Научная статья на тему 'Развитие корпоративных систем социальной поддержки'

Развитие корпоративных систем социальной поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие корпоративных систем социальной поддержки»

20 (77) - 2006

Социальная

политика

развитие корпоративных систем

социальной поддержки

М.В. ГОНЧАРОВА,

кандидат экономических наук, ведущий ревизор Волгоградского отделения Сбербанка России

Современная государственная финансовая политика отличается невысокой степенью внимания к вопросам социальной поддержки населения России. В этой связи большое значение имеет изучение практики социальной финансовой работы частных предприятий и организаций, тем более в настоящее время есть позитивные примеры системной социальной поддержки корпорациями их сотрудников, а также более широкого охвата населения социальными мероприятиями в рамках экологического и благотворительного аспектов.

Мы считаем, что с позиции государства корпоративные социальные инвестиции следует рассматривать как добровольное, дополнительное участие хозяйствующих субъектов в социальных процессах. Основное бремя социальной функции в обществе остается именно за государством. В этой связи существуют две полярные точки зрения на социальные расходы корпораций: 1) хозяйствующий субъект своевременно и в полном объеме уплачивает установленные налоги и сборы, зарплату своим сотрудникам, оставшуюся прибыль использует исключительно по решению владельцев на развитие бизнеса; 2) хозяйствующий субъект сверх указанных расходов осуществляет из собственной прибыли некоторые социально значимые расходы.

В расходах хозяйствующих субъектов на поддержку автор выделяет три направления социальных инвестиций:

1) финансовые вложения в укрепление здоровья работников;

2) регулярные затраты на повышение профессиональной квалификации персонала;

3) общественно значимые расходы (жилищные, культурные, просветительские, экологические, благотворительные и другие программы).

По форме социальные вложения могут быть материальными (денежными) и моральными (почетные звания, награды, привилегии и т. п.).

Корпоративно-социальные инвестиции включают:

а) общественно значимые расходы (жилищные, культурные, просветительские, экологические, благотворительные и другие программы);

б) внутрикорпоративные расходы: финансовые вложения в укрепление здоровья работников; регулярные затраты на повышение профессиональной квалификации персонала.

Общественно значимые социальные расходы

Например, ОАО «ТНК-ВР» создало фонды, в распоряжение которых поступают средства на социальные программы в объеме, определенном в соглашениях с территориальными администрациями. Попечительские советы фондов, состоящие из представителей компании, местной власти и региональных общественных деятелей, запускают финансирование программ и устанавливают объемы денежных средств. Принцип ОАО «Ренова» — финансировать только те социальные программы, где есть возможность установить публично-правовые отношения, т. е. заключить договор об обязательствах сторон. ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» разработало схему финансирования бывшей заводской медсанчасти, которая преобразована в автономную некоммерческую организацию. Услуги этого медицинского учреждения совместно оплачиваются предприятием, властями и фондом обязательного медицинского страхования. На ОАО «ВСМПО-Ависма» создали систему охраны здоровья сотрудников, предполагающую не только лечение и профилактику заболеваний,

но и мотивацию людей к поддержанию здоровья. Весь коллектив предприятия проходит профильные осмотры, и при ухудшении здоровья работники переводятся во вспомогательные подразделения до полного восстановления. В таких подразделениях зарплата ниже, значит, безответственное отношение к собственному здоровью ведет к снижению доходов работника1.

ОАО «Нойзидлер Сыктывкар» заключает с сотрудниками соглашения о долевом участии в строительстве жилых домов. Компания полностью покрывает затраты на подготовительные работы. Возведение жилого дома происходит за счет предприятия, работник впоследствии возмещает расходы из своих доходов. ОАО «ГМК «Норильский никель» реформирует систему управления жилищно-коммунальным хозяйством, осуществляет расселение жителей из ветхого и аварийного жилья. ГМК выкупает квартиры у уезжающих по программе переселения на «материк» и предлагает их нуждающимся в улучшении жилищных условий. На собственные средства ГМК осуществляла ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства. Система ЖКХ была перестроена таким образом, что в 2005 г. 100 % соответствующих услуг в Норильске оказывали уже частные компании, что в свою очередь позволило создать конкурентную среду и повысить качество услуг. При этом расходы на социальные программы осуществляются через управляющую компанию в форме инвестиционных проектов, что повышает их эффективность. Кроме того, ОАО «ГМК «Норильский никель» привлекло консультантов, которые совместно с представителями местной администрации разработали стандарты стоимости образовательных и медицинских услуг для Норильска с учетом специфики края и стратегии поддержки бюджетной инфраструктуры города. Эти стандарты повысили эффективность использования средств городского бюджета2.

ОАО «Лукойл» свою первоначально благотворительную инициативу реформировало в программу развития малого бизнеса. Компания организовала конкурс и предоставила гранты на возрождение народных промыслов. Денежных средств, полученных предпринимателями по грантам, оказалось многим достаточными для организации нового бизнеса. ОАО «Лукойл» регулярно проводит в Пермском крае конкурсы социальных проектов, направленных на внедрение инновационных ме-

1 Шмаров А., Бочков П., Лукаш С. Социальная ответственность бизнеса / Эксперт. — 2005.— № 10.— С. 86.

2 Там же, с. 87 - 88.

ханизмов управления социальной сферой. Проекты-победители получают финансовую поддержку компании. Участниками конкурса могут быть как юридические, так и физические лица, а также органы местного самоуправления и учебные заведения. ОАО «СУАЛ» поддерживает инициативы тех, кто принимает участие в решении социальных проблем территорий — в создании объектов инфраструктуры и рабочих мест в малом и среднем бизнесе (химчистки, парикмахерские, салоны бытовых услуг). Для этого организуются конкурсы проектов, победители которых получают финансовые средства на их реализацию. Также ОАО «СУАЛ» с привлечением независимых консультантов провело анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, молодежной политики на территориях, где работает компания. Выяснилось, что от 10 до 15 % бюджетного дефицита возникает из-за неправильных управленческих решений. Для муниципалитетов была разработана методика формирования бюджетов, проведено обучение служащих и внедрена автоматизированная система, позволяющая упорядочить расходование бюджетных средств3.

ОАО «Шатура» отбирает кандидатов на получение за счет компании высшего образования по итогам конкурса школьных аттестатов4. С победителем конкурса заключается пятилетний договор: компания обязуется оплачивать обучение, а будущий студент — проходить на предприятии ежегодную практику, которая одновременно служит проверкой качества получаемых им знаний. ОАО «Шатура» не трудоустраивает выпускника, если уровень его знаний недостаточен, а если предприятие решает принять выпускника в штат, он может отказаться от поступления на работу при условии возврата денег за обучение.

ОАО «СУЭК» выдает льготные займы коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям на бизнес, предусматривающий создание рабочих мест для бывших шахтеров. Мэры городов направляют средства ОАО «СУЭК» на поддержку таких проектов. На базе переданных компанией муниципалитету техники и объектов недвижимости в Читинской области было создано предприятие ЖКХ, осуществляющее ремонтные, дорожные и строительные работы. На новые рабочие места пришли 50 % уволенных работников законсервированного угольного разреза. Показательно, что ОАО «СУЭК» перенесло центры прибыли и

3 Шмаров А., Бочков П., Лукаш С. Указ. соч., с. 88.

4 Там же.

налогообложения в регионы, что многократно увеличило налоговые поступления в муниципальные и региональные бюджеты. Также было разрешено налоговым органам предоставлять местным властям информацию, составляющую налоговую тайну компании. Это позволило продемонстрировать, что сбор доходов находится на уровне 30 — 50 % от потребности территории из-за неправильных подходов к бюджетному планированию, а не из-за нежелания компании платить налоги5.

ОАО «Объединенная металлургическая компания» разработала механизм уменьшения дефицита бюджета Выксунского района Нижегородской области. Компания заключила с администрацией области соглашение о том, что налоговые отчисления ОАО «ОМК», превышающие запланированные в консолидированном бюджете области, будут направляться в местный бюджет и расходоваться целевым назначением на решение социальных проблем. Это позволило увеличить бюджет Вык-сунского района и расширить спектр социальных программ.

Справедлива точка зрения А. Громова, что социальная ответственность бизнеса состоит в том, что он должен делать свое дело — развиваться, создавать рабочие места, конкуренцию на рынке рабочей силы (что приводит к росту зарплат и совокупного спроса), улучшать условия и качество труда. Когда видна прибыль, бизнес без всяких указаний со стороны государства выполняет социальные функции. Там, где предприниматели самостоятельно выстраивают систему социальной работы, формируются очень эффективные социальные технологии. Реалии российских органов власти таковы, что особенно местные власти не имеют возможности приглашать высокопрофессиональных финансистов, аналитиков, специалистов по логистике и менеджменту6. В этой связи для ускорения роста реальных доходов населения необходимо партнерство государства и бизнеса.

Внутрикорпоративные социальные расходы

Социальная поддержка работников, как правило, воспринимается как мероприятия, осуществляемые за счет работодателя в пользу персонала по окончании основной работы и за пределами производственной территории компании. На взгляд автора, не существует жесткой границы меж-

5 Шмаров А., Бочков П., Лукаш С. Указ. соч., с. 88.

6 Громов А. Государство Робин 1уд / Эксперт. — 2005. — № 10. —

С. 88

ду процессами управления персоналом в рамках непосредственного производства товаров и услуг и социальной финансовой работой для закрепления и развития кадров в текущий период и на перспективу. Оба указанных аспекта жизнедеятельности современной корпорации взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому можно говорить именно о корпоративных системах социальной поддержки работников.

Оплата проездных билетов, медицинские страховки, обеды в офис — стандартный компенсационный набор с некоторыми вариациями обеспечивают сотрудникам большинство компаний. В ракурсе предмета нашего исследования вызывают интерес фирмы, стимулирующие работу своего персонала относительно нетрадиционными способами7.

Например, основатель The Walt Disney Company Уолт Дисней считал, что текучесть кадров наиболее высока там, где люди не считают работу престижной, поэтому следует постоянно улучшать имидж подразделений, а также тщательно подходить к выбору их названий. Так, прачечные в отелях — самые грязные и тяжелые места работы — на территории принадлежащих компании парков развлечений были переименованы в текстильные службы (textile services). Это поставило их в один ряд с такими престижными подразделениями компании, как отдел маркетинга или клиентская служба, оставив текстильную службу единственным подразделением, куда было легче трудоустроиться. В течение полугода прачечные стали одним из популярнейших мест для людей, начинающих карьеру в фирме. Когда в 1990-е гг. объем работ текстильной службы резко возрос, это повлекло массовые увольнения сотрудников. Тогда руководством компании было решено материально поощрять любые предложения сотрудников текстильной службы, направленные на улучшение качества работы и условий труда. Сотрудники получили «привилегию» участвовать в обсуждении планов развития текстильной службы и даже в подготовке бюджета.

Многие работники часто не используют положенные отпуска полностью, не реализуя свое право на отдых, установленное Трудовым кодексом РФ. Вместо реально выпадающих 28 дней отпуска люди, как правило, отдыхают по 2-3 недели в год. В связи с этим в ОАО «Вимм-Билль-Данн» с 2003 г. отдельным категориям сотрудников (имеющим ненормированный рабочий день) предоставляется «отпускной бонус». Его получает сотрудник,

7 Чугунова А. Секрет фирмы // www.Sostav.ru.

предложивший план-график своего отсутствия на работе в течение полных 28 дней отпуска. Компенсация выплачивается на основании предъявленных санаторно-курортных и проездных документов.

Прививки от гриппа, премии за отказ от курения, льготное медицинское обслуживание и скидки на приобретение абонементов фитнес-центров помогают компаниям поддерживать здоровье сотрудников, однако далеко не всегда сводят к минимуму число больничных листов. Например, ОАО «Седьмой континент» применяет премирование сотрудников за профилактику собственного здоровья. В 2005 г. около 2 тыс. сотрудников корпорации, которые в течение 2 лет ни разу не брали больничный и отпуск за свой счет, получили за это премию по 14 тыс. руб. Всего на эти цели в прошедшем году компания затратила свыше 25 млн руб. На следующие 3 года в ОАО «Седьмой континент» установлена денежная премия в 28 тыс. руб. тем работникам, которые продолжат заботиться о своем здоровье.

Большинство компаний активно инвестируют средства в здоровье ключевых сотрудников. Логично, что качество и стоимость социального пакета соответствует положению специалиста в служебной иерархии.

В компании Nayada при награждении сотрудников каждому поощряемому придумывают торжественное звание. В их числе, например, премии за самую быструю продажу в истории компании, за привлечение ключевого клиента, за виртуозность в работе, за душевное отношение к делу, за освоение новой продукции. Номинант выбирается сообща, об этом сообщается в корпоративной газете, затем победителя награждают денежной премией. Причем вознаграждение сотрудник может выбрать по своему усмотрению. Это может быть поход в ресторан, посещение салона красоты или шопинг в магазинах-партнерах компании. Руководство Nayada считает, что простого перечисления лучших сотрудников недостаточно, людям важно знать, за что их награждают.

В компании «Крок» оплачиваются всем желающим сотрудникам занятия в фитнес-клубе, любителям горных лыж и сноуборда компенсируется 50 % стоимости сезонного абонемента. В 2003 г. был приобретен коллективный абонемент в речной клуб. К 2005 г. яхтингом увлеклись более 100 из 800 сотрудников компании. Для желающих за счет фирмы были организованы бесплатные уроки профессиональных яхтсменов, а также предоставлена 50 % скидка за выходы на спортивных крейсерских

яхтах. Несколько работников компании смогли получить сертификаты шкипера международного образца. В 2005 г. компания «Крок» приобрела собственную яхту. Из сотрудников сформирована команда, которая регулярно тренируется и принимает участие в межрегиональных гонках8.

Социальные расходы Сбербанка России

В качестве показательного примера далее рассмотрим социальную деятельность крупнейшего российского банка. Сбербанк России реализует свою социальную миссию, сохраняя нерентабельные подразделения обслуживания частных клиентов там, где они являются единственными банковскими учреждениями на территории, а также выполняя значительный объем банковских операций государственного значения на бесплатной основе. Несмотря на необходимость несения затрат, связанных с реализацией указанных задач, эффективная работа в масштабах всей страны позволяет Сбербанку обеспечивать в целом высокий положительный финансовый результат ежегодно.

В соответствии с действующим законодательством в 2004 г. Сбербанк принял и перечислил на бесплатной основе 166 млн налоговых и приравненных к ним платежей частных клиентов в бюджет и государственные внебюджетные фонды на общую сумму 70,5 млрд руб. В 2003 г. было переведено 147 млн налоговых платежей на сумму 53 млрд руб.

Располагая самой развитой среди кредитных организаций страны филиальной сетью, Сбербанк осуществляет регулярные выплаты гражданам, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Более половины объема этих операций выполняется бесплатно. В 2004 г. структурные подразделения Сбербанка производили ежемесячные выплаты 23,3 млн человек (пенсии, пособия по безработице, пособия гражданам, имеющим детей), всего за год указанным категориям граждан было выплачено более 386 млрд руб. В числе основных приоритетов оставалась выплата пенсий. На 1 января 2005 г. через структурные подразделения Сбербанка пенсии получали 10, 4 млн пенсионеров по линии Федерального агентства по труду и занятости населения (27,6 % их общего числа). На 1 января 2004 г. это же число составляло 9,7 млн человек (25,6 %). В течение 2004 г. указанным пенсионерам было выплачено 257,4 млрд руб. В

8 Чугунова А. Секрет фирмы // www.Sostav.ru.

2003 г. объем выплаты указанных пенсий составил 198,7 млрд руб.

К началу 2005 г. Сбербанк России осуществлял расчеты по пенсиям 1,84 млн пенсионеров по линии Министерства обороны и других силовых ведомств. В 2003 г. данный вид пенсий получали 1,78 млн человек. Сумма выплаченных денежных средств составила 97,1 млрд руб, что в 1,1 раза выше, чем в 2003 г.

После пенсий наиболее массовыми являются выплаты пособий по безработице и государственных пособий гражданам, имеющим детей. В 2004 г. пособия по безработице, стипендии на период переобучения безработных граждан и материальная помощь безработным гражданам и членам семей, находящимся на их содержании, были выплачены 1,7 млн человек на сумму 13,7 млрд руб. В 2003 г. такие пособия были выплачены 1,68 млн человек на сумму 12,3 млрд руб. На 1 января 2005 г. государственные пособия гражданам, имеющим детей, через Сбербанк России получали 9,3 млн человек, а сумма пособий составила 16,4 млрд руб. На конец 2003 г. данные пособия были выплачены 9,8 млн безработным на сумму 15,5 млрд руб.

В структурных подразделениях Сбербанка также производились другие социальные выплаты: вынужденным переселенцам и беженцам (единовременные денежные пособия, компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно), безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья вынужденным переселенцам. Было продолжено участие банка в реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты».

В 2004 г. была продолжена работа Сбербанка по погашению государственного внутреннего долга по вкладам, внесенным в банк до 20 июня 1991 г., фактически было выплачено компенсаций на сумму 20,9 млрд руб. Объем выплат владельцам целевых расчетных чеков и вкладчикам действующих целевых вкладов составил 332,9 млн руб., владельцам специальных (рублевых) средств — 4,6 млн руб. В ходе реализации Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера Сбербанком России было оплачено 668 сертификатов на общую сумму 108,7 млн руб.

В целях повышения результативности и достижения ведущих позиций на рынке финансовых услуг Сбербанк России ежегодно проводит смотр-конкурс среди коллективов филиалов. В 2004 г.

первое место с вручением переходящего знамени Сбербанка России, награждением знаком отличия Сбербанка и дипломом I степени занял Центрально-Черноземный банк; второе место — Байкальский банк; третье место — Восточно-Сибирский банк. За достижение высоких результатов в работе и заслуги в области развития и совершенствования банковского дела в течение 2004 г. были отмечены государственными наградами шесть работников Сбербанка; золотыми и серебряными знаками отличия Сбербанка — 25 работников, медалями Сбербанка «За верную службу» — 121 работник, почетной грамотой Сбербанка — 344 работника.

В Сбербанке России по всей сети подразделений применяется единый подход к разработке внутрикорпоративных социальных программ, направленных на благоприятный микроклимат в коллективах. В 2004 г. разработана и внедрена процедура посвящения новых сотрудников в работники Сбербанка, способствующая их быстрой адаптации среди коллег.

В настоящее время Сбербанк России реализует стипендиальный проект, направленный на выявление среди учащихся высших учебных заведений студентов с лучшей базовой теоретической подготовкой в целях их дальнейшего привлечения к ответственной операционной работе. В 2004 г. в соответствии с соглашением о сотрудничестве с МГУ им. М. В. Ломоносова за счет средств Сбербанка было назначено 25 стипендий Сбербанка России лучшим студентам университета; аналогичная работа проводится Сбербанком в других регионах Российской Федерации.

Одним из внутрикорпоративных приоритетов Сбербанка в области развития персонала остается повышение квалификации молодых перспективных руководителей и специалистов. В 2004 г. было осуществлено обучение 155 работников центрального аппарата, территориальных банков и отделений Сбербанка в Государственном университете — Высшей школе экономики по программе «Корпоративная МВА — финансы». В течение 2004 г. 35 работников завершили учебу с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования».

Содействуя развитию и поддержанию здорового образа жизни своих сотрудников, Сбербанк России традиционно разрабатывает и реализует корпоративные программы по привлечению работников к занятиям физкультурой и спортом, развитию среди работников массовых видов спорта. Важной частью корпоративной культуры Сбербанка стали ежегодные всероссийские летние и

зимние сбербанкиады с участием сборных команд центрального аппарата, территориальных банков и отделений.

Наряду со спортивными мероприятиями в подразделениях Сбербанка ежегодно проводятся фестивали искусств. В 2004 г. была продолжена традиция проведения театральных вечеров и авторских концертов.

Сохраняя и развивая исторические традиции российского меценатства, в 2004 г. Сбербанк России активно проводил благотворительную и спонсорскую деятельность в нескольких социально значимых сферах, а именно:

— культура, наука, восстановление и реставрация архитектурно-исторических памятников России;

— медицина и здравоохранение;

— дети, детское образование и развитие детского спорта;

— социальная поддержка отдельных категорий граждан — военнослужащих, инвалидов, пенсионеров, малоимущих слоев населения.

В Сбербанке координацией этой социальной работы занимается Комиссия по благотворительной и спонсорской деятельности.

В 2004 г. Сбербанк России выступал партнером и спонсором Олимпийского комитета России по подготовке олимпийской сборной команды России к Олимпийским играм 2004 г. в Афинах. Целевые взносы были направлены Российской шахматной федерации на проведение суперфинала мужского первенства России по шахматам, Всероссийской федерации волейбола — на подготовку сборных команд России по волейболу к Олимпийским играм, акционерному обществу «Авиасалон» на подготовку и проведение Международного фестиваля пилотажных групп.

В течение более десятка лет Сбербанк России содействует реализации различных программ в сфере образования. В 2004 г. денежные средства были направлены МГУ им. М. В. Ломоносова в связи с 250-летием университета; Международному институту экономики и финансов ГУ-ВШЭ; фонду попечителей Финансовой академии при Правительстве РФ; государственному научному учреждению «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты РФ» — на развитие информационных технологий; МГТУ им. Н. Э. Баумана — на подготовку и проведение юбилейных мероприятий.

Особенное место в 2004 г. среди благотворительных проектов в сфере медицины и здравоохра-

нения занимали целевые взносы государственному учреждению «Национальный медико-хирургический центр им. Н. И. Пирогова» — на строительство клинико-диагностического комплекса; московской городской онкологической больнице № 62 — на приобретение приборов, медикаментов и расходных материалов; Гематологическому научному центру РАМН (для отделения химиотерапии лейкозов и патологии эритрона) — на лечение больных с наследственной ферментопатией; региональной общественной организации «Детская онкология — врачи и родители вместе» — для приобретения лекарственных препаратов и медицинского оборудования; Онкологическому научному центру РАМН — на лечение и реабилитацию детей с онкологическими заболеваниями; Нейрохирургическому отделению Военного клинического госпиталя им. Н. Н. Бурденко.

В 2004 г. по установившейся традиции Сбербанк России продолжал оказывать благотворительную финансовую помощь малоимущим категориям граждан, пенсионерам и инвалидам, детским учреждениям. Как и в предыдущие годы, денежные пожертвования были направлены Межрегиональной общественной организации — обществу социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» — на осуществление программ адаптации этой категории инвалидов; Всероссийскому обществу глухих — на оказание помощи малоимущим инвалидам по слуху. Кроме того, благотворительные взносы для оказания помощи детям-сиротам и инвалидам, детям из малообеспеченных и неблагополучных семей, из детских домов и школ-интернатов направлены в региональный благотворительный фонд «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» — на приобретение специальных книг для детских учреждений этой категории детей-инвалидов; в региональную благотворительную общественную организацию «Детское хореографическое объединение «Исцеление» — на лечение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; в детские дома и школы-интернаты № 11, 23, 26, 28, 48, 1760 г. Москвы, детский пульмонологический санаторий № 47. Финансовая помощь также была предоставлена региональному общественному фонду поддержки образования, науки, культуры, здравоохранения и спорта «Инвестиции в будущее» — для реализации проекта фонда в области внедрения образовательных информационных технологий в г. Москве, а также отделу образования «Стерлитамака» — на приобретение школьного автобуса для детей.

В целом корпоративные системы социальной поддержки занимают важное место в финансах российских хозяйствующих субъектов. За счет собственных средств компании финансируют как социальное развитие своих сотрудников персонально (образование, профилактика и укрепление здоровья, медицинское обеспечение, спорт, культура, туризм), так и программы материальной помощи не связанным с бизнесом компаний детским учреждениям, организациям медицины, образования, культуры. Социальная поддержка работников предприятий и организаций реализуется в денежной и неденежной (морально-идеологической) формах. Нам представляется целесообразным создать на государственном телевидении регулярную программу, которая бы всесторонне освещала положительные примеры и результаты социальной поддержки, реализуемой частными фирмами. Такая телепередача не менее важна, чем программы о здоровье, армии, сельском хозяйстве, туризме, политике и т. п.

По мнению автора, для дальнейшего развития корпоративных систем социальной поддержки необходимо их государственное стимулирование в двух направлениях: 1) налоговое льготирование социальных инвестиций; 2) пропаганда в государственных СМИ практики и результатов социальных инвестиций. Основные направления развития стимулирования частных социальных инвестиций:

а) налоговое льготирование: льготы организациям по налогу на прибыль; льготы работникам по НДФЛ;

б) пропаганда в государственных СМИ — информирование общественности (телевидение, радио, печать).

Налоговое стимулирование хозяйствующих субъектов и их работников

Социальная поддержка населения реализуется в двух основных формах. Нуждающимся предоставляется из централизованных фондов персональная финансовая помощь, кроме того, государство вправе уменьшать налоговые изъятия из доходов определенных категорий граждан. Нам представляется, что весьма значительный потенциал, который содержит налоговое льготирование, в современной России полностью не раскрыт.

Рассмотрим ряд возможностей применения на период 2006 — 2010 гг. социально ориентированного налогообложения — изменения и в некоторых случаях отмены ставок налогов, установленных Налоговым кодексом РФ.

Следует отменить НДФЛ на сумму совокупного годового дохода гражданина, не превышающую 100 тыс. руб. Так будет решена задача ежегодного повышения на 14,9 % заработков около 44 млн человек. Указанная мера охватит подавляющее большинство работников бюджетной сферы: образование, медицина, наука, культура, милиция, военная служба, юстиция, налоговые органы, а также перерабатывающие отрасли частного сектора и др.

Необходимо установить ставку НДФЛ в 20 % на сумму годового дохода гражданина, превышающую 1 200 тыс. руб. Ставку НДФЛ в 30 % следует установить на сумму годового дохода, превышающую 3 600 тыс. руб.

Следует исключить из ст. 217 НК РФ как не облагаемые налогом на доходы физических лиц следующие суммы и доходы:

— суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов;

— суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства;

— суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством об оплате труда работников;

— доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства;

— доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства;

— доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции;

— доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных;

—доходы, полученные в результате переоценки основных фондов (средств) организаций в виде дополнительно полученных акций или имущественных долей, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале;

— призы в денежной и натуральной форме, полученные спортсменами, возраст которых превышает 18 лет, за призовые места на соревнованиях;

— доходы, не превышающие 4 000 руб. и полученные в виде выигрышей в мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг)9.

Одиноких родителей до достижения ребенком 18-летнего возраста следует освободить от НДФЛ с совокупного годового дохода, не превышающего 240 тыс. руб. При наличии двоих детей до достижения 18 -летнего возраста освободить от НДФЛ доход одиноких родителей до 360 тыс. руб. При наличии троих и более детей до достижения 18-летнего возраста — до 1 200 тыс. руб.

Следует увеличить вычет из годового дохода налогоплательщика до суммы в 120 тыс. руб., уплаченной им в налоговом периоде медицинским учреждениям РФ за свое лечение, за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемых Правительством РФ. Освобождение от НДФЛ части дохода, направляемого налогоплательщиком религиозным организациям в виде пожертвований на уставную деятельность.

Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) должны предоставлять налоговые агенты по месту основной работы налогоплательщика.

Предельная сумма имущественного налогового вычета должна в перспективе пересматриваться ежегодно, на 2006-2008 гг. эта сумма должна составлять 2 млн руб., на 2009-2010 гг. — 4 млн руб. Право на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением (строительством) жилья следует предоставлять лицу с годовым доходом, не превышающим 600 тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процент за ипотечный кредит, полученный на срок от 20 лет и более членами семьи, имеющей ребенка (детей), должен покрываться коммерческим банкам из бюджета. Если указанный процент устанавливается коммерческим банком не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, налог на прибыль банка от данной активной операции нужно установить по ставке 6 %.

Вновь награжденным Героям Российской Федерации все налоговые льготы следует отменить, но при этом выплачивать единовременное денежное поощрение в сумме, равной Государственной премии РФ, вместе с вручением награды. Аналогичный подход необходим и ко всем остальным заслуженным членам общества, получающим государственные награды и почетные звания.

9 Федеральный закон от 30.06.2005 № 71-ФЗ «О внесении изменений в ст. 217 части второй Налогового кодекса РФ» / СЗ РФ.— 2005.— № 27.— Ст. 2710.

Действующая система налогообложения в большом количестве содержит налоговые льготы, касающиеся работников-инвалидов, их организаций и учреждений. По мнению автора, эти привилегии должны быть выведены из системы налогообложения и заменены индивидуальными бюджетными трансфертами. Каждому инвалиду дифференцированно степени ограничения трудоспособности нужно выплачивать ежемесячное адресное пенсионное пособие в сумме от 8 до 15 тыс. руб. (в зависимости от территории его постоянного проживания) плюс ежемесячные денежные выплаты на взносы по индивидуальному лекарственному страхованию.

Следует установить ставку в 20 % на сумму дохода, равную рыночной стоимости имущества, полученного гражданином в порядке наследования, в части, превышающей 10 млн руб., полученного гражданином в порядке дарения, в части, превышающей 3 млн руб.

Система социальной поддержки должна развиваться в рамках социального партнерства государства и работодателей, последние должны получать адекватное социальным инвестициям налоговое стимулирование. Необходимо освободить от налогообложения до 20 % прибыли компаний, направляемой на социальное развитие сотрудников, при условии, что соответствующими программами охватывается не менее 50 % среднесписочной численности сотрудников организаций, а сами компании насчитывают не менее 30 человек.

Нужно снять все ограничения по расходам социальной направленности (кроме благотворительности) при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, при определении расходов, уменьшающих доход. Например, 12 % к фонду оплаты труда при страховании жизни и негосударственном пенсионном страховании.

Действующие системы социального страхования и обязательного медицинского страхования необходимо перестроить на персональные системы по аналогии с системой Пенсионного фонда РФ. Гражданин должен иметь индивидуальные полисы социального и медицинского страхования, аналогичные пенсионному документу.

Средства, поступающие в Фонд социального страхования, дифференцируются на базовую и страховую части. Базовая часть консолидируется в федеральном бюджете в Фонде социальных выплат. Страховая часть суммы поступает в одну из отобранных государством страховых компаний по самостоятельному выбору застрахованного работника. При

наступлении страхового случая (заболевания без помещения в стационар) и оформлении больничного листа страховое возмещение выплачивается медицинскому учреждению, в котором фактически лечится застрахованный по его выбору. Страховое возмещение в зависимости от возможностей конкретных страховых компаний достигает сумм 1 к 10 и выше суммы страховой премии, фактически поступающей в компанию в течение квартала. Страховые выплаты предусматривают покрытие затрат на лечение наиболее вероятных в данном регионе заболеваний, учитывая климатические и производственно-отраслевые условия. По окончании финансового года, если гражданин не имел страхового случая, 25 % суммы страховой премии за истекший год направляется на его персональный счет в Пенсионном фонде, куда зачисляется накопительная часть его будущей пенсии.

Такая организация социального страхования, с одной стороны, будет обеспечивать достаточную оплату качественного лечения людей, с другой стороны, работники будут материально заинтересованы в систематической профилактике собственного здоровья, будут заниматься спортом, стремиться регулярно и качественно отдыхать.

Средства, поступающие в Фонд обязательного медицинского страхования, также дифференцируются на базовую и страховую части. Базовая часть консолидируется в федеральном бюджете в Фонде социальных выплат. Страховая часть суммы поступает в одну из отобранных государством страховых компаний также по самостоятельному выбору застрахованного работника. В случае заболевания с помещением в стационар страховое возмещение в виде лечебного сертификата на соответствующую сумму поступает в медицинское учреждение, куда госпитализирован застрахованный по его выбору. По окончании лечения, проводимого под контролем эксперта-представителя страховой компании, с письменного согласия пациента лечебный сертификат оплачивается страховщиком. В случае недостаточности суммы страхового возмещения для покрытия затрат на лечение конкретного заболевания решается вопрос о субсидировании необходимой суммы равными соплатежами страховой компании и Фонда обязательного медицинского страхования. По окончании финансового года, если гражданин не имел заболеваний, связанных с помещением в стационар, 25 % суммы страховой премии за истекший год также направляется на его персональный счет в Пенсионном фонде, куда зачисляется накопительная часть его будущей пенсии.

Следует пересмотреть решение о ликвидации личных накопительных пенсионных счетов работающих граждан, которые по возрасту старше 1966 г. Мы считаем, что каждый работающий гражданин России должен иметь свой личный накопительный пенсионный счет независимо от возраста. Необходимо принять соответствующее дополнение в законодательство о наделении гражданина правом завещать пенсионные накопления по своему усмотрению в случае смерти до конца срока дожития. Также нормы пенсионного закона должны предусматривать положение о передаче пенсионных накоплений умершего гражданина его законным наследникам.

Необходимо изменить порядок начисления ЕСН в целях пресечения выплат нелегальных заработков. Часть ЕСН в 14 % от фонда оплаты труда, направляемую на финансирование базовой части трудовой пенсии, следует оставить в силе. Другую часть ЕСН в 3 % следует исчислять от выручки хозяйствующих субъектов либо оборота по доходам бюджетных организаций и учреждений.

На переходный период построения финансового хозяйства от расходов (3 — 5 лет) для решения задачи формирования источников финансовых ресурсов социальной политики можно в качестве таковых закрепить и консолидировать в федеральном бюджете целевым назначением:

— налоги и взносы на социальные нужды;

— налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

В этой связи обязательны пропагандистские усилия со стороны государства по разъяснению такой линии в налогообложении. Полученные налоги на добычу полезных ископаемых (в том числе нефть, газ, газовый конденсат), регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции, водный налог, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (в том числе по внутренним водным объектам) вполне справедливо расходовать на социальное развитие всех граждан страны, поскольку земля и другие природные ресурсы согласно ст. 9 Конституции РФ должны использоваться как основа жизни и деятельности народа, являются национальным достоянием.

Налоги и взносы на социальные нужды, начисляемые работодателями пропорционально заработкам граждан, также получат потенциал роста, так как работники, зная о том, что указанные отчисления возвращаются обратно в социальных программах и финансовой поддержке, будут прямо

заинтересованы в росте заработков, и непременно в легальных формах.

Целесообразно ввести прогрессивное налогообложение сверхприбыли (установив норму рентабельности в 30 %) за использование эфирного пространства страны телевизионными, радио-, телефонными-, Интернет-компаниями. На суммы доходов от 30 % до 50 % рентабельности установить ставку налога в 48 %; на сверхдоходы, превышающие 50 % рентабельности, — ставку налога в 72 %.

Следует оставить в силе отмененную с начала 2006 г. льготу по налогу на профильное имущество физкультурно-спортивных организаций.

Нужно установить нулевую ставку налога на землю под действующими спортсооружениями, которые используются только для спортивных мероприятий и не сдаются в аренду для иных целей. Эта мера также должна касаться объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Необходимо исключить из ст. 381 НК РФ религиозные организации как освобожденные от налога на имущество в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; также следует исключить из ст. 395 НК РФ религиозные организации как освобожденные от налога на землю в отношении занимаемых этими организациями земельных участков.

Начиная с 2006 г., следует уменьшать НДС на 1 % ежегодно до снижения этой ставки до 13 %. Единовременное, на несколько процентов в год, снижение НДС нам представляется недопустимым во избежание дестабилизации системы бюджетных доходов.

Все меры по совершенствованию и развитию социально ориентированного налогового льготирования системно связаны с контролем доходов физических и юридических лиц. В «экономике потребления», предполагающей высокие личные доходы населения, особое внимание должно быть обращено на легальность выплат заработков и иных доходов людей, а также обязательность их законного налогообложения. Вместе с тем, безусловно, необходима законность, прозрачность, полнота и своевременность персональных социальных

выплат. Указанные задачи могут быть решены в рамках использования банковских карточных технологий безналичного распределения персональных трансфертов.

Учитывая достаточно высокую степень прочности финансовой базы государства, сложившуюся в 2004 — 2006 гг., следует окончательно «снять» всю социальную инфраструктуру с хозяйствующих субъектов, которой всегда обладали крупные предприятия еще с советских времен. Вместе с тем необходима взвешенная государственная политика партнерства в отношении компаний, самостоятельно развивающих прогрессивные социальные технологии для работников и их семей, а также проживающего рядом с предприятиями населения. Такие действия властей позволят в одних ситуациях добиваться максимальной эффективности государственных (муниципальных) расходов, в других — исключить их вовсе, при этом необходимые задачи социального развития будут решаться.

Мы рекомендуем хозяйствующим субъектам и трудящимся осуществлять в течение всего срока действия трудового договора (не менее 3 лет) ежемесячные соплатежи (1/4 за счет работника, 3/4 за счет работодателя) по страхованию риска увольнения работника по сокращению штата или в связи с ликвидацией предприятия для последующих (в страховом случае) ежемесячных выплат страхового возмещения в течение 3 лет. По нашим расчетам, ежемесячные страховые платежи в сумме 2 000 руб. (500 руб. — за счет работника, 1 500 руб. — за счет работодателя) в течение даже одного года позволят при наступлении страхового случая (увольнения) получать в рассрочку страховое возмещение в суммах не менее 6 000 руб. ежемесячно в течение 3 лет. Для хозяйствующих субъектов такие платежи следует освободить от обложения налогом на прибыль, у граждан — от обложения налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, система социальной поддержки всей страны должна развиваться в рамках партнерства государства и работодателей, последние должны получать адекватное социальным инвестициям налоговое стимулирование и государственное информационное сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.