Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИНХРОННЫМ ПЛАВАНИЕМ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИНХРОННЫМ ПЛАВАНИЕМ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ / СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мосина Н.В., Акулинина К.М.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что благодаря высокому уровню развития координационных способностей возможно успешное овладение и совершенствование синхронности исполнения, точности построений в синхронном плавании, а главное повышение спортивного мастерства в целом. Каждый год увеличиваются требования к темпу программ, усложняются элементы синхронного плавания, перестроения, поддержки, все это приводит к необходимости создания более эффективных методов развития координационных способностей юных спортсменок. Методика развития координационных способностей с учетом индивидуально-типологических особенностей девочек, позволяет тренерам индивидуально подбирать дозировку упражнений и время отдыха между сериями, что в свою очередь отражается на эффективности тренировочных занятий и повышает спортивное мастерство спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мосина Н.В., Акулинина К.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF YOUNG ATHLETES ENGAGED IN SYNCHRONIZED SWIMMING, TAKING INTO ACCOUNT THEIR INDIVIDUAL TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS

The relevance of this article is due to the fact that due to the high level of development of coordination abilities, it is possible to successfully master and improve the synchronicity of performance, the accuracy of constructions in synchronized swimming, and most importantly, increase sports skills in general. Every year, the requirements for the pace of programs increase, the elements of synchronized swimming, restructuring, and support become more complicated, all this leads to the need to create more effective methods for developing the coordination abilities of young athletes. The methodology of developing coordination abilities, taking into account the individual typological characteristics of girls, allows coaches to individually select the dosage of exercises and rest time between series, which in turn affects the effectiveness of training sessions and increases the athletic skills of athletes.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИНХРОННЫМ ПЛАВАНИЕМ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИНХРОННЫМ ПЛАВАНИЕМ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Н.В. Мосина, канд. пед. наук, доцент К.М. Акулинина, студент Югорский государственный университет (Россия, г. Ханты-Мансийск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-2-214-217

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что благодаря высокому уровню развития координационных способностей возможно успешное овладение и совершенствование синхронности исполнения, точности построений в синхронном плавании, а главное повышение спортивного мастерства в целом. Каждый год увеличиваются требования к темпу программ, усложняются элементы синхронного плавания, перестроения, поддержки, все это приводит к необходимости создания более эффективных методов развития координационных способностей юных спортсменок. Методика развития координационных способностей с учетом индивидуально-типологических особенностей девочек, позволяет тренерам индивидуально подбирать дозировку упражнений и время отдыха между сериями, что в свою очередь отражается на эффективности тренировочных занятий и повышает спортивное мастерство спортсменок.

Ключевые слова: координация, синхронное плавание, свойства нервной системы, юные спортсмены.

Координация - это способность человека согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Хорошо развитые координационные способности помогают перестроить двигательное действие в соответствии с внешними изменениями. Учитывая изменения внешних условий, спортсмен должен спрогнозировать предстоящие события и в связи с этим строить соответствующее поведение [1].

К 8-10 годам организм занимающихся готов к специфической и планомерной работе по развитию координационных способностей [2]. Чем раньше юные спортсменки научатся ощущать, воспринимать и оценивать свои действия, тем быстрее они приобретут запас двигательных навыков и умений. Двигательный опыт позволяет избегать тонической и координационной напряженности при исполнении технических элементов, выполнять геометрически точно обязательные фигуры синхронного плавания, успешно решать динамические, временные и пространственные задачи в коллективных действиях. Тренировка в

этом направлении должна проходить на всех этапах многолетней подготовки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Типологические свойства нервной системы с сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов, являются природной основой координационных способностей и определяются как задатки, т.е. предрасположенность к определенному виду деятельности [3].

Особенности свойств нервной системы, отражающие индивидуально-

типологические способности спортсменов, сказываются на эмоционально-волевых качествах человека, а также влияют на стрессоустойчивость к неблагоприятным состояниям [4].

Результаты исследования. В исследовании принимали участие 16 спортсменок в возрасте от 9 до 11 лет, занимающихся синхронным плаванием на базе автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Юграмега-спорт». Состав КГ и ЭГ по 8 спортсменок, из которых 10 девочек имеют III спортив-

ный разряд, 6 спортсменок имеют I юношеский разряд.

Развитие координационных способностей в контрольной группе проводились по стандартной тренировочной программе. Для экспериментальной группы был разработан комплекс упражнений с учетом типовой программы подготовки синхрони-сток и выполнялся спортсменками на протяжении 6 месяцев и включал в себя упражнения, выполняемые на суше и в воде. Примерные упражнения на суше: прыжки с поворотом, кувырки, стойки на голове и руках с различным положение ног примерные упражнения в воде: кран в движении, эгбите с поворотом, вращение в вертикаль по щиколотку, кувырок- выпрыгивание.

Данный комплекс выполнялся с различной дозировкой упражнений и временем отдыха между сериями, в зависимости индивидуально-типологических особенностей юных спортсменок. Методика проведения комплекса упражнений в контрольной и экспериментальной группах представлена в таблице 1.

Для холерического и сангвинистическо-го типа характерна чрезмерная энергичность, неспособность к монотонной работе, а значит:

- Для сангвиников была разработана система серийного повтора упражнений. Упражнения выполнялись в малом количестве по несколько серий подряд, в быстром темпе с короткими интервалами отдыха.

- Холерики занимались по системе круговой тренировки, быстрая смена и темп выполнения упражнений, средние интервалы отдыха между сериями (кругами).

Холерики и сангвиники зачастую невнимательны, поэтому тренеру рекомендовалось уделять большое внимание технике выполнения упражнения и напоминать об этом спортсменкам.

- Флегматический тип склонен к длительной монотонной работе, упражнения выполнялись в среднем темпе без остановок, не разделяясь на серии, с непродолжительным отдыхом между упражнениями.

Таблица 1. Методика проведения комплекса упражнений в контрольной и эксперимен-

тальной группах

Показатели КГ Экспериментальная группа

Сангвинистический тип Холерический тип Флегматический тип

Метод Серийный 1-2 серии каждое упражнение Серийный по 2-3 серии каждое упражнение Круговой Серийный Все по 1 серии

Средства Объем тренировочной нагрузки и средства одинаковы

Темп упражнений Средний Средний Быстрый Медленный

Интервалы отдыха от 30 сек до 1 мин в каждом упражнении Отдых между сериями 15 сек Отдых между кругами 1 мин Отдых после каждого упражнения 40 сек

ОМУ Все выполняют в одном темпе Следить за техникой выполнения упражнений, необходима постоянная поддержка и публичная похвала тренера Не торопить при выполнении упражнений, узнавать о состоянии спортсмена

Уровень развития координационных способностей юных спортсменок, занимающихся синхронным плаванием определялся в начале и конце педагогического

эксперимента, оценка проводилась с помощью пробы «Ромберга» и теста на координацию со скакалкой. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты тестирования координационных способностей спортсменок 9-11 лет, занимающихся синхронны плаванием.__

Тесты (баллы) Экспериментальная группа Контрольная группа

Декабрь Март Декабрь Март

Проба Ромберга 2,25±0,29 3,25±0,2* 2,125±0,31 2,375±0,29*

Тест на координацию со скакалкой 2,25±0,2 3,25±0,29* 2,25±0,2 2,25±0,2

Примечание: * - различия достоверны по отношению к показателям на начало эксперимента (р<0,05)

Сравнительные результаты пробы «Ромберга» на начало и конец эксперимента показали, что средний результат спортсменов контрольной группы увеличился на 5%, в то время как в экспериментальной группе показатели улучшились на 20%. Достоверное (р<0,5) различие выявлено в обеих группах.

Средний результат теста на координацию со скакалкой в экспериментальной группе на начало и конец эксперимента значительно увеличился до 3,25. Надо отметить, что в конце эксперимента средний

результат спортсменов контрольной группы не изменился и составил 2,25. Оценивая полученные данные было выявлено достоверное (р<0,5) различие только в ЭГ.

Экспертная оценка по двум тестовым упражнениям, контрольной и экспериментальной группы незначительно отличается на начало эксперимента, в первом тестовом упражнении лучше спортсменки экспериментальной группы, во втором тестовом упражнении девочки контрольной группы.

Таблица 3. Результаты экспертной оценки координационных способностей спортсменок 9-11 лет, занимающихся синхронны плаванием__

Тесты (баллы) Экспериментальная группа Контрольная группа

Декабрь Март Декабрь Март

Тестовое упражнение 1 2,13±0,31 3±0,21 2±0,3 2,125±0,18

Тестовое упражнение 2 2±0,21 2,88±0,23 2,125±0,27 2,25±0,29

По результатам экспертной оценки тестового упражнения 1 средний результат контрольной группы после повторного тестирования улучшился до 2,125, что составило 2,5%.

Средний результат экспериментальной группы увеличился на 17,5% и достиг значения 3.

По результатам экспертной оценки тестового упражнения 2 средний результат контрольной группы в конце эксперимента увеличился на 2,5%.

Средний результат спортсменов экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 17,6%.

Для оценки результатов тестирования методом экспертной оценки использовался

фициент конкордации показывает степень согласованности мнений экспертов по важности каждого из оцениваемых показателей, итоговый результат W = 0.85 говорит о наличии высокой степени согласованности мнений экспертов.

Заключение. В результате педагогического тестирования достоверные различия выявлены в экспериментальной группе по всем показателям. Оценивая полученные результаты, можно отметить наибольший прирост уровня координационных способностей в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности учета типологических свойств нервной системы при развитии координационных способностей синхронисток.

расчет коэффициента конкордации. Коэф-

Библиографический список

1. Мосина, Н.В. Развитие координационных способностей самбистов различной квалификации с учетом уровня сформированности двигательной памяти спортсменов // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - №8. - С. 24-30.

2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: «ФиС», 2001. - 186 с.

3. Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978. -352 с.

4. Мосина, Н.В. Характеристика и учет индивидуально-типологических особенностей, свойств нервной системы спортсменов в учебно-тренировочном процессе // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - №6. - С. 16-21.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF YOUNG ATHLETES

ENGAGED IN SYNCHRONIZED SWIMMING, TAKING INTO ACCOUNT THEIR INDIVIDUAL TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS

N.V. Mosina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor K.M. Akulinina, Student Yugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstract. The relevance of this article is due to the fact that due to the high level of development of coordination abilities, it is possible to successfully master and improve the synchronicity of performance, the accuracy of constructions in synchronized swimming, and most importantly, increase sports skills in general. Every year, the requirements for the pace of programs increase, the elements of synchronized swimming, restructuring, and support become more complicated, all this leads to the need to create more effective methods for developing the coordination abilities of young athletes. The methodology of developing coordination abilities, taking into account the individual typological characteristics of girls, allows coaches to individually select the dosage of exercises and rest time between series, which in turn affects the effectiveness of training sessions and increases the athletic skills of athletes.

Keywords: coordination, synchronized swimming, properties of the nervous system, young athletes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.