Научная статья на тему 'Методика повышения технического мастерства в дисциплине "Биг-Эйр" у высококвалифицированных сноубордистов'

Методика повышения технического мастерства в дисциплине "Биг-Эйр" у высококвалифицированных сноубордистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНОУБОРДИСТЫ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ДИСЦИПЛИНА "БИГ-ЭЙР" / HIGHLY QUALIFIED SNOWBOARDERS / TECHNICAL SKILLS / BIG AIR DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравец-Абдуллина Айгуль Винеровна, Крутько Виктория Борисовна, Сурков Евгений Николаевич

Разработана методика повышения технического мастерства в дисциплине «Биг-Эйр» у сноубордистов и проверена ее эффективность на основе стенографирования видеозаписей выступления спортсменов, анкетирования и корреляционного анализа показателей. Представлены сравнительные показатели оценки технического мастерства у высококвалифицированных спортсменов контрольной и экспериментальной групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR TECHNICAL SKILLS IMPROVEMENT IN "BIG AIR" DISCIPLINE FOR SNOWBOARDERS OF HIGH QUALIFICATION

The technique of improving technical skills in the discipline "big air" snowboarders and tested its effectiveness on the basis of shorthand videos of athletes, questionnaires and correlation analysis of indicators. The comparative indicators of technical skill assessment in highly qualified athletes of control and experimental groups are presented.

Текст научной работы на тему «Методика повышения технического мастерства в дисциплине "Биг-Эйр" у высококвалифицированных сноубордистов»

УДК 796.92

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ДИСЦИПЛИНЕ «БИГ-ЭЙР» У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СНОУБОРДИСТОВ

А.В. Кравец-Абдуллина, В.Б. Крутько, Е.Н. Сурков

Разработана методика повышения технического мастерства в дисциплине «Биг-Эйр» у сноубордистов и проверена ее эффективность на основе стенографирования видеозаписей выступления спортсменов, анкетирования и корреляционного анализа показателей. Представлены сравнительные показатели оценки технического мастерства у высококвалифицированных спортсменов контрольной и экспериментальной групп.

Ключевые слова: сноубордисты высокой квалификации, техническое мастерство, дисциплина «Биг-Эйр».

С каждым годом все большую популярность приобретают экстремальные зимние виды спорта, такие, как фристайл, сноубординг. После XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи (2014) остро стал вопрос подготовки высококвалифицированных спортсменов сноубордистов в дисциплине «Слоуп-Стайл», а с 2015 года в программу Олимпийских игр включена еще одна дисциплина сноубординга - «Биг-Эйр» [3].

Согласно правилам участия в соревнованиях спортсмену в данной дисциплине необходимо выполнять два квалификационных прыжка, по результатам лучшего из них он может побороться за выход в финал. В финальных соревнованиях спортсмен выполняет три попытки, две из которых включаются в зачет, при этом обязательным требованием является выполнение прыжка с вращением в разные стороны, что еще больше повышает требования к его технической подготовленности [5].

Вопрос совершенствования техники вращения стоит очень остро, так как высококвалифицированные спортсмены на международных соревнованиях выполняют вращения от трех оборотов вокруг своей оси и более как в одной плоскости, так и в двух плоскостях одновременно после вылета с трамплина [7]. Кроме того, для достижения высокого результата в дисциплине «Биг-Эйр» спортсменам высокой квалификации необходимо совершенствовать прыжки с вращением в обе стороны [2].

Большое значение в данной дисциплине имеет умение выполнять «Бэксайд вращение», так как данное вращение позволяет делать элементы как из своей стойки, так и из «Свитч-стойки» (другой ногой вперед), что также сказывается на результативности в финальных соревнованиях [8].

Стремительный рост сложности прыжков в мировом сноубординге в дисциплине «Биг-Эйр» приводит к крайней степени напряженности спортсменов во время тренировочной и соревновательной деятельности,

параметры которых достигают критических величин, на грани их физиологических возможностей [6].

В настоящее время уровень технического мастерства российских сноубордистов в данной дисциплине не достаточно высок, о чем свидетельствуют результаты выступления на XXIII зимних Олимпийских играх в Пхенчхане (2018) [4].

Современная система подготовки спортсменов, занимающихся сноубордингом, до сих пор не имеет должного научного обоснования. В зарубежной и отечественной научно-методической литературе проблема повышения технического мастерства квалифицированных сноубордистов носит обобщенный характер. В большинстве случаев тренеры при подготовке сноубордистов используют методики, заимствованные из смежных видов спорта [5]. Кроме того, о недостаточности исследований по данной проблеме свидетельствуют факты анализа научно-методической литературы [1, 2, 6].

Цель работы: обосновать, разработать и проверить эффективность методики повышения технического мастерства в дисциплине «Биг Эйр» у сноубордистов высокой квалификации.

Педагогический эксперимент проводился на базе государственного автономного учреждения «Центральный клуб горных лыж и сноуборда Республики Башкортостан». В исследовании принимали участие сноубордисты высокой квалификации группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в количестве по 5 чел. в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах.

Для обоснования содержания разработанной нами методики повышения технического мастерства в дисциплине «Биг-Эйр» у сноубордистов высокой квалификации было проведено:

- стенографирование видеозаписей выступления спортсменов на этапах Кубка России и мира по сноуборду за 2017-2018 гг. и для определения наиболее результативных из высоко оцениваемых элементов у высококвалифицированных спортсменов-сноубордистов;

- анкетирование и корреляционный анализ для определения физических качеств, необходимых для эффективного выполнения данных элементов.

В ходе педагогического наблюдения нами было определено, что наиболее результативными из высокооцениваемых элементов на Кубках мира являются: «BsTripleCork 14» (53,64 %), 14» (50,91 %),

«FsTripleCork 14» (49,09 %), <^Васк 12» (49,09 %), <^Тф1еСогк 16» (35,45 %), 12» (35,45 %). Наиболее результативными из

высокооцениваемых элементов на Кубках России являются: «Bs 9» (43,79 %), «^БоиЫеСогк 10» (40,34 %), 10» (40,34 %), «СаЬ 9» (40,34 %). Наиболее результативными на этапах Кубков мира (с полетом от 17 до 21 м), где в зачет соревнований идет два вращения в разные стороны, является связка из следующих элементов: «BsTripleCork 14», 14» или

«FsTripleCork 14». Для Кубков России (с полетом от 12 до 16 м) наиболее результативной является связка из следующих элементов: «Bs 9», «BsDouЫeCork 10», 1»0 или «СаЬ 9».

Анализ результатов анкетирования позволил определить, что для эффективного выполнения высоко оцениваемых элементов у высококвалифицированных сноубордистов необходимы такие физические качества, как: координационные (4,1±0,4), силовые (3,9±0,3) и гибкость (3,5±0,2).

В ходе корреляционного анализа определено, что для эффективного выполнения высоко оцениваемых элементов у высококвалифицированных спортсменов необходим высокий уровень проявления: способности к динамическому равновесию для всех фаз элемента (г=0,72...0,88), кроме старта; способности к статическому равновесию для фаз спуска с горы, подготовки к приземлению, непосредственного приземления и выката (г=0,72...0,87); способности к пространственным характеристикам движений - для всех фаз, кроме старта и выката (г=-0,71 .-0,90); способности к временным характеристикам движений - для всех фаз (г=-0,71 .-0,87), кроме разгона и приземления; способности выполнять двигательные действия без лишней мышечной напряженности - для всех фаз (г=-0,71 .-0,87), кроме старта, взлета и выката.

Кроме того, для эффективного выполнения высоко оцениваемых элементов у высококвалифицированных сноубордистов необходим достаточно хороший уровень проявления скоростно-силовых качеств, а именно взрывной силы в фазе отталкивания (г=0,87) и взлета (г=0,72). Также для эффективного выполнения элементов в сноубординге высококвалифицированным спортсменам необходим хороший уровень развития подвижности в плечевых (г=-0,71), коленных (г=-0,75) и тазобедренных суставах (г=0,75), гибкости позвоночного столба (г=0,77).

Полученные данные дают возможность определить содержание методики, выбор средств повышения технического мастерства у высококвалифицированных сноубордистов.

Разработанная методика включала в себя: специально -подготовительные упражнения в аэродинамической трубе и на батуте со специальной доской, на акробатической дорожке в поролоновую яму, на всесезонном тренировочном комплексе, выполняемые сопряженным методом; специально-подготовительные и соревновательные упражнения на сноуборде на горнолыжном тренировочном комплексе; идеомоторную тренировку до и после их выполнения.

Для выявления эффективности разработанной методики, направленной на повышение технического мастерства в дисциплине «Биг-Эйр» у сноубордистов высокой квалификации, было проведено педагогическое наблюдение за выступлением на Кубках России до и после педагогического эксперимента. Результаты представлены в таблице.

Показатели технического мастерства сноубордистов высокой квалификации в контрольной и экспериментальной группах на Кубках России до и после педагогического эксперимента, M±m

Показатели До эксперимента После эксперимента Р

Исполнение КГ 35,6±3,3 42,2±2,1 <0,05

ЭГ 35,9±4,1 46,5±2,0 <0,05

Р >0,05 <0,05 -

Амплитуда КГ 29,9±3,7 30,9±2,6 >0,05

ЭГ 29,4±3,4 37,5±1,5 <0,05

Р >0,05 <0,05 -

Сбавки за приземление КГ 20,2±2,6 15,5±2,0 >0,05

ЭГ 20,5±2,5 10,3±2,2 <0,05

Р >0,05 <0,05 -

Общая оценка КГ 45,3±5,7 57,6±6,7 >0,05

ЭГ 44,8±5,6 73,7±4,3 <0,05

Р >0,05 <0,05 -

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа,

р - достоверность различий внутри групп, Р - достоверность различий между группами, М - среднее арифметическое значение, m - ошибка среднего арифметического значения.

Из таблицы видно, что у высококвалифицированных сноубордистов контрольной группы после эксперимента достоверно значимые различия выявлены только в одном показателе технического мастерства - по критерию «Исполнение» (р<0,05). В экспериментальной группе статистически значимые различия обнаружены во всех показателях подготовленности спортсменов (р<0,05).

До проведения педагогического эксперимента достоверных различий между результатами спортсменов контрольной и экспериментальной групп не обнаружено ни в одном из показателей (р>0,05). Полученные данные говорят об одинаковом уровне технического мастерства обеих групп до эксперимента. После педагогического эксперимента статистические различия на уровне значимости р<0,05 обнаружены во всех показателях технической подготовленности у сноубордистов экспериментальной группы, по сравнению с контрольной.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента явились доказательством эффективности разработанной методики, направленной на повышение технического мастерства в дисциплине «Биг-Эйр» у высококвалифицированных сноубордистов.

Выводы. Выявлено, что наиболее результативной на этапах Кубках мира является связка из следующих элементов: «BsTripleCork 14», «Fs 14» или «FsTripleCork 14», на Кубках России - «Bs 9», «BsDoubleCork 10», «FS 1»0 или «Cab 9». Для эффективного выполнения высокооцениваемых

элементов сноубордистам необходим высокий уровень проявления способностей: к статическому и динамическому равновесию; временным и пространственным характеристикам движений; выполнению двигательных действия без лишней мышечной напряженности; взрывной силе; подвижности в плечевых, коленных и тазобедренных суставах, гибкости позвоночного столба. На основе полученных данных разработана методика повышения технического мастерства высококвалифицированных сноубордистов в дисциплине «Биг-Эйр».

Определено, что реализация разработанной методики позволила добиться значимых изменений во всех показателях оценки технического мастерства спортсменов экспериментальной группы, в сравнении с контрольной. Следовательно, разработанная методика повышения технического мастерства высококвалифицированных сноубордистов в дисциплине «Биг-Эйр» является эффективной.

Список литературы

1. Агафонов А.С. Координация движений как условие повышения исполнительского мастерства спортсменов экстремалов-сноубордистов // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления различных категорий населения: сборник материалов VI Всерос. науч. конф. Сургут: Изд-во Сургут, 2007. С. 4-6.

2. Арансон М.В., Озолин Э.С. Современные научно-методические материалы по сноуборду // Актуальные проблемы подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних олимпийских видах спорта (бобслей, санный спорт, сноуборд, горнолыжный спорт, фристайл, конькобежный спорт, хоккей): сборник трудов конф. М.: ФНЦФК, 2013. С. 90-93.

3. Данилин В.И. Обучение и совершенствование техники катания на горных лыжах и сноуборде: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Альт-Консул, 2015. 238 с.

4. Данилов А.В., Юламанова Г.М. XXIII Олимпийских игры - что дальше. // Спорт высших достижений: интеграция науки и практики: материалы Междунар. науч.-метод. конф. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2018. С. 6-8.

5. Дмитриева М.Э., Занкина Е.В. Новые виды спорта в олимпийских играх 2018: масс-старт в конькобежном спорте, биг-эйр, командные соревнования в горнолыжном спорте, дабл-микст в кёрлинге // Научно-техническое творчество аспирантов и студентов: сборник материалов Всерос. науч.-техн. конф. студ. и аспир. Комсомольск-на-Амуре, 2018. С. 417-421.

6. Лапшина Н.Ю. Теоретическое обоснование методики подготовки высококвалифицированных сноубордистов в годичном цикле // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. № 4(9). С. 32-37.

7. Радчич И.Ю., Кофман Л.Б., Курашвили В.А. Использование инновационных технологий при подготовке спортсменов высокой квалификации в зимних олимпийских видах спорта // Актуальные проблемы подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних олимпийских видах спорта (бобслей, санный спорт, сноуборд, горнолыжный спорт, фристайл, конькобежный спорт, хоккей): сб. тр. конф. М.: ФНЦФК, 2013. С. 7-15.

8. Тищенко С.С., Макина Л.Р. Техническая подготовка как основная составляющая профессиональной методики обучения спортсменов в горнолыжном спорте // Информационно-инновационные технологии в педагогике, психологии и образовании: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Самара: АЭТЕРНА, 2018. С. 181-184.

Кравец-Абдуллина Айгуль Винеровна, канд. пед. наук, доц., alyaav@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Крутько Виктория Борисовна, канд. пед. наук, доц., krutko07@,mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Сурков Евгений Николаевич, аспирант, ensurkov@,gmail. com, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

METHODOLOGY FOR TECHNICAL SKILLS IMPROVEMENT IN "BIG AIR" DISCIPLINE FOR SNOWBOARDERS OF HIGH QUALIFICATION

A. V. Kravets-Abdullina, V.B. Krutko, E.N. Surkov

The technique of improving technical skills in the discipline "big air" snowboarders and tested its effectiveness on the basis of shorthand videos of athletes, questionnaires and correlation analysis of indicators. The comparative indicators of technical skill assessment in highly qualified athletes of control and experimental groups are presented.

Key words: highly qualified snowboarders, technical skills, Big Air discipline.

Kravets-Abdullina Aigul Vinirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, alyaav@,mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture,

Krutko Victoria Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, krutko07@,mail.ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture,

Surkov Evgeny Nikolaevich, graduate student, ensurkov@,gmail. com, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture

References

1. Agafonov A.S. Koordinaciya dvizhenij kak uslovie povysheniya ispolnitel'skogo masterstva sportsmenov ekstremalov-snoubordistov [Coordination of movements as a condition for improving the performing skills of extreme snowboarding athletes] // Improving the system of physical education, sports training and rehabilitation of various categories of the population: sat. mater. VI All-Russian. scientific conf. Surgut: Publishing house of Surgut, 2007. P. 4-6.

2. Aranson M.V., Ozolin E.S. Sovremennye nauchno-metodicheskie materialy po snoubordu [Modern scientific and methodological materials on snowboarding] // Actual problems of training highly qualified athletes in winter Olympic sports (bobsleigh, sledding, snowboarding, skiing, freestyle, speed skating, hockey): sat. tr conf. M .: FNTsFK, 2013. P. 90-93.

3. Danilin V.I. Obuchenie i sovershenstvovanie tekhniki kataniya na gornyh lyzhah i snouborde [Training and improvement of skiing and snowboarding techniques]: a training method. allowance. M.: Alt-Consul Publishing House, 2015. 238 p.

4. Danilov A.V., Yulamanova G.M. XXIII Olimpijskih igry - chto dal'she... [XXIII Olympic Games - what's next ...] // Sport of the highest achievements: the integration of science and practice: mater. Int. scientific method. conf. Ufa: Publishing House of Ural State Technical University, 2018. P. 6-8.

5. Dmitrieva M.E., Zankina E.V. Novye vidy sporta v olimpijskih igrah 2018: massstart v kon'kobezhnom sporte, big-ejr, komandnye sorevnovaniya v gornolyzhnom sporte, dabl-mikst v kyorlinge [New sports in the Olympic Games 2018: mass start in speed skating, big air, team competition in alpine skiing, double-mixed in curling] // Scientific and technical work of graduate students and students: sat. mater. Vseros. scientific and technical conf. stud. and aspir. Komsomolsk-on-Amur, 2018. P. 417-421.

6. Lapshina N.Yu. Teoreticheskoe obosnovanie metodiki podgotovki vysokokvalificirovannyh snoubordistov v godichnom cikle [Theoretical basis of the training of highly qualified snowboarders in the annual cycle] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and Sport: modern trends]. 2015. No. 4 (9). P. 32-37.

7. Radchich I.Yu., Kofman L.B., Kurashvili V.A. Ispol'zovanie innovacionnyh tekhnologij pri podgotovke sportsmenov vysokoj kvalifikacii v zimnih olimpijskih vidah sporta [The use of innovative technologies in the training of highly qualified athletes in winter Olympic sports] // Actual problems of the preparation of highly qualified sportsmen in winter Olympic sports (bobsleigh, sledding, snowboarding, skiing, freestyle, speed skating, hockey): sat. tr conf. M.: FNTsFK, 2013. P. 7-15.

8. Tishchenko S.S., Makina L.R. Tekhnicheskaya podgotovka kak osnovnaya sostavlyayushchaya professional'noj metodiki obucheniya sportsmenov v gornolyzhnom sporte [Technical training as the main component of the professional methodology of training athletes in skiing] // Information and innovative technologies in pedagogy, psychology and education: sat. articles Intern. scientific-practical conf. Samara: AETERNA, 2018. P. 181-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.