Научная статья на тему 'Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку'

Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1566
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Критическое мышление / ТАКСОНОМИЯ / установка / знания / навыки / Интеллектуальное мышление / critical thinking / taxonomy / Setting / Knowledge / Skills / Intellectual thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туласынова Надежда Юрьевна

В статье определено понятие критического мышления представлена модель развития критического мышления студентов представлена таксономия педагогических целей, выявлены шесть категорий учебных целей разработан учебный проект по теме «Студенческая семья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туласынова Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of critical thinking is determined in the paper the model of students" critical thinking development is described. The taxonomy of pedagogical aims is presented six levels of pedagogical aims are revealed. The article presents the educational project on the theme "Student family".

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку»

Н. Ю. Туласынова

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Работа представлена кафедрой иностранных языков Якутского государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Григорьева

В статье определено понятие критического мышления; представлена модель развития критического мышления студентов; представлена таксономия педагогических целей, выявлены шесть категорий учебных целей; разработан учебный проект по теме «Студенческая семья».

Ключевые слова: критическое мышление, таксономия, установка, знания, навыки, интеллектуальное мышление.

N. Tulasynova

CRITICAL THINKING DEVELOPMENT IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING

The concept of critical thinking is determined in the paper; the model of students’ critical thinking development is described. The taxonomy of pedagogical aims is presented; six levels of pedagogical aims are revealed. The article presents the educational project on the theme “Student family”.

Key words: critical thinking, taxonomy, setting, knowledge, skills, intellectual thinking.

Современному открытому обществу с убыстряющимися процессами глобализации и информатизации требуются выпускники

образовательных учреждений, обладающие критическим мышлением (КМ), способностью приобретать знания и использовать их

для решения сложных задач. Перед системой образования стоят задачи организации учебного процесса, в котором каждому студенту обеспечивались бы условия к обнаружению противоречий, поиску и проверке гипотез, нахождения оригинальных путей достижения цели. Образовательный процесс в большинстве случаев остается репродуктивным, общественная потребность в воспитании критически мыслящего человека не находит своего полного претворения в практике вуза.

При подготовке специалиста со знанием иностранного языка необходимо учитывать специфику его будущей деятельности: умение работать с информационными материалами, полученными из разных источников как на русском, так и на иностранном языках. Развивающее обучение, которое является главным стратегическим направлением развития систем образования в мировой педагогике, предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

В современной литературе можно встретить много определений критического мышления. Б. Рассел приводит следующее определение: «Критическое мышление - это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний... оно включает в себя установку плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления» [1, с. 52]. Его можно представить в виде равенства:

Установка + Знания + Навыки мышления = Интеллектуальное мышление.

Из равенства следует, что первым и весьма существенным компонентом критического мышления является развитие установки и готовности к критическому мышлению.

Обучение критическому мышлению основывается на таксономии педагогических целей, разработанной в 1956 г. группой американских психологов и педагогов под руководством известного ученого Б. Блума [2, р. 3]. Понятие «таксономия» обозначает классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последова-

тельно по нарастающей сложности. Б. Блум выделяет 6 категорий учебных целей: 1. Знание. 2. Понимание. 3. Применение. 4. Анализ. 5. Синтез. 6. Оценка. Последние три уровня таксономии - анализ, синтез и оценка - ученые относят к критическому мышлению, или, как его еще называют (Matt Thomas, Anthony Manzo) [3, р. 2], мышлению более высокого порядка (Higher-Order Thinking).

На основе таксономии педагогических целей Б. Блума мы разработали модель развития КМ студентов (рис. 1) и учебный проект по английскому языку со студентами 2-го курса Педагогического института на тему: «Студенческая семья».

Описание модели развития критического мышления студентов на основе таксономии Б. Блума:

1. Уровень знаний. Изучение темы начинается с введения лексики. После введения лексики нужны упражнения на ее закрепление. При работе с лексикой рекомендуется использовать упражнения на подстановку, перифраз, синонимию, заполнение пропусков, соотнесение слов и словосочетаний, упражнения на восстановление текста, упражнения, нацеливающие на обмен информацией, и др. Эти упражнения основаны на приемах познавательной и речемыслительной деятельности и, следовательно, связаны с развитием мышления. Для активизации лексики и вывода ее в речь эффективными являются упражнения на развитие языковой догадки, перевод и реферирование, а также вопросно-ответная форма работы, которая предваряет дискуссию и служит подготовительным этапом к ней. Применяются следующие типы заданий: list, tell, show, name.

2. Уровень понимания. Перед чтением текста «Students’ family» студентам необходимо дать установку на то, что в процессе чтения они должны все время следить за ходом рассуждений автора, чтобы понять, что он стремится донести до читателя.

После работы над лексикой и снятия языковых трудностей мы можем переходить к обсуждению текста и формированию интеллектуальных умений. На этом уровне формируются базовые интеллектуальные

Рис. 1. Модель развития КМ студентов на основе таксономии Б. Блума

умения, т. е. умения выделять главную мысль, переструктурировать информацию, находить конкретную информацию. Здесь необходимо проверить, насколько адекватно студенты поняли материал. Обсуждение текста рекомендуется проводить в форме вопросов, направленных на интерпретацию текста, и использовать фронтальный вид деятельности, так как в случае неправильного ответа преподаватель может при помощи наводящих вопросов помочь найти правильный ответ и добиться полного понимания текста. Ключевыми словами для заданий на этом уровне могут быть следующие: compare, contrast, explain, translate, classify, summarize. Например: 1. Explain: what is students’ family? 2. How do students bring up their children? 3. Compare: how do family students study? 4. Summarize: what is the main reason for marriage? 5. Explain: what is the basis of family?

После того как студенты обсудили текст, а преподаватель проверил и удостоверился в том, что они поняли и осмыслили текст, они получают задание изложить его в кратком виде. Умение сжимать информацию является важным интеллектуальным умением и заслуживает особого внимания. Данный вид задания необходимо разобрать заранее: преподаватель знакомит студентов со схемой пересказа текста предварительно. Это задание рекомендуется выполнять в малых группах, так как групповая работа позволяет слушателям в процессе выполнения задания обмениваться мнениями, суждениями, рассуждать, спорить и принять общее решение. Преподаватель все это время направляет учебный процесс, он должен организовать процесс так, чтобы все участники были вовлечены в работу и несли ответственность за свою часть работы. Итог подводит преподаватель, он дает критический анализ ответов, отмечая сильные и слабые стороны ответов.

3. Уровень применения. Следующим важным этапом с точки зрения развития критического мышления является формулирование проблемы, которое связано с умением задавать вопросы, которое также относится к умениям критического мышления. Это задание предполагает работу в малых группах сотрудничества

по типу «мозговой атаки». Каждая группа предлагает проблему, которую преподаватель записывает на доске: 1. Can living conditions influence on studying process? 2. Is student’s scholarship enough for studying and living? 3. Is a child a problem or happiness? 3. Is students’ family possible?

После того как проблема определена, необходимо выяснить, что студентам известно о ней и что им предстоит выяснить, какая информация им необходима для подтверждения их вывода. Этот этап соответствует уровню «применение». Ключевыми словами для заданий здесь являются следующие: apply, choose, plan, develop, organize.

4. Уровень анализа. На следующем этапе происходит обсуждение с развернутой аргументацией. Этот этап предлагает развитие таких умений, как умение отбирать информацию из разных источников, анализировать ее, сопоставлять факты, аргументировать свою точку зрения. Он соответствует уровню «анализа». На этом этапе рекомендуются следующие задания: analyze, compare, contrast, examine, list, distinguish. Например: What do you think about early marriage? Are you for or against it. Compare: the advantages and disadvantages of early marriage? Examine the advantages and disadvantages of cohabition or living together? List the advantages of registered or official marriage?

На данном этапе студенты получили задание составить анкету, провести анкетирование студентов-девушек 2-го и 5-го курсов факультета педагогики начального обучения, провести анализ анкетирования, сравнить итоги анкетирования. А также выявить положительные и отрицательные стороны ранних, официальных и гражданских браков.

5. Уровень синтеза. После того как студенты проанализировали и осмыслили вопросы, они должны сформулировать свое отношение к проблеме, подкрепив ее вескими аргументами. Этот этап соотносится с уровнем «синтеза» в таксономии Б. Блума. На этом уровне они должны продемонстрировать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопоставить различные точки зрения, согласиться или не согласиться с какой-либо из

них и сформулировать аргументированные выводы. Ключевыми словами для заданий на этом уровне являются: combine, compose, plan, predict, propose, imagine.

Студентам предлагается ролевая игра: Let’s discuss a problem of early marriages. Imagine: You are both 17 and you decided to get married. Explain your reasons. You are their parents and you worried. You think they shouldn’t get married at such a young age. Give your reasons.

Студенты моделируют ситуации, в которой им предстоит сыграть роль детей, которые собираются пожениться, и их родителей.

6. Уровень оценки. Последний этап соответствует уровню «оценка» в таксономии Б. Блума и предполагает умение сформулировать свою позицию по конкретному вопросу на основе проработанной информации, определить, насколько ценной является информация с точки зрения ее использования для решения проблем. Поэтому и задания могут включать следующие слова: justify, recommend, prove, agree, importance.

На данном этапе студентам было дано задание подготовить презентации по основным проблемам: 1. Difficulties: living conditions and student’s budget. 2. Is a child a problem or happiness?

3. Family from Female Student of View.

Студенты представили презентации c использованием программы Power Point, поделились своим мнением о студенческой семье, выявили проблемы студенческих семей, представили итоги анкетирования студентов 2-го и 5-го курсов и предложили пути решения проблем:

• повысить стипендию семейным студентам и государственное пособие на ребенка;

• предоставить рабочие места семейным студентам;

• организовать студенческий детский сад.

Студенты провели достаточно тщательный

информационный поиск, нашли огромное количество материала для аргументации своих выводов. Это свидетельствует о сформированное™ умения отличать факт от мнения, сопоставлять различные точки зрения, структурировать и обобщать информацию, делать основные выводы.

Таким образом, при обучении иностранному языку мы можем решать задачу не только формирования коммуникативной компетенции, но и развивать критическое мышление у студентов средствами иностранного языка. Иностранный язык в данном случае является как целью, так и средством обучения. При чтении текста или прослушивании информации мы должны понять главную мысль, воссоздать логику изложения, выделить проблему, сопоставить с тем, что мы уже знаем в этой области, и определить, какая дополнительная информация нам необходима, чтобы сделать вывод и сформулировать свою точку зрения по конкретному вопросу или проблеме. Как видим, это требует сформированности определенных интеллектуальных умений. Мы должны уметь проанализировать собранные данные, оценить их значимость, выбрать необходимое, структурировать информацию, затем синтезировать, чтобы использовать при решении проблемы, аргументировать свою точку зрения. Все это умения критического мышления. Формирование и развитие умений критического мышления должно осуществляться на всех этапах обучения иностранному языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 c.

2. Bloom’s Taxonomy. URL: http.://www. faculty. washington.edu/ rumme/guides/bloom.htm

3. Thomas M., Manzo A. Higher-Order Thinking Strategies for the Classroom. URL: http.: // members.aol.com/ MattT10574/ htm

REFERENCES

1. Khalpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya. SPb.: Piter, 2000. 512 s.

2. Bloom’s Taxonomy. URL: http.://www. faculty. washington.edu/ rumme/guides/bloom.htm

3. Thomas M., Manzo A. Higher-Order Thinking Strategies for the Classroom. URL: http.://members.aol.com/ MattT10574/htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.