Научная статья на тему 'Сравнительный анализ предпочтений в мультипликации детей поколения Z и детей поколения «Альфа»'

Сравнительный анализ предпочтений в мультипликации детей поколения Z и детей поколения «Альфа» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультипликация / поколение Z / поколение «Альфа» / клиповое мышление / эмоциональный интеллект / animation / generation Z / generation Alpha / clip thinking / emotional intelligence

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николаева Ралина Евгеньевна, Долгина Яна Константиновна

Мультипликационные фильмы являются неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Они способствуют развитию воображения, расширяют круг интересов детей, обогащают их словарный запас. Анимация — один из самых эффективных воспитателей, так как он сочетает в себе и слово, и картинку. Анимация одновременно включает два органа восприятия: слух и зрение. Кроме того, мультфильмы являются самым значимым источником информации, который помогает познать ребенку окружающий мир. В статье рассматривается сравнительный анализ предпочтений в мультипликации детей поколений Z и детей поколения «Альфа». Основное внимание в работе авторы акцентируют на выявлении особенностей восприятия мультипликационных фильмов детьми разных поколений. Выявляются и описываются главные детали «старой» и «новой» мультипликации. В ходе исследования выяснилось, что при просмотре мультфильмов современные дети не фиксируют внимание на основной его идее, отвлекаясь на средства выразительности. В современных реалиях у детей развивается клиповое мышление. Они воспринимают мир с помощью ярких коротких образов. Дети поколения «Альфа» все чаще перестают обращать внимание на главную мысль мультфильма. Они запоминают лишь веселые, забавляющие их моменты. Современным родителям следует ответственно подходить к выбору мультфильмов для своих детей, так как любимый персонаж из мультипликационного фильма является одним из главных авторитетов для ребенка «Aльфа». Кроме этого, в «новой» мультипликации порой может отсутствовать грань между добром и злом. Так, показ популярных персонажей как с положительной, так и с отрицательной стороны приближает их к людям в реальной жизни и делает их правдоподобными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Николаева Ралина Евгеньевна, Долгина Яна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of preferences in animation: Children of generation Z and generation Alpha

Animation is an integral part of every child’s life. It contributes to the development of imagination, expands the range of children’s interests and enriches their vocabulary. Animation is one of the most effective educators, as it combines both the word and the picture. Animation simultaneously includes two organs of perception: hearing and vision. In addition, cartoons are the most significant source of information that helps a child to know the world around him. The article presents a comparative analysis of the preferences in animation of children of generation Z and generation Alpha. The authors mainly focus on identifying the peculiarities of animated films perception by children of different generations. The main details of the “old” and “new” animation are identified and described. The study revealed that, when watching cartoons, modern children do not fix their attention on the main idea, being distracted by the means of expression. In modern conditions, children develop clip thinking: they perceive the world with the help of bright short images. Children of generation Alpha pay increasingly less attention to the main idea of the cartoon. They only remember funny and amusing moments. Modern parents should take a responsible approach to choosing cartoons for their children, since the favorite character from the animated film is one of the main authorities for an Alpha child. In addition, the line between good and evil is sometimes erased in the “new” animation. Characters can demonstrate both positive and negative qualities, which brings them closer to a real person and makes them believable.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ предпочтений в мультипликации детей поколения Z и детей поколения «Альфа»»

Комплексные исследования детства, 2023, т. 5, № 2 Comprehensive Child Studies, 2023, vol. 5, no. 2 _www.kid-journal.ru

Щ Check for updates

УДК 379.823

Статьи

EDN ADWKLC

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-118-123

Сравнительный анализ предпочтений в мультипликации детей поколения Z и детей поколения «Альфа»

Р. Е. Николаева1, Я. К. Долгина™

1 Казанский федеральный университет, 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, корп. 1

Аннотация. Мультипликационные фильмы являются неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Они способствуют развитию воображения, расширяют круг интересов детей, обогащают их словарный запас. Анимация — один из самых эффективных воспитателей, так как он сочетает в себе и слово, и картинку. Анимация одновременно включает два органа восприятия: слух и зрение. Кроме того, мультфильмы являются самым значимым источником информации, который помогает познать ребенку окружающий мир. В статье рассматривается сравнительный анализ предпочтений в мультипликации детей поколений Ъ и детей поколения «Альфа». Основное внимание в работе авторы акцентируют на выявлении особенностей восприятия мультипликационных фильмов детьми разных поколений. Выявляются и описываются главные детали «старой» и «новой» мультипликации. В ходе исследования выяснилось, что при просмотре мультфильмов современные дети не фиксируют внимание на основной его идее, отвлекаясь на средства выразительности. В современных реалиях у детей развивается клиповое мышление. Они воспринимают мир с помощью ярких коротких образов. Дети поколения «Альфа» все чаще перестают обращать внимание на главную мысль мультфильма. Они запоминают лишь веселые, забавляющие их моменты. Современным родителям следует ответственно подходить к выбору мультфильмов для своих детей, так как любимый персонаж из мультипликационного фильма является одним из главных авторитетов для ребенка «Альфа». Кроме этого, в «новой» мультипликации порой может отсутствовать грань между добром и злом. Так, показ популярных персонажей как с положительной, так и с отрицательной стороны приближает их к людям в реальной жизни и делает их правдоподобными.

Ключевые слова: мультипликация, поколение Ъ, поколение «Альфа», клиповое мышление, эмоциональный интеллект

Сведения об авторах

Николаева Ралина Евгеньевна, e-mail: ralina003smile@gmail.com

Долгина Яна Константиновна, e-mail: yana.dolgina2017@gmail.com

Для цитирования:

Николаева, Р. Е., Долгина, Я. К. (2023) Сравнительный анализ предпочтений в мультипликации детей поколения Z и детей поколения «Альфа». Комплексные исследования детства, т. 5, № 2, с. 118-123. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-118-123 EDN ADWKLC

Получена 7 февраля 2023; прошла рецензирование 23 марта 2023; принята 6 апреля 2023. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © Р. Е. Николаева, Я. К. Долгина (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Comparative analysis of preferences in animation: Children of generation Z and generation Alpha

R. E. Nikolaeva1, Ya. K. Dolgina™

1 Kazan (Volga Region) Federal University, Unit 1, 18 Kremlevskaya Str., Kazan 420008, Russia

Ralina E. Nikolaeva, e-mail: ralina003smile@gmail.com

Yana K. Dolgina, e-mail: yana.dolgina2017@gmail.com

For citation:

Nikolaeva, R. E., Dolgina, Ya. K. (2023) Comparative analysis of preferences in animation: Children of generation Z and generation Alpha. Comprehensive Child Studies, vol. 5, no. 2, pp. 118-123. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-118-123 EDN ADWKLC

Received 7 February 2023; reviewed 23 March 2023; accepted 6 April 2023.

Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © R. E. Nikolaeva, Ya. K. Dolgina (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract. Animation is an integral part of every child's life. It contributes to the development of imagination, expands the range of children's interests and enriches their vocabulary. Animation is one of the most effective educators, as it combines both the word and the picture. Animation simultaneously includes two organs of perception: hearing and vision. In addition, cartoons are the most significant source of information that helps a child to know the world around him. The article presents a comparative analysis of the preferences in animation of children of generation Z and generation Alpha. The authors mainly focus on identifying the peculiarities of animated films perception by children of different generations. The main details of the "old" and "new" animation are identified and described. The study revealed that, when watching cartoons, modern children do not fix their attention on the main idea, being distracted by the means of expression. In modern conditions, children develop clip thinking: they perceive the world with the help of bright short images. Children of generation Alpha pay increasingly less attention to the main idea of the cartoon. They only remember funny and amusing moments. Modern parents should take a responsible approach to choosing cartoons for their children, since the favorite character from the animated film is one of the main authorities for an Alpha child. In addition, the line between good and evil is sometimes erased in the "new" animation. Characters can demonstrate both positive and negative qualities, which brings them closer to a real person and makes them believable.

Keywords: animation, generation Z, generation Alpha, clip thinking, emotional intelligence

Введение

Детство является моментом, когда закладываются базовые способности ребенка. В данный период начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное становление личности, это время, когда у ребенка происходит не только познание мира, но и формирование характера и развития души.

Мультипликация любима детьми всех возрастов по разным причинам. С одной стороны, мультфильмы привлекают своей яркостью, красочной картинкой, а с другой — простотой для понимания даже самыми маленькими детьми. Мультипликационные фильмы привлекают детей еще по причине того, что они напоминают уже знакомые сказки, игры. Мультфильмы по своим воспитательным возможностям могут быть близки даже человеческому общению (Ернеева, Боговарова 2020).

Герои мультфильмов показывают детям разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они выступают ориентиром в формировании у ребенка базовых представлений о добре и зле, понятий хорошего и плохого

поведения (Немова, Бурухина 2014). К тому же мультипликация помогает ребенку научиться воспринимать себя с позитивной стороны, уважительно относиться к окружающим. Демонстрация положительных примеров для подражания, показ героев, которые не боятся трудностей в решении проблем и настроены на скорейшее разрешение возникших конфликтов, могут помочь детям развить уверенность в себе и чувство собственного достоинства (Щуклина 2013).

Мультфильмы помогают детям раньше приступить к процессу обучения. В современном мире в кинопрокате предлагается большое количество мультипликационных фильмов, которые учат детей различать цвета, формы, цифры, буквы и т. д. (Карпова и др. 2020). Более того, мультипликация способствует развитию творческих способностей детей (Медкова 2020). Так, по завершении просмотра очередной серии любимого мультфильма ребенок может сам придумать его продолжение или свой сюжет окончания серии.

Сейчас легко наблюдать разницу между мультфильмами «старого» и «нового времени».

Для мультфильмов детей поколения Ъ характерен показ отрицательных персонажей, которые стали плохими, потому что не умели дружить. Тем самым ребенок начинает понимать, что, во-первых, любой человек всегда способен встать на путь исправления, а, во-вторых, если позаботиться об оступившемся человеке, он станет лучше.

В мультфильмах, предназначенных для детей поколения «Альфа», можно наблюдать отсутствие грани между добром и злом. Персонажи проявляют как положительные, так и отрицательные качества, что было больше похоже на современного человека. Хотя современные мультфильмы имеют красочную, наполненную яркими цветами картинку и отражают проблемы современного общества, с которыми сталкивается как ребенок, так и общество в целом, однако, как считает зарубежный психолог X. Би, показ агрессивного поведения в современных мультфильмах ведет к «сублимации антисоциальных наклонностей индивида» (Буре 2020, 56).

Сегодня перед обществом стоит проблема формирования клипового мышления у детей. Они просматривают информацию рассеянно, не сосредоточиваются на каком-либо фрагменте и оставляют в памяти лишь обрывистые поверхностные и неполные знания, которые сохраняются ненадолго. Длительность современных мультфильмов в основном составляет не более пяти минут, и именно они способны удовлетворять потребность в быстром просмотре.

Систематический просмотр мультфильмов оказывает воспитательный эффект на ребенка и занимает значимое место в общей системе средств становления его как личности (Лалети-на 2017). А. В. Шарикова и Ю. В. Айгистова в своем исследовании показали, что 95% детей в возрасте до двух лет начинают смотреть мультипликационные фильмы по двум распространенным причинам: особенности медиапотреб-ления в семье и использование мультфильмов как способа переключения внимания ребенка (Шариков, Айгистова 2014). Родителям необходимо ответственно подходить к подбору мультипликаций для своего ребенка, ведь для детей характерно видеть авторитет в своем любимом мультипликационном персонаже. Для детей именно он является эталоном, примером для подражания, тем, на кого они хотят равняться и быть похожими. К сожалению, во многих случаях дети восхищаются вводящим в заблуждение образцом для подражания, который поощряет неправильные поступки, вредные привычки или демонстрирует грубое поведение

по отношению к окружающим людям (Никуло-ва, Шишкина 2019). Отрицательное влияние мультфильмов на детскую психику ведет к печальным последствиям, ведь в конце концов это может поспособствовать тому, что дети будут отстраненными, необщительными, антисоциальными, неуправляемыми или безнравственными (Куцакова 1989, 89).

Исследование

Потребности в мультипликации детей поколения Ъ и «Альфа» имеют довольно много различий.

Выявить характерные особенности восприятия мультфильмов разных поколений позволил проведенный нами опрос детей поколения Ъ и детей поколения «Альфа». Опрос состоял из следующих вопросов: «Какие мультфильмы ты любишь смотреть (назови не менее трех мультфильмов)?», «О ком (о чем) они?», «Какой у тебя любимый мультфильм?», «Сколько раз ты его смотрел?», «Ты бы посоветовал его кому-нибудь посмотреть? Почему?», «Кто главный герой (или герои) мультфильма? Какой он? Он тебе нравится? Почему?».

На основе ответов детей поколения Ъ мы составили список любимых мультфильмов поколения, анализ которого в дальнейшем позволил нам сделать вывод об их предпочтениях. Опрос показал, что большинство опрашиваемых предпочитали смотреть мультсериал «Лунтик». Перед нами возник вопрос: «Почему же наше поколение смотрело этот мультсериал?». Следует начать с того, что этот мультсериал повествует о жизни необычного существа, который упал с Луны и пытается найти себе друзей и семью на Земле. Эта история очень близка детям, поскольку они тоже только появились на свет и сталкиваются с теми же проблемами, что и главный герой. Вместе с Лунтиком дети узнают о премудростях жизни, о том, что такое добро и зло, об этикете и окружающем мире. Так, каждая серия «Лунтика» несет в себе мораль, которую легко усваивают дети. Мультсериал на тот момент был выполнен в 2Э компьютерной анимации, которая достаточно проста для восприятия. На наш взгляд, это было сделано для того, чтобы не отвлекать детей от воспитательного эффекта. Важным аспектом является музыкальная составляющая мультсериала. Заметим, что в данном мультсериале музыкальное сопровождение использовалось только как фон.

Опросив детей поколения «Альфа», нам удалось составить список предпочитаемых ими

Комплексные исследования детства, 2023, т. 5, № 2

120

мультфильмов. В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что современные дети не замечают главную мысль мультфильма, а лишь запоминают забавляющие их и интересные им моменты: «О чём мультсериал "Ми-ми-мишки"? — Тучка, Кеша и Лисичка катались на американских горках», «О чём мультсериал "Барбоскины"? — Этот мультик про щенков, которые ходят в поход», «О чём мультсериал "Три кота"? — Там веселая песня».

Второй момент, на который мы обратили внимание — музыкальное сопровождение. Сравнивая «старые» и «новые» мультфильмы, можно заметить, что музыка является неотъемлемой частью современных мультфильмов. Детям «Альфа», которые рождены «с телефоном в руках», предпочтительнее мультфильмы с большим количеством мелодий и «заедающими» в голове песнями. Так, многие мультфильмы дети любят за песни, которые могут проигрываться на заставке. Более того, эти песни поют не только дети, но и их родители, поскольку песни действительно надолго остаются в наших головах. Ученые назвали такой феномен Involuntary Musical Imagery, по-русски — «навязчивые музыкальные образы». Как правило, больше всего запоминаются те композиции, где есть слова, которые на самом деле нам по душе почти в буквальном смысле, можно сказать, что наш организм подстраивается под ритм песни. Безусловно, в мультипликации прошлого поколения тоже есть песни, которые мы слушаем по сей день, но количество таких песен значительно отличается от песен из современных мультфильмов.

Цифровые технологии внесли большие изменения в нашу жизнь. В современных реалиях у детей развивается клиповое мышление. У детей поколения «Альфа» происходит сокращение концентрации внимания и быстрое переключение между предметами интереса. Мультипликация в свою очередь соответствует этому требованию. Так, выпускается очень много мультсериалов, которые позволяют детям быстро получать информацию. Опрос детей показал, что в предпочтениях детей поколения «Альфа» по длительности мультфильмов произошли изменения. 30% опрашиваемых детей поколения Z называют любимыми полнометражные мультфильмы, хронометраж которых составляет примерно полтора часа. Что касается детей поколения «Альфа», то ни один ребенок не назвал любимым полнометражный мультфильм. Современные дети предпочитают

смотреть мультсериалы, длительность серий которых составляет не более шести минут.

Потребности в мультипликации детей поколения Ъ и «Альфа» имеют также различия в выборе анимации. Современных детей больше привлекает новая компьютерная анимация, которая позволяет создавать головокружительные спецэффекты. 3Э-анимация дает людям возможность почувствовать себя на месте происходящих событий, что очень важно для детей поколения «Альфа», поскольку для них виртуальный и реальный миры почти одинаковы. Им легко перемещаться из одного мира в другой, так как картинка на экране все больше похожа на ту, которую дети видят в жизни. Дети прошлого поколения чаще отдают предпочтение 2Э-анимации, которая делает рисовку мультфильмов достаточно простой.

Выводы

Таким образом, мультфильмы в жизни детей обоих поколений играли и играют большую роль. Мультипликация действительно влияет на ребенка с раннего детства. Мы видим, что дети поколения «Альфа» отдают предпочтения мультфильмам, выполненным в 3Э-анимации, с приятным музыкальным сопровождением. Более того, современные дети не обращают внимание на главную мысль мультфильма, а запоминают лишь веселые, забавляющие их моменты. К тому же их привлекает яркая внешность персонажей. Что касается поколения Ъ, то их больше привлекали мультипликационные фильмы с интересным сюжетом, им нравилось получать новые знания и искать смысл в просмотренном. Для них не играло особой роли музыкальное сопровождение. Детям «Альфа», которые рождены «с телефоном в руках», предпочтительнее мультфильмы с большим количеством мелодий.

Поколению «Альфа» важно обратить внимание на эмоциональный интеллект. EQ, или эмоциональный интеллект, — это умение распознавать и принимать свои чувства и чувства других людей, возможность справляться с эмоциями и направлять их в правильное русло. Современные исследования дают понять, что развитый EQ у ребенка помогает ему решать трудные жизненные задачи, справляться с конфликтными ситуациями. Эмоциональный интеллект дает возможность понять, как другой человек реагирует на те или иные наши действия, а также мотивы поведения людей. Профессиональные навыки напрямую зависят от EQ, например продвижение по карьерной лестнице

во многом зависит от того, насколько человек способен управлять собой и справляться со своими эмоциями в моменты стресса. Жизнь эмоционально стабильного человека в большинстве случаев складывается удачнее, чем у того, кто поддается эмоциям.

Важна осознанность и для сохранения ментального здоровья. Это позволяет стабилизировать свои эмоции, понять, какой путь нужно выстроить для удовлетворения своих потребностей. Поэтому перед современной мультипликацией выдвигается проблема развития эмоционального интеллекта посредством мультфильмов. Важно отметить, что для профилактики психического здоровья подрастающего поколения необходимо внимательно подбирать мультфильмы, вести работу по сопровождению взрослыми детей во время просмотра мультфильмов.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Author Contributions

All authors made equivalent contributions to

the publication.

Литература

Буре, Р. С. (2020) Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 280 с.

Ернеева, А. Ф., Боговарова, В. А. (2020) Применение мультипликационных фильмов в процессе обучения детей. Казанский вестник молодых ученых, т. 4, № 4, с. 29-34.

Карпова, С. И., Муродходжаева, Н. С., Цаплина, О. В., Каитов, А. П. (2020) Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вестник Томского государственного педагогического университета, № 6 (212), с. 46-56. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-6-46-56

Куцакова, Л. В. (1989) Нравственное воспитание в детском саду. М.: Академия, 156 с.

Лалетина, А. Ф. (2017) Воспитательный потенциал мультипликационных фильмов. М.: ГРМ, 168 с.

Медкова, А. Л. (2020) Влияние современной мультипликации и «языка смайла» на творческие способности и воображение детей. Инновационная наука, № 10, с. 58-60.

Немова, О. А., Бурухина, А. Ф. (2014) Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно-нравственных ценностей. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, № 1, с. 152-173.

Никулова, И. С., Шишкина, К. И. (2019) Влияние современных мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, № 4 (44), с. 262-266.

Шариков, А. В., Айгистова, Ю. В. (2014) Место анимации в жизни младших дошкольников. Культурно-историческая психология, т. 10, № 4, с. 72-79.

Щуклина, Е. С. (2013) Роль современной мультипликации в воспитании ребенка. Вестник Пензенского государственного университета, № 4, с. 12-14.

References

Bure, R. S. (2020) Sotsial'no-nravstvennoe vospitanie doshkol'nikov [Socio-moral education of preschoolers]. Moscow: Mozajka-Sintez Publ., 280 p. (In Russian)

Erneeva, A. F., Bogovarova, V. A. (2020) Primenenie mul'tiplikatsionnykh fil'mov v protsesse obucheniya detej [Application of multiplication films in the process of learning children]. Kazanskij vestnik molodykh uchenykh — Kazan Bulletin of Young Scientists, vol. 4, no. 4, pp. 29-34. (In Russian)

Karpova, S. I., Murodkhodzhayeva, N. S., Tsaplina, O. V., Kaitov, A. P. (2020) Pedagogicheskij potentsial mul'tiplikatsii v obrazovanii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [The pedagogical potential of animation in the education of preschool and primary school children]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 6 (212), pp. 46-56. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-6-46-56 (In Russian)

Kutsakova, L. V. (1989) Nravstvennoe vospitanie v detskom sadu [Moral education in kindergarten]. Moscow: Academia Publ., 156 p. (In Russian)

Комплексные исследования детства, 2023, т. S, № 2

122

Laletina, A. F. (2017) Vospitatel'nyjpotentsial mul'tiplikatsionnykh fil'mov [Educationalpotential of animated films].

Moscow: GRM Publ., 168 p. (In Russian) Medkova, A. L. (2020) Vliyanie sovremennoj mul'tiplikatsii i "yazyka smajla" na tvorcheskie sposobnosti i voobrazhenie detej [The influence of modern animation and "smiley language" on the imagination and quality of students' drawings]. Innovatsionnaya nauka — Innovation Science, no. 10, pp. 58-60. (In Russian) Nemova, O. A., Buruhina, A. F. (2014) Mul'tiplikatsionnye fil'my kak sredstvo formirovaniya semejnykh dukhovno-nravstvennykh tsennostej [Animated films as a means of family formation moral values]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya — Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, no. 1, pp. 152-173. (In Russian) Nikulova, I. S., Shishkina, K. I. (2019) Vliyanie sovremennykh mul'tfil'mov na razvitie agressivnosti u detej mladshego shkol'nogo vozrasta [The influence of modern cartoons on the development of aggressiveness in children of primary school age]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Journal of Shadrinsk State Pedagogical University, no. 4 (44), pp. 262-266. (In Russian) Sharikov, A. V., Aigistova, Yu. V. (2014) Mesto animatsii v zhizni mladshikh doshkol'nikov [A place of animation in the life of the younger preschoolers]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 10, no. 4, pp. 72-79. (In Russian) Shchuklina, E. S. (2013) Rol' sovremennoj mul'tiplikatsii v vospitanii rebenka [The role of modern animation in the upbringing of a child]. VestnikPenzenskogogosudarstvennogo universiteta — Vestnik of Penza State University, no 4, pp. 12-14. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.