Чжан Юйян
Магистрант факультета искусств, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Развитие культуры в Китае в период династии Цин
Династия Цин, также известная как династия Маньчжу, была последней династией в истории Китая. «Это началось во время падения 276-летней династии Мин в 1644 году и закончилось в 1912 году, хотя ее пытались восстановить без толку в 1917 году. Конец династии Цин был известен как начало Китайской Республики» [5, с. 51].
В отличие от первоначальных убеждений, основателями династии Цин были не китайцы-ханцы, которые стали известны как местные этносы и жители Пекина. Поздняя династия Цзинь, как уже отмечалось, «произошла от маньчжуров, которые были потомками чжурчжэней - людей, которые жили вокруг областей, теперь известных как китайские провинции Цзилинь и Хэйлун-цзян» [1, с. 18].
Несмотря на последствия маньчжурского завоевания, китайская культура не утратила связь с традициями предыдущих эпох. Образование, искусство и литература процветали, как и во времена династии Мин. Основой духовного воспитания и обучения в маньчжурском Китае являлись классические конфуцианские книги, в которых излагались взгляды Конфуция на различные вопросы морали, этики, управления государством, а также описывались всевозможные церемонии, обряды, правила поведения и содержались летописи исторических событий. К этим книгам китайцы относились с особым трепетом и благоговением. Считалось, что в них можно найти ответы на все вопросы и они представляют собой высшее достижение человеческой мысли.
Классические книги, по существу, являлись учебными пособиями для многих поколений китайцев. Однако их освоение было непростым делом, так как они были написаны сотни лет назад на языке, который современники плохо понимали. Изучение конфуцианской мудрости зачастую сводилось к обыкновенному зазубриванию малопонятных текстов.
Школы в Китае были двух типов: государственные и частные. _
Государственные школы подразделялись на деревенские, уездные, ■
волостные и провинциальные. Обучение во всех них было платным и продолжалось круглый год. Уже на первом году учебы школьник получал в качестве учебника книгу «Троесловие» (XIII в.), излагающую сущность конфуцианской морали. Из нее он должен был заучить наизусть несколько изречений, например: «Существуют три категории отношений: между государем и чиновником, отцом и сыном, мужем и женой; первые основываются на справедливости, вторые — на любви, третьи — на покорности».
За 7-8 лет обучения школьники зазубривали 2-3 тыс. иероглифов и получали минимальные знания по арифметике и китайской истории.
Образованные люди в Китае пользовались большим уважением. Овладение конфуцианской мудростью открывало дорогу к чиновничьей карьере, а значит, к обогащению.
Широкое распространение в Китае получило издание литературы энциклопедического характера, посвященной различным отраслям сельского хозяйства и ремесла. Сами за себя говорят названия отдельных книг: «О продуктах, созданных Небом и добываемых трудом», «Сельскохозяйственная энциклопедия».
В специальных трудах излагались лечебные свойства растений и основы медицины.
После первых контактов с европейцами китайцы проявляли неподдельный интерес к достижениям Запада. Некоторые китайские ученые даже начали изучать латынь. У христианских миссионеров было заимствовано искусство гравюры. Но в целом китайцы сохранили пренебрежительное отношение к европейской культуре и научно-техническим достижениям Европы.
В ХУП-ХУШ вв. наблюдался подлинный расцвет китайской филологии. Под личным наблюдением императора Канси составлялись энциклопедии и словари. Выдающимся произведением цин-ской эпохи считается «Словарь китайского языка», содержащий свыше 40 тыс. иероглифов. Огромная иллюстрированная энциклопедия, отпечатанная с медных пластин, составила несколько сотен томов, в которых рассмотрены и описаны почти все известные тогда предметы и понятия.
В это же время китайская литература пополнилась такими всемирно известными произведениями, как романы «Неофициальная история конфуцианства» У Цзинцзы и «Сон в красном тереме» Цао
Сюэциня. Популярностью у горожан пользовались так называемые _
уличные повести, рассказы. Содержание китайской художественной прозы непривычно для европейца. Реалистичные сюжеты в ней тесно переплетаются с фантастическими элементами и мифологией. Китайские романы, повести и рассказы того времени изобилуют описаниями героических приключений и авантюр, назидательными историями, упоминаниями о всевозможных чудесных явлениях, путешествиях в потусторонний мир, общении со сказочными и сверхъестественными существами. Так, таинственные отшельники и хитроумные лисы-оборотни — главные персонажи знаменитой книги Пу Сунлина «Лисьи чары».
Однако политика династии Цин в области культуры была противоречивой. Литераторы, например, находились под строгим контролем властей. Любая критика маньчжурских порядков сурово наказывалась. В 1770-е гг. тысячи бесценных книг были публично сожжены или запрещены. Этот период в истории китайской культуры можно назвать временем «литературной инквизиции».
Оправившись от социально-политических и экономических потрясений прошлой эпохи, к концу XVII в. Китай во главе с новой династией Цин вошел в период относительной стабильности и процветания. Однако уже к концу XVIII в. государство встало перед лицом новых проблем. Огромные военные расходы и рост численности населения обострили экономические проблемы, а политика самоизоляции лишила китайцев возможности использовать европейские достижения в области науки и техники. Богатые китайские литературные и живописные традиции продолжали развиваться преимущественно на местной культурной почве. На них временами негативно влияла политика маньчжурских властей.
Среди известных придворных художников Ян Цзинь (1644-1728 гг.), Гу Фан (активный в 1690-1720 гг.) и Ван Хуэй (1632-1717 гг.) [8, с. 80]. Среди них были и иностранцы, в частности итальянские иезуиты, прикомандированные к Запретному городу (например, Джузеппе Кастильоне: 16881768 гг.), чья мастерская создавала картины, в которых использовались методы, неизвестные большинству китайских живописцев, такие как линейная перспектива и светотени. В целом же, китайская живопись династии Цин характеризуется как богатым украшением, так и ортодоксальным академизмом. Первое было воплощено Юань Цзянем (1690-1724 гг.), стиль которого охватывал работу Го Ши (102090 гг.), а также манерный экспрессионизм позднего Минского периода; И Цзяо Бинчжэнь (1689-1726 гг.), который применил западную перспективу к своим рисункам с ручкой и
чернилами. Они часто воспроизводились в виде гравюр на дереве ■
[9, с. 211].
Более ортодоксальный / консервативный стиль живописи - в основном пейзажная живопись - представляли такие ученые-художники, как «Четыре Вана»: Ван Шимин (15921680 гг.), Ван Цзянь (1598-1677 гг.), Ван Хуэй (1632-1717 гг.) и Ван Юаньци (1642-1715 гг.). Эти четыре вместе с Ву Ли (1632-1718 гг.) и Юнь Шоупингом (1633-90 гг.) составили шестерку мастеров раннего периода Цин, последователей систематизации метода живописи Дон Кичана, чьи картины являются примером шедевра Ван Цзяна «Белые облака» (1668 г., Художественная галерея Фрира, Вашингтон, округ Колумбия).
Художником-индивидуалистом был Гонг Сянь - самый известный из китайских художников, который стал популярен, как и Восемь Мастеров Нанкина, чьи повторяющиеся формы и эмоциональные тональные контрасты показаны в таких пейзажах, как «Тысяча пик» и «Мириады оврагов» (Музей Ритберга, Цюрих, Швейцария).
Индивидуалистических буддийских мастеров представили художники Ши Тао (1641-1707 гг.), а также Кун-кан (Шици) (1612-74 гг.), известный своими пейзажными картинами, вдохновленными плотной манерой Ван Мэна (1308-1385 гг.) эпохи Юань; И Гон Рен (1610-1663 гг.), представитель стиля области Синань / Хуэйчжоу юго-восточной провинции Аньхой, которая черпала вдохновение в пейзажах близлежащих гор Хуан. Напротив, группа, ныне известная как школа Аньхуэй, то есть группа лоялистов Мин, включая Дин Юньпэн (1547-1628 гг.), Сяо Юньчун (1596-1673 гг.), Мэй Цин (1623-1697 гг.) и Чжа Шибиао (1615-1698 гг.) - основывались на сухом линейном стиле юаньского художника Ни Зана (1301-1374 гг.).
Два других живописца династии Цин, оставшиеся в живых из свергнутой империи Мин, оставили особенно оригинальное наследие. Первым был уже выше упомянутый Бада Шанрен (1626-1705 гг.), который прославился своей мокрой и дикой манерой, а также редким использованием кисти и чернил. Его загадочные композиции птиц и рыб, изображения скал и растительности почти не имеют прецедента в китайской живописи.
Вторым был Да Дзи - двоюродный брат Бады Шанре-на, чья свежесть взгляда на природу и искусство полностью связана с собственной творческой манерой художника и смелым использованием им цвета.
Индивидуальное творчество, воплощенное этими двумя художниками-учеными, ярко контрастирует с растущей схоластической _
■ ортодоксией цинского искусства и вдохновило многих современ-
ников, в том числе так называемых «Восемь эксцентриков» - в том числе Чжэн Се (1693-1765 гг.), Хуа Янь (1682-1756 гг.), Хуан Шен (1687-1772 гг.), Гао Фэнган (1683-1749 гг.), Цзинь Нонг (1687-1763 гг.) и Ло Пин (1733-1799 гг.), которых покровительствовали богатые коллекционеры Янчжоу в XVIII веке [3, с. 52].
Творческая репутация Бада Шанрена и Да Дзи значительно возросла в конце Х1Х века, в эпоху развития шанхайской школы и школы Линнань, и продолжила оказывать значительное влияние на китайское изобразительное искусство ХХ века.
Еще в XVIII веке Цинские императоры заключили религиозные и дипломатические союзы с Тибетом и Монголией, в результате чего было построено множество буддийских храмов, тибетские школы, особенно в Пекине. Они содержали экзотические изображения божеств и сложные наборы ритуальных сосудов. Типичным буддийским артефактом этого периода является статуя Лобсанг Палден Йеше (17381780 гг., Полевой музей, Чикаго), чья встреча с императором Цянь Лун в 1780 году была отмечена щедрым восстановлением храмов и созданием Новой скульптуры. Статуя украшена позолоченной перегородчатой эмалью, выполнена в древней технике золотых дел мастерами, в которой используются небольшие отсеки (cloisons), заполненные цветной эмалевой пастой. Ее стенки сделаны из металлических полосок, слитых с поверхностью объекта.
События в китайской керамике во время династии Цин включали использование ярких цветов и тщательно нарисованных сцен, чтобы украсить пластины и вазы. Китайские мастера-фарфоры начали делать пяти цветные изделия, применяя различные подгла-зурные пигменты в основном к цветочным и пейзажным сценам -стиль, который был и является очень ценным на Западе.
В эпоху Юнчжэна (1723-1735 гг.), фарфоровые мастера разработали эмаль фэндай в широком диапазоне цветов и тонов. Однако Цинское керамическое искусство никогда не достигало изысканных качеств керамики, например, известных в династии Мин.
Многие творческие личности работали на императорском дворе, производя артефакты для дворцового использования: от предметов ювелирного искусства до красивых китайских лаков, включая лакированные имперские троны, например, Императорский трон Династии Цин (1775-1780 гг, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Отметим также, что «во времена династии Цин в XVII и XVIII вв. европейское увлечение псевдокитайским декоративным искусством
jftâL_
и дизайном, известным как шинуаз-ри, распространилось по всей Европе, особенно в областях архитектуры, дизайна интерьера, керамики, текстиля и шелка» [4].
Развитие китайской керамики в период правления династии Цин включало использование ярких цветов и тщательно прорисованных сцен для украшения тарелок и ваз. Китайский фарфор мастера начали изготавливать пятицветную посуду, применяя различные подглазурные пигменты в основном для цветочных и пейзажных сцен - стиль, который высоко ценился (и ценится) на Западе. В эпоху Юнчжэн (1723-1735) мастера фарфора разработали эмаль фэн-кай с широким спектром цветов и оттенков. Однако цинское керамическое искусство никогда не достигало изысканных качеств керамики эпохи Сун и Мин.
В случае резьбы по нефриту, поставки нефритового камня были увеличены в 18 веке за счёт закупки жадеита из Бирмы. Жадеит, цвет которого варьируется от белого через бледный яблочно-зелёный до глубокого морского зелёного, а также сине-зелёного (более редкие цвета включают розовый и лавандовый), обычно имеет яркий изумрудно-зелёный цвет. К XIX веку резчики по нефриту в Гуанчжоу на юге Китая почти полностью работали с импортным зелёным жадеитом, в то время как резчики в Пекине и Шанхае специализировались на белом сорте.
Следовательно, можем констатировать, что захватывающая и проницательная история политической, социальной и культурной жизни династии Цин демонстрирует сложное взаимодействие между внутренними азиатскими традициями маньчжуров, которые покорили Китай в 1644 году, и коренными китайскими культурными традициями. Прагматичные императоры Цин предстали лицом к своим подданным, жившим к югу от Великой стены и другим этническим представителям (в частности, маньчжурской, монгольской, среднеазиатской и тибетской) в огромной многокультурной империи. Они были привлечены многими аспектами китайской культуры, но далеко не полностью приручены императорами, которые также гордились своими культурными традициями, при этом интересуясь и другими культурами.
Социально-исторический аспект имел большее значение в процессе развития культуры и искусства Китая периода династии Цин. Как и в предыдущие эпохи, художественное наследие приобретало особенные черты, развивало оригинальные жанры, стили, направления, в том числе и изобразительного искусства. Весь комплекс
■ китайской культуры, творчества династии Цин сегодня рассматри-
вается исследователями как неповторимое в мировой художественной практике наследие.
Библиографический список
1. Бурыкин А. Заметки об этнониме «чжурчжэни» и наименовании «чжурчжэнь-ский язык» // Кюнеровские чтения (2001-2004). Краткое содержание докладов. -СПб., Кунсткамера, 2005. С. 16-19.
2. Воробьёв М. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в. - 1234). - М.: Наука, 1975. С. 29.
3. Гао Цяньхуй. Путешествие хода мыслей современного искусства. Гуйлинь, 2003. С. 52.
4. Ломбар Дени. Императорский Китай. - М.: ACT, 2004. 191 с.
6. Розов Г. История Золотой империи. Новосибирск: Изд-во института археологии и этнографии СО РАН, 1998. 37 с.
7. Цин Шилу Исторические хроники династии Цин (1644-1911 гг.). Пекин, Чжунху-ашуцзюй, 1985. 423 с.
8. Чэнь Чжуаньси. История эстетики китайской живописи. Пекин, 2000. 80 с.
9. Чэнь Шоусян. Новая живопись «образованных людей» 10 тысяч образов души. Чанчунь, 1999. 211 с.
10. Неглинская М.А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662-1795) / М.А. Неглинская. М.: Спутник+, 2012. 478 с.
11. Китайский классический сборник: простое изложение истории династии Мин. Куньмин: Чэнгуан.
12. Цинский двор: 1 / Под ред. Ван Синьлуна. Пекин: Чжунго Сицзю, 2009. 231 с.
13. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1981. 359 с.
References
1. Burykin A. Notes on the ethnonym "Jurchen" and the name "Jurchen language" // KUner readings (2001-2004). Brief contents of reports. - St. Petersburg, Kunstkamera, 2005. P. 16-19.
2. Vorobyov M. Jurchens and the state of Jin (X century - 1234). - M.: Nauka, 1975. P. 29.
3. Gao Qianhui. A journey of thought in contemporary art. Guilin, 2003. P. 52.
4. Lombard Denis. Imperial China. - M.: ACT, 2004. 191 p.
6. Rozov G. History of the Golden Empire. Novosibirsk: Publishing House of the Institute of Archeology and Ethnography SB RAS, 1998. 37 p.
7. Qing Shilu Historical Chronicles of the Qing Dynasty (1644-1911). Beijing, Zhong-huashuju, 1985. 423 p.
8. Chen Zhuanxi. History of the aesthetics of Chinese painting. Beijing, 2000. 80 p.
9. Chen Shouxiang. New painting of "educated people" 10 thousand images of the soul. Changchun, 1999. 211 p.
10. Neglinskaya M.A. Chinoiserie in China: Qing style in Chinese art of the period of three great reigns (1662-1795) / M.A. Neglinskaya. M.: Sputnik+, 2012. 478 p.
11. Chinese classic collection: a simple account of the history of the Ming dynasty. Kunming: Chengguan.
12. Qing courtyard: 1 / Ed. Wang Xinlong. Beijing: Zhongguo Xijiu, 2009. 231 p.
13. Gurevich A.Ya. Problems of medieval folk culture / A.Ya. Gurevich. - M.: Art, 1981. 359 p.