Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВА-НА-ДОНУ)'

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВА-НА-ДОНУ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / УРБАНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО / ГОРОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савельева К.В.

Креативные индустрии - это уникальные институты современности. Они основаны на функционировании политики, культуры. Также они не могут развиваться без связи с искусством и экономикой. В статье мы рассматриваем, как происходит формирование такой связи между инновационными идеями и бизнесом в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CULTURAL INDUSTRIES IN THE REGIONS OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF ROSTOV-ON-DON)

Creative industries are unique institutions of our time. They are based on the functioning of politics and culture. Also, they cannot develop without connection with art and economics. In the article we consider how the formation of such a connection between innovative ideas and business in Russia takes place.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВА-НА-ДОНУ)»

УДК 7.036

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВА-НА-ДОНУ)*

К.В. Савельева

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону e-mail: ksaveleva@sfedu.ru

Креативные индустрии - это уникальные институты современности. Они основаны на функционировании политики, культуры. Также они не могут развиваться без связи с искусством и экономикой. В статье мы рассматриваем, как происходит формирование такой связи между инновационными идеями и бизнесом в России.

Ключевые слова: креативные индустрии, урбанизация, культура, творчество,

город.

Теория креативных индустрий положена в основу развития городов. Ее становление прошло длительный путь, зародившись в Европе 20 лет назад. В России это веяние сегодня сравнительно новое. Культурные индустрии получили импульс к развитию за счет проектов, созданных и внедренных Институтом культурной политики [3].

Возрождению городов способствовала реализация проектов в сфере культуры. Программы в этой области изменили классификацию городов. Благодаря успешным проектам по их развитию они стали площадками по созданию культурных продуктов, наращивая при этом свою конкурентоспособность.

М.В. Гнедовский отметил, что культуру следует рассматривать как фактор, который способствовал становлению и развитию городов [2]. Урбанистические тенденции стали явными благодаря революционному вмешательству культуры в динамику городской жизни. Теория креативной экономики в своей основе имела важнейшие концепты мира, роль которых возрастала. К ним следует отнести символьные образы, картины, тексты и звуки. Л.И. Шептухина акцентировала внимание на том, что творческие индустрии - это глоток свежего воздуха для

Статья подготовлена на основе материалов доклада, представленного к Всероссийской научной конференции с международным участием «Креативные индустрии в производстве культурного капитала: теоретические и практические парадигмы» (25-26 января 2023 года, г. Белгород).

современной экономики и достижения ею роста. Экономика знаний объединила в себе многие важные сектора, в том числе и сектор креативных индустрий. В этой отрасли генерируется продукт с задействованием культурных ресурсов и человеческих идей, которые на данном этапе развития цивилизации являются прорывными.

Развитие города всегда связано с культурой. В культурных индустриях создаются и внедряются инновации, применяя которые города повышают свою конкурентоспособность. Классическая культура аккумулировала в себе обычный арсенал инструментов и звенья, дающие добавленную стоимость, которую генерируют креативщики, используя опыт, знания, нестандартные умения, внедряя смелые идеи и направляя готовый продукт на рынок с использованием средств связи.

Реструктуризация экономики потребовала внедрения новых технологий и идей от предпринимателей. Новизна - это драйвер развития и мощный мотиватор для городов к использованию всего нового и современного, передового, отвечающего требованиям времени. Малое предпринимательство в Европе оказывает значительное содействие развитию городов. Города, которые конкурентоспособны за счет предоставления качественного туристического продукта, воспользовались услугами малого бизнеса, который разработал и внедрил креативные идеи, способствующие привлечению значительного числа туристов. Это послужило толчком для роста доходов городов, которые свернули производство и решили сконцентрироваться только на предложении туристического продукта [8].

Малые предприятия более гибкие и отвечают на вызовы быстрее, им ничего не стоит изменить характер деятельности, чтобы идти в ногу со временем и давать ответ на предпочтения потребителя без промедления. В России реализуется программа «План действий для России» с 2003 года в сотрудничестве с экспертами Института культурной политики. Проекты в частности связаны с применением инструментов, стимулирующих развитие творческих индустрий.

Большую работу ведет Координационный совет по развитию творческих индустрий в России. «Центр развития творческих индустрий» [9] осуществляет независимую деятельность в этой сфере на принципах партнерства. Некоторые проекты реализуются в крупных российских городах (Москва и Санкт-Петербург). Эффективными стали программы,

уже реализованные в Карелии и Рязанской области. Результативность этих проектов обеспечена деятельностью агентств, оказывающих консультационные услуги представителям креативных индустрий. Также активно развивается культурный туризм, и информационные технологии участвуют в реализации крупных проектов [10].

Сегодня креативные индустрии - драйверы развития экономики. Явными точками роста зарубежных креативных экономик являются прежде всего крупные города: Лондон, Берлин, Нью-Йорк, Сидней, Сеул. Москва в этом отношении не исключение.

А.А. Фурсин отметил, что креативные индустрии делают экономику более динамичной и активной [4]. Инновации, по его мнению, способствуют росту городов и экономики. Креативная экономика развивается особенно сильно в крупных мировых столицах. К ним относят Сеул, Лондон, Берлин, Москву. Московский ВРП на 6,2% составлен сектором креативной экономики. В целом по стране данный показатель составил 2,2%. Москва является огромной площадкой, которая вдохновляет креативщиков создавать свой продукт, стоимость которого составляет 1,1 трлн. руб. Ежегодного в этом городе креативная индустрия дает 20% прибавочной стоимости.

Хотя креативная экономика России растет быстрыми темпами, доля креативных индустрий составляет всего 0,5% от ВВП.

Также одной из проблем культурных индустрий России является неравномерное распределение креативных кластеров по территории России. Сегодня творческие кластеры есть в 28 городах нашей страны, но только четверть (24%) из них расположены за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Как результат, 42% россиян, не посещавших креативные кластеры, ничего не знают о них.

В рейтинге регионов, создающих инновационный продукт, Ростов-на-Дону занимает 19 место. Это средний уровень креативности. Лидируют в инновационном рейтинге страны г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, в которых созданы наиболее благоприятные условия для процветания креативной экономики [7]. В Ростове доля компаний и работников, задействованных в креативной индустрии, составляет 10%, в Москве - 18,5%, а в Питере - 12,6%.

В Ростове-на-Дону создаются культурные кластеры, которые меняют культурный облик города. Таким примером может послужить культурно-деловой центр «С52» [5]. В городе организована работа креативного пространства, которое вместило в себя всех желающих креативных работников. В этом пространстве удобно расположились места для работы и досуга.

«Креативное пространство», расположенное в здании бывшей фабрики, стало центром культурной и прогрессивной жизни города. В нем проходят все самые современные выставки искусства, фестивали уличной культуры, кинопоказы и лектории.

С целью создания обучающей инновационной среды был создан инженерный центр «Фабрика» [6]. Это центр для предпринимателей и мастеров, развивающих собственное дело, позволяющий сократить издержки при производстве продукции, а также пространство для обучения новому ремеслу и реализации собственных творческих идей. Здесь можно пройти курс «Основы столярного дела», мастер-класс «Создание портрета в стиле поп-арт» или пройти мини-курс «Основы кожевенного дела и многое другое.

Арт-центр MAKARONKA - известное арт-место в Ростове [1]. Здесь ведется работа по таким направлениям как музыка, кино, театр, искусство. Художникам предоставлено место для творчества, на выставочной площадке они могут продемонстрировать свои шедевры для всех желающих.

В августе 2013 года на территории арт-центра прошел международный фестиваль современного искусства «Территория совместных действий», в котором приняли участие более 25 художников со всего мира: Россия, Германия, Англия, Чехия, Япония, Австралия и т. д. Театр 18+ становится особенно популярным. Здесь актеры общаются со своим зрителем и проживают интересную жизнь.

Минкультуры Ростовской области ежегодно оказывает организационную и информационную поддержку крупнейшей региональной выставке «Арт-Ростов», которая проводится ежегодно в конгрессно-выставочном центре «Вертол-Экспо», расположенном в самом сердце столицы юга России, и является крупнейшей в регионе событийной площадкой.

На данный момент в Ростове сформирован «Комитет по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры», который разрабатывает и включает регион в различные инновационные проекты, такие как WonderRussia («Дивнороссия») - онлайн-витрина локальных креативных продуктов, Russian Creative Map - атлас инфраструктуры для креативных индустрий и «Красная кнопка ФКИ» - телеграм-канал о творческой экономике регионов.

Сегодня Комитет ТПП Ростовской области по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры объединяет представителей почти всех направлений, связанных с созданием и коммерциализацией интеллектуальной собственности, и занимается активной работой по продвижению и акселерации проектов бизнеса данного сектора [4].

Список литературы

1. Галерея 16-я линия - галерея современного искусства в Ростове-на-Дону // Арт-центра MAKARONKA. - URL: http://16thline.ru/ (дата обращения: 13.10.2022).

2. Гнедовский, М. В. Творческие индустрии: политический вызов для России / М. В. Гнедовский // Отечественные записки. - 2005. - № 4. - С. 45-52.

3. Институт культурной политики. - URL: http://www.cpolicy.ru/ (дата обращения: 13.10.2022).

4. Комитет по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры / О. В. Коростиева. - URL: https://tppro.ru/ (дата обращения: 13.10.2022).

5. Культурно-деловой центр // Креативный кластер c52. - URL: http://creativespace.pro/#promo (дата обращения: 13.10.2022).

6. Место, где вы можете начать свой бизнес c минимальными затратами // ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР ФАБРИКА. - URL: http://fabrika-ic.ru/ (дата обращения: 13.10.2022).

7. Об Ассоциации // Ассоциация инновационных регионов России. - URL: http://www.i-regions.org/ (дата обращения: 13.10.2022).

8. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида ; пер. с англ. - Москва : Классика-XXI, 2005. - 421 с.

9. Центр развития творческих индустрий. - URL: http://www.osbcreative.ru/ (дата обращения: 13.10.2022).

10. Шептухина, Л. И. Развитие креативных отраслей индустрии в моногороде / Л. И. Шептухина, Е. И. Фадеева // Кузнецк-Сталинск-Новокузнецк: проблемы города в переходный период : сб. науч. тр. II Всерос. науч.-практ. конф. Новокузнецк, 3-4 декабря 2010 г. - Новокузнецк : НФИ ГОУ ВПО «КемГУ», 2010. - С. 107-114.

DEVELOPMENT OF CULTURAL INDUSTRIES IN THE REGIONS OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF ROSTOV-ON-DON)

K.V. Savelyeva

Southern Federal University, Rostov-on-Don e-mail: ksaveleva@sfedu.ru

Creative industries are unique institutions of our time. They are based on the functioning of politics and culture. Also, they cannot develop without connection with art and economics. In the article we consider how the formation of such a connection between innovative ideas and business in Russia takes place.

Keywords: creative industries, urbanization, culture, creativity, city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.