Научная статья на тему 'Развитие креативности дошкольников - важнейшее условие развития творческой личности'

Развитие креативности дошкольников - важнейшее условие развития творческой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1954
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ И КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева М. Г.

В статье рассматриваются понятия «креативность», «творчество». Автор раскрывает все компоненты этих понятий, доказывает тесную связь креативности и творчества, необходимость создания образовательных моделей, программ, технологий развития креативности дошкольников как важнейшего условия развития жизненной стратегии творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности дошкольников - важнейшее условие развития творческой личности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Удк 37

М.Г.Алиева

Магистрант 2курса [email protected] КуБГУ Филиала Славянск-на-Кубани.

Научный руководитель: Анисимова Татьяна Семеновна

доктор исторических наук,профессор

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются понятия «креативность», «творчество». Автор раскрывает все компоненты этих понятий, доказывает тесную связь креативности и творчества, необходимость создания образовательных моделей, программ, технологий развития креативности дошкольников как важнейшего условия развития жизненной стратегии творческой личности.

Ключевые слова

креативность, творчество, творческая деятельность, творческие способности, творческое и креативное

развитие дошкольников.

Являясь одной из самых актуальных, проблема развития креативности привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности. В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности (Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновский, В.С. Юревич). В «Педагогике» Сластенина под творчеством понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Л.С.Выготский, Я.А.Пономарев, В.В.Давыдов, А.Г. Шмелев). Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «Расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности...» (Л.С.Выготский). Л.С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. .Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее (Л.С. Выготский). Опираясь на исследования Л.С. Выготского, центральным компонентом креативности дошкольника мы считаем его способность к воображению. П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения.

58

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить ее структуру: (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах креативности, разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей. Ряд ученых полагают, что оригинальные идеи нельзя рассматривать в отрыве от их полезности. Если оригинальные идеи рассматривать безотносительно к их полезности, невозможно будет отделить креативные идеи от эксцентричных или шизофренических, которые также могут быть оригинальными, но при этом неэффективными. Так, Э. Кропли считает вообще необходимым отличать подлинную креативность от «псевдокреативности» и «квазикреативности». Псевдокреативность имеет признак новизны как следствие только нонконформизма и недостатка дисциплинированности, слепого неприятия того, что уже существует, или просто желания неожиданно поставить дело «с ног на голову». Такого рода «новизна», по его мнению, не имеет никакого отношения к креативности. К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы их выражения. При характеристике креативности он указывает на проблему способностей и рассматривает креативность как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. Так как креативность один из критериев творчества. По словам Л.С. Выготского: «высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Итак, креативность - это интегральное качество, обеспечивающее возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию. Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сензитивным) периодом развития креативности выступает старший дошкольный возраст. Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческих способностей дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания. Детское творчество в педагогических и психологических исследованиях изучалось в рамках той деятельности, в которой оно проявлялось и развивалось. Соответственно и методы формирования творчества, творческих способностей, креативности определяются спецификой той деятельности, в русле которой они формируются и проявляются. Анализ литературы показывает, что большинство работ посвящено развитию творческих способностей детей в художественном творчестве, рассмотренном в работах Н.А. Ветлугиной, А.А. Мелик-Пашаева, К.В.Тарасовой, Е.И.Игнатьева, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, Е.А. Флериной, О.И. Соловьевой, Н.Г. Комратовой, О.С.Ушаковой, Н.С. Карпинской, Т.Н. Карманенко, Л.С. Фурминой. Можно отметить, что в современной науке созданы определенные предпосылки для решения проблемы развития креативного потенциала дошкольников, но в то же время анализ методических рекомендаций, которыми в основном пользуются практические работники дошкольных учреждений, показал, что они не способствуют в полной мере развитию творческой активности дошкольников. В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на творческое развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, что предполагает творческое отношение работников образовательных учреждений к своей деятельности, формирование у них потребности к постоянному саморазвитию. Но, как показывает анализ, педагоги не готовы и часто не способны к творческой деятельности. К сожалению, в рамках непосредственной образовательной деятельности, цели и задачи не всегда находят свое отражение. Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания образовательных моделей, программ, технологий развития креативности дошкольников как важнейшего условия развития жизненной стратегии творческой личности.

59

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Поиск новых идей: от озарения к технологии Теория и практика решения изобретательских задач. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 2008

2. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие креативности. Улан-Удэ, 2014. - 146 с.

3. Белякова, С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления [Текст] / С. А. Белякова. - М. : МАКС - Пресс, 2009. - 437 с.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 2009

5. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991.

6. Выготский Л.С.Проблемы общей психологии / Под ред. В.Н. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. - Лекция 4.

7. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 3-е. -М.: Искусство, 1986.

8. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). - СПб: ГП «Иматон», 2009

©М.Г.Алиева, 2015

УДК 371.26

В.Н. Бабешко

К.т.н., доцент

Информационно-технический факультет Новосибирский государственный университет экономики и управления

г. Новосибирск, Российская Федерация

А.Р. Набиуллина

Заместитель директора по учебно-производственной работе ГАПОУ «НПК имени Е.Н. Королёва» г. Нижнекамск, Российская Федерация

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Аннотация

Одной из форм объективного контроля уровня знаний является стандартизированная процедура, при осуществлении которой обучаемые находятся в одинаковых, стандартных условиях - такую процедуру называют тестированием. Тестирование не способно полностью заместить все виды контроля знаний, поэтому во многих случаях необходимо дополнять тестовый контроль теоретических знаний решением практических заданий.

Ключевые слова

Контроль, качество, компетентность, тестирование, эффективность.

В инструментальном отношении тестирование является совокупностью последовательных педагогических действий, нацеленных на определение эффективности образовательной системы [1, с. 79].

Качественными характеристиками средств контроля являются: функциональное соответствие средств контроля дидактическим задачам, содержанию и избранным методам контроля в соответствии с требованиями стандарта и программы, потребностями и возможностями участников учебно-воспитательного процесса и эффективность сетевых компьютерных средств тестирования [2, с. 327].

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.