Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ КАРАТИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ КАРАТИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТИЯ КАРАТЕ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ЮНЫЕ КАРАТИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грищенко Я.Э., Королев П.В., Ивлев В.В., Миронова Т.А., Кадуцкая Л.А.

В данной статье рассмотрены вопросы влияния методики, основанной на сочетании освоения новых двигательных действий и введение фактора новизны и необычности в ранее изученные движения, на показатели координационных способностей у юных каратистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATING ABILITIES IN YOUNG KARATISTS IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

This article discusses the issues of the influence of a methodology based on a combination of mastering new motor actions and the introduction of a factor of novelty and unusualness in previously studied movements, on the indicators of coordination abilities in young karatekas.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ КАРАТИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 796.015.12

Грищенко Я.Э.

Королев П.В.

Ивлев В.В. Миронова Т.А., к.п.н. доцент кафедры теории и методики физической культуры

Кадуцкая Л.А., к.п.н., доцент заведующий кафедрой теории и методики физической культуры ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный

исследовательский университет» Россия, Белгород

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ КАРАТИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы влияния методики, основанной на сочетании освоения новых двигательных действий и введение фактора новизны и необычности в ранее изученные движения, на показатели координационных способностей у юных каратистов.

Ключевые слова: занятия карате, координационные способности, юные спортсмены, юные каратисты.

Grishenko Ya.E.

Korolev P.V.

Ivlev V. V.

Mironova T.A., PhD department of theory and methods of physical culture

Kadutskaya L.A., PhD associate professor

head of the department of theory and methods of physical culture

Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod

DEVELOPMENT OF COORDINATING ABILITIES IN YOUNG KARATISTS IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Annotation: This article discusses the issues of the influence of a methodology based on a combination of mastering new motor actions and the introduction of a factor of novelty and unusualness in previously studied movements, on the indicators of coordination abilities in young karatekas.

Keywords: karate classes, coordination abilities, young athletes, young karatekas.

Современный спорт характеризуется поиском новых путей и резервов совершенствования процесса физической подготовки юных и квалифицированных спортсменов. В последнее время одним из важнейших направлений является повышение уровня развития координационных способностей спортсменов. Это связано с тем, что проблема управления движениями требующих быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности, неразрывно связана с проявлениями координационных способностей.

Тренировка координации - это формирование совершенных связей в нервной системе посредством практики работы на точность. Каждое выполненное действие усиливает установленные связи и делает следующее выполнение более лёгким, более определённым и более подготовленным. Проведенный анализ работ таких авторов, как В.И. Лях, Л.П. Матвеев, В.С. Фарфель, позволяет проследить взаимосвязь нарушений технических параметров движения, особенно пространственно-временных, с недостаточным развитием необходимых координационных способностей [1, 2, 3].

Основополагающими задачами для начального этапа в каратэ является приобретение необходимого фонда двигательных умений и навыков, формирование техники движений, всестороннее развитие физических качеств. Таким образом, развитие координационных способностей, на которых основана как начальная, так и специальная подготовка, также должна осуществляться на данном этапе.

В нашем исследовании предполагалось, что методика развития координационных способностей, основанная на сочетании освоения новых двигательных действий и введение фактора новизны и необычности в ранее изученные движения, позволит эффективно повысить координационные способности у юных каратистов.

Для исследования координационной подготовленности юных каратистов в процессе педагогического эксперимента проводилось тестирование и экспертная оценка координационных способностей.

Воспитание координационных способностей в экспериментальной группе проходило по двум основным направлениям. Первое направление реализовывалось непосредственно в процессе обучения новым двигательным действиям, когда спортсмены сталкиваются с определенной координационной сложностью. Отводимое время на это направление в одном тренировочном занятии составляло - 15%. Второе направление характеризуется привнесением фактора новизны и необычности в

исполнение ранее изученного движения. Отводимое время на это направление в одном тренировочном занятии составляло - 20%.

На итоговом этапе педагогического эксперимента по данным тестирований были составлены сводные таблицы результатов, которые показали спортсмены в процессе педагогического эксперимента (табл. 1, 2, 3). Полученные результаты по окончанию педагогического эксперимента, были обработаны методами математической статистики.

Таблица 1

Динамика показателей разницы между высотой выпрыгивания вверх толчком двух ног вместе с хлопком руками и без него, см

Таблица 2

Спортсмены Экспериментальная группа Контрольная группа

до после до после

1 . 4 3 5,5 4,5

2. 4 3 5,5 4,5

3. 4 3 5 4

4. 5 3,5 4 3,5

5. 6 4 4 3,5

6. 5,5 4 4 3,5

7. 4 3 5,5 4

Х±т 4, 6±0,32 3,3±0,18 4,7±0,29 3,9±0,17

Р <0,05 <0,05

Динамика показателей разницы прыжков в длину из положения стоя по _направлению прыжка и стоя спиной, см_

Спортсмены Экспериментальная группа Контрольная группа

до после до после

1. 8 6 11 10

2. 8 6 10,5 9,5

3. 6 4,5 8,5 8

4. 11 9 9 8

5. 12 9 9 8

6. 10 7 8 7

7. 10,5 7 10,5 9,5

Х±т 9,3±0,79 6,9±0,6 9,5±0,44 8,5±0,41

Р <0,05 <0,05

Таблица 3

Динамика показателей разницы времени выполнения и экспертной оценки

ката «Хиян шодан»

Спортс мены Экспериментальная группа Контрольная группа

Время Оценка Время Оценка

до после до после до после до после

1. 120 105 3 5 125 111 3 4

2. 125 111 5 5 125 113 3 4

3. 118 100 4 5 120 109 4 5

4. 130 112 4 5 125 111 3 5

5. 123 102 3 5 122 108 3 4

6. 120 103 3 5 120 110 5 5

7. 120 105 3 5 120 108 4 5

Х±т 122,2±1,5 105,4±1,7 3,6±0,3 5 122,4±0,9 110±0,7 3,6±0,3 4,6±0,2

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Статистическая обработка контрольных измерений до и после эксперимента при использовании разработанной методики развития координационных способностей у юных каратистов показала, что во всех группах произошло улучшение результатов. Однако наилучшие показатели выявлены у спортсменов экспериментальной группы.

Разница высоты выпрыгивания вверх двумя ногами вместе с хлопком руками и без него - в экспериментальной группе улучшилось на -1,3 см и составило прирост 27%; в контрольной группе улучшение со -ставило - 0,8 см и составило прирост - 17%. Разница прыжков в длину из положения стоя по направлению прыжка и стоя спиной - в экспериментальной группе улучшилось на - 2,4см и составило прирост 25%; в контрольной группе улучшение составило - 1 см. и составило прирост - 16%. Время выполнения ката «Хиян шодан» - в экспериментальной группе улучшилось на - 16,8 сек. составило прирост 13,7%; в контрольной группе улучшение составило - 12,4 сек. и составило прирост - 10,1%.

Экспертная оценка выполнения ката «Хиян шодан» - у спортсменов экспериментальной группы оценку на «отлично» получили 7 спортсменов, в контрольной группе оценку «отлично» получили 4 спортсмена, «хорошо» - 3 спортсмена.

Таким образом, исследовав результаты эксперимента, можем с уверенностью сказать, что темпы прироста показателей координационных способностей у юных каратистов экспериментальной группы более высоки, чем темпы прироста данных показателей в контрольной группе. Изменения статистически достоверны (р<0,05).

Использованные источники:

1. Лях В.И. Координационные способности школьников [Текст] / В.И. Лях.

- Минск: Полымя, 2001. - 152 с.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 158-180.

3. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте [Текст] / В.С. Фарфель.

- М: Советский спорт, 2011. - 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.