, не складывается такой сенсорной и моторной базы, которая необходима для последующей интеракции с использованием вербальных средств общения. Соответственно, на последующих возрастных этапах отсутствует прочная и полноценная основа для формирования словесной речи как средства познания и коммуникации [4].
Л. В. Ковригина сообщает, что особого внимания в системе логопедической коррекции заслуживает смысловая сторона речи дошкольников с ОНР. Эти дети, не имея интеллектуальных нарушений, затрудняются понимать содержание текста и подтекста, выделять главную мысль, точно и полно передавать содержание. Особое внимание Л. В. Ковригина уделяет низкой способности названной категории детей понимать семантику фразеологических оборотов. Как отмечает автор, дошкольники с ОНР практикуют буквальную трактовку содержания фразеологизмов, не усматривают их переносного значения, затрудняются заменить фразеологизм соответствующим синонимичным высказыванием. В результате дети названной нозологической группы не способны включать средства вторичной образной номинации в состав продуцируемых рассказов, в связи с чем связная речь лишается образности и выразительности [5].
Несмотря на высокий научный интерес к содержанию и языковому оформлению детьми с ОНР своих высказываний, структурно-смысловой компонент продуцируемых ими рассказов остается в логопедической теории и практике недостаточно изученным. Это осложняет процесс разработки технологий, средств и способов логопедического воздействия, ориентированных на овладение ребенком способностью продуцировать сложное синтаксическое целое.
С учетом изложенного выше нами было организовано экспериментальное исследование. Его участниками стали дети шести лет с ОНР, которые посещают группы компенсирующего вида. Регулярную коррекционную помощь дошкольники стали получать в возрасте 4-5 лет, а до этого периода времени они воспитывались в семьях, где логопедические занятия с детьми не проводились.
Мы определили содержание диагностической процедуры, предусматривающей оценку структурно-смыслового компонента рассказов дошкольников указанной нозологической группы. Так, диагностическое обследование включало составление испытуемыми двух рассказов (описательного и повествовательного) с опорой на иллюстративный материал. Сначала дошкольникам (для построения описательного рассказа) предъявлялась картинка с изображением ежа, который находится в лесу на грибной полянке. Во втором случае испытуемым предлагалась серия из четырех картинок. На картинках изображены мальчики, которые, собирая грибы в лесу, нашли выпавшего из гнезда птенца и помогли вернуть его на место. Эта диагностическая проба предполагала продуцирование дошкольниками с ОНР описательно-повествовательного рассказа.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шпак Л. М. Оценка структурно-смыслового компонента рассказов дошкольников с патологией речи // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186074.htm.
При оценке речевой продукции детей старшего дошкольного возраста с ОНР использовались следующие критерии:
- логичность строения текстов, наличие в них всех необходимых компонентов в виде зачина, основной части и концовки, взаимосвязь частей сложного синтаксического целого;
- содержательность рассказов, смысловая полнота;
- точность и достоверность передачи информации (наличие/отсутствие искажений, неоправданных привнесений);
- - опора на жизненный и читательский опыт при продуцировании сложного синтаксического целого;
- способность озаглавить построенный текст (это умение указывает на наличие способности сообщать о главном);
- синтаксическая и лексическая наполняемость рассказов. В частности, в соответствии с данным критерием имелась возможность оценить точность употребления лексем, соответствие использованных синтаксических конструкций языковым нормам, их разнообразие, а также наличие в речевой продукции старших дошкольников с ОНР сравнений, образных средств языка и др.
При обработке полученных данных было отмечено, что испытуемые (100%) с удовольствием рассматривали изображения. Некоторые дети (20%) еще до составления рассказов делали комментарии о том, кто изображен на иллюстрации и чем он занят. В то же время такие вербальные инициативы дошкольников быстро завершались и имели незначительный объем: от двух до четырех слов, используемых в составе одного-двух предложений.
Первая диагностическая проба. При продуцировании описательного рассказа дети построили серию тематически связанных фраз (от 5 до 9). Несмотря на то что в рассказах отсутствовали грубые смысловые нарушения, объем речевой продукции испытуемых оказался крайне мал. Так, испытуемые исключали указания на цвет (70%), форму (85%), величину (90%), пространственное расположение объектов (100%). Дошкольники (100%) оперировали простыми малораспространенными предложениями, в структуре которых отмечались грамматические ошибки, связанные с нарушением правил управления и согласования лексических единиц. В 35% случаев прослеживалось возвращение к ранее сказанному, то есть повтор целого предложения либо его части.
В рассказах всех без исключения дошкольников с ОНР было обнаружено неточное либо неверное использование лексики, неправомерно частое употребление одних и тех же слов. Это свидетельствует как о несформированности у детей средств межфразовой связи, так и о неполноценности умения пользоваться синонимами и антонимами, о недоразвитии навыков словообразования.
Приведем пример одного рассказа, где содержится ряд ошибок, о которых сообщалось выше. «Это ёжик. Ёжик ползет. Собирает грибы. Собирает на спину. У ёжика в спине иголки. Он насобирывает много грибов. В лесу много ягодов. В лесе много грибов. Он подползывает и насобирывает».
Как следует из представленного примера, ребенок верно устанавливает место действия и объекты. При этом в речевой продукции дошкольника имеются аграмматизмы, прослеживается неумение пользоваться словообразующими аффиксами. При построении текста сообщается только об основном действии, но не представлена дополнительная информация. В частности, отсутствует описание деревьев, лесной поляны, грибов и т. п.
Аналогичными с точки зрения содержания и структурной организации являлись и другие рассказы. Наличие зрительной опоры не обеспечило ни одному из испытуемых успешного выполнения диагностического задания, результатом которого должен был стать развернутый описательный рассказ.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шпак Л. М. Оценка структурно-смыслового компонента рассказов дошкольников с патологией речи // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186074.htm.
Вторая диагностическая проба. Составляя повествовательно-описательный рассказ, 75% испытуемых соблюдали логику изложения, чему способствовал опорный иллюстративный материал в виде серии из четырех картинок. В то же время речевая продукция 100% испытуемых имела недостаточный объем. В среднем дети продуцировали по одной-две фразе к каждой картинке. В основном дошкольники стремились отразить событийную основу, оставляя без внимания пейзаж и исключая портретную характеристику персонажей. Это не позволило детям в полной мере представить в своих текстах описательную часть.
Кроме того, при составлении рассказов дошкольники (95%) не пользовались выразительными средствами языка, употребляли только наиболее распространенные в разговорной речи имена прилагательные, а также допускали неоправданные замены одних лексем другими. Например, вместо «корзинки» - «сумки», «вёдра»; вместо «полез (забрался) на дерево» - «прыгнул (забежал, заполз) на дерево», вместо «гнездо» - «дупло (нора, дом)».
Строя предложения, старшие дошкольники с ОНР опускали придаточные части с союзами «потому что», «так как», необходимые для точной передачи смысла. Проиллюстрируем эти ошибки на примере одного рассказа. «Мальчики были в лесу. Мальчики грибы брали в сумки свои. Мальчики увидели маленькую птицу. Она упала в землю из дерева. Она хотела домой. Мальчик вполз в дереве. Мальчик положил птицу в дупло».
Комментируя содержание речевой продукции ребенка, отметим, что при понимании события, отображенного на иллюстративном материале, дошкольник не смог точно и с учетом норм родного языка оформить фразы и текст в целом. Аграмма-тизмы, далекие синонимические замены, отсутствие связок между фрагментами рассказа, нарушение порядка следования лексических единиц в предложениях привели к структурной несостоятельности построенного текста. В процессе продуцирования устного рассказа дошкольник с патологией речи передавал информацию лишь о том, что было изображено на переднем плане каждой картинки, оставляя без внимания детали, в том числе несущие определенную и значимую информацию.
Отметим также, что при продуцировании рассказов дошкольники (70%) не опирались на свой жизненный и читательский опыт. Это не означает, что данный опыт отсутствует, а свидетельствует о неумении его использовать в самостоятельной речевой деятельности. Несомненно, при отсутствии внимания к этому факту в логопедической работе дети с ОНР окажутся неподготовленными к изучению и анализу литературных произведений на этапе школьного обучения. Это не позволит обеспечить полноценного развития ребенка как языковой личности, способной к пониманию не только основной содержательной линии произведения, но и подтекста; к установлению причинно-следственных связей; к объективной оценке людей, их поступков, качеств характера и т. п. [6]
Также у 90% испытуемых отсутствовала постановка логического ударения, что необходимо для акцентирования внимания на особенно значимом фрагменте сообщения.
При проведении исследования было отмечено, что по личной инициативе озаглавили построенные рассказы 50% испытуемых, а остальные дети сделали такую попытку только по просьбе экспериментатора. Заглавия, предложенные испытуемыми как для первого, так и для второго рассказа, являлись однотипными. Например, описательные рассказы были названы следующим образом: «Ёжик» (у 75% испытуемых), «Ёжик собирает грибы» (у 20% испытуемых), «Ёжик в лесу» (у 5% испытуемых). Аналогичными были речевые стратегии дошкольников при наименовании описательно-повествовательного рассказа: «Мальчики» (у 35% испытуемых), «Мальчики нашли
ниегп
issn 2304-120X Шпак Л. М. Оценка структурно-смыслового компонента рассказов дошкольников с патологией речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186074.htm.
научно-методический электронный журнал
птичку» (у 30% испытуемых), «Мальчики в лесу» (у 20% испытуемых), «Птичка нашлась» (у 15% испытуемых).
Основные результаты, полученные в ходе количественного анализа данных с использованием указанных выше критериев, получили отражение в таблице. Здесь мы представили сведения о степени сформированности у детей с ОНР умений строить описательные и описательно-повествовательные рассказы.
Количественные результаты оценки структурно-смыслового компонента рассказов дошкольников с патологией речи
№ п/п Оцениваемые умения Степень сформированном количество детей пи умений; %)
Высокая Удовлетворительная Низкая Крайне низкая (полностью не сформировано)
1 Умение логично структурировать рассказы 0 5 95 0
2 Умение строить содержательные рассказы 0 15 85 0
3 Умение достоверно передавать информацию 0 90 10 0
4 Умение опираться на жизненный и читательский опыт при построении рассказов 0 30 70 0
5 Умение озаглавливать построенный рассказ 0 50 50 0
6 Умение осуществлять адекватное лексическое наполнение высказываний 0 0 100 0
7 Умение адекватно структурировать фразы, вводить их в состав рассказов 0 5 95 0
Как следует из содержания таблицы, в использованной нами оценочной шкале отсутствуют крайние степени сформированности у детей с ОНР умений, связанных со структурно-смысловой организацией описательных и описательно-повествовательных рассказов: высокая и крайне низкая. В то же время лишь немногие испытуемые продемонстрировали удовлетворительную степень. Установлено, что в большей мере у старших дошкольников с речевой патологией страдает синтаксическая и лексическая наполняемость рассказов. Кроме того, неполноценной является не только структура продуцируемых текстов, но и их содержание.
Нельзя не отметить, что большинство старших дошкольников с ОНР демонстрируют удовлетворительно развитое умение достоверно передавать информацию, не искажая фактов, не подменяя одни явления, объекты, события другими. Причина этого заключается не только в сохранной интеллектуальной сфере испытуемых. К старшему дошкольному возрасту дети уже накопили некоторый жизненный опыт, владеют определенными представлениями об окружающей действительности, способны осмысливать происходящие в бытовой сфере события и т. д.
В результате обобщения полученных данных, зафиксированных в ходе исследования и подвергнутых анализу в качественном и количественном аспектах, мы установили особенности связной речи и специфические типы ошибок старших дошкольников с ОНР, а именно:
- недостаточная информативность рассказов, нарушение их смысловой целостности, пропуск семантически значимых частей;
- однотипность синтаксических конструкций, их структурная незавершенность, явное преобладание простых малораспространенных предложений над распространенными и сложными;
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шпак Л. М. Оценка структурно-смыслового компонента рассказов дошкольников с патологией речи // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186074.htm.
- бедная лексическая наполняемость текстов, неточное либо неверное употребление слов во фразах, отсутствие в рассказах средств вторичной косвенной номинации.
Подытоживая, отметим, что развитие у дошкольников с патологией речи навыков структурно-смысловой организации рассказов правомерно рассматривать в качестве особой образовательной потребности этих детей. От удовлетворения данной потребности во многом зависит успешность становления ребенка как самостоятельного читателя и языковой личности.
Ссылки на источники
1. Коновалова С. Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи различного генеза // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 59-67.
2. Четверикова Т. Ю., Кузьмина О. С., Сорокин А. Д. Частные методики коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями: метод. пособие. - Омск: БОУ ДПО ИРООО, 2010. - 52 с.
3. Грибукова О. Г. К вопросу о преодолении нарушений словообразования прилагательных у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы науч.-практ. конф. / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. - Новосибирск: НГПУ, 2018. - С. 134-136.
4. Якубенко О. В., Зайко О. А. Нейрофизиологические основы педагогического сопровождения развития речи детей раннего возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмео-логия образования. Психология развития. - 2017. - Т. 6. - № 1. - С. 89-94.
5. Ковригина Л. В. Особенности формирования смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S8. - С. 52-58. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76103.htm.
6. Четверикова Т. Ю. Школьники с тяжёлыми нарушениями речи как читатели // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - С. 80-87. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470140.htm.
Larisa Shpak,
Graduate Student, Omsk State Pedagogical University, Omsk larisa [email protected]
Evaluation of the structural and semantic component of stories of preschool children with speech pathology Abstract. The article presents the results of the experiment. It characterizes the ability of preschool children with speech pathology to produce narrative and descriptive stories. The author reveals specific types of errors that children make. It is noted that such errors indicate the inferiority of the structural-semantic component of utterances. The skills of preschool children to build logical and informative stories are estimated. Key words: speech pathology, general underdevelopment of speech, preschoolers, narrative story, story-description, speech therapy. References
1. Konovalova, S. N. (2006). "Osobennosti ovladeniya predikativnoj leksikoj doshkol'nikami s obshchim ne-dorazvitiem rechi razlichnogo geneza", Defektologiya, № 3, pp. 59-67 (in Russian).
2. Chetverikova, T. Yu., Kuz'mina, O. S. & Sorokin, A. D. (2010). Chastnye metodikikorrekcionno-pedagog-icheskoj raboty s det'mi doshkol'nogo vozrasta s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami: metod. posobie, BOU DPO IROOO, Omsk, 52 p. (in Russian).
3. Gribukova, O. G. (2018). "K voprosu o preodolenii narushenij slovoobrazovaniya prilagatel'nyh u dosh-kol'nikov 5-6 let s obshchim nedorazvitiem rechi", in Chesnokova, G. S. & Ushakova, E. V. (eds.). Sov-remennye napravleniya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detstva: materialy nauch.-prakt. konf., NGPU, Novosibirsk, pp. 134-136 (in Russian).
4. Yakubenko, O. V. & Zajko, O. A. (2017). "Nejrofiziologicheskie osnovy pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya rechi detej rannego vozrasta", Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya ser-iya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya, t. 6, № 1, pp. 89-94 (in Russian).
5. Kovrigina, L. V. (2016). "Osobennosti formirovaniya smyslovoj storony rechi u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitiem rechi", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Kon-cept", № S8, pp. 52-58. Available at: http://e-koncept.ru/2016/76103.htm (in Russian).
6. Chetverikova, T. Yu. (2017). "Shkol'niki s tyazhyolymi narusheniyami rechi kak chitateli", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № S11, pp. 80-87. Available at: http://e-kon-cept.ru/2017/470140.htm (in Russian).
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шпак Л. М. Оценка структурно-смыслового компонента рассказов дошкольников с патологией речи // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186074.htm.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 22.05.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.06.18
Принята к публикации Accepted for publication 10.06.18 Опубликована Published 31.08.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Шпак Л. М., 2018
9772304120180