Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СНОУБОРДИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СНОУБОРДИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНОУБОРД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Милена Алексеевна, Бикмухаметов Роберт Кабирович, Кулешов Роман Сергеевич

В данной статье представлены результаты педагогического эксперимента с внедрением в тренировочные занятия испытуемых экспериментальной группы разработанной методики развития координационных способностей сноубордистов в подготовительный период. Особенностью методики является то, что в нее включены усложненные упражнения с применением нестандартного оборудования для концентрации внимания. Предполагалось, что применение разработанной методики позволит повысить уровень развития координационных способностей спортсменов экспериментальной группы. В результате проведенного эксперимента получены достоверно значимые различия в уровне развития координационных способностей испытуемых спортсменов, тем самым доказана эффективность внедрения разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быкова Милена Алексеевна, Бикмухаметов Роберт Кабирович, Кулешов Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF HIGHLY SKILLED SNOWBOARDERS IN THE PREPARATORY PERIOD

This article presents the results of the pedagogical experiment with the introduction of the developed methodology for the development of coordination abilities of snowboarders into the training sessions of the subjects of the experimental group during the preparatory period. A feature of the technique is that it includes complicated exercises with the use of non-standard equipment for concentration. It was assumed that the application of the developed methodology would increase the level of development of the coordination abilities of the athletes of the experimental group. As a result of the experiment, reliably significant differences in the level of development of the coordination abilities of the tested athletes were obtained, thereby proving the effectiveness of the implementation of the developed methodology.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СНОУБОРДИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 796.926

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СНОУБОРДИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Милена Алексеевна Быкова, магистрант, Роберт Кабирович Бикмухаметов, доктор педагогических наук, доцент, декан, Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма, Казань; Роман Сергеевич Кулешов, кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им.

М. Акмуллы, Уфа

Аннотация.

В данной статье представлены результаты педагогического эксперимента с внедрением в тренировочные занятия испытуемых экспериментальной группы разработанной методики развития координационных способностей сноубордистов в подготовительный период. Особенностью методики является то, что в нее включены усложненные упражнения с применением нестандартного оборудования для концентрации внимания. Предполагалось, что применение разработанной методики позволит повысить уровень развития координационных способностей спортсменов экспериментальной группы. В результате проведенного эксперимента получены достоверно значимые различия в уровне развития координационных способностей испытуемых спортсменов, тем самым доказана эффективность внедрения разработанной методики.

Ключевые слова: сноуборд, физическая подготовка, координационные способности, методика, подготовительный период.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p59-61

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF HIGHLY SKILLED SNOWBOARDERS IN THE PREPARATORY PERIOD

Milena Alekseevna Bykova, the master's student, Robert Kabirovich Bikmukhametov, the

doctor ofpedagogical sciences, senior lecturer, Dean, Volga State Academy of Physical Education, Sports and Tourism, Kazan; Roman Sergeevich Kuleshov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa

Abstract

This article presents the results of the pedagogical experiment with the introduction of the developed methodology for the development of coordination abilities of snowboarders into the training sessions of the subjects of the experimental group during the preparatory period. A feature of the technique is that it includes complicated exercises with the use of non-standard equipment for concentration. It was assumed that the application of the developed methodology would increase the level of development of the coordination abilities of the athletes of the experimental group. As a result of the experiment, reliably significant differences in the level of development of the coordination abilities of the tested athletes were obtained, thereby proving the effectiveness of the implementation of the developed methodology.

Keywords: snowboarding, physical training, coordination abilities, methodology, preparatory period.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта сноуборд, на этапе высшего спортивного мастерства 19-25% от общего объема тренировочных нагрузок затрачивается на общую физическую подготовку, 20-26% - на специальную физическую подготовку. В совокупности годовая доля процесса физической подготовки может доходить до 50% от общего объема, данный объем тренировочных нагрузок реализуется преимущественно в подготовительном периоде. Поэтому важное значение в спортивной подготовке высококвалифицированных сноубордистов имеет физическая подго-

товка.

Г.И. Иванов (2012), отмечает, что когда борьба на трассе соревнований идет за десятые и сотые доли секунды, высокоразвитая способность координации движений имеет исключительно важное значение, так как малейшая неточность в действиях спортсмена, а тем более падение приводят к потере драгоценного времени [2].

Также в вышеупомянутом Федеральном стандарте спортивной подготовки отмечено, что вестибулярная устойчивость и координационные способности оказывают значительное влияние на спортивный результат сноубордистов. Поэтому координационные способности являются одним из главных качеств сноубордиста, что позволяет говорить о том, что повышение уровня развития координационных способностей является актуальной задачей процесса физической подготовки.

Опираясь на труды В.П. Афанасьева (2011) и Н.И. Лисовской (2010), можно сказать о том, что высококвалифицированный сноубордист должен иметь способность трансформировать новые, все необходимые формы движения в высшую степень, необходимую для достижения наивысшего спортивного результата. Для этого необходимо постоянно обновление доступных программ по физической подготовке [1, 3].

Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что развитие координационных способностей является приоритетной задачей специальной физической подготовки сноубрдистов, однако, учитывая стремительное развитие сноуборда, как вида спорта, имеющаяся научно-методическая литература по данной тематике требует постоянного обновления.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель работы: определить эффективность разработанной методики развития координационных способностей сноубордистов в подготовительный период.

Контрольная группа занималась по программе, предложенной Региональным отделением общероссийской общественной организации «Федерация сноуборда России» в Республике Татарстан, в то время как экспериментальная группа работала по разработанной методике развития координационных способностей выскококвалифицированных сноубордистов.

В разработанную методику были включены упражнения, которые имели свои методические особенности: во время упражнений для развития координации использовались средства, направленные на концентрацию внимания: жонглирование теннисным мячом при удержании статического равновесия на одной ноге, чтение текста с экрана при балансировании на штанге, ловля теннисного мяча стоя на полусфере. Также использовалась игра на внимания, которые прохоили во время удержания равновесия на канате, спортсменам предлагалось повторять движения рук за тренером, но его словесные команды расходились с движениями (например, команда: «Руки вниз», а тренер демонстрирует движение «руки в стороны» и т.д.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения эффективности разработанной методики развития координационных способностей сноубордистов в подготовительный период был проведен межгрупповой анализ показателей уровня развития координационных способностей.

В таблице представлены результаты тестирования уровня развития координационных способностей в экспериментальной и контрольной группах сноубордистов до начала и по окончанию педагогического эксперимента. До проведения педагогического эксперимента достоверных различий между исследуемыми показателями контрольной и экспериментальной групп не обнаружено ни в одном из тестовых упражнений (р>0,05). Полученные данные свидетельствуют об одинаковом уровне развития координационных способностей спортсменов обеих групп до педагогического эксперимента, что говорит о

возможности его проведения. При анализе полученных результатов тестирования в конце педагогического эксперимента было выявлено достоверное улучшение всех исследуемых показателей спортсменов экспериментальной группы в сравнении с контрольной (р<0,05).

Таблица - Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп сноуборди-стов до и после педагогического эксперимента (М±т)_

Тесты КГ | ЭГ КГ | ЭГ

Начало эксперимента Конец эксперимента

Прыжки по точкам (сек) 14,50±0,17 | 14,56±0,18 14,20±0,15 | 13,63±0,13

p>0,05 p<0,05

Пя Тест «пять мячей» (сек) 21,33±0,15 | 21,29±0,12 20,70±0,16 | 20,15±0,17

p>0,05 p<0,05

Специальный слалом (сек) 57,10±0,68 | 56,49±0,63 55,85±0,67 | 54,16±0,62

p>0,05 p<0,05

Примечание: КГ - ЭГ - экспериментальная группа; контрольная группа; р - достоверность различий; М - среднее арифметическое значение признака; т - ошибка среднего арифметического значения.

ВЫВОДЫ

Экспериментальное исследование показало, что использование разработанной методики позволило значительно повысить показатели развития координационных способностей высококвалифицированных сноубордистов.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной методики развития координационных способностей сноубордистов в подготовительный период. Значительные различия были обнаружены между экспериментальной и контрольной группами по всем исследуемым показателям уровня развития координационных способностей у сноубордистов. Это позволяет нам рекомендовать разработанную нами методику для работы со сноубордистами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев В.П. Горные лыжи / В.П. Афанасьев - Москва : Физкультура и спорт, 2011. -

78 с.

2. Иванов Г.И. Влияние специальных упражнений слаломиста на совершенствование функций вестибулярного и двигательного аппаратов / Г.И. Иванов - Москва : Физкультура и спорт, 2012. - 152 с.

3. Лисовская Н.И. Физические качества, необходимые спортсмену--горнолыжнику и их оценка / Н.И. Лисовская - Москва : Физкультура и спорт, 2010. - 314 с.

REFERENCES

1. Afanasyev, V.P. (2011), Alpine skiing, Physical culture and sport, Moscow

2. Ivanov, G.I. (2012), Influence of special exercises of a slalomist on the improvement of the functions of the vestibular and motor apparatus, Physical culture and sport, Moscow.

3. Lisovskaya, N.I. (2010), Physical qualities necessary for an athlete - skier and their assessment, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: mbykova98@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.11.2021

УДК 378.4

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ВРАЧА

К ПАЦИЕНТУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Нина Павловна Ванчакова, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, Вероника Александровна Денишенко, ассистент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.