РАЗВИТИЕ КУРОРТНОЙ ЗОНЫ ТУРКМЕНИСТАНА
Э.М. Курбанназарова1, старший преподаватель Ш.С. Аматыева2, магистрант
Туркменский государственный университет им. Махтумкули 2Санкт-Петербургский государственный экономический университет
1 (Туркменистан, г. Ашхабад)
2 (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-4-220-224
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о туристическом потенциале национальной курортной зоны Туркменистана «Аваза». Изучены прилагаемые меры государства в поддержку развития туризма в стране. Проанализированы тенденции выездного туризма жителей России в страны СНГ, а также изучены статистические данные о состоянии туристического выездного потока за последние несколько лет, в следствии этого, авторами определены потенциальные целевые аудитории курортной зоны Туркменистана. Также обосновано, почему туристическая отрасль становится перспективным и потенциально важным сектором национальной экономики страны. Выявлены проблемы и предложены рекомендации по работе над привлекательностью морского курорта для туристов.
Ключевые слова: туризм в странах СНГ, туризм в Туркменистане, развитие морского курорта, выездной туристический поток, тенденции туристического потока в условиях неопределенности, доля туризма в ВВП стран СНГ, тренды в туризме.
Курорты Каспийского моря, в отличие от черноморских и азовских, не являются самыми популярными направлениями для летнего отдыха среди туристов из стран СНГ. Несмотря на это, на восточном побережье Каспийского моря в полную мощь функционирует курортная зона Туркменистана - Национальная туристическая зона «Аваза», которая выгодно отличается от аналогичных курортных зон своей круглогодичностью и развитой туристической инфраструктурой.
За прошедшие 15 лет Национальная туристическая зона «Аваза» стала известна как место проведения важных политических и деловых встреч, культурно-спортивных мероприятий национального и регионального уровня. В 2023 г. в соответствии с политикой расширения международных отношений Президентом Туркменистана была утверждена «Программа развития международного сотрудничества в туристической отрасли на 2024-2025 годы», которая призвана укрепить партнерство с международными организациями в сфере туризма. Также в рамках реализации национальной программы «Возрождение новой эпохи суверенного государства: Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана на 2022-2052 годы»
на территории «Авазы» планируется запуск пилотного проекта Глобального транзитного документа ^ТЮ), нацеленного на создание новой цифровой системы, объединяющей различные виды транспорта, упрощение и цифровизацию процедур пересечения границ, транзита и торговли для восстановления и дальнейшего устойчивого развития в пост-пандемийный период [1].
В настоящее время, ввиду последствий карантинных ограничений и социально-экономической обстановке в мире, курортная зона находится на прежнем уровне развития. Туристический поток, как и ожидалось, характеризуется внутренним типом туризма, и по размеру и интенсивности в 2023 г. достигает уровня бескризисного 2019 г. [2]. По данным Государственного информационного агентства «ТБИ», за летний курортный сезон 2023 года Национальную туристическую зону Туркменистана «Аваза» посетили более 150 тысяч туристов. Однако в связи с проведением ряда крупных международных форумов и конференций уже к 2024 году прогнозировалось увеличение турпотока на 20% [3].
Согласно национальной программе по развитию туризма на 2024-2025 гг. осуществляется ряд мер, предусматривающих повышение
конкурентоспособности национального туристического продукта:
- частными профильными предприятиями разрабатываются новые туристические маршруты, связанные с организацией круизов между прикаспийскими государствами;
- сформировываются предложения по сотрудничеству с зарубежными партнерами по созданию в Каспийском регионе туристического кластера на взаимовыгодных условиях;
- участие в международных выставках и форумах с презентацией туристического потенциала [1].
Однако следует отметить, что неизменная высокая плотность внутреннего туристического потока не лучшим образом сказывается на росте цен на услуги, при этом наблюдается в определенной степени снижение разнообразия и качества оказываемого сервиса. Наряду с этим ужесточаются требования и условия: в 2022 г. стало необходимым приобретение туристической путевки или соответствующего документа, обеспечивающего право на проезд в «Аваза» и бронирование места в средствах
размещения, а также оформление медицинских документов о состоянии здоровья отдыхающего. Введенные правила, в первую очередь, направлены на перераспределение туристских потоков, которые в каждый летний сезон оказываются чрезмерными по отношению к пропускной способности туристкой инфраструктуры морского курорта.
Основные результаты исследования. Согласно данным Ассоциации туроператоров, выездной туризм граждан России в страны постсоветского пространства растет с каждым годом на более чем 10% [4], так, в 2023 году доля стран СНГ в структуре выездного потока составила 48,3%, для сравнения, это на 10% больше относительно 2022 года [5]. К примеру, в 2023 году доля российских туристов, въехавших в Казахстан, составила 43% (более 300 тыс.), в Киргизию - 16% (600 тыс.), в Узбекистан - 33% (более 700 тыс.), в Таджикистан - 38% (более 2000 тыс.). Изменение количества прибытий туристов в странах СНГ за 2019-2023 г. показаны в таблице 1.
Таблица 1. Д инамика выездного туристского потока российских туристов
Страна Поездки за 2023 г. Динамика к 2022 г. Динамика к 2021 г. Динамика к 2019 г.
Грузия 1 113 973 [5,] 27,50% 4,7% 4,6%
Казахстан 2 942 277 [5,6] 9,3% 234% 21%
Киргизия 444 531 [7] 27% 200% 40%
Узбекистан 456 671 [5,8] 12,6% 200% 26%
Таджикистан 313 941 [5,9] 92, 8% 212% 44%
Как видно из таблицы 1, наблюдается колоссальный прирост туристического потока в страны Средней Азии. По оценкам аналитиков АТОР, рост количества поездок обусловлен не только снятием ковидных ограничений и дефицитом направлений дальнего зарубежья, но и перегруженностью туристской инфраструктуры и ростом цен на курортах Турции, Египта и в ряде других стран. Наряду с этим, рост туристического потока сопровождался его заметной трансформацией. Проанализировать это можно на примере популярной курортной зоны Киргизии озера Иссык Куль. Экспертами отмечается, что целевым сегментом становятся группы людей от 25 до 40 лет, влияющие на интенсивность турпотока: теперь поездки становятся короче, но чаще. По-
зитивная сторона этой тенденции послужила подспорьем для организации специализированных точек для отдыха вдоль всего туристического маршрута и модернизации их новыми гаджетами. В специальных «rest point», а их на данный момент 21 точка, можно отдохнуть, подзарядить телефон, обратиться к интерактивной доске с информацией о маршрутах, а также принять душ и выпить кофе. Другой особенностью турпотока является появление нового вида туризма, когда отдых идет без отрыва от работы.
Бесспорным является и увеличение поступлений в бюджет на фоне туристического бума 2022-2023 годов. Изменение доли туристических услуг в ВВП стран Средней Азии за 2019-2023 г. показаны в таблице 2.
Таблица 2. Доля туристических услуг в ВВП, % [10-13]
Страна Доля туризма в ВВП страны 2023 г. Доля туризма в ВВП страны 2022 г. Доля туризма в ВВП страны 2021 г. Доля туризма в ВВП страны 2019 г.
Казахстан - 6,2 5,2 5,6
Киргизия 3,6 2,9 0,8 5,1
Узбекистан 3,1 2,3 2,3 2,6
Таджикистан 2,9 2,8 1,3 2,2
Как видно из данных, приведенных в таблице 2, приток туристов из-за рубежа стал хорошим подспорьем для увеличения поступлений в бюджет. В связи с этим можно предположить, что наиболее перспективным и приоритетным вектором экономики Туркменистана является туризм, а потенциальной и многочисленной целевой аудиторией НТЗ «Аваза» являются российские туристы.
Главным сдерживающим фактором формирования туристического потока, несомненно, является экономика - по наблюдениям АТОР, туристы в первую очередь выбирают маршруты с недорогим перелетом. Так средний тариф на прямой перелет из Москвы до Ашхабада обходился туристам в 15 тыс. рублей в доко-видное время, в 2023 году цены на авиаперелет с пересадкой в Стамбуле поднимались до 50 тыс. рублей с человека.
Вторым важным фактором, тормозящим рост турпотока, является визовый режим. Кроме того, по заявлению туроператоров, препятствием является недостаточная активность Туркменистана на российском туристическом рынке, что в свою очередь приводит к не совсем верным представлениям туристов о предстоящем отдыхе.
Подобные ограничения, с одной стороны, являются предпосылками увеличения масштабов внутреннего пляжного туризма, который в летний сезон достигает значения, близкого к овертуризму. А с другой стороны, делает невозможным накапливание спроса в несезонный период.
Главным стимулом, влекущим туристов, неоспоримо являются туристские впечатления, фундаментом которых являются природные ресурсы. Принимая во внимание богатые природные туристско-рекреационные ресурсы Туркменистана, а также политику бережного отношения к древним культурным, архитектурным и природным памятникам, сохранения исконных традиций и обычаев туркменского народа, своеобразных художественных
ремесел, обеспечения благополучной экологии, популяризации достижений современного государства, можно констатировать: все это способствует росту интереса к стране, развитию различных видов туризма - лечебно-оздоровительного, спортивного, экологического, культурного, делового и даже конного.
Исходя из наблюдений, становится очевидным, что государство в поддержку туризма ранее использовало только экономические инструменты воздействия, такие как: льготы, субсидии, инвестиции в строительство. Как показывает практика, этого недостаточно, необходимы и меры по совершенствованию нормативно-правового обеспечения, упрощению и модернизации миграционного контроля, системы менеджмента и в целом стратегического планирования туристического сектора. Данные замечания важны, поскольку предпринимаемые меры в работе с повышением имиджа и нетворкингом на международной арене в рамках программы по развитию туризма уже дают свои показатели: так, уже к 2024 году наблюдается наивысший прирост по количеству поездок россиян в Туркменистан относительно предыдущих лет (10 782 поездки или 105%) [5].
Выбор тех или иных инструментов развития туризма должен исходить из результатов углубленного анализа текущей ситуации в этой области. Поскольку стоимость проживания в отелях унифицирована государством, попытка конкурировать между собой посредством изменения цен является невозможной. С учетом этого представляется целесообразным ввод в НЗТ «Аваза» комплекс услуг «отдых по системе «все включено»», выдачу клубных карт или подписок, позволяющих отдохнуть в развлекательных комплексах и посетить рестораны.
Налаживание корпоративной культуры сотрудников и служащих туристических агентств, подготовка и переподготовка кадров
являются важными факторами для обеспечения высококачественного сервиса, который послужит эффективной и малозатратной рекламой, создающей благоприятный образ как для туристов, в частности, так и, в целом, на международной арене.
Перспективным направлением
НТЗ «Аваза», располагающей всеми условиями для работы в атмосфере курорта, помимо упомянутого ранее нового вида туризма «отдых без отрыва от работы» или «удаленная работа без отрыва от отдыха», могут стать и
ния, предполагающая во время отдыха прохождение в составе семьи или группы работников какого-нибудь обучающего курса, сегодня все шире практикуется во многих государственных, совместных или частных учреждениях.
С учетом имеющихся планов дальнейшей застройки, Аваза в перспективе может стать главным всесезонным курортом, здесь будет развиваться и зимний отдых - в русле современных тенденций на внутреннем и международном рынках туристических услуг, что
поощрительные интенсив-туры, которыми ор- также пополнит ассортимент сопутствующего ганизации и коммерческие фирмы награжда- сервиса в сегменте делового туризма. ют своих сотрудников. Такая форма поощре-
Библиографический список
1. Асланян Г. Туркменистан разрабатывает программу развития международного сотрудничества в туристической отрасли // Информационная программа «Ватан». Туркменпортал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://turkmenportal.com.tm/compositions/1626 (дата обращения: 15.10.2024).
2. Председатель Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана ознакомился с состоянием дел в Национальной туристической зоне «Аваза» // Государственная таможенная служба Турме-нистана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.tm/index.php/ru/news/454 (дата обращения: 15.10.2024).
3. Реджепова О. Туркменистан активизирует международное туристическое сотрудничество // Электронная газета «Золотой Век». Государственное информационное агентство Туркменистана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/74248/ (дата обращения: 15.10.2024).
4. Редакция «Вестника АТОР». В какие страны ездили российские туристы в 2022 году // Ассоциация Туроператоров России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.atorus.ru/node/51287 (дата обращения: 20.10.2024).
5. Редакция «Вестника АТОР». Куда и как ездили за границу россияне в 2023 году // Ассоциация Туроператоров России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.atorus.ru/node/55687 (дата обращения: 20.10.2024)
6. Официальный сайт Комитет индустрии туризма Министерства туризма и спорта Республики Казахстан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/tourism?lang=ru.
7. Официальный сайт Департамент туризма статистики Кыргызской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourism.gov.kg/статистика/.
8. Официальный сайт Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uzbektourism.uz/ru.
9. Официальный сайт Комитет по развитию туризма при правительстве Республики Таджикистан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ctd.tj/ru/2023/09/22/стратегия-развития-туризма-в-республ/.
10. Вспомогательный счет туризма Республики Казахстан за 2022 г. // Бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.gov.kz/ru/industries/economy/national-accounts/publications/181504/ (дата обращения: 22.10.2024).
11. Официальный сайт Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистана. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/national-accounts (дата обращения: 22.10.2024).
12. Официальный сайт Национальный комитет статистики Кыргызской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.gov.kg/ru/statistics/turizm/ (дата обращения: 22.10.2024).
13. Официальный сайт Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.stat.tj/ru/economics-2/ (дата обращения: 22.10.2024).
14. Онищенко Е.В., Шарафутдинов В.Н. Актуальные вопросы разработки стратегии социально-экономического развития туристскорекреационных регионов (на примере города-курорта Сочи) // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2022. - № 8 (2). - С. 66-78. - DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-7.
15. Официальный сайт Государственное информационное агентство Туркменистана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tdh.gov.tm/ru/.
DEVELOPMENT OF A RESORT ZONE IN TURKMENISTAN
E.M. Gurbannazarova1, Senior Lecturer S.S. Amatyyeva2, Graduate Student 1Magtymguly Turkmen State University 2St. Petersburg State University of Economics 1(Turkmenistan, Ashgabat) 2(Russia, Saint-Petersburg)
Abstract. This article deals with the issue of tourism potential of the national resort zone of Turkmenistan «Awaza». The attached measures of the state to support the development of tourism in the country are studied. The tendencies of outbound tourism of Russian residents to the CIS countries were analyzed, as well as statistical data on the state of the tourist outbound flow over the past few years, in consequence of this, the authors identified potential target audiences of the resort zone of Turkmenistan. It is also substantiated why the tourism industry is becoming a promising and potentially important sector of the national economy of the country. Problems are identified and recommendations for working on the attractiveness of the sea resort for tourists are offered.
Keywords: tourism in CIS countries, tourism in Turkmenistan, sea resort development, outbound tourist flow, trends in tourist flow in conditions of uncertainty, tourism share in GDP of CIS countries, trends in tourism.