Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей у занимающихся экстремальными видами деятельности'

Развитие координационных способностей у занимающихся экстремальными видами деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2977
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / COORDINATION ABILITIES / DEVELOPMENT / PHYSICAL EXERCISE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Евгения Валерьевна

Уровень развития координационных способностей определяет физическое, нервное и психологическое здоровье человека, а также состояние его мышечного аппарата для занятий спортом и другими видами деятельности. Настоящая статья посвящена проблеме развития координационных способностей. Автор высказывает предположение, что физические упражнения играют ведущую роль в развитии координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Евгения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Coordination Abilities of People Involved in Extreme Types of Activities

The level of development of the coordination ability defines physical, nervous and psychological health and muscle apparatus for sports and other activities. The article is devoted to the problem of developing coordination abilities. The author has suggested that exercise contributes largely to the development of coordination abilities.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей у занимающихся экстремальными видами деятельности»

РАЗБИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ БИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. В. Иванова

Уровень развития координационных способностей определяет физическое, нервное и психологическое здоровье человека, а также состояние его мышечного аппарата для занятий спортом и другими видами деятельности. Настоящая статья посвящена проблеме развития координационных способностей. Автор высказывает предположение, что физические упражнения играют ведущую роль в развитии координационных способностей.

Ключевые слова: координационные способности, развитие, физические упражнения.

Среди многих проблем в психолого-педагогической науке и практике одно из важнейших мест всегда занимала проблема способностей. Многочисленные исследования показали, что координационные проявления человека в различных видах деятельности достаточно специфичны.

До настоящего времени в научно-методической литературе нет единого мнения по вопросу определения понятий «координация», «координационные способности», «ловкость». На наш взгляд, это связано с тем, что координационные способности человека представляют собой многогранное и сложное образование. С точки зрения физиологии, координация - это согласование деятельности различных органов и систем организма, обусловленное сочетанием возбуждения и торможения в ЦНС.

Согласно распространенному определению «координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение последнего в управляемую систему» (1). Подобной терминологии придерживались и такие ученые, как А. А. Ухтомский (1927), Е. К. Жуков (1963). В. И. Лях (1984) считает, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (5). Понятие «координация» включает в себя физиологический, биомеханический, нейрофизиологический и кибернетический аспекты (4).

Природной основой координационных способностей являются анатомо-физиологические задатки: уровень развития и соотношения сигнальных систем, природные свойства анализаторов (зрительные, слуховые, мышечно-двигательные ощущения), свойства нервной системы.

Координационные способности являются базой для формирования всех двигательных качеств. В самом общем виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к управлению и регулированию двигательного действия (2).

К числу основных видов координационных способностей относятся способности:

- к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);

- к ориентированию в пространстве;

- к равновесию;

- к переключению двигательных действий;

- к рациональному расслаблению мышц;

- ритмическая и др.

Е. П. Ильин рекомендует четыре направления развития координационных способностей: первое - овладение новыми упражнениями; второе - увеличение координационной трудности упражнения; третье - борьба с нерациональной мышечной напряженностью; четвертое - повышение способности поддерживать равновесие тела (3).

Для развития координации движений используются специально направленные физические упражнения, эффективно воздействующие на различные анализаторы: двигательный, зрительный, тактильный, слуховой.

Мы предлагаем несколько упражнений на развитие координационных способностей.

1. Упражнения на развитие координации движении рук:

«Ромашка»: и. п. - руки вперед ладонями вверх, пальцы разведены: 1-3 - напрячь мышцы рук; 4 - и. п.

«Хлебный мякиш»: и. п. - руки вперед ладонями кверху: 1-2 - волна правой кистью; 3-4 - волна левой кистью.

«Самолет»: и. п. - руки в стороны, предплечья книзу: 1-4 - круги предплечьями внутрь дугами кверху, сжимая и разжимая пальцы рук; 5-8 - то же дугами книзу.

«Заводная кукла»: и. п. - правая рука на голове, левая рука на животе: 1-4 - одновременно поглаживать правой рукой голову, левой живот. То же, поменяв руки.

«Паучок»: и. п. - руки вниз, пальцы разведены: 1 -руки вперед, пальцы в кулак; 2 - руки в стороны, разжать кулаки; 3 - руки вверх сжать пальцы в кулак; 4 - и. п.

«Двигательная память»: и. п. - о. с.: 1 - руки за голову; 2 - руки в стороны; 3 - кисти в кулак ладонями кверху; 4 - кисти разжать; 5 - руки на пояс; 6 - хлопок над головой; 7 - руки вниз дугами наружу; 8 - и. п.

2. Упражнения на развитие общей координации:

«Воспроизведение ритма»: выполнение хлопков по

заданному ритму (ритм можно задавать метрономом, музыкальным сопровождением и т. д.).

«Воспроизведение амплитуды движения»: и. п. -руки вверх: 1-2 - шаг правой ногой в сторону, руки в стороны; 3 - приставить левую ногу к правой; 4 - руки вверх. То же в другую сторону.

«Перекрестная координация»: и. п. - о. с.: 1 - правая нога вперед на носок, левая рука вперед; 2 - и. п.; 3 -левая нога вперед на носок, правая рука вперед; 4 - и. п.

«Ориентация в пространстве»: и. п. - руки вверх: 1 - шаг правой вперед; 2 - руки вперед; 3 - шаг левой назад; 4 - и. п.

«Переключение двигательных действий»: и. п. -

о. с.: 1 - правая рука к плечу, левая за голову; 2 - правая рука вперед, левая рука к плечу; 3 - правая рука к плечу, левая рука вперед; 4 - и. п.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 2(33)

15

Методические указания: по мере освоения упражнения выполнять 6-8 раз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / под ред. В. П. Зинченко. - 2-е изд. - Москва-Воронеж, 2004.

2. Горская И. Ю., Суянгулова Л. А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография. - Омск, 2000.

3. ИльинЕ. П. Двигательные умения и навыки // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5.

4. Курамшин Ю. Ф. Методы развития двигательных (физических) качеств: методические рекомендации. - Л., 1980.

5. Лях В. И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 1.

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА Б СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

И. Б. Гасанов, М. А. УСтюгов

Понятие «имидж» используется в работах по психологии политики, бизнеса, искусства. Говорят об имидже представителей искусства, политики, бизнеса. Этот термин употребляется в различных значениях. Среди ученых не существует единого мнения относительно имиджа как социально-психологического явления.

Ключевые слова: имидж, образ, общественное сознание.

В последние годы термин «имидж» стал общеупот-ребляемым в психологии политики, бизнеса, искусства. Возникли понятия об имидже певца, актера, политика, бизнесмена или предприятия, товара или торговой марки, и этот термин используется в нескольких значениях. Разнообразные толкования понятия «имидж» приводят к трудностям при его изучении. Анализ работ современных авторов позволил построить классификацию существующих подходов к толкованию имиджа и выделить три группы его понимания:

1. Имидж как преимущественно внешние особенности конкретного человека - его манеры, стиль одежды и стиль самоподачи (самопрезентации) себя другим людям. Это то, что близко актерскому амплуа, «персоне» К. Юнга, «сигналам личности» М. Люшера. В контексте данного толкования смена имиджа человеком подчас означает просто смену стилиста - появление новой прически, нового стиля в одежде.

2. Имидж как совокупность черт и особенностей, намеренно приписываемых товару или политику. В контексте данного толкования можно говорить о целенаправленно формируемом имидже, реальном воплощении стратегии формирования имиджа политика или маркетинговой концепции продвижения товара на рынке.

3. Имидж как образ, существующий в сознании тех, кто является потребителем продукции (покупатели, зрители, избиратели). Это все те качества и свойства, которые приписываются политику (товару) его избирателем (потребителем) и обычно не совпадают с тем, что существует в реальности. Данное толкование имиджа является наиболее психологичным, а основная задача - определить соотношение понятий «образ» и «имидж».

Первое толкование имиджа можно встретить еще у Н. Макиавелли в работе «Государь». «“Личина” (имидж) - внешний облик правителя, под которым скрывается его сиюминутное настроение и состояние здоровья» (3, 125). Имидж - это не сама личность, а «личина», благодаря которой она может исполнять избранную роль. Такое толкование имиджа близко понятию «персона» по К. Юнгу (1). Персона (от лат. маска, которую надевали на себя античные актеры во время представления) - это маска или облик, который принимает на себя человек, оказываясь во внешнем мире. Это то, какими мы представляем себя окружающему нас миру и относимся к нему. Это наши социальные роли, стиль одежды, стиль самовыражения. Это то, что человек демонстрирует другим.

М. Люшер называет «сигналами личности» совокупность избранных человеком манеры поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности (система знаков, сигналов, с помощью которых человек создает нужный ему имидж). Роль, по М. Лю-шеру, это не общественная позиция или статус, который человек занимает, не его деятельность, а оценка человеком его собственной личности, его фиктивная самооценка. Это воображаемая (иллюзорная) самооценка и результирующее из нее поведение, а также образ действий человека (2).

Такой взгляд на имидж имеет много общего с публичным образом и самопрезентацией человека. Имидж - обращенное вовне, публичное Я человека (6). Самопрезентация - это намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления у окружающих, или, иными словами, поведение, подчиненное желанию произвести хорошее впечатление. Самопрезентация выступает как отражение внутренне присущего человеку стиля общения с людьми. Это управление впечатлением о себе у других людей с помощью различных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям.

В последние годы процессу самопрезентации уделяется достаточно много внимания как в социальной психологии, так и в популярных работах, рассчитанных на массового читателя. Существует традиция рассматривать имидж именно в контексте самопрезентации (презентации себя другим). Имидж - это воспроизводство желаемых впечатлений, шифруемых в образах и символах (5). Сторонниками данного толкования имиджа он понимается как самопрезентация, конструирование сво-

16

Пснхопедагогнка в правоохранительных органах, 2008, № 2(33)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.