44
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма1>#Я1Ш,2©]]9
Бабенко Елена Анатольевна, Кашурина Людмила Федоровна, Ершова Марина, Филиал СГПИ в г.Буденновске РР1: 10.24411/2520-6990-2019-10425 ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ОСОБАЯ ПОТЕНЦИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ
Babenko Elena Anatolyevna, Kashirina Lyudmila Fedorovna, Ershova Marina,
Branch of GSPI in Budennovsk
CREATIVE ABILITY IN PRESCHOOL AGE AS A SPECIAL POTENCY OF IMAGINATION
Аннотация
В статье рассматривается различные подходы к определению творчества, качества творческой личности, понятие «творческие способности». Авторы анализируют условия развития креативности у детей, связь креативности и одаренности, креативности и познавательных способностей, а также особенности развития механизмов творческого воображения у дошкольников.
Abstract
The article discusses various approaches to the definition of creativity, the quality of the creative personality, the concept of "creativity". The authors analyze the conditions for the development of creativity in children, the relationship of creativity and giftedness, creativity and cognitive abilities, as well as the features of the development of mechanisms of creative imagination in preschoolers.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, креативность, творческое воображение.
Key words: creativity, creative ability, creative imagination.
В педагогике и психологии творчество обычно определяется как деятельность по созданию чего-то нового и ценного. Оно рассматривается с двух сторон: как процесс и как результат. Так, например, И.Я. Лернер определяет творчество «как форму деятельности, направленную на создание объективно и субъективно новых для него ценностей, имеющих общественное значение» [5, с.79]. В.И. Андреев, рассматривая творчество в связи с проблемой творческого саморазвития личности, определяет его как «один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решения творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает
новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью» [1, с. 37].
Качества творческой личности в их многообразии и взаимосвязи исследовались многими известными педагогами и психологами. Основываясь на результатах их исследований, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми качествами творческой личности являются следующие (А.Н.Лук, В.С.Шу-бинский, А.З.Рахимов, В.А. Кан-Калик, Н.Д.Никан-дров, А.С. Косогова и др.): «творческая проницательность, творческое воображение, открытость восприятия, эрудиция и др» [3, с.561]. Мы объединили взгляды ученых на проблему творческих (кре-тивных) способностей и творческого потенциала личности, показав их связь на рисунке 1.
Творческая проницательность (зоркость в поиске проблем)
Открытость восприятия
Творческие составляющие
<<шушетим~^©и©ма1>#теш,2©1]9 / pedagogical sciences
45
Рисунок 1. Творческие составляющие
Рисунок 1 демонстрирует связь, существующую между творческими способностями и свойствами мышления: широта, критичность, вариативность и т.д. Поэтому мы полагаем, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние на развитие мыслительных процессов.
А.Н.Лука, классифицируя и описывая творческие способности детей, указывает на такое условие, предъявляемое к процессу развития креативности ребенка, как готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.
Кроме того, чтобы творческая деятельность была продуктивной, ребенок должен обладать произвольным устойчивым вниманием.
Рассматривая детское творчество, Л.С. Выготский отмечает, что оно совсем иного порядка, т.е. преходящее творчество, не создающее никаких объективных ценностей и нужное для развития личности самого ребенка. Он решительно возражает, что творчество является уделом избранных: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех, и в большей или в меньшей степени, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» [4, с.32]. Все вышесказанное свидетельствует о том, что детское творчество способствует развитию творческих способностей ребенка.
Современная отечественная психология творческих способностей дошкольников развивается в нескольких направлениях. Представители первого направления (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, H.H. Поддъ-яков и др.) развивают идеи Л.С. Выготского об ин-териоризации, присвоении культурно-исторического опыта и определяют творческие способности дошкольников уровнем интеллектуального развития.
Так Л.А. Венгер и его ученики рассматривают творческие способности дошкольников как одну из составляющих одаренности, наряду с познавательными способностями. Они определяют их как развитое воображение, оценивая по оригинальности и сложности продукта. Под воображением ученые понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материала восприятия и представления, полученного в прошлом опыте, т.е. отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Для развития творческих способностей дошкольников, по их мнению, наиболее значимо творческое вообра-
жение, так как в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Продукт детского воображения считается большинством исследователей менее совершенным, чем у взрослого, так как «характер комбинаций, их качество и разнообразие значительно уступает комбинациям взрослого». Образ, создаваемый воображением ребенка, всегда ситуативен и субъективен, большей частью ценен для самого создателя.
Одной из важных проблем в психологии считают развитие механизмов творческого воображения у дошкольников. Этой проблеме посвящены работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, О.М. Дьяченко, O.K. Тихомирова и др.
Опираясь на работы Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперин создает теорию поэтапного формирования умственных действий, суть которой состоит в том, что внешние материальные действия постепенно преобразуются (интериоризи-руются) во внутренние, умственные действия. Он выделяет пять этапов их формирования: предварительного ознакомления с действием; материального действия; внешнеречевого действия; «внешней речи про себя»; умственный, связанный с выполнением действия во внутренней речи, где происходит максимальное сокращение и автоматизация умственного действия.
В свою очередь, O.K. Тихомиров считает, что в творческой деятельности отсутствует жесткая последовательность вышеизложенных этапов умственных действий и их повторяемость, а также присутствует такой этап формирования умственных действий, как эмоциональное предвосхищение.
Ученые полагает, что механизмом, обеспечивающим дошкольнику возможность создания нового объекта, является процесс переконструирования образа, при котором образы одних объектов действительности свободно применяются в качестве деталей для построения образов новых объектов. Они выделяют семь механизмов воображения, которые носят действенный преобразующий характер:
- типизация (создание целостного образа синтетического характера);
- комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов реальности);
- акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов);
- преувеличение или преуменьшение предметов и явлений; конструкция (создание целого по части);
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма1>#Я1Ш,2©]]9
46_
- агглютинация - создание разнородных свойств реальности;
- и уподобление, т.е. использование аллегорий и символов.
В проведенном О.М. Дьяченко и А.И. Кирилловой исследовании выделено шесть типов воображения дошкольника:
- нулевой тип - характеризуется тем, что ребенок не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента;
- первый тип - характеризуется контурным, схематичным изображением, лишенным деталей отдельного объекта;
- второй тип - изображение дополняется разнообразными деталями;
- третий тип - объект включается в воображаемый сюжет;
- четвертый тип - изображение включает несколько объектов;
- пятый тип - заданный элемент включается как один из второстепенных воплощаемого ребенком образа воображения. При таком типе решения проявляется большая свобода использования предлагаемых элементов для построения образа воображения.
В.В. Давыдов и его последователи В. Кудрявцев и В. Сидельников считают, что ребенок осваивает и модифицирует систему творческих способностей в рамках творческой деятельности. К творческим способностям дошкольников они относят:
- реализм воображения (способность обнаруживать некоторые внутренние скрытые свойства развития объекта);
- умение видеть целое раньше частей (способность осмысливать внутренние скрытые свойства объекта как принцип организации определенного целого, способ взаимодействия тех разнородных частей, которые его составляют);
- надситуативно -преобразовательный характер творческих решений (способность выйти за пределы непосредственно данного путем его преобразования);
- детское экспериментирование (способность ориентироваться не только на внешние эмпирические свойства предметов, но и на их образно представленные внутренние ключевые характеристики).
Во втором направлении (Ю.А. Бабаева, A.M. Матюшкин и др.) творческие способности дошкольников понимаются как креативность, как обнаружение чего-то нового, постановка и решение проблем. Так, например, в своей концепции одаренности A.M. Матюшкин рассматривает решение проблемных ситуаций как конечный акт творчества и определяет оригинальность как «непременный структурный элемент одаренности».
Представители третьего направления (В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Н.В. Хазратова и др.) определяют творчество как общую способность по
преобразованию прежнего опыта. В.Н. Дружинин по этому поводу пишет, что индивид должен и может шагнуть в неизвестное, лишь оттолкнувшись от предшествующей ступени развития культуры.
В четвертом направлении (Д.Б. Богоявленская, Е.С. Жукова, В.Д. Шадриков и др.) творческие способности дошкольников понимаются как интегральное качество личности, объединяющее интеллектуальный и личностный компоненты. Так, например, в основе творчества, по мнению В.Д. Шадрикова, лежат духовные способности. Он определяет их как «целостную сущность», «интегральное проявление интеллекта и духовности человека».
Из всего сказанного следует, что, несмотря на имеющиеся различия, практически во всех концепциях творческие способности определяются как «способности к порождению идей» и исследуются психологами с точки зрения оригинальности, нестандартности продукта. Личностные особенности творящего ребенка выявляются ими через исследование детей, получивших высшие результаты. В вопросе развития творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности мы разделяем точку зрения представителей первого направления, которые считают, что ребенок осваивает и модифицирует систему творческих способностей в рамках творческой деятельности и понимаем их как особую потенцию воображения.
Творческие способности отнесены нами к общим познавательным способностям и характеризуются такими составляющими, как: творческое воображение, творческая проницательность, эрудиция, открытость восприятия, оригинальность и легкость генерирования идей, гибкость мышления и др. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте связано, таким образом с развитием познавательных процессов и разнообразием творческой деятельности (театрализация, музыка, рисование и др.). Мы разделяем точку зрения о том, что ребенок осваивает и модифицирует систему творческих способностей в рамках творческой деятельности и понимаем их как особую потенцию воображения.
Список литературы
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев, Казань: Издательство Казанского университета, 1996 - 566 с.
2. Бабенко, Е.А., Кашурина, Л.Ф., Хренова, С. Теоретические основы развития творческих способностей// Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время».2018.№ 2(9). - С.60-62.
3. Бабенко, Е.А. Влияние познавательных процессов на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте// «Наука и образование: новое время» № 6, 2017. - с.561
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПБ.: СОЮЗ, 1997. - 96с.
5. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981 - С.79.