Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
креативное мышление / креативность / навыки XXI века / функциональная грамотность / практикоориентированные задания.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонарева Наталия Алексеевна, Смирнова Полина Николаевна

Недостаточная ориентированность учебного процесса на формирование ключевых компетенций может снижать мотивацию подростков к познанию в условиях постоянно меняющегося мира, поэтому на уроках можно использовать практикоориентированные задания, направленные на развитие креативного мышления. В статье приводятся аргументы в пользу актуальности развития креативного мышления на уроках истории в процессе формирования функциональной грамотности. Авторами представлены разработанные задания по развитию креативного мышления на уроках истории на примере VII класса, приводятся примеры их модификации. Аргументированно доказывается, что гармонично встроенная в учебный процесс серия заданий по развитию креативного мышления способствует приобретению школьниками опыта успешных действий, овладению эффективными стратегиями поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звонарева Наталия Алексеевна, Смирнова Полина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ЗВОНАРЕВА Наталия Алексеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознанияи права Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, e-mail: ZvonarevaNA@mgpu.ru

СМИРНОВА Полина Николаевна,

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Направленность (профиль) подготовки: История, Иностранный язык, курс обучения - 5, форма обучения - очная Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, e-mail: SmirnovaPN@mgpu.ru

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. Недостаточная ориентированность учебного процесса на формирование ключевых компетенций может снижать мотивацию подростков к познанию в условиях постоянно меняющегося мира, поэтому на уроках можно использовать практикоориентиро-ванные задания, направленные на развитие креативного мышления. В статье приводятся аргументы в пользу актуальности развития креативного мышления на уроках истории в процессе формирования функциональной грамотности. Авторами представлены разработанные задания по развитию креативного мышления на уроках истории на примере VII класса, приводятся примеры их модификации. Аргументированно доказывается, что гармонично встроенная в учебный процесс серия заданий по развитию креативного мышления способствует приобретению школьниками опыта успешных действий, овладению эффективными стратегиями поведения.

Ключевые слова: креативное мышление, креативность, навыки XXI века, функциональная грамотность, практикоориентированные задания.

ZVONAREVA Natalia Alekseevna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Methods of Teaching History, Social Studies and Law of the Moscow City University

SMIRNOVA Polina Nikolaevna,

44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), Orientation (profile) of training: History, Foreign language, course of study - 5, form of study - full-time of the Moscow City University

DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF STUDENTS IN HISTORY LESSONS IN THE PROCESS OF FORMING FUNCTIONAL LITERACY

Annotation. Insufficient orientation of the educational process to the formation of key competencies can reduce the motivation of adolescents to cognition in a constantly changing world, therefore, practice-oriented tasks aimed at the development of creative thinking can be used in the classroom. The article presents arguments in favor of the relevance of the development of creative thinking in history lessons in the process of forming functional literacy. The authors present the developed tasks for the development of creative thinking in history lessons on the example of the VII class, examples of their modification are given. It is argumentatively proved that a series of tasks harmoniously integrated into the educational process for the development of creative thinking contributes to the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-335-341 NIION: 2018-0076-4/23-279 MOSURED: 77/27-023-2023-4-279

acquisition by schoolchildren of the experience of successful actions, mastering effective behavioral strategies.

Key words: creative thinking, creativity, skills of the XXI century, functional literacy, practice-oriented tasks.

Современная ситуация в обществе связана с глобальными социальными трансформациями, с воздействием на личности и социальные процессы новых факторов, в том числе, технологического характера [5, с. 32]. Происходящие процессы заставляют обратить особое внимание на вопросы, связанные с человеком, его поведением, воспитанием, мышлением.

В условиях постоянно меняющегося мира и стремительного развития технологий, развитие креативного мышления является одной из первостепенных задач. Способность мыслить креативно помогает человеку решать проблемы разного характера, преодолевать новые вызовы, изменять окружающую действительность и достигать в её преобразовании лучших результатов. На данный момент не существует единой трактовки креативного мышления, что обусловлено различными подходами к данной проблематике [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования одной из главных задач является формирование функциональной грамотности [6, с. 20]. Задача школы сегодня - подготовить учащихся к адаптации в современном мире, сформировать мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным, поэтому так важно развивать функциональную грамотность, составляющей которой служит креативность. В исследовании PISA дается следующее понятие креативного мышления: «способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания, эффектного выражения воображения» [7, с. 325].

Проблема развития креативности интересовала как зарубежных исследователей (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, Р. Стерберг, Г. Айзенк, Д. Векслер, К. Роджерс и др.), так и отечественных (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.В. Морозов, Л.Б. Ермолаева - Томина, Н.А. Авдеенко, Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова и др.). Существует множество методов и приемов развития креативности, но их необходимо привести в систему, чтобы целенаправленно формировать креативное мышление от урока к уроку. Гармонично встроенная в учебный процесс серия заданий по развитию креативного мышления способствует приобретению

школьниками опыта успешных действий, овладению эффективными стратегиями поведения.

Зачастую педагог сталкивается с незаинтересованностью учеников в предмете. Недостаточная ориентированность учебного процесса на формирование ключевых компетенций может снижать мотивацию школьников к познанию в условиях постоянно меняющегося мира. Грамотное использование современных методов развития креативного мышления позволяет решить данную проблему.

Подростковый возраст - это уникальный период в становлении личности, когда наблюдается большее проявление собственной инициативы, формируется абстрактное мышление, подростки становятся творческими, подвижными, любознательными, сталкиваясь с проблемой, пытаются найти несколько решений, способны выдвигать гипотезы, применяют способности воображения в определенной жизненной ситуации, способны к рефлексивному мышлению. Учителю важно создавать условия для проявления их инициативы, возможности проявить себя в различных видах деятельности [8]. Как утверждает Н.А. Авдеенко, в современной педагогической практике следует применять такие формы учебной работы, которые бы способствовали продуцированию идей обучающимися, задания, направленные на совместные решения проблемы [1].

Следовательно, учителю необходимо в процессе развития креативного мышления обучающихся: применять различные приемы и методы, самому быть творческой личностью, развивать самостоятельность обучающихся, создавать ситуации выбора [4]. Таким способом, стимулирующим развитие креативного мышления обучающихся на уроках истории в VII классе, могут быть специально разработанные к уроку задания, соответствующие изучаемой классом темы курса.

Одним из примеров такого задания, может послужить «Настольная игра» по изучению личностей периода Смуты.

Ученики VII класса создали настольную игру по Смутному времени. Целью игры является изучение исторических личностей этого времени. Ознакомьтесь с данной игрой. Сыграли ли бы вы в данную игру? Если да, что вам понравилось с ней? Если нет, что бы вы изменили?

Ход игры. Каждый участник игры получает карточку с исторической личностью. Переворачивает ее себе так, чтобы было хорошо видна сама личность. Вторая часть карт представляет собой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

набор исторических фактов о личностях. На одной карте могут быть представлены несколько исторических фактов, относящихся к разным личностям. Одна карта из этой колоды кладется на середину стола. Участнику игры необходимо найти на этой карте факт о его исторической личности как можно быстрее. Если участник нашел и назвал исторический факт о его личности, он забирает карту себе. В конце игры учитель выдает каждому участнику карты с фактами об исторических личностях, кото-

Данная игра может быть реализована на уроке - обобщения по разделу «Смута в России». Целесообразно обучающимся сначала самим сыграть в игру, предложенную в задании, а затем создать собственную настольную игру (прописать ход игры) для обучающихся VII класса.

Если обучающиеся имеют трудности в создании собственной настольной игры, учитель может упростить им работу следующим образом: представить правила уже известных настольных игр (домино, лото, монополия, Alias, тетрис и др.), которые нужно переделать. Обучающиеся самостоятельно могут найти правила любой из этих игр в Интернете и переделать их под свою цель.

Целесообразно обучающихся познакомить заранее с критериями оценивания настольной игры. Данное задание, может представлять один из этапов проектной деятельности обучающихся. Ребята, которые увлекаются настольными играми, могут особенно вовлечься в процесс.

Риски данного задания заключаются в том, что обучающиеся могут в течение долгого времени разрабатывать ход игры (беглость у каждого своя). Для того, чтобы данное задание не заняло большую часть урока, можно установить тайминг в презентации к уроку, чтобы ученики следили за

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

рые были задействованы в ходе игры. Каждый проверяет правильность подобранных им фактов. Выигрывает тот игрок, который больше всех набрал карт с правильными фактами о его личности.

Придумайте свою игру изучения исторических личностей периода Смутного времени: пропишите ход игры.

Критерии оценивания настольной игры:

тем, сколько времени у них осталось на выполнение задания.

В следующем задании «Слушаем по радио» обучающимся предстоит не только использовать материалы учебника, но и информацию Интернет

- ресурсов. Целесообразно выполнять его в группах от 3 до 5 человек. Для выполнения задания нужен диктофон и онлайн - инструмент для презентации подкастов (Padlet, общий google - диск, чат). Если обучающимся будет интересен формат подкастов, учитель может продолжить с ребятами такую деятельность, которая активизирует их интерес к истории. Время на выполнение задания

- 15-20 минут. Если у обучающихся возникли трудности с тем, что такое подкаст, можно в качестве примера предложить подкаст на любую из тем.

Недавно в школе начало работать радио «История в удовольствие», где обучающиеся придумывают подкасты об исторических личностях, событиях и интересных фактах. Вам предстоит создать подкаст о личности Фёдоре Алексеевиче и его роли в истории. Воспользуйтесь учебником и Интернет - ресурсами для создания подкаста. Запишите подкаст на дик-

5 баллов Цель настольной игры - изучение исторической личности в период Смутного времени; представленная игра не содержит фактических ошибок; четко прописан ход игры; игра может быть реализована на уроке истории.

3 балла Представленная настольная игра не имеет цели изучения исторической личности Смутного периода в истории России ИЛИ цель игры - изучение Смутного времени в целом; ход игры прописан недостаточно четко; возникают сложности реализации игры в процессе урока истории

0 баллов Задание не выполнено полностью ИЛИ задание выполнено по другой теме

тофон. Объединитесь в пары или группы по три человека для записи подкаста.

*Подкаст - это увлекательный диалог, ток-шоу, лекция, история, по форме напоми-

Критерии оценивания подкаста:

нает телепередачу, обычно представлен в виде аудиофайла.

Интернет - ресурсы для создания подка-

ста:

5 баллов Материал изложен в виде подкаста Материал изложен с опорой на исторические факты Оригинальная подача материала (интервью, ток - шоу, лекция, история и др.)

3 балла Материал изложен в виде подкаста, но допущено более трех фактических ошибок, при этом присутствует оригинальная подача материала

0 баллов Задание не выполнено или выполнено не по теме

Задание «Отправимся в путь с Семеном Дежневым» направлено на умение выдвигать креативные идеи. В основе - письменное самовыражение. Его можно использовать на уроке открытия новых знаний.

В школьном музее планируется тематическая экскурсия о великих географических открытиях. Частью экскурсии является история о Семене Дежневе. Ученики VII класса решили помочь в ее организации, но не знают, как озаглавить историческую справку о землепроходце. Прочтите подготовленную учениками информацию и дайте каждому абзацу креативное название, которые бы помогло привлечь внимание посетителей музея.

На данной экскурсии мы пройдем по следам Семена Дежнева через всю страну ... Вместе откроем пролив между Евразией и Северной Америкой. Семен Дежнев посвятил северным морям целых 50 лет своей жизни! А вы знали, что его называют Русским Одиссеем?

XVII век - эпоха великих географических открытий. Русь открывала, осваивала и заселяла бескрайние зауральские просторы. Экспедиция казака Семена Дежнева в 1648 году покинула устье реки Колымы. Мы вместе с 90 человек на шести судах - кочах вышли в Ледовитый океан и взяли курс на восток. Что же нас ждет?

Ждет нас трудная дорога. Морские волны бьют по нашим кочам, да и племена, которые

встречались по пути, не были дружелюбны к нам. Семену Дежневу приходилось играть и роль дипломата, чтобы договориться с племенами. Голод и холод сопровождали нас. Мы вот - вот надеялись обнаружить перешеек, который бы соединял Северную Азию и Америку, но ледяные заторы помешали нам сделать это.

Двум ладьям все - же удалось доплыть до пролива, который отделяет Азию от Америки. Этот пролив вошел в историю как Берингов, хотя экспедитор Беринг открыл этот пролив позже Семёна Дежнева. Мы вместе с Семёном Дежневым выходим в Тихий океан. Были сильные ветра, которые носили нашу ладью по морю, пока волны не выкинули её на сушу. Пришлось на санях и на лыжах пойти через тундру к устью реки Анадырь. Из первопроходцев осталось лишь 12 человек. Они и срубили в 1649 г. Анадырский острог.

Вместе с Семёном Дежневым мы составили карту реки Анадырь и ее притоков. В Якутск мы с казачьим атаманом отправились лишь в 1662 году. Крайний северный мыс Чукотки назвали именем Дежнева. Там ему и поставили памятник, как первопроходцу. Путь, который мы преодолели с Дежневым, до сих вызывает вопросы. Как люди на примитивных суденышках смогли пройти тысячи верст в суровом океане? Это был не просто поединок с ледяными глыбами, это был поединок с Ледовитым океаном!

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

Абзац Название

Первый абзац

Второй абзац

Третий абзац

Четвертый абзац

Пятый абзац

Критерии оценивания:

3 балла Приведены названия, которые бы привлекли внимание посетителей музея к личности Семена Дежнева. Названия соответствуют содержанию абзаца. Названия приведены для каждого абзаца

2 балла Приведены названия, привлекающие внимание посетителей, но два и более названия содержат цитаты из текста абзацев ИЛИ два и более названий не привлекли бы внимание посетителей

1 балл Названия просто обобщают информацию абзаца без попыток привлечения внимания посетителей музея, но соответствуют содержанию абзаца ИЛИ названия представляют собой цитаты из текста абзацев

0 баллов Названия не соответствуют содержанию абзаца ИЛИ задание не выполнено

Данное задание можно усложнить: не давать обучающимся готовый текст об экспедиторе Семене Дежневе, а попросить их по порядку расположить абзацы и затем озаглавить их. Задание можно выполнять в группе или в паре. Второй вариант усложнения задания: ребята могут озаглавить абзацы, а затем по своим заголовкам придумать свою историю о Семене Дежневе или создать другие заголовки и историю о Ерофее Хабарове (на выбор).

Задание «Создание гида по искусству Симона Ушакова». Вы являетесь счастливым

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

обладателем Пушкинской карты, поэтому вы решили пойти на выставку Симона Ушакова. Дело в том, что на выставке представлены лишь его произведения, но информации о них недостаточно. Вам необходимо восполнить пробелы: создать гид по искусству Симона Ушакова для «незнаек», который был бы прост по изложению и привлек внимание слушателей.

Для создания гида вы можете воспользоваться материалами учебника и Интернет -ресурсами:

Критерии оценивания в данном задании:

5 баллов Соответствие темы; представление информации в формате гида; отсутствие фактических ошибок; прослеживаются попытки привлечения внимания (риторические вопросы, интересные факты о личности и т.д.)

3 балла Соответствие темы; представление информации в формате гида; присутствует до двух фактических ошибок включительно ИЛИ не прослеживаются попытки привлечения внимания

1 балл Составлен просто рассказ о Симоне Ушакове; допущено три и более фактических ошибок

Второй вариант усложнения задания: гид можно расположить в электронном ресурсе. Если кто - то из обучающихся увлекается программированием, ему можно предложить создать гид в форме сайта, если есть музыканты - они могут воплотить свою идею гида с сопровождением музыкальной композиции и т. п. Учитель может также проанализировать с обучающимися различные источники информации и совместно отобрать критерии достоверного источника.

Таким образом, данные задания построены на основе сотрудничества, свободы выбора, нетипичном контексте. Традиционная организация деятельности уже на уроке не отвечает требованиям времени, слабо обеспечивает становление личности. Стоит отметить, что развитие креативного мышления обучающихся возможно в систематическом выполнении творческих заданий [3]. Учителю при создании заданий важно опираться на различные методы, способы и приемы развития креативного мышления: ТРИЗ, методику эвристического обучения А.В, Хуторского, метод «если бы», сингапурские приемы, включать игрофика-цию и другие способы [2]. Важно отметить, что процесс развития креативного мышления в ходе формирования функциональной грамотности является непрерывным и нелинейным. Его формирование должно протекать не от случая к случаю, а систематически, от урока к уроку. Для этого учителю необходимы современные инновационные приемы и способы работы, позволяющие реа-лизовывать данную задачу. Представленные материалы могут послужить образцом для создания собственных методических разработок преподавателями социально-гуманитарных дисциплин для использования на уроке в ходе развития творческого мышления школьников.

Список литературы:

[1] Авдеенко, Н. А. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной

грамотности» / Н. А. Авдеенко, М. Ю. Демидова, Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова, А. М. Михайлова, С. Г. Яковлева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Вып. 1, № 4 (61). - С. 124-145

[2] Базина Н.Г. Эффективные приемы формирования глобальных компетенций на уроках истории // Magisterium. Журнал о педагоге и для педагога. 2022. № 4. С. 16-20.

[3] Белоногова Л.Н., Городнова О.А. Система работы по развитию творческого мышления младших подростков в проектной деятельности: теоретический аспект // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2 (32). С. 65-74.

[4] Буяров Д.В., Крестинина Я.С. Особенности организации творческой деятельности на уроках истории в школе в 6-7 классах // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 3. С. 25-32.

[5] Пашенцев Д.А. Основные направления и особенности развития законодательства в условиях цифровизации и перехода к новому технологическому укладу // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2021. № 3. С. 31 - 39.

[6] Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101). Режим доступа: URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (Дата обращения 24.03.2023)

[7] Селиванова Е. А. Психологические основания развития креативного мышления школьников // Интеграция методической (научно - методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2022. С.323-330.

[8] Юдина А.М., Емелина А.А. Развитие творческого мышления на уроках истории у подростков // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 305-307.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

Spisok literatury:

[1] Avdeenko, N. A. Osnovnye podhody k ocenke kreativnogo myshleniya v ramkah proekta «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramot-nosti» / N. A. Avdeenko, M. YU. Demidova, G. S. Kovaleva, O. B. Loginova, A. M. Mihajlova, S. G. YAk-ovleva // Otechestvennaya i zarubezhnaya peda-gogika. - 2019. - Vyp. 1, № 4 (61). - S. 124-145

[2] Bazina N.G. Effektivnye priemy formirovaniya global'nyh kompetencij na urokah istorii // Magiste-rium. ZHurnal o pedagoge i dlya pedagoga. 2022. № 4. S. 16-20.

[3] Belonogova L.N., Gorodnova O.A. Sistema raboty po razvitiyu tvorcheskogo myshleniya mlad-shih podrostkov v proektnoj deyatel'nosti: teoretich-eskij aspekt // Povolzhskij pedagogicheskij poisk. 2020. № 2 (32). S. 65-74.

[4] Buyarov D.V., Krestinina YA.S. Osobennosti organizacii tvorcheskoj deyatel'nosti na urokah istorii v shkole v 6-7 klassah // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2022. № 3. S. 25-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Pashencev D.A. Osnovnye napravleniya i osobennosti razvitiya zakonodatel'stva v usloviyah

cifrovizacii i perekhoda k novomu tekhnologich-eskomu ukladu // Vestnik MGPU. Seriya «YUridich-eskie nauki». 2021. № 3. S. 31 - 39.

[6] Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 31.05.2021 № 287 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya" (Zaregis-trirovano v Minyuste Rossii 05.07.2021 N 64101). Rezhim dostupa: URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202107050027 (Data obrashcheniya 24.03.2023)

[7] Selivanova E. A. Psihologicheskie osno-vaniya razvitiya kreativnogo myshleniya shkol'nikov // Integraciya metodicheskoj (nauchno - metodich-eskoj) raboty i sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. Materialy XXIII Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. CHelyabinsk, 2022. S. 323-330.

[8] YUdina A.M., Emelina A.A. Razvitie tvorcheskogo myshleniya na urokah istorii u podrostkov// Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021. № 3 (88). S. 305-307.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.