Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЮДЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЮДЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЛЮДИ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведерникова Д.Н., Чаговцев А.И., Клименко О.Е.

В статье рассматриваются вопросы развития координационных способностей с помощью подвижных игр и способов передвижения на лыжах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN PEOPLE WITH BISENSORY DISORDERS VIA PLAY ACTIVITIES & SKI TRAINING

The article deals with the development of coordination abilities with the help of outdoor games and methods of movement on skis

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЮДЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 376.34

Ведерникова Д.Н.

магистрант

Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

Чаговцев А.И.

магистрант

Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

Клименко О.Е.

к.пед.н., доцент кафедры педагогики Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЮДЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития координационных способностей с помощью подвижных игр и способов передвижения на лыжах.

Ключевые слова: люди с бисенсорными нарушениями, координационные способности, обучение, физическое развитие.

Образование и воспитание детей со сложными нарушениями развития сегодня - одна из актуальных и статусных проблем педагогической науки и практики не только в России, но и во всем мире.

К бисенсорным нарушениям относятся дети, имеющие нарушения органов зрения и слуха.

В настоящее время происходит рост числа юных россиян с бисенсорными расстройствами. Общее число слепоглухих людей в действительности, по разным оценкам, примерно в несколько раз больше. Такие дети воспитываются в условиях сенсорной, двигательной, коммуникативной, социальной депривации. Им характерно своеобразие психофизического развития.

В связи с особенностями физического и психического развития у таких детей выделяются нарушения пространственных и временных представлений, координации, точности движений; минимализирована способность к запоминанию и концентрации внимания. Замедленность темпов развития мышления, нарушение развития коры головного мозга, все это приводит к затруднениям овладения двигательными умениями. У учащихся затруднено формирование двигательной памяти. Двигательная расторможенность или гиподинамия, малоподвижность, нарушение формирования зрительно-слуховой ориентации в пространстве, быстрота утомляемости, неумение распределять свои силы, эмоциональной лабильностью, проявляющейся в частых изменениях настроения, неумение регулировать свои эмоции, все это свойственно для этой категории детей.

Дети со сложными нарушениями развития характеризуются быстрой утомляемостью, неумением распределять свои силы, эмоциональной неустойчивостью, которая проявляется в частых изменениях настроения, неумении контролировать свои эмоции (на незначительные изменения в окружающей обстановке, поведении людей, самочувствии), которые могут проявляться в виде криков, плача, самоагрессии и агрессии. Они нерешительны, с недоверием относятся ко всему новому, поэтому проведение тестирования значительно осложняется. Они малоактивны, в основном выполнение разного рода заданий проходит в совместной деятельности с педагогом и требует многократного повторения.

На сегодняшний день остро ощущается потребность в разработке теоретико-методологического обоснования физического воспитания детей рассматриваемой категории.

Цель исследования заключается в изучении теоретико-методических основ обучения подвижным играм и способам передвижения на лыжах способствующие развитию координационных способностей учащихся с бисенсорными нарушениями.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: основополагающие работы отечественной дефектологии (Н. А. Александрова, Т. А. Басилова, Л. С. Выготский, Л. М. Шипицына, Н. Н. Малофеев, Л. Н. Ростомашвили); современные разработки по теории и методике адаптивной физической культуры (А. А. Дмитриев, СП. Евсеев, О. Э. Евсеева, Н. Л. Литош, Л. Н. Ростомашвили, Л. В. Шапкова, и др.).

В начале исследования перед нами ставилась задача «Разработка методик обучения подвижным играм и способам передвижения на лыжах детей с бисенсорными нарушениями», но из-за введенных ограничений в связи с заболевания СОУГО - 19, проведение нашего эксперимента не состоялось в Государственном общеобразовательном учреждении «Забайкальский центр специального образования и развития «открытый мир»». Нами было принято решение провести эксперимент в рамках Студенческого научного общества «Эрудит», в котором состоят студенты факультета физической культуры и спорта. Заседания СНО проходили в форме тренингов, где участники были погружены в определенные условия депривации. Занятия проводились по двум направлениям: развитие координации через подвижные игры и обучение способам передвижения на лыжах.

Развитие координационных способностей является важной частью процесса физического воспитания у детей с нарушением слуха и зрения.

Подвижные и спортивные игры имеют большое значение в двигательном и эмоциональном развитии детей с нарушение зрения и слуха. Игра является

сознательной двигательной деятельностью, направленной на достижение цели. Правильно подобранная и адаптированная игра всегда положительно влияет на физическое и психологическое развитие детей с нарушением слуха и зрения. Во время игры происходит преимущественно динамическая работа, задействованы все группы мышц, происходит укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, увеличивается подвижность в суставах.

Важнейший результат игры - это радость, положительные эмоции и впечатления ребенка. Благодаря игровой деятельности ребенок развивается, познает новое для себя, приобретает необходимые умения и навыки, и при этом не перегружается психологически.

Всем известно, что занятия по лыжной подготовке способствуют развитию социальной активности учащихся с нарушением слуха и зрения даже вне сферы физкультурно-спортивной деятельности. Регулярные занятия лыжной подготовкой, как и другими видами физической активности, способствуют и благоприятствуют формированию положительных социально-эмоциональных черт, социализации и нормализации жизненного цикла у детей с бисенсорными нарушениями.

Ранее в Сергиево-Посадском детском доме проводился эксперимент обучения слепоглухих детей способам передвижения на лыжах, мы хотим повторить данный эксперимент, но взяв для обучения детей с частичной потерей слуха и зрения, при этом опробировав свою методику. Программа обучения корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их потенциальных возможностей и депривации. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребёнка.

При занятиях лыжной подготовкой дети с двойными нарушениями включаются в процесс социализации с помощью мотивации действий, воспитания самоуверенности и социальной активности.

Необходимо отметить, что нами был получен неоценимый опыт, который поможет в дальнейшем в обучении детей данной нозологической группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жигорева М. В., Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение: учеб. пособие. М.: Национальный книжный центр, 2016. 208 с.

2. Мещеряков А. И. Обучение слепоглухонемых детей. М.: Педагогика, 1974.

3. Москалева-Потемкина М. Е. Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта. URL: http://www.maam.ru/detskij sad/osobenosti-provedenij a-zanj atii-po- 9 fizicheskoi-kulture-u-detei-so-slozhnoi-stmkturoi-defekta.html (дата обращения: 28.10.2020). Текст: электронный.

4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2015. 164 с.

Vedernikova D.N.

Master's student Trans-Baikal State University (Chita, Russia)

Chagovtsev A.I.

Master's student Trans-Baikal State University (Chita, Russia)

Klimenko O.E.

Associate Professor of the Department of Pedagogy Trans-Baikal State University (Chita, Russia)

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN PEOPLE WITH BISENSORY DISORDERS VIA PLAY ACTIVITIES & SKI TRAINING

Abstract: the article deals with the development of coordination abilities with the help of outdoor games and methods of movement on skis.

Keywords: people with bisensory disorders, coordination abilities, training, physical development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.