Научная статья на тему 'Творческие индустрии как сектор новой экономики города'

Творческие индустрии как сектор новой экономики города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4479
596
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСКИЕ (КРЕАТИВНЫЕ) ИНДУСТРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шептухина Л. И.

В статье рассматриваются особенности развития творческих индустрий как сектора креативной экономики города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие индустрии как сектор новой экономики города»

Шептухина, Л.И.,

доцент Самарского государственного экономического университета (г. Самара), кандидат технических наук $Ьер1икЫпа, и!.,

ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ КАК СЕКТОР НОВОЙ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития творческих индустрий как сектора креативной экономики города.

CREATIVE INDUSTRIES AS SECTOR OF THE NEW CITY ECONOMY

SUMMARY. In article features of development of the creative industries as sectors of a creative city economy are considered.

Ключевые слова: город, постиндустриальная экономика, креативная экономика, культура, творческие (креативные) индустрии.

Keywords: city, post-industrial economy, creative economy, culture, creative (creative) industries.

Города, как модель общественного устройства, претерпевают все катаклизмы «эпохи перемен» и сегодня стоят перед вопросами деструктурирования и дезорганизации жизнедеятельности. Но начало третьего тысячелетия принесло им новые возможности, способствующие возникновению новых творческих подходов в управлении городом. Именно творчество сегодня признается ведущим фактором развития постиндустриальной экономики.

В процессе перехода к информационному обществу происходит кардинальное изменение способов производства. Меняются также мировоззрение людей и межгосударственные отношения. Все это нашло отражение в урбанистической политике, где в последние десятилетия сложился новый взгляд на культуру. Сегодня она признается одним из мощных факторов роста, создающим новые рабочие места, способствующим возрождению города и обновлению его индивидуальности1.

Взаимосвязь между секторами культуры и производства в XXI веке признана основным источником экономического роста и конкурентоспособности. Слияние современных креативных (творческих) и экспериментальных

1 Гнедовский, В.М. Проблемы развития постиндустриального общества в городах США [Электронный ресурс] / В.М. Гнедовски // Режим доступа:

http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2005-2/18.pdf. - Загл. с экрана.

подходов, типичных для искусства и предпринимательства, порождает инновационные, эффективные идеи в области бизнеса. Способность креативных индустрий создавать стиль и разрабатывать дизайн в сочетании с навыками маркетинга помогает преобразовывать более крупные производства, позволяя им выдержать становящуюся все более глобальной конкуренцию.

Концепция творческих (креативных) индустрий как новой экономической модели развития городов известна в Европе уже более двадцати лет. Творческие индустрии с 1998 года - приоритет государственной политики Великобритании. После 2000 года программы их развития разворачиваются в Восточной Европе, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Однако в России о творческих индустриях заговорили лет семь назад. Это направление получило у нас в стране развитие во многом благодаря одной из программ Института культурной политики.

Сегодня потенциал культурной политики задействован как мощный инструмент возрождения городов. Культурная политика влияет на типологию городов и позволяет поддерживать их конкурентоспособность, выступать инструментом для создания их новых образов - брендов. Революционным явлением урбанистического процесса стал факт превращения культуры из вторичного феномена в важный градообразующий фактор.

Примеры из опыта Хельсинки, а также Манчестера и других традиционно-индустриальных городов показывают, что в современном городе ключевым фактором оздоровления городской экономики становятся креативная экономика и творческие (креативные) индустрии, благодаря которым у городов появляются новые возможности для развития1.

Так называемая «креативная экономика» - развивающаяся концепция, основанная на потенциале «творческих активов» производить социо-экономический рост и развитие в глобализированном мире, который во всё возрастающих масштабах доминирует в изображениях, звуках, текстах и символах. Это - новый этап развития экономики знаний. В центре ее лежат творческие индустрии - сектор экономики, создающий продукты на основе творчества и культурных ресурсов. В современном мире основой экономического богатства становится творческий и интеллектуальный капитал.

В вольном определении, творческие индустрии находятся на пересечении искусства, культуры, бизнеса и технологий, а также использования интеллектуального капитала, как их начального импульса.

«Творческие (креативные) индустрии» - это термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, при которой экономическая ценность продукции неразрывно связана с ее существованием в качестве элемента культуры2.

К творческим (креативным) индустриям относится вся деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих

1 Лэндри, Ч. Креативный город [Текст] / пер. с англ. В. Гнедовский, М. Хрусталева. - М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005. - 421 с.

2 О’Коннор, Дж. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи «творческих индустрий в Санкт-Петербург [Текст] / Дж. О’Коннор // Творческие индустрии в России. Культурные стратегии: Экспертный клуб. - Вып. 3. - М. : Институт культурной политики, 2004.

мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Они формируют сектор экономики, который специализируется на производстве и распространении знаний и информации1.

Именно через призму культуры надо рассматривать сегодня городское развитие. В этом смысле творческие (креативные) индустрии являются источником инноваций, они делают как культуру, так и экономику города конкурентоспособными. В их сфере традиционная мощь классической культуры объединяется с «добавленной ценностью», создаваемой предпринимательским умением, и использующим новые знания талантом работы с электронными и иными современными средствами коммуникации.

Творческие (креативные) индустрии способны вносить свой вклад в экономическую деятельность классических гигантов культуры, но все же основное внимание они уделяют культуре современной, потому что без эксперимента, без вовлеченности в современную действительность никакая культура не может сохранять жизненные силы и обновляться.

К их числу относятся как новые высокотехнологичные отрасли, так и традиционные отрасли культуры: дизайн, кинематограф, видео, музыка, издательская деятельность, изобразительное искусство, народное творчество, СМИ, организация отдыха, видеоигры, мультмедиа и т.п.

Творческие (креативные) индустрии складываются из следующих элемен-

тов2:

а) крупные коммерческие предприятия, настоящие «индустрии», такие как телевидение, издательства, звукозаписывающие фирмы или Интернет-корпорации;

б) малые и средние творческие предприятия, которые являются неотъемлемой частью творческой экономики и часто группируются вокруг крупных компаний, или вокруг туристической индустрии, или складываются в городские творческие кластеры;

в) негосударственные некоммерческие организации, относящиеся к третьему сектору, где часто сосредоточены значительные творческие и менеджерские силы и осуществляются инновационные культурные проекты;

г) государственные и муниципальные организации культуры - архивы, театры, библиотеки, музеи, концертные организации и т.д., обладающие значительными, хотя и не всегда востребованными ресурсами развития творческой экономики;

д) независимые творческие профессионалы, которые мигрируют между этими секторами и образуют подвижную творческую среду.

К сожалению, сегодня в большинстве городов нашей страны основной упор при финансировании культуры и создании образа города почти всегда делается на наследие далекого прошлого, а современное, экспериментальное искусство остается в тени. Городам России надо воспользоваться опытом западноевропейских городов, в частности, Манчестера, Хельсинки, Милана,

1 Проблемы развития инновационно-креативной экономики [Текст] // Сборник докладов по итогам международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта-09 апреля 2010 г. / под общ. Ред. проф. Мельникова О.Н. - М. : Креативная экономика, 2010. - 384 с.

2 О’Коннор, Дж. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи «творческих индустрий в Санкт-Петербург [Текст] / Дж. О’Коннор // Творческие индустрии в России. Культурные стратегии: Экспертный клуб. - Вып. 3. - М. : Институт культурной политики, 2004.

Берлина, Барселоны, Лондона. В этих городах была сделана переоценка роли культуры. Разумеется, культуру нужно любить и беречь и как источник вдохновения, и как основу самоидентификации, но, в то же время, надо уметь ее оценить, и, главное, использовать возможности и потенциал этого сектора как источника экономического роста и оздоровления экономики современного города.

Уже давно признано, что в процессе реструктуризации экономики малое предпринимательство играет особую роль. Оно становится двигателем развития городов и в период кризиса. Малые независимые предприятия и фирмы (химчистки, парикмахерские, прачечные, ремонтные мастерские и другие предприятия сферы услуг) создают рабочие места, удовлетворяя первоочередные потребности жителей города. Они обеспечивают доход людям, работающим на этих предприятиях, что вдыхает жизнь в переживающие упадок районы. С другой стороны, малые предприятия, тесно связанные с культурой, - такие как галереи, арт-кафе, дизайнерские студии, салоны мод и пр. -неповторимы, имеют свое лицо, создают особую атмосферу и обслуживают не только местных жителей, но и приезжих, привлекая в город дополнительные средства. Туризм, основанный на традиционных культурных достопримечательностях города, но поддержанный и расширенный благодаря малым предприятиям, работающим в сфере культуры, стал новым источником доходов в ряде городов и помог заполнить вакуум, образовавшийся в результате сокращения традиционных производств1.

Гибкость малых компаний, их способность чутко реагировать на тенденции рынка дают им возможность выживать, приспосабливаясь к переменам, а способность создавать новое - что является основой их существования -может внести значительный вклад в модернизацию устаревшей крупной промышленности. Опыт совсем недавнего прошлого доказывает, что среда малого предпринимательства обретает совершенно новое измерение в городах, где активно развивается современное искусство. Хорошие художественные школы и интенсивная, обращенная к современности артистическая жизнь создают благоприятную почву для экспериментов в области дизайна и стиля, которые, в свою очередь, становятся такими же обязательными компонентами для успешного производства, как оригинальное содержание и сценарий для мультимедийного и телекоммуникационного бизнеса.

С 2003 г. в России Совет Европы совместно с Министерством культуры РФ и Институтом культурной политики (ИКП) осуществляет совместную программу под названием «План действий для России», один из проектов которого посвящен развитию в нашей стране творческих индустрий. В 2004 году был создан Координационный совет по развитию творческих индустрий в России 2.

В начале 2004 года в г. Санкт-Петербурге было зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица некоммерческое партнерство «Центр развития творческих индустрий». Его создание стало возможным благодаря проекту «Партнерство по развитию творческих индустрий», в котором

1 Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст] / пер. с англ. - М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005.

2 Гнедовский, М.В. Творческие индустрии: политический вызов для России [Текст] / М.В. Гнедов-ский // Отечественные записки. - 2005. - № 4. - С. 45-52.

приняли активное участие правительств городов Санкт-Петербурга, Хельсинки и Манчестера.

Многие мировые города, такие как Нью-Йорк, Париж или Лондон, процветают благодаря развитию именно творческих индустрий. В России этот процесс только зарождается. Помимо Санкт-Петербурга, это направление стали осваивать также в городах Москве, Тольятти, Екатеринбурге и в некоторых регионах: Карелии, Московской, Архангельской и Рязанской областях, где начали работать первые консультационные агентства, работающие на развитие творческих индустрий, культурного туризма, информационных техноло-гий1.

Их миссия - обучать лидеров, претворять в жизнь творческие идеи, проекты, мечты. Целями функционирования этих агентств являются следующие2:

1. Выводить творческие идеи и проекты на рынок.

2. Создавать инкубационные условия для эффективного старта и развития.

3. Развивать культурный туризм, творческие индустрии, информационные ресурсы в городе и регионе.

Функциями агентств культурного развития являются3:

1. Консультирование руководителей проектов, бизнес-организаций, органов власти.

2. Обучение: создание проектов, привлечение общественного мнения, создание и вывод продуктов на рынок, управление организацией, людьми, финансами.

3. Сопровождение проектов и их лидеров на долгосрочной основе.

4. Проведение картирования территорий, ресурсов, ценностей.

5. Разработка творческих проектов и программ культурного развития.

Рассмотрим опыт Тольятти в области развития творческих индустрий.

Город Тольятти - молодой индустриальный город в Самарской области, в

котором проживает 720,3 тысяч человек. Он является самым крупным моногородом России. Социально-экономическая ситуация здесь находится в высокой зависимости от деятельности градообразующего завода - ОАО «АвтоВАЗ». В 2009 г. был разработан комплексный инвестиционный план модернизации Тольятти, который позволит городу уйти от монопроизводства. Объем финансирования инвестиционной программы на период с 2010 до 2020 года из средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников составит 143,6 миллиарда рублей. В частности, предполагается финансирование программы за счёт средств федерального и областного бюджетов - в размере

1 Шептухина, Л.И., Фадеева, Е.И. Развитие креативных отраслей индустрии в моногороде [Текст] / Л.И. Шептухина, Е.И. Фадеева // Кузнецк-Сталинск-Новокузнецк: проблемы города в переходный период : сб. науч. тр. II Всерос. науч.-практ. конф. Новокузнецк. 3-4 декабря 2010 г. - Новокузнецк : НФИ ГОУ ВПО «КемГУ», 2010. - С. 107-114.

2 Шептухина, Л.И. Культура как инновационный инструмент развития экономики города [Текст] / Л.И. Шептухина // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 10-ой междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Самар. гос. экон. ун-та. 24-25 ноября 2011 г. - Ч. 1. - Самара : изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2011. - С. 242-249.

3 Шептухина, Л.И. Роль творческих индустрий в развитии инновационной экономики города [Текст] / Л.И. Шептухина // Развитие региональных социально-экономических систем : сб. науч. трудов. - Самара : изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2009. - С. 144-155.

38,4 и 5,1 миллиардов рублей соответственно, местного бюджета - 72,9 миллиона рублей и внебюджетных источников - 100 миллиардов рублей. Предполагается, что реализация плана обеспечит снижение доли ОАО «АвтоВАЗ» в общем объеме промышленного производства Тольятти с 57,7% (в 2008 году) до 32,0% к 2020 году.

В тоже время этот индустриальный моногород обладает огромным творческим потенциалом и ресурсами для развития творческого бизнеса и туризма. В пользу этого говорит большое количество высших учебных заведений в городе, в том числе и тех, которые выпускают специалистов творческих специальностей: дизайнеров, журналистов, актеров, специалистов по рекламе, музыкантов, художников, архитекторов.

Культурное наследие Тольятти и традиции искусства несут в себе отличные возможности для города как развитого центра культуры. В нем уже создано достаточно много разных творческих предприятий, которые вносят свой вклад в экономическую и социальную жизнь города. Сегодня в Тольятти работают 3 профессиональных театра - государственный драматический театр «Колесо», муниципальный театр кукол «Пилигрим», театр юного зрителя «Эксперимент». Кроме того, функционирует множество театров студийных, молодежных - «Вариант», «Дилижанс», «Секрет» и другие. Ежегодно в городе проходит фестиваль «Театр - детям и юношеству», стал традиционным также международный театральный фестиваль.

В городе действуют 7 дворцов культуры, более десятка кинозалов, краеведческий музей, картинная галерея, филармония, современный выставочный комплекс, взрослая и детская централизованные библиотечные системы, симфонический оркестр. Профессиональную музыкальную и общеэстетическую подготовку осуществляют: институт искусств, музыкальное училище, лицей искусств, а также 7 детских музыкальных, 3 детские художественных и 5 детских школ искусств, хореографическая школа им. М. Плисецкой. Лучшие студенты учебных заведений искусств г. Тольятти ежегодно участвуют в международном музыкальном фестивале в г. Кольмар (Франция), в рамках которого проводится еще и выставка детского творчества, концерты юных музыкантов. На протяжении последних десяти лет в Тольятти проводятся Детские ассамблеи искусств и Летняя творческая школа «Новые имена Тольятти». Патронаж над несколькими талантливыми музыкантами взял на себя маэстро Владимир Спиваков.

Художественные силы города объединены в творческие союзы - художников, архитекторов, писателей, журналистов, дизайнеров и представлены довольно разнообразно.

Широко развит сектор общественных и некоммерческих организаций, который насчитывает более ста участников. В городе создана Ассоциация обществ дружбы с зарубежными странами. В нее входят: немецкое общество дружбы и общества «Россия-США» и «Россия-Италия»; клуб друзей Франции; общество «Немцы Поволжья» и др.

В Тольятти всячески поддерживают развитие культурного туризма. Город очень удачно расположен географически - на берегу реки Волги в обрамлении Жигулевских гор и лесов, имеет развитую для туризма инфраструктуру -базы отдыха, санатории, горнолыжные базы, высокого качества спортивные сооружения. Всего в Автограде более 130-ти объектов размещения туристов, загрузка которых колеблется от 50% до 100% в зависимости от сезона, и более

40 разработанных экскурсионных маршрутов. Среднестатистическое количество туристов составляет около 140 тыс. человек в год.

В городе реализуется множество имиджевых проектов в сфере культуры. Они направлены на повышение его роли как в масштабе Самарской области, так и страны в целом. Проводятся различные конкурсы проектов, по результатам которых лучшие из них финансируются из Общественного Фонда Тольятти.

В настоящее время в Тольятти проводятся мероприятия, способствующие формированию условий для привлечения инвестиций в индустрию туризма, развитие которого оказывает стимулирующее воздействие на многие отрасли экономики города (промышленное производство, торговлю, транспорт, строительство, связь, сферу услуг, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления), создаются все условия для развития «креативной экономики». Так, в 2004 г. в городе проводился семинар «Тольятти: от города индустриального - к городу творческому», организованный Советом Европы. Кроме мэрии г. Тольятти, в его организации принимали участие: Тольяттинская Ремесленная палата, Консультационное бюро «АРТ», Тольяттинский комитет РСТ ИКП (Москва), «Центр развития творческих индустрий» (г. Санкт-Петербург). Семинар был посвящен вопросам поддержки в моногороде культурного разнообразия и развития культурного капитала1.

В 2005 г. при поддержке Общественного Фонда Тольятти, департамента культуры и Совета Европы в городе создано агентство «Культурный капитал». Его целями являются: повышение роли предпринимательства в сфере культуры для формирования новых приоритетных направлений развития города; смещение акцентов в городском управлении от стратегии развития и поддержки крупного промышленного бизнеса к стратегии развития и поддержки малого и среднего творческого бизнеса; развитие и укрепление сектора творческих индустрий; модернизация учреждений культуры г. Тольятти2.

Сохранить и развить инновационный и культурный потенциал города, еще не полностью утраченный за время проведения структурных и экономических реформ, позволит создание бренда города.

Результаты успешного формирования бренда города и его эффективного использования можно условно разделить на две группы3:

1. Результаты, оказывающие прямое влияние на город:

а) повышение известности города на международном уровне;

1 Шептухин, А.Н., Шептухина, Л.И. Формирование имиджа и бренда города Тольятти [Текст] / А.Н. Шептухин, Л.И. Шептухина // Проблемы развития предприятий: теория и практика : материалы 10-ой междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Самар. гос. экон. ун-та. 24-25 ноября 2011 г. -Ч. 2. - Самара : изд-во Самар. гос. экон. ун-та , 2011. - С. 341-348.

2 Шептухина, Л.И., Носкова, Н.Е. Роль культуры в повышении конкурентоспособности Тольятти [Текст] / Л.И. Шептухина, Н.Е. Носкова // Государственное управление и менеджмент организаций в информационной экономике: сб. научных статей по материалам междунар. науч.-практ. Интернет-конф. - Екатеринбург : изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. - С. 52-56.

3 Шептухина, Л.И. Стратегия формирования позитивного имиджа и бренда моногорода [Текст] / Л.И. Шептухина // Научные исследования Самарского государственного экономического университета : сб. науч. тр. : В 2-х ч. / отв. ред. А.П. Жабин. - Самара : изд-во Самар. гос. экон. ун-та. 2011. - Ч. 1. - С. 48-55.

б) рост инвестиционного рейтинга города и, как следствие, - повышение экономического потенциала прилегающих территорий;

в) повышение конкурентоспособности города по сравнению с другими городами не только России, но и мира в целом;

г) увеличение потока туристов;

д) повышение его инвестиционной привлекательности.

2. Результаты, оказывающие косвенное влияние на город:

а) рост экономических показателей;

б) ускорение процесса перемещения объектов промышленного назначения за черту города, использование освободившихся территорий в русле общей концепции бренда города;

в) повышение престижности работы в Тольятти, что позволит решить проблему «утечки мозгов» из города;

г) подчеркивание специфики и уникальности города и закрепление его позитивного восприятия в будущем;

д) повышение чувства уверенности бизнесменов и простых жителей города в завтрашнем дне, поскольку у них возникнет более четкое понимание того, к чему город стремится в будущем;

е) развитие социально-экономических отношений среди жителей Тольятти, а также чувства единства, ответственности, патриотизма в отношении к городу;

ж) возникновение эффективного бренда города заставит «держать марку» его жителей. Это приведет к соблюдению чистоты и порядка на улицах Тольятти его непосредственными представителями.

При этом необходимо учитывать, что бренд как объект интеллектуальной собственности, имеющий высокую стоимость и генерирующий значительные денежные потоки, должен поддерживаться и развиваться и после его создания. Мировой опыт (Лондона, Нью-Йорка, Испании) показывает, что наиболее целесообразной является постоянная поддержка бренда и формирование его стоимости на протяжении достаточно длительного времени (годы и десятки лет) в рамках реализации стратегического плана развития города.

Таким образом, город, первоначально задумывавшийся как автомобильная столица России, постепенно становится интеллектуальным и творческим центром. В нем отрабатываются новые социальные технологии - технологии развития гражданского общества, проведения мероприятий федерального значения и активно развиваются творческие индустрии - новый, быстро растущий сектор экономики города, являющийся эффективным антикризисным средством, которое открывает новые возможности экономического роста за счет развития инфраструктуры и малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.