УДК 338.48 (470+571):65.012.12
Дазиденко Е.Б. студент 3 курса направление подготовки «Менеджмент» Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
филиал в Ялте Россия, г. Ялта
Dazidenko E.B. student
3 course, direction of preparation "Management" Humanitarian-pedagogical Academy (branch) "Crimean Federal University. V. I. Vernadsky" in Yalta
Russia, Yalta
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТУРИСТИЧЕСКОГО СПРОСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 2013-2016 ГОД ANALYSIS OF DYNAMICS OF TOURISM DEMAND IN THE RUSSIAN FEDERATION FROM 2013-2016
В статье приводится анализ динамики основных показателей туристического спроса в России на основании статистической отчетности Росстата, подробно характеризуется ситуация по въездному и выездному туристическому потоку. Рассмотрены показатели коллективных средств размещения в России, предпочтения россиян относительно летнего отдыха, средний бюджет поездки, отмечены доли разных стран в выездных поездках россиян, отмечены ведущие страны по въездным поездкам в Россию в период 2013-2016 гг.
Ключевые слова: туристический спрос, статистика туризма, динамика, въездной и выездной туризм, въездной поток, выездные поездки, ограничения на выезд, средний бюджет поездки.
This article provides an analysis the dynamics of key indicators of tourism demand in Russia on the basis of statistical reporting by the Federal State Statistics Service, details the situation of entry and exit tourist flow. The indicators of collective accommodation facilities in Russia, preferences of Russians for summer holidays, the average travel budget, the shares of different countries in outbound trips of Russians are noted, leading countries are noted for entry trips to Russia during the period 2013-2016.
Keywords: tourist demand, tourism statistics, dynamics, inbound and outbound tourism, inboundflow, exit trips, exit restrictions, average travel budget.
На современном этапе развития общества повышается социально-экономическая значимость туризма как одной из важных и динамично развивающихся сфер мирового хозяйства. Развитие туризма имеет большое
значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества. Развитие сферы туризма, обладающей экономическим мультипликативным эффектом, имеет важное значение в формировании валового внутреннего продукта и нацелено на повышение качества жизни населения [2].
Несмотря на внешние факторы (санкции со стороны США и их западных партнеров) следует отметить положительную динамику продвижения Российской Федерации в международном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума с 68 места в 2007 году до 45 места в 2015 году среди 141 страны мира [4]. Продвижение России в данном рейтинге можно объяснить успешно проведенными зимними Олимпийскими и Паралимпийскими играми (2014 г.), этапами чемпионата мира «Формулы-1», начиная с 2014 г., в городе-курорте Сочи, Всемирной летней Универсиадой в Казани (2013 г.), сложившейся устойчивой системой проведения крупных экономических форумов и другими массовыми событийными мероприятиями, проводимыми в соответствии с лучшими мировыми стандартами.
К отрицательным моментам следует отнести девальвацию рубля и ограничения популярных направлений зарубежного отдыха россиян (Египет и временно - Турция), введенные в ноябре 2015 года. Они привели к увеличению рублевой стоимости услуг в сфере зарубежного туризма на 37% за 2015 год и еще на 15% за 2016 год. В итоге объем туристских услуг упал сильнее прочих категорий платных услуг: в сентябре 2016 года он оказался на четверть ниже уровня 2013 года. При этом часть населения стала самостоятельно планировать поездки (в России выросло использование услуг гостиниц и санаторно-курортных услуг), а часть - сменила туризм на другие виды рекреации (по опросам ВЦИОМ, в 2013 году летом отдыхали на даче 18% опрошенных, в 2015 году - 50%) [5]. Динамика потребления туристских услуг в первую очередь является индикатором материального благополучия среднего класса. В годы спада россияне сократили расходы на дорогие поездки. У одних семей спад привел к сокращению числа поездок по причине финансовых ограничений, а у других - к переориентации с международного туризма на внутренний.
Цель данной статьи состоит в проведении анализа динамики туристического спроса в Российской Федерации с 2013 года по 2016 год, выявлении факторов, обеспечивающих оптимальное развитие туризма, а также причин негативных тенденций в туристической сфере за рассматриваемый период с целью определения неиспользованных возможностей в этой сфере.
Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Уникальные историко-культурные ценности и природные достопримечательности позволяют развивать множество видов въездного и внутреннего туризма. Однако, обладая значительным потенциалом для увеличения внутреннего и въездного туризма,
отечественный туристический продукт находится в условиях значительной конкуренции со стороны предложений международного рынка. Кроме этого, туристический спрос под влиянием экономической ситуации в стране и мировых геополитических процессов стал изменяться необычайно активно в период 2013-2016 гг., и в 2017 г. можно ожидать продолжения и развития этих новых трендов.
На фоне снижения зарубежных поездок возрос спрос на туризм внутри страны, что привело к удорожанию услуг и в этой сфере - на 12% в 2015 г. За 2016 г. цены выросли еще на 15% в сфере зарубежного туризма и на 8% -внутреннего. Объем туристических услуг постепенно снижается с середины 2014 г. и в сентябре 2016 г. оказался на четверть ниже уровня 2013 г [6].
В период спада население стало экономить на услугах туроператоров, и самостоятельно планировать поездки. Наблюдается увеличение спроса на гостиничные услуг на 16% в 2016 г. по сравнению с 2013 г. и санаторно-курортные услуги - на 6%. В условиях снижения реальных доходов населения это свидетельствует о переключении спроса россиян на внутренний туризм [6]
Возникшие изменения в туристической сфере отразились на сопутствующих туризму сферах. Так, в 2015 г. в России снизилось число авиационного пассажиропотока до 92,1 млн чел по равнению с 93,2 млн чел. в 2014 г. Снижение зарубежных перелетов обусловлено девальвацией рубля, уменьшением покупательной способности населения, ограничением полетов в Египет и Турцию. На протяжении 2016 г. наблюдалось снижение международных авиаперевозок [9]. При этом число пассажиров внутренних авиаперевозок за 2016 г. выросло на 5,5% в годовом выражении, причинами являются увеличение туристических поездок внутри страны и увеличение транзитных рейсов.
Снижение спроса российского населения на туристические услуги привело к уменьшению количества реализованных турпакетов: наибольшее число проданных туров с кризисного 2009 г. было отмечено в 2013 г. (5,4 млн), после чего в 2014 и 2015 г. их количество стало снижаться за счет резкого падения числа проданных туров в зарубежные страны (таблица 1)
[9].
Таблица 1 - Количество турпакетов, реализованных населению 20132015 гг, млн. ед._
Турпакеты 2013 2014 2015 2015/2013, %
Гражданам России по зарубежным странам 4,24 3,25 2,48 -41,5
Гражданам России по территории России 0,97 0,99 1,33 37,1
Иностранным гражданам по территории России 0,17 0,14 0,21 23,5
Всего 5,38 4,38 4,02 -25,3
Данные таблицы 1 показывают, что в 2013 г. количество турпакетов в зарубежные страны превысило 4,2 млн, в 2015 г. сократилось на 41,5% (до 2,48 млн). При этом возросло количество туров по России: 1,3 млн в 2015 г. против 1,0 млн в 2013 г. на 37,1% (в кризис 2009 г. россияне снизили покупки и внутренних, и зарубежных туров).
Среди важных тенденций в сфере туризма также отмечаются сокращение продолжительности поездки и поиск более дешевых вариантов туров, уменьшение числа выездных периодов. Запреты на туры в Египет и Турцию, введенные в ноябре 2015 г. и ограничения на выезд за рубеж для сотрудников некоторых ведомств привели к падению объемов внешнего туризма. Но способствовало увеличению внутреннего туризма. В то же время внутренний туризм сложнее поддается статистическому анализу: многие россияне не пользуются услугами туроператоров, а в качестве транспорта предпочитают личный автомобиль. Согласно данным Ростуризма в 2015 г. было совершено 50 млн туристических поездок внутри страны, что на 20% больше, чем в 2014 г. В 2015 г. на 11,5% в России увеличилось количество постояльцев гостиниц и других коллективных средств размещения, что показано в таблица 2 [9].
Таблица 2 - Основные показатели коллективных средств размещения в России в период 2011-2015 гг._
Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2011/2015, % 2013/2014, % 2014/2015, %
Число коллективных средств размещения, тыс. 13 14 14,6 15,6 20,1 54,6 6,8 28,8
Число номеров, тыс. 560 586 600 671 771 37,7 11,8 14,9
Число мест, млн. 1,3 1,3 1,4 1,6 1,8 38,5 14,3 12,5
Число ночевок, млн. 166,2 173,6 172,6 184 212,2 27,7 6,6 15,3
Численность размещенных лиц, млн. чел. 37,4 41,1 42,6 44,2 49,3 31,8 3,8 11,5
Из представленных данных видно, что в 2015 году по сравнению с 2011 годом наблюдается положительная динамика по увеличению числа коллективных средств размещения на 54,6%, численность размещенных лиц при этом имела тенденцию к увеличению на 31,8%.
В 2014 г. по сравнению с 2013 г. число коллективных средств размещения возросло на 6,8%, при этом данный показатель в 2015 г. увеличился на 28,8% по сравнению с 2014 г. Численность размещенных лиц в этот период увеличилось на 11,5% и составила 49,3 млн. чел., когда в 2014 г. по сравнению с 2013 годом (42,6 мл. чел.) этот показатель возрос только на 3,8%.
На основании опросов, проведенных ВЦИОМ, в последние годы
изменились предпочтения россиян относительно летнего отдыха. Так, в в 2013 г. доля опрошенных, которые отдыхали на даче, составила 18%, а в 2015 г. достигла 50% (таблица 3) [5].
Таблица 3 - Опросы ВЦИОМ о летнем отдыхе россиян, 2013-2016 гг.
Место отдыха, % от прошенных 2013 2014 2015 2016
План Факт План Факт План Факт План Факт
Дома 45 56 46 21 40 13 45 20
На даче 22 18 22 40 26 50 35 46
В другом городе России 11 7 4 16 11 14 9 17
В Крыму 2 н/д 9 2 7 6 8 4
На курортах Краснодарского края 10 9 9 11 10 14 8 11
За границей 12 4 8 12 7 8 4 7
Бюджет поездки на человека, тыс. руб. 27,6 30,7 30,6 29,7 32,8 38,5 33,6 36,0
При этом в абсолютном значении в 2016 г. в Крыму отдохнуло 5,1 млн туристов, большая часть из которых - российские, что на 11% больше, чем в 2015 г. (4,6 млн. чел.). В 2014 г. Крым посетило 3 млн. туристов, а до вхождения в состав России число туристов в Крыму достигало 6 млн. чел.-данный уровень также является целевым на 2017 год [5]. Данные таблицы 3 также указывают на увеличение среднего бюджета поездки в расчете на одного человека. В 2015 г. он превысил 38 тыс. руб./чел., что на 30% больше, чем в 2014 г. Во время летнего сезона 2016 г. средний бюджет поездки снизился до 36 тыс. руб./чел.
На долю туризма приходится около 1,5% ВВП России, хотя потенциал его развития в стране высок. В настоящее время в отрасли есть несколько существенных проблем, сдерживающих ее развитие, в их числе - низкое качество транспортной, жилищной и прочей сопутствующей инфраструктуры (дороги, недорогие отели, кафе).
Эксперты ожидают, что наблюдаемая переориентация в сторону внутреннего туризма может замедлиться уже в 2017 г. - по мере восстановления спроса на турпоездки в Турцию (и, возможно, Египет) [6]. На развитие российской инфраструктуры требуются инвестиции и время, а пока по соотношению «цена - качество» российские курорты проигрывают зарубежным аналогам таким как: Турция (Аланья, Анталия, Кемер, Мармарис), Болгария (Албена, Золотые пески, Солнечный берег), Черногория (Будва, Котор, Пераст, Бечичи), Кипр (Айя-Напа, Пафос, Лимассол).
В 2013 г. число зарубежных поездок россиян достигло 37 случаев на 100 человек, что значительно превышало аналогичный показатель в других развивающихся (Турции, Бразилии) и некоторых развитых странах (например, США). Однако с 2014 г. объем выездного туризма в России начал снижаться по причинам, отмеченным выше (падение доходов россиян,
девальвация рубля, внешние политические факторы) [3].
В 2014 г. россияне совершили 42,9 млн зарубежных поездок, а в 2015 г. их число уменьшилось на 19,9% до 34,4 млн. Наибольшее снижение было зафиксировано на следующих направлениях: Таиланд (на 46,0%), Греция (на 45,6%), Испания (на 39,2%) и ОАЭ (на 36,0%) [9]. Снижение выездного потока по этим направлениям в большей степени объясняется сокращением покупательной способности населения России. В то же время снижение турпотока в такие страны, как Украина (на 35,2%), Египет (на 22,1%) и Турция (на 17,9%) связано в большей степени с геополитической конъюнктурой [9]. При этом импорт Россией туристических услуг за год сократился на треть.
В 2016 г. негативные тенденции сохранились: число зарубежных поездок россиян снизилось на 13,1% по сравнению с 2015 г. Наибольший вклад в это уменьшение внесли Турция (на 87,7%) и Египет, туры в который перестали продаваться еще в конце 2015 г. В 2016 г. произошла переориентация российских туристов на другие бюджетные и безопасные направления, среди которых можно выделить Кипр (увеличение на 49,2%), Китай (на 44,9%) и Таиланд (на 24,2%) [9].
По мнению главы Ростуризма О.Сафонова, снятие ограничений на поездки в Турцию и Египет увеличит число выезжающих в эти страны ввиду низких цен на путевки и отсутствия в России предложения ряда услуг для отдыха (в частности, зимнего пляжного), которые могли бы составить конкуренцию подобным зарубежным курортам [1].
В связи с особенностями учета въездных поездок в число 25 лидеров по въездному туризму в Россию входят почти все страны бывшего СССР за исключением Грузии и Туркменистана. При этом в 2016 году по сравнению с 2014 г. наблюдается снижение по въездным поездкам из Литвы (на 45%), Молдовы (на 36%), Латвии (на 4%) и Беларуси (на 51%). Самый высокий показатель по въездному потоку за данный период отмечен у Киригизии (97%). Среди стран дальнего зарубежья лидерство удерживают Польша, Финляндия, Китай и Германия. [7]
Таким образом, темпы роста числа въездных поездок в Россию в период спада экономики снижаются, но остаются положительными. Стимулирование развития инфраструктуры и повышения конкурентоспособности российских курортов может способствовать улучшению состояния экономики страны, в частности увеличению притока иностранного капитала, росту ВВП, повышению числа рабочих мест.
Анализ приведенных данных показывает, что в Российской Федерации динамика туризма, в первую очередь выездного, сильно зависит от реальных доходов населения, особенно выраженных в валюте. Важной характеристикой поведения россиян в условиях спада экономики, неблагоприятной внешнеполитической обстановки, падения реальных доходов, девальвации рубля, стала попытка сохранить образ жизни при ограниченных финансовых возможностях. Выездной туризм и
использование услуг туроператоров сжались, и произошло переключение на самостоятельный заказ гостиниц, санаторно-курортное лечение и внутренний туризм в целом. Однако, отменные условия не освобождают от необходимости предпринимать меры, направленные на уменьшение числа происшествий на туристических маршрутах, рост степени доверия к правоохранительным органам, планомерной деятельности по модернизации наземной, водной и туристической инфраструктуры, а также на формирование благоприятного и привлекательного имиджа страны, способствующего развитию туризма.
Использованные источники:
1. Кульгачёв И.П. Россия в мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма/ И.П. Кульгачёв, А. И. Низовцева. // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 477-483.
2. Сафанова Н. Н. Анализ национальной конкурентоспособности туризма и путешествий: выводы для стран СНГ.// Экономический анализ: теория и практика.- 2015. - № 30 (429). - С. 53-64.
3. Столяренко А. В. Классификационные факторы санаторно-курортного комплекса: теоретический подход / А. В. Столяренко // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, 2011. - № 28. - С.170-174
4. Столяренко А. В. Структура организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного предприятия / А. В. Столяренко // Бизнес-Информ. - 2013. - № 1. - С. 235-242.
5. Цыганов С.А. Конкурентоспособность стран мира на мировом туристическом рынке./ С.А. Цыганов, Е. Е. Юрченко, С. А. Юрченко.// Региональные исследования. - 2015. - № 1 (47). - С. 88-95.
6. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2015/05/07/7152
7. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=237&uid=115398
8. Основные тенденции 2016 года на российском туристическом рынке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/ny2016_resume/20151228/1350517486.html
9. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/