Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОКОЛЕНИЯ ALFA: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ПРЕДЫДУЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ'

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОКОЛЕНИЯ ALFA: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ПРЕДЫДУЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поколение Альфа / критическое мышление / психология / индуктивное мышление / эмоциональная поддержка / анкетирование разных поколений / клиповое мышление / Generation Alpha / critical thinking / psychology / inductive thinking / emotional support / surveying different generations / clip thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минасян Светлана М., Дарбинян Мариам А.

Цели и задачи: Целью исследования является анализ развития критического мышления у поколения Альфа в сравнении с предыдущими поколениями для выявления уникальных особенностей и тенденций. Основные задачи включают: проведение обзора литературы по критическому мышлению, определение методов сбора и анализа данных, анкетирование представителей поколения Альфа и предыдущих поколений, проведение наблюдений в образовательных учреждениях и онлайн-среде, анализ полученных данных и интерпретация результатов. Методология и методы исследования: Методология исследования основана на использовании теста оценки критического мышления Л. Старки в адаптации Е.Л. Луценко. В исследовании участвовало 150 школьников в возрасте от 10 до 14 лет. Тест состоял из 27 заданий с четырьмя вариантами ответов, проводился как в печатной, так и в электронной форме, с соблюдением конфиденциальности. Полученные результаты: 60% школьников показали средний уровень критического мышления, 20% — высокий уровень, и 20% — низкий уровень. Альфа-дети лучше всего справлялись с заданиями на индуктивное мышление и оценку фактов, но испытывали трудности с анализом и критической оценкой информации. Теоретический вклад: Исследование подтверждает наличие значительных различий в развитии критического мышления между поколением Альфа и предыдущими поколениями, что обусловлено их уникальными условиями воспитания и доступа к информации. Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных программ, направленных на развитие критического мышления у детей. Особое внимание следует уделить обучению навыкам оценки информации и развитию аналитического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минасян Светлана М., Дарбинян Мариам А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN GENERATION ALPHA: A COMPARATIVE ANALYSIS WITH PREVIOUS GENERATIONS

Aims and Objectives: The study aims to analyze the development of critical thinking in Generation Alpha compared to previous generations to identify unique features and trends. The main tasks include reviewing literature on critical thinking, defining data collection and analysis methods, conducting surveys with Generation Alpha and previous generations, performing observations in educational institutions and online environments, and analyzing and interpreting the results. Methodology and Research Methods: The research methodology is based on the Starkey critical thinking assessment test adapted by E.L. Lutsenko. The study involved 150 schoolchildren aged 10 to 14. The test consisted of 27 questions with four answer choices and was conducted in both print and electronic formats, ensuring confidentiality. Results: 60% of the students demonstrated an average level of critical thinking, 20% showed a high level, and 20% showed a low level. Alpha children performed best in tasks related to inductive reasoning and fact evaluation but struggled with analysis and critical assessment of information. Theoretical Contribution: The research confirms significant differences in the development of critical thinking between Generation Alpha and previous generations, attributed to their unique upbringing and access to information. Practical Relevance: The results can be used to develop educational programs aimed at fostering critical thinking in children. Special attention should be given to teaching information evaluation skills and enhancing analytical thinking.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОКОЛЕНИЯ ALFA: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ПРЕДЫДУЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ»

DOI: 10.24412/2470-1262-2024-2- 71-80

УДК (UDK) 373.3

Svetlana M. Minasyan, Yerevan State University Ijevan Branch,

Ijevan, Armenia

Mariam H. Darbinyan, Yerevan State University Ijevan Branch,

Ijevan, Armenia

Минасян Светлана М., Ереванский Государственный Университет, Иджеванский филиал, Иджеван, Армения

Дарбинян Мариам А., Ереванский Государственный Университет, Иджеванский филиал, Иджеван, Армения

For citation: Minasyan, Svetlana M., Darbinyan, Mariam H. (2024). The Development of Critical Thinking in Generation Alpha: a Comparative Analysis with Previous Generations. Cross-Cultural Studies: Education and Science, Vol. 9, Issue 2 (2024), pp. 71-80 (in USA)

Manuscript received: 07/06/2024 Accepted for publication: 20/07/2024 The author has read and approved the final manuscript.

CC BY 4.0

THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN GENERATION ALPHA: A COMPARATIVE ANALYSIS WITH PREVIOUS GENERATIONS

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОКОЛЕНИЯ ALFA: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ПРЕДЫДУЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ

Abstract:

Aims and Objectives: The study aims to analyze the development of critical thinking in Generation Alpha compared to previous generations to identify unique features and trends. The main tasks include reviewing literature on critical thinking, defining data collection and analysis methods, conducting surveys with Generation Alpha and previous generations, performing observations in educational institutions and online environments, and analyzing and interpreting the results.

Methodology and Research Methods: The research methodology is based on the Starkey critical thinking assessment test adapted by E.L. Lutsenko. The study involved 150 schoolchildren aged 10 to 14. The test consisted of 27 questions with four answer choices and was conducted in both print and electronic formats, ensuring confidentiality.

Results: 60% of the students demonstrated an average level of critical thinking, 20% showed a high level, and 20% showed a low level. Alpha children performed best in tasks

related to inductive reasoning and fact evaluation but struggled with analysis and critical assessment of information.

Theoretical Contribution: The research confirms significant differences in the development of critical thinking between Generation Alpha and previous generations, attributed to their unique upbringing and access to information.

Practical Relevance: The results can be used to develop educational programs aimed at fostering critical thinking in children. Special attention should be given to teaching information evaluation skills and enhancing analytical thinking.

Keywords: Generation Alpha, critical thinking, psychology, inductive thinking, emotional support, surveying different generations, clip thinking

Аннотация:

Цели и задачи: Целью исследования является анализ развития критического мышления у поколения Альфа в сравнении с предыдущими поколениями для выявления уникальных особенностей и тенденций. Основные задачи включают: проведение обзора литературы по критическому мышлению, определение методов сбора и анализа данных, анкетирование представителей поколения Альфа и предыдущих поколений, проведение наблюдений в образовательных учреждениях и онлайн-среде, анализ полученных данных и интерпретация результатов.

Методология и методы исследования: Методология исследования основана на использовании теста оценки критического мышления Л. Старки в адаптации Е.Л. Луценко. В исследовании участвовало 150 школьников в возрасте от 10 до 14 лет. Тест состоял из 27 заданий с четырьмя вариантами ответов, проводился как в печатной, так и в электронной форме, с соблюдением конфиденциальности.

Полученные результаты: 60% школьников показали средний уровень критического мышления, 20% — высокий уровень, и 20% — низкий уровень. Альфа-дети лучше всего справлялись с заданиями на индуктивное мышление и оценку фактов, но испытывали трудности с анализом и критической оценкой информации.

Теоретический вклад: Исследование подтверждает наличие значительных различий в развитии критического мышления между поколением Альфа и предыдущими поколениями, что обусловлено их уникальными условиями воспитания и доступа к информации.

Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных программ, направленных на развитие критического мышления у детей. Особое внимание следует уделить обучению навыкам оценки информации и развитию аналитического мышления.

Ключевые слова: поколение Альфа, критическое мышление, психология, индуктивное мышление, эмоциональная поддержка, анкетирование разных поколений, клиповое мышление

Введение

На современном этапе образование уделяет особое внимание изучению координальных изменений процесса мышления, формированию, конкретно, критического мышления. На разных этапах формирования критического мышления учащиеся должны уметь трансформировать ситуации в быстро меняющейся действительности, адаптироваться к обновлению стратегии, ориентиоваться в быстром принятии обоснованных и нестандартных решений, видеть проблы. Появление нового поколения, известного как поколение Альфа, где формируются исскуственный интеллект, требует изучения критических способностей и сопоставления их с предыдущими поколениями. Поколение Альфа выросло в условиях информационного перенасыщения, с использованием передовых цифровых технологий и особых образовательных методов, что обуславливает необходимость изучения их критического

мышления. Понятно одно, что поколение, в принципе, воспринимают информацию фрагментарно, яркими образами, поэтому им трудно погружаться в конкретную тему, выполнять последовательно действия, концентрировать свое внимание на одном, анализировать - все это требует значительных умственных действий, которые связаны с последовательной и систематической, с анализом, индукцией и дедукцией, не говоря о проектировании, поэтому вызывают у них трудности.

С этой целью исследование даной работы направлено на анализ развития критического мышления у представителей поколения Alfa в сравнении с предыдущими поколениями

1. Провести обзор литературы по теме критического мышления, включая исследования, посвященные различным поколениям.

2. Определить методологию исследования, включая выбор методов сбора данных и анализа.

3. Подготовить и провести анкетирование с представителями поколения Alfa и предыдущих поколений для оценки уровня развития критического мышления.

4. Провести наблюдения в образовательных учреждениях и онлайн-среде для оценки влияния цифровых технологий на критическое мышление.

5. Проанализировать полученные данные с использованием статистических и качественных методов.

6. Сравнить результаты и выявить существенные различия в развитии критического мышления между поколением Alfa и предшествующими поколениями.

7. Интерпретировать результаты исследования с целью выявления основных тенденций и практических выводов, учитывая социальное сознание, индивидуализм, эмоциональную уязвимвость, влияние поколения Альна на развитие общества и др.

8. Сформулировать рекомендации для поддержки развития критического мышления в образовательных и практических сферах с учетом особенностей поколения Alfa.

Литературный обзор

Для успешного адаптирования в современном обществе молодому поколению необходимо освоить жизненно необхобимые навыки, которые способствуют развитию и применению важных мыслительных компетенций, известных как soft skills («мягкие» навыки). Одним из ключевых элементов soft skills является критическое мышление. Концепцию критического мышления в области образования ввел Джон Дьюи, выдающийся теоретик XX века. В своем труде «Педагогика и психология мышления», написанном в 1910 году, он внес понятие рефлексивного мышления, которое он определил, как «активное, настойчивое и внимательное рассмотрение любого мнения или предполагаемой формы знания, основываясь на его фундаменте» [3, с. 56]. Критическое мышление позволяет анализировать информацию, выявлять ложные утверждения и принимать обоснованные решения на основе фактов и логики.

В. Болотов, отечественный ученый, в своем исследовании выделяет понятие "критического мышления" как активный и интеллектуально дисциплинированный процесс анализа информации с использованием логического и личностно-психологического подхода. Этот процесс направлен на осмысление, синтез и оценку данных, полученных из различных источников, чтобы послужить основой для убеждений и действий [1, с. 72]. По мнению Р. Пола, критическое мышление включает в себя применение результатов анализа к обыденной жизни и принятию обоснованных решений [9, с. 434]. Многие зарубежные исследователи Пауль Р., Халперн Д., Ченг Ч.-К., Хьюстон П. и другие рассматривают критическое мышление как способность

думать о своем собственном мышлении с целью его совершенствования, т.е. как рефлексию. [5, 9, 2].

Критическое мышление предполагает не только критичное отношение к информации, но и глубокое понимание ее сути. Важно уметь анализировать утверждения, оценивать их достоверность, логичность и применимость в конкретной ситуации. Этот процесс требует не только навыков логического мышления, но и способности видеть скрытые связи между фактами и аргументами. Понимание и развитие критического мышления является ключевым фактором для принятия обоснованных решений и формирования глубокого понимания окружающего мира.

Важно отметить, что понятие "критическое мышление" тесно переплетается с такими понятиями, как "логическое мышление" и "аналитическое мышление", образуя своеобразный треугольник умений и навыков, необходимых для анализа и оценки информации.

Согласно теории социальных поколений, каждая эпоха развития общества формирует уникальную группу людей с определенным образом мышления, поведением, ценностями и предпочтениями в искусстве. Влияние на формирование этой генерации оказывают различные факторы, такие как исторические события, технологические достижения, экологическая обстановка и другие общественные процессы. Такие внешние условия могут оказать влияние не только на ценности и приоритеты, но и на интеллектуальные способности представителей данной группы людей.

В наши дни стремительное развитие цивилизации приводит к быстрой смене поколений, что делает конфликт между "отцами и детьми" обыденным явлением. Индивиды формируют особое мировоззрение, соответствующее вызовам современной эпохи, несмотря на все возрастающий глобальный разрыв. Исследователи вынуждены пересмотреть социокультурную сферу, где очевидно не только изменение культурных предпочтений среди молодежи, но и появление новых идей, вызывавших споры еще в начале XX века.

Поколение Y, родившиеся в 1984-2000 годах, и поколение Z, родившиеся в 2000-2010 годах, оставляют свои следы в истории. Новое поколение, которое теперь считается самым молодым — поколение Альфа, приносит свежий взгляд на прошлое и настоящее. Теория У. Штрауса и Н. Хоува, хоть и подвергается изменениям из-за ускорения смены поколений, все еще актуальна в контексте развития общества [4, с. 153]. Педагогическое сообщество признает поколение Альфа как тех, кто родился после 2010 года, и готовится к новым вызовам и возможностям, которые они принесут.

Для представителей А-поколения характерно постоянное использование возможностей искусственного интеллекта. Они оценивают мир по его технологичности, стремятся к повышению своей эрудиции и актуализации нравственных ценностей. Свобода выбора и высокая образованность — важные черты этой группы людей. Реализация этих характеристик является необходимостью для них, они не могут представить жизнь без технических достижений.

Согласно данным М. МакКриндла, к 2025 году ожидается увеличение численности поколения до 2 миллиардов человек [6]. Это представляет проблему для системы образования, которая должна быть перестроена, чтобы удовлетворить потребности такого масштабного количества людей. Именно это вызывает важность инициирования обсуждения организации образовательной системы.

Материалы и методы

Для изучения уровня критического мышления и особенностей мышления поколения Альфа, мы провели исследование, используя тест оценки критического мышления Л. Старки (Starkey Critical Thinking Test) в адаптации Е.Л. Луценко (2014). Поскольку поколение Альфа включает детей, родившихся с 2010 года, тест был

предназначен для людей в возрасте до 14 лет. В исследовании, проведённом в 2024 году, приняли участие 150 человек в возрасте от 10 до 14 лет, обучающихся в школах Иджевана и приграничных сёл. Из них 81 человек мужского пола и 69 женского. Время выполнения теста составляло 25 минут [10].

Тест оценивает общую сформированность критического мышления и включает 16 субшкал. Он состоит из 27 заданий, каждое из которых имеет четыре варианта ответа, из которых только один является правильным. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Надежность теста по Альфа-Кронбаху составляет а = 0,712, а ретестовая надежность с интервалом в месяц составила 0,74 при р<0,001. Валидность теста была подтверждена значимыми корреляциями с тестами на рефлексию, умозаключения, перенос теории на практику и примативность.

Наше исследование 2024 года направлено на сравнение результатов с данными 2014 года, чтобы выявить изменения в критическом мышлении у поколений с разницей в 10 лет [7].

Результаты и обсуждения

Результаты приведены в Таблице 1.

Таблица 1.

Описательные статистики уровня критического мышления подростков по тесту

Л. Старки

Шкалы Минимум Максимум Среднее Стандартное отклонение

Общий балл критическог о мышления 8,0 25,0 15,770 3,8353

Умение фокусироват ь наблюдение 0 2 1,04 0,739

Индуктивно е мышление 0 2 1,62 0,542

Техники убеждения 0 2 0,88 0,669

Идентифика ция злоупотребл ения индукцией 0 2 1,45 0,611

Способност ь к мозговому штурму 0 1 0,63 0,484

Проверка своих эмоций на принятие решений 0 1 0,74 0,439

Умение находить соответству ющие информацио нные 0 2 1,54 0,656

ресурсы

Идентифика ция техник отвлечения внимания 0 2 0,88 0,691

Формирован ие проблемных суждений 0 1 0,60 0,492

Умение отличать объяснения от аргументов 0 2 1,01 0,763

Постановка целей 0 1 0,35 0,478

Идентифика ция злоупотребл ения дедукцией 0 2 1,23 0,670

Умение распознават ь истинную проблему 0 2 1,19 0,529

Оценка фактов 0 2 1,16 0,645

Понимание текстов 0 2 1,00 0,729

Определени е актуальной проблемы 0 1 0,47 0,500

Общий уровень критического мышления у школьников средний. 60% школьников имеют средний уровень критического мышления, 20% школьников имеют высокий уровень критического мышления, 20% школьников имеют низкий уровень критического мышления. Школьники лучше всего справились с заданиями на индуктивное мышление, идентификацию злоупотребления индукцией, проверку своих эмоций на принятие решений, идентификацию злоупотребления дедукцией, умение распознавать истинную проблему, оценку фактов и формирование проблемных суждений.

Наблюдается также значительная вариативность в способности школьников фокусировать наблюдение и распознавать манипуляции. Интересно отметить, что эти результаты подтверждают значимость развития критического мышления в учебной среде и необходимость внимания к этому аспекту в образовательной программе.

Обобщая полученные данные, мы можем заключить, что современные подростки демонстрируют высокий уровень умения делать выводы на основе представленной информации, однако существует потребность в дальнейшем развитии их способности к анализу и критической оценке информации, особенно в контексте определения манипуляций и умении формулировать цели.

Сравнивая полученные результаты с работами других специалистов (Гололобова Е.А., Киселев А.В., Кумянев Д.Ф., Маслов Е.С., Тихонов О.В.) мы можем сделать общий вывод, что уровень критического мышления школьников оказался сопоставим с уровнем взрослых. Однако изменился способ его развития в соответствии с требованиями общества и времени.

Можно выделить следующие особенности критического мышления у поколения Альфа:

• Быстрое восприятие информации: Альфа-дети привыкли к быстрому потоку информации и умеют быстро ее обрабатывать.

• Многозадачность: Они могут одновременно выполнять несколько задач, но это может негативно влиять на концентрацию внимания.

• Клиповое мышление: Альфа-дети предпочитают воспринимать информацию в виде коротких видео, картинок и инфографики.

• Нетерпеливость: Они хотят получать информацию и результаты быстро, не всегда готовы к долгой работе. В частности, из-за неё участники читали вопросы не так внимательно.

• Глобальное мышление: Альфа-дети не ограничены рамками своего города или страны, они мыслят глобально.

• Склонность к поиску информации: Они умеют пользоваться поисковыми системами и находить информацию в интернете.

• Умение работать с технологиями: Альфа-дети с рождения окружены гаджетами и умеют их использовать.

В таблице 2 мы привели различия в развитии критического мышления у разных

поколений:

Таблица 2

Развитие критического мышления у разных поколений

Поколение X (19671984) Критическое мышление развивалось в условиях ограниченного доступа к информации.

Поколение Y (миллениалы) (1984-2000) Критическое мышление развивалось в условиях бурного развития информационных технологий.

Поколение Z (20002015) Критическое мышление развивается в условиях информационного шума и фейковых новостей.

Поколение Альфа (2010/2011-?) Критическое мышление развивается в условиях тотальной цифровизации и искусственного интеллекта.

Возникает вопрос: с чем же связан низкий уровень развития критического мышления? Следует отметить, что на фоне блестящих возможностей, существует опасность упущения важных аспектов, в том числе и критического мышления. Давайте рассмотрим несколько негативных факторов, которые могут препятствовать развитию критического мышления у поколения А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ограниченное внимание и концентрация. С постоянным доступом к мобильным устройствам и интернету, поколение Альфа часто сталкивается с проблемой ограниченного внимания и концентрации. Постоянное пребывание в мире онлайн развивает привычку к быстрому и поверхностному восприятию информации, что может препятствовать развитию глубокого анализа и критического мышления.

2. Информационный перегруз. Интернет предоставляет доступ к огромному объему информации, но не все из этой информации достоверны или качественны. Поколение Альфа может столкнуться с проблемой информационного перегруза, что затрудняет различение между фактами и мнениями, а также оценку надежности источников.

3. Уменьшение способности к аналитическому мышлению. Постоянное использование готовых шаблонов и инструментов для решения задач может

привести к уменьшению способности поколения Альфа к аналитическому мышлению и поиску креативных решений. В условиях, когда ответы легко доступны в интернете, развитие навыков критического мышления может оказаться под угрозой.

4. Снижение способности к самостоятельному мышлению. Постоянная зависимость от технологий и поиска ответов в интернете может привести к снижению способности поколения Альфа к самостоятельному мышлению и принятию собственных решений. Они могут быть склонны полагаться на внешние источники информации, вместо того чтобы развивать собственные навыки анализа и оценки. Для преодоления проблем, связанных с развитием критического мышления у поколения Альфа, важно сосредоточиться на следующих аспектах:

1. Специальные образовательные программы. Создание образовательных программ, направленных на развитие критического мышления, включающих анализ и оценку информации, формирование навыков самостоятельного мышления и решения проблем.

2. Поощрение чтения. Стимулирование интереса к чтению и исследованию разнообразных источников, включая книги, научные статьи и академические материалы, чтобы укрепить навыки аналитического мышления.

3. Менторство и диалог. Установление менторских отношений и проведение открытых диалогов, где опытные люди могут поделиться своим опытом и помочь молодым людям развивать критическое мышление.

4. Игровые и интерактивные методы обучения. Использование образовательных игр и интерактивных методов, которые способствуют развитию критического мышления через практическое применение знаний.

5. Обучение навыкам оценки источников. Обучение поколению Альфа навыкам критической оценки информации в сети, включая проверку достоверности источников и различение между фактами и мнениями.

6. Поддержка творческого мышления. Поощрение творческого мышления и развитие способности генерировать инновационные идеи, что способствует развитию критического мышления.

7. Организация обсуждений. Проведение регулярных обсуждений и дебатов, где молодые люди могут выражать свои мнения, аргументировать свои позиции и слушать точки зрения других.

8. Повышение осознанности. Поддержка осознанного потребления информации, обучение распознаванию стереотипов и предвзятости, что способствует развитию критического мышления и культуры анализа.

Прекрасным примером решения данной проблемы является внедрение в отечественную систему образования японского метода «Печа-куча» (с японского условно «болтовня»), подразумевающего обучение в форме докладов, сопровождающихся мультимедийной презентацией (20 слайдов, сменяющиеся каждые 20 с.), строго регламентированных временными рамками (6 мин. 40 с.), а также вопросов по выступлению, ответов автора и обсуждения доклада (также в течение 6 мин. 40 с.). Такой метод вгоняет представителя поколения - А в жесткие временные рамки и обеспечивает развитие умения анализировать и выделять главное в информационном потоке. Также это заставляет тщательно готовиться к выступлению, что для творчески ориентированного, развивающегося в постоянно изменяющемся мире А-поколения - непростая задача [8, с. 28].

Заключение

В заключение нашего исследования мы пришли к выводу, что уровень развития критического мышления среди школьников поколения Альфа представлен весьма разнообразно. Несмотря на то, что большинство школьников демонстрируют средний

уровень критического мышления, есть и те, кто проявляет как высокий, так и низкий уровень этого навыка.

Наши наблюдения указывают на значимость развития критического мышления в учебной среде. Мы видим, что школьники успешно справляются с некоторыми аспектами критического мышления, такими как индуктивное мышление и оценка фактов, однако есть и области, где им необходимо еще развиваться, включая аналитическое мышление и самостоятельное принятие решений.

Важно отметить, что современные технологии и доступ к информации представляют как преимущества, так и вызовы для развития критического мышления у поколения Альфа. Ограниченное внимание и концентрация, информационный перегруз, уменьшение способности к аналитическому мышлению и снижение самостоятельности в принятии решений — это вызовы, которые необходимо преодолеть.

Для того чтобы подготовить поколение Альфа к успешной адаптации к меняющемуся миру, необходимо принимать во внимание их особенности и потребности. Развитие критического мышления должно стать ключевым компонентом образовательной программы, включая специальные образовательные программы, поощрение чтения, организацию диалогов и обсуждений, а также обучение навыкам оценки информации и развитие творческого мышления.

Поколение Альфа отличается иным образом мышления, что не является проблемой. Они стремятся адаптироваться к реальности, в которой живут. У них наблюдаются такие негативные черты, как плохая память, рассеянное внимание и пониженная мотивация к учебе. Важно приучить их к чтению и постоянно передавать свой опыт с помощью игровых технологий, которые позволяют им принимать нестандартные решения. Необходимо на практике показывать, что учеба может дать больше полезной информации, чем компьютерные игры, и объяснять, как они могут негативно влиять на здоровье и другие аспекты жизни. При этом поколение Альфа быстро распознает фейковые новости.

References:

1. Bolotov, V. A., & Spiro, D. (1995). Critical Thinking - The Key to Transforming Russian Schools. School Director, No. 1, pp. 67-73.

2. Cheung Ch.-K, Rudowicz E., Kwan A. S.F., Xiao Dong Yue. Assessing University Students' General and Specific Critical Thinking // College Student Journal. December, 2002. pp.

3. Dewey, J. (1999). Psychology and Pedagogy of Thinking (How We Think). Moscow: Labyrinth. 192 pages. Available at: https://pedlib.ru/Books/2/0136/2_0136-1.shtml

4. Gurova, I., & Evdokimova, S. (2016). Theory of Generations as a Tool for Analysis, Formation, and Development of Labour Potential. MIR [World] (Modernization Innovation Research), 7, pp. 150-159. doi:10.18184/2079-4665.2016.7.3.150.159.

5. Houston P. D. Simultaneous Thinking — Executive Perspective // Scholl Administrator. August, 2003.pp.

6. Jha, A. K. (2020, June 20). Understanding Generation Alpha. Available at: https://doi.org/10.31219/osf.io/d2e8g

7. Lutsenko, E. L. (2014). Adaptation of the L. Starkey Critical Thinking Test. Visnyk of the Kharkiv National University named after V.N. Karazin. Series: Psychology, No. 1110, pp. 65-70.

8. Miroshnikova, L.Y., & Braznets, E.S. (2021). Development of Soft Skills as a Method of Teaching Representatives of Generation "Alpha". The Scientific Heritage, No. 65-4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gibkih-navykov-kak-sposob-obucheniya-predstaviteley-pokoleniya-alfa (accessed on 13.03.2024).

9. Paul, R. (2012). Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. California: Foundation for Critical Thinking in Tomales. 671 pages.

10. Starkey, L. (2004). Critical Thinking Skills Success: In 20 Minutes a Day. New York: Learning Express.

Information about the Authors:

Svetlana M. Minasyan — Ph.D., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Russian Language and Literature, Yerevan State University, Ijevan Branch. Email: s.minasyanpmesi@gmail.com ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9301-4927; ID Scopus - 56576171400

Mariam H. Darbinyan — Bachelor of the Department of Russian Language and Literature, Yerevan State University, Ijevan Branch. E-mail: mariamdarbinyan2003@gmail.com ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8411-1338

Authors' contribution: The work is solely that of the authors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.