Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей юных тхэквондистов моделированием соревновательской деятельности'

Развитие координационных способностей юных тхэквондистов моделированием соревновательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1652
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТХЭКВОНДО / COORDINATION ABILITIES / MODELING OF COMPETITIVE ACTIVITY / TAEKWONDO

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Вера Ивановна, Терзи Михаил Сергеевич, Сарайкин Дмитрий Андреевич

В данной статье рассматривается авторская методика (Терзи М.С.) развития координационных способностей у юных тхэквондистов, в основе которой находится моделирование условий соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павлова Вера Ивановна, Терзи Михаил Сергеевич, Сарайкин Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of coordination abilities of young taekwondoers modeling of competitive activity

This article discusses the author's method (Terzi M.S.) of development of coordination abilities in young taekwondoers, which is based on modeling the conditions of competitive activity.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей юных тхэквондистов моделированием соревновательской деятельности»

УДК 612:796.8 ББК 28.903,13:75.715

Павлова Вера Ивановна

доктор биологических наук, профессор

кафедра теоретических основ физической культуры Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск pavlovavi@cspu.ru Терзи Михаил Сергеевич кандидат биологических наук, доцент

кафедра теоретических основ физической культуры Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск terzims@yandex.ru Сарайкин Дмитрий Андреевич кандидат биологических наук, доцент

кафедра теоретических основ физической культуры Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск saraykind@cspu.ru Pavlova Vera Ivanovna Doctor of Biology,

Professor

Chair of Theoretical Foundations Physical Culture Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk pavlovavi@cspu.ru Terzi Michael Sergeevich Candidate of Biology,

Assistant Professor Chair of Theoretical Foundations Physical Culture Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk terzims@yandex.ru Saraykin Dmitry Andreevich Candidate of Biology,

Assistant Professor Chair of Theoretical Foundations Physical Culture Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk saraykind@cspu.ru

Развитие координационных способностей юных тхэквондистов моделированием соревновательной деятельности

Development of coordination abilities of young taekwondoers modeling of competitive activity

В данной статье рассматривается авторская методика (Терзи М.С.) развития координационных способностей у юных тхэквондистов, в основе которой находится моделирование условий соревновательной деятельности.

This article discusses the author's method (Terzi M.S.) of development of coordination abilities in young taekwondoers, which is based on modeling the conditions of competitive activity.

Ключевые слова: координационные способности, моделирование соревновательной деятельности, тхэквондо.

Key words: coordination abilities, modeling of competitive activity, taekwondo.

Актуальность исследования особенностей развития координационных

способностей юных тхэквондистов обусловлена тем, что на современном этапе развития тхэквондо значительно увеличился объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, требующих проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности [3; 4]. Все эти характеристики специалисты [1; 2] связывают с понятием координационных способностей. Кроме того, наиболее успешно в соревновательной деятельности выступают тхэквондисты, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей, что проявляется в совершенствовании таких специализированных восприятий, как «чувство площадки», «чувство соперника», «чувство удара».

Процесс совершенствования координационных способностей у юных тхэквондистов органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, с развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

В современной теории спортивной тренировки методика развития координационных способностей остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание природы координационных способностей, разноречивы данные о структуре и их возрастных особенностях проявлений, не разработаны критерии оценки уровней развития координационных способностей, не выяв-

лены особенности технологий развития данного физического качества применительно к тхэквондо.

Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у юных тхэквондистов обуславливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научных исследований.

Цель исследования - на основе моделирования условий соревновательной деятельности, разработать и экспериментально обосновать методику развития координационных способностей у юных тхэквондистов.

Задачи исследования:

1. Выявить возрастные особенности развития координационных способностей у юных тхэквондистов, определить их значимость в структуре физических качеств.

2. Определить эффективные условия спортивной тренировки для развития координационных способностей у юных тхэквондистов.

3. Разработать методику развития координационных способностей у юных тхэквондистов на основе моделирования условий соревновательной деятельности и апробировать её в педагогическом эксперименте.

4. Разработать практические рекомендации по эффективному развитию координационных способностей юных тхэквондистов.

Анализ литературных источников показывает, что проблема развития координационных способностей у юных тхэквондистов нуждается в глубокой теоретической и экспериментальной разработке. Важно изучить физиологические и психические механизмы развития данного физического качества, выявить уровни развития у детей разного пола и возраста, а также разработать и экспериментально обосновать эффективные средства и методы развития.

В современной методике развития координационных способностей у юных тхэквондистов недостаточно полно представлена технология их подготовки в структуре соревновательной деятельности, в процессе обучения указанным вариантам боя. К сожалению, обучение средствам боя проводится слишком узко, не увязывается с основными компонентами координационных Вестник ЧГПУ 12.2'2013 290

способностей, тактическими составляющими боя — его формами и способами. Это ограничивает тактическое мышление и тормозит спортивное совершенствование тхэквондиста.

Координационные способности обеспечивают успех в тех видах деятельности, где необходимо быстро осмысливать и регулировать свои двигательные действия. К числу основных признаков координационных способностей относят быстроту реакции на непредвиденные изменения ситуации, целесообразность и точность управления движениями, способность ориентироваться в процессе двигательной деятельности тхэквондистов. Спортсмен с высоким уровнем развития координационных способностей, выполняя координационносложные движения, быстрее перестраивает свою деятельность при изменении внешних условий, быстрее осваивает новые движения, что крайне важно в тренировочном процессе юных тхэквондистов.

Выбор методов и объем исследований определялся целью и задачами выполняемой работы. Исследования проводились в течение 2010-2013 уч.года на базе: СДЮСШОР «Корё» по тхэквондо. В ходе исследования на разных этапах эксперимента приняли участие подростки 12-15 лет в количестве 40 человек, занимающиеся тхэквондо, которые имели приблизительно одинаковый уровень спортивной подготовки до эксперимента. По данным наблюдений в физкультурном диспансере все обследуемые были признаны практически здоровыми, т.е. не страдали хроническими заболеваниями, а на момент исследования в течение ближайших двух месяцев не имели острых респираторных и других заболеваний. Всех испытуемых мы разделили на контрольную и экспериментальную группы, в каждой из которых было по 20 юных тхэквондистов.

Контрольная группа занималась по стандартной программе СДЮСШОР «Корё» по тхэквондо для спортсменов 12-15 лет. Экспериментальная группа также занималась по стандартной учебно-тренировочной программе, однако дополнительно в экспериментальной группе мы применяли разработанную нами методику развития координационных способностей.

Исследование осуществлялось в три этапа: на первом этапе - выявлено современное состояние исследуемой проблемы развития координационных способностей у юных тхэквондистов на основе анализа научной литературы; на втором этапе - выявлены принципы, средства и методы грамотного построения тренировочного процесса с учетом специфики эффективного развития координационных способностей у юных тхэквондистов на основе анализа соревновательной деятельности в тхэквондо; на третьем этапе - осуществлен анализ и обобщение полученных результатов эксперимента, формулировались выводы и практические рекомендации, оформлен текст статьи.

В таблице 1 представлены результаты исследования координационных способностей юных тхэквондистов контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 1

Динамика результатов исследования координационных способностей и эффективности соревновательной деятельности юных тхэ-

квондистов контрольной и экспериментальной групп

ТЕСТЫ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЕЦ ИССЛЕДОВАНИЯ

КГ (N=20) ЭГ (N=20) КГ (N=20) ЭГ (N=20)

ТЕСТ 1. (ВРЕМЯ, СЕК) 6,04±0,12 100% 6,09±0,27 100% 5,91±0,11 - 2,2% 5,62±0,18*+ - 7,7%

ТЕСТ 2. (КОЛ-ВО МЯЧЕЙ) 8,05±0,25 100% 8,17±0,21 100% 7,01±0,43* - 13% 6,13±0,39*+ - 25%

ТЕСТ 3. (КОЛ-ВО МЯЧЕЙ) 12,20±0,55 100% 12,35±0,87 100% 13,12±0,83* + 7,5% 14,69±0,74*+ + 18,5%

ТЕСТ 4. (ВРЕМЯ, СЕК) 11,6±0,21 100% 11,3±0,49 100% 10,3±0,29* - 11,2% 9,9±0,18*+ - 12,4%

ТЕСТ 5. (СМ) 103,1±1,44 100% 101,3±3,29 100% 100,2±1,76 - 2,9% 97,1±2,42*+ - 12,8%

ТОЧНОСТЬ УДАРОВ (БАЛЛЫ) 3,24±0,35 100% 3,32±0,28 100% 3,89±0,27* + 20% 4,56±0,65*+ + 37,4%

МЕСТО НА СОРЕВНОВАНИИ 6,31±1,84 100% 6,48±1,51 100% 5,94±1,47* - 5,9% 4,49±1,26*+ + 30,7%

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; * - р < 0,05, -достоверность различий в одной группе по сравнению с начальным измерением; + - р < 0,05, - достоверность различий в разных группах на конец исследования; Тест 1 - челночный бег 3х8 метров; Тест 2 - пропущенные теннисные мячей; Тест 3 - ловля и передача мячей из

различных положений; Тест 4 - бег до мяча с номером; Тест 5 - реакция - мяч; М - среднее арифметическое; т - ошибка средней.

На начало исследования данные координационных способностей в контрольной группе и в экспериментальной группе достоверно не различались по основным параметрам: тест «челночный бег 3х8 метров»; тест реакции на движущийся объект - ловля и отбивание теннисных мячей; ловля и передача теннисных мячей; тест на определение координационных способностей «бег до мяча с номером»; точность ударов ногами в соревновательном поединке и результаты соревновательной деятельности юных тхэквондистов.

На конец исследования по тесту «челночный бег» в контрольной группе достоверно значимых изменений не наблюдалось, однако в экспериментальной группе достоверное улучшение в результатах теста составило 7,7% по сравнению с начальным измерением, что свидетельствует о положительных перестройках в координационных способностях по умению перестраивать двигательную деятельность.

В контрольной группе по тесту реакции на движущийся объект (ловля и отбивание теннисных мячей) произошло достоверное улучшение результатам на 13%, однако в экспериментальной группе достоверное улучшение в результатах этого теста было более выражено и составило 25% по сравнению с начальным измерением, что свидетельствует о положительных перестройках в координационных способностях при реакции на движущийся объект. Это является свидетельством эффективности разработанной нами методики целенаправленного развития координационных способностей у юных тхэквондистов экспериментальной группы.

В обеих группах произошли достоверно значимые изменения по результатам тестирования координационных способностей. Однако в экспериментальной группе достоверное улучшение в результатах теста на ловлю и передачу мячей более выражено (18,5%), чем в контрольной группе (7,5%), следовательно, можно сделать вывод об эффективности разработанной нами методике развития координационных способностей у юных тхэквондистов по сравнению

293 Вестник ЧГПУ 12.2'2013

с типовой программой учебно-тренировочных занятий СДЮСШОР по тхэквондо.

В экспериментальной группе достоверное улучшение в результатах теста «бег до мяча с номером» составило 12,4%, а в контрольной группе на 11,2%, кроме того динамика результатов экспериментальной группы достоверно выше таковой в контрольной группе, следовательно можно сделать вывод об эффективности разработанной нами методики развития координационных способностей у юных тхэквондистов по сравнению с типовой программой учебнотренировочных занятий СДЮСШОР по тхэквондо.

На конец исследования в обеих группах произошли достоверно значимые изменения по результатам тестирования точности ударов ногами в соревновательном спарринге. Однако в экспериментальной группе достоверное улучшение в результатах теста (на 37,4%) более выражено, чем в контрольной группе (20%), следовательно, можно сделать вывод об эффективности разработанной нами методике развития координационных способностей у юных тхэквондистов по сравнению с типовой программой учебно-тренировочных занятий СДЮСШОР по тхэквондо.

В конце исследования в обеих группах произошли достоверно значимые изменения по результатам соревновательной деятельности. Однако в экспериментальной группе достоверное улучшение в результатах (на 30,7%) более выражено, чем в контрольной группе (5,9%), следовательно, можно сделать вывод о благотворном влиянии разработанной нами методике развития координационных способностей на результаты соревновательной деятельности юных тхэквондистов по сравнению с типовой программой учебно-тренировочных занятий СДЮСШОР по тхэквондо.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ректората ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» 2013 г, проект № УГ-114/13/МУ.

Библиографический список

1. Ботяев, В.Л. Специфика проявления и контроль координационных способностей в сложнокоординационных видах спорта / В.Л. Ботяев // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2010. - № 2. - С. 73-74.

2. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте / В. Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1998. - 500 с.

3. Тхэквондо. Теория и методика. Том 1.Спортивное единоборство: Учебник для СДЮСШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Ю. А. Шулика [и др.].- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 800 с.

4. Чой Сунг Мо Тхэквондо: основы олимпийского спарринга / С.М. Чой, Е.И. Глебов // Серия «Мастера боевых искусств». - Ростов-н/Дону: «Феникс», 2008. - 320 с.

Bibliography

1. Botian, V.L. Specific of control and coordination abilities in difficult coordinating sports / V.L. Botian // Theory and Practice nat. Culture: Coach: journal in journal. - 2010. - № 2. - P. 73-74.

2. Platonov, V.N. The general theory of training athletes in Olympic sports / V.N. Platonov. - Kiev Olympic Literature, 1998. - 500 p.

3. Taekwondo. Theory and methodology. Vol. 1.Sportivnoe combat: Textbook for SDYUSSHOR sports departments of pedagogical institutes, colleges and schools of physical training of Olympic reserve / Y.A. Shulika [et al.] - Rostov-on-Don: Phoenix, 2007. - 800 p.

4. Choi Sung Mo, Taekwondo: Olympic sparring basics / S.M. Choi, E.I. Glebov // Series "Masters of martial arts." - Rostov-n-Don: Phoenix, 2008. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.