Научная статья на тему 'Развитие костюма субкультур как реакция молодежи на мировые кризисы'

Развитие костюма субкультур как реакция молодежи на мировые кризисы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
306
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие костюма субкультур как реакция молодежи на мировые кризисы»

Ю.Е. Музалевская

Развитие костюма субкультур как реакция молодежи на мировые кризисы

Долгое время в нашей стране субкультуры объявлялись «неформальными молодежными группировками» или просто «неформалами» и порицались за «плохое поведение». Сегодня к ним возник живой интерес, что может означать только одно - явление, получившее определенное развитие, вышло на новый уровень, позволивший подвергнуть его анализу и дать современную оценку.

Все молодежные субкультуры различных десятилетий ХХ века можно разделить на три большие группы: а) созданные молодежью европеоидной расы, представляющей в то время большинство населения европейских стран - «белые»; б) организованные представителями негроидной расы Европы и Америки - «черные»; в) включающие представителей обеих рас -«смешанные».1 Такое разделение не условно, оно отражает состояние общества на разных исторических этапах. Существующая расовая нетерпимость выражалась в появлении «белых» и «черных» субкультур, во времена перехода к политике толерантности возникали смешанные объединения, что наиболее характерно для 1970-х годов. Среди множества причин появления первых молодежных субкультур, представляющих чистый и «бесцельный» бунт, определяющая роль принадлежит социально- политической ситуации.

Идеологической основой «белых» направлений являлось противостояние обществу потребления, вплоть до его полного игнорирования. Родоначальники первых «черных» субкультурных движений отстаивали свое равноправие с представителями «белой» расы. В своей борьбе они обращались к этнической культуре (чаще к ее музыкальным ритмам), занимающей по отношению к господствующей культуре приниженное положение. Так называемая «черная» культура являлась по-настоящему бунтарской и альтернативной. Именно она в наибольшей степени выразила себя в своеобразных музыкальных и танцевальных ритмах, нашедших и оригинальное визуальное воплощение в костюме.

Молодежные субкультуры существовали на Западе с 1940-х годов, поэтому их более насыщенная история представляет интерес как положившая начало аналогичным процессам в нашей стране.

Ранее других стран новые веяния затронули Америку. Время серьезных лишений, каким стала Великая американская Депрессия 1930-х годов, вы-

звало необходимость почувствовать собственную значимость, ощутить гордость за свою страну. Такую возможность предоставил Голливуд, создавший образ бесстрашного героя-ковбоя в фильмах об истории «Дикого Запада» периода «золотой лихорадки», снятых в новом кинематографическом жанре - вестерне, позднее получившем мировое признание. На фоне общего упадка вестерн стал неким спасательным кругом для деревенского населения, противостоящего насильственно насаждаемому урбанизму. Прославленный «ковбой» стал символом свободы. В дальнейшем его образ дал начало многим протестным субкультурным костюмам, достаточно вспомнить популярность денима.

Годы Второй Мировой войны стали трагичными для всего мира. Военное время требовало сокращения расходов тканей, но это вызывало протест у черной части американцев, демонстрирующей тем самым свое безразличие к проблемам страны. В этой среде появилась одна из первых субкультур -зуты, носившие одноименные костюмы, и не желавшие подчиняться общим требованиям к одежде. Созданный ими альтернативный «костюм зут» имел необычный вид традиционного костюма, увеличенного в несколько раз. Он состоял из пиджака длиной до колен с огромными плечевыми накладками и широкими лацканами, и брюк на подтяжках с завышенной линией талии и глубокими складками, заложенными на поясе. Дополняли образ длинная массивная золотая цепь, спускавшаяся от талии до коленей ниже длины пиджака, ботинки из кожи двух цветов и шляпа с большими полями.

В следующее десятилетие, в уже ставшей урбанистической Америке конца 1940-х - начала 1950-х годов, возникла группа бунтарей, состоявшая в основном из студентов и представителей богемы, называвших себя «разбитым поколением». Они проводили время в атмосфере джазовых танцевальных вечеринок. «Молодые романтики начала 50-х годов редко могли довольствоваться теми произведениями, которые им предлагались. Нужно было все придумывать самим - моду, музыку, манеру поведения, обращаясь к одному из самых редких аутентичных источников энергии: народным негритянским ритмам».2 Любовь молодых людей «бит» поколения к джазу, где главенствует импровизация и необыкновенная эмоциональность, объясняется провозглашенным ими культом бессознательного проявления природных страстей. Но причина возникновения такой значительной субкультуры, как битники, заключалась в том, что западная постиндустриальная цивилизация находилась в состоянии упадка. Битникам представлялось, что разум и интеллект виновны в ограничении проявления свободы, природной чувственности. В том момент общество переживало внутренний психологический кризис.

Основы его лежали в страхе перед реальной возможностью ядерной войны. Битники отреагировали на это по-своему - уходом из «нормальной жизни» в некий абстрактный мир. Отчасти это было вызвано страхом перед возможностью близкой и внезапной смерти, но в то же время и протестом против угнетающей и убивающей личность силы государства. Они хотели напомнить миру, что кроме сытой жизни обывателя, существуют и более высокие ценности. Для них характерна тоска по невостребованным возможностям, тяжелое ощущение одиночества, отчужденность от мира, и, как следствие -уединение в «богемных гетто». Заветной целью «бит поколения» стало становление «нового» человека и иного образа жизни. Этому должна была соответствовать и необычная внешность. Их непритязательный облик основан на пренебрежении к одежде. Непременным предметом облика настоящего битника являлся черный пуловер (пул). С «подачи» битников он становится униформой интеллектуалов. Почти обязательная небольшая бородка, длинные волосы и круглые черные очки (ставшие своеобразным символом особого видения сквозь призму собственных взглядов) и черный берет на голове, завершали образ.

Если студенческая среда опасалась приближения техногенного «конца света», то для бывших солдат американской армии, привыкших к военной жизни с ее суровыми законами, послевоенные годы стали кризисными по другой причине - трудности вызывала адаптация к мирной жизни. Что объединило их «под знаменами» движения байкеров, одним из девизов которых стал: «Живи быстро, умри молодым, оставь после себя красивый труп!». Езда на мотоциклах и высокие скорости заменили им напряженность военных будней. Мотоцикл давал ощущение свободы и независимости, а черная кожаная куртка-косуха - защиту от резкого ветра.

Идеология байкеров прослеживается у рокеров 1960-х, также любящих своих «железных коней», бешеные скорости и кожаную одежду, а кроме того, увлекающихся новой музыкой - рок-н-роллом. Культ патриотизма и мужского духа царил в этой субкультуре. Символом свободы, в которой для них заключался жизненный смысл - мотоцикл, мчащийся с бешеной скоростью. Они молоды, энергичны, их жизнь наполнена приключениями и авантюрами.

Внешне спокойные 1960-е всколыхнули мощное движение хиппи, вошедшее в историю как великая эпоха молодежного бунта. Идеи хиппи объединили множество молодых людей по всему миру, искавших и обретших в них дух единения. В разных странах были свои причины поклонения бунтарской волне. Это и кризис, вызванный потребительским образом жизни общества,

а также военными действиями во Вьетнаме, что вызвало стремление молодежи противостоять как военному призыву так и сытому покою одновременно. В то же время, остающийся страх перед ядерным взрывом и мгновенной смертью, подогревал стремление напоследок пожить «на всю катушку», испытать «наркотический кайф» и радость от «свободной любви». Их главный лозунг гласил: «Занимайтесь любовью, а не войной!». В отрицании насилия виделся единственно возможный путь к переустройству мира, чему способствовал и образ жизни, основанный на невмешательстве в окружающий мир и направленный на поиски свободы.

Переломным периодом в истории субкультурных движений стали 1970-е. Предыдущее десятилетие еще было временем оптимизма и новизны, а семидесятые отличались резкой противоположностью - разочарованием и цинизмом. Пришедшее на смену молодое поколение можно назвать поколением новых битников, ощущавших себя отверженными. Они уже не столь миролюбиво настроены по отношению к окружающему миру, но по-прежнему тянутся к постоянно меняющемуся рок-н-роллу. Сопротивление выразилось в чрезвычайно шокирующей, агрессивной форме субкультуры панков, заставившей общество содрогнуться от ужаса перед жестко торчащим ирокезом и булавками, воткнутыми в одежду и в разные части тела. Анархия превратилась в своеобразную цель, выражаемую с помощью одежды. Молодежи больше всего хотелось свободы. Они уже не боялись внезапной смерти от атомного взрыва, недаром их лозунг - «Панк не умрет!». Старания акцентировать несвободу молодежи в обществе привели к появлению брюк-бондэйж,3 самим названием подчеркивающим эту идею. Связывание рук цепями или ремнями, узкие черные кожаные галстуки на шее, ассоциировавшиеся с петлей, садомазохистская одежда из резины, майки с оскорбительными лозунгами, мешки для мусора - все это демонстрация отсутствия свободы, призванная доказать, что общество «задыхается» от правил и установок. Становление субкультуры «панк» связано с новой формой рок-музыки - панк-роком, основанном на агрессии, анархии, нигилизме. Основная черта панков - бунтарство, направленное против общественной системы в целом. Оно проявляется не только в самой рок-музыке, но и в текстах к ней, а провокационные образы, явившиеся прямым продолжением настроений, звучащих в музыке, визуально отразили основные идеи движения - критическое отношение к нонконформизму, оппозиционность поп-культуре. Глубокая взаимосвязь облика, включающего одежду, прически, грим с музыкой послужила началом настоящего синтеза, объединившего в рамках общего термина «панк» не только направления в искусстве, но и образ жизни.

В 1970-е годы стало возможным одновременное появление и существование сразу нескольких субкультур. Кроме того, уже в 1980-х они утрачивают демонстративно-протестный характер и уходят на поиски новых путей самовыражения, больше связанных с эстетикой и индивидуальностью личности. Постепенно становится важным образ каждого человека в отдельности, а не в рамках некоего сообщества.

В начале XXI века наблюдается тенденция именно такого, лишенного какой бы то ни было философии, подхода к самовыражению. Субкультуры утрачивают свое «былое значение» и вряд ли новый мировой кризис вызовет к жизни массовое протестное движение молодежи, обладающее собственной идеологией. Процессы глобализации в моде играют объединяющую роль, в результате она теряет национальные признаки. Но в кризисные моменты глобализация проявляется в том, что кризис возникает уже не в отдельных странах, а распространяется по всему миру. Однако экономический кризис способствует возникновению замкнутых на внутренний рынок фэшн-явлений, что, возможно, позволит активизироваться большему количеству людей проявить изобретательность и пробудить собственное творческое начало. Результатом может стать слом пресловутого гламура, такого далекого от реальности, но насаждаемого глянцевыми журналами. История вновь повторяется - тот процесс самовыражения духовной сущности человека средствами костюма, который утвердился благодаря субкультурным движениям, приобретает все больший размах. Но в современном мире, где преобладает стремление к свободе личности, будущее не за субкультурами, а за поисками в области эстетических идеалов новой эпохи, основанных на революционных достижениях прогресса в сфере технологий.

Представляется, что именно сейчас имеются все предпосылки нового культурного переворота. Возможно, кризисная эпоха сломает все «прогнившее и наносное», подготовит почву для возвращения к вечным ценностям. После депрессий, истерий и декаденса, общество возрождается, и наступает время нового искусства.

1 Музалевская Ю.Е. Явление молодежной моды стритстайл в контексте субкультурных движений (вторая половина ХХ- начало XXI веков) монография. - СПб: изд. СПбГУСЭ, 2007. - С. 95

2 Дистер А. Эпоха рока.- М.: Астрель:АСТ, 2005. - С. 16

3 в переводе с англ. bondage - рабство, неволя. Брюки-бондэйж - брюки с соединенными при помощи ремней штанинами, изобретенные В.Вествуд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.