Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
БИСЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСПЕРИМЕНТ / РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чаговцев А.И., Клименко О.Е.

В статье представлены результаты исследования физического состояния учащихся с бисенсорными нарушениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCTING A STUDY TO DETERMINE THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES OF CHILDREN WITH BISENSORY DISORDERS

The article presents the results of a study of the physical condition of students with bisensory disorders

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

УДК 376.34

Чаговцев А.И.

магистрант группы ФКОм 22 Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

Клименко О.Е.

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Аннотация: в статье представлены результаты исследования физического состояния учащихся с бисенсорными нарушениями

Ключевые слова: бисенсорные нарушения, лыжная подготовка, эксперимент, результаты.

На данный момент, самой главной проблемой педагогической науки в России и мире является образование и воспитание детей со сложными нарушениями.

Низкий уровень двигательной активности, уровень физической подготовленности, трудности в ориентации в пространстве, именно из-за этого следует ввести в жизнь детей с бисенсорными нарушениями более активный образ жизни, занятие во внеурочных мероприятиях, а также современных методов обучения таких детей.

Педагогический эксперимент состоялся на базе Забайкальского центра специального образования и развития «Открытый мир», оснащенного необходимыми материально-техническими инвентарем, укомплектованными классами. По необходимости использовался инвентарь ГБУ СШОР по биатлону Забайкальского края. В эксперименте приняло участие 10 учащихся (12-16 лет) с одновременным нарушением слуха и зрения, среди которых 5 мальчиков, 5 девочек.

Данное исследование проводилось с целью разработки технологии для коррекции физических качеств учащихся с двойными нарушениями.

В первую очередь нами были проанализированы выписки из медицинских карт учащихся, для своевременного учета противопоказаний, предусмотренных при регулировании физической нагрузки, учитывающих основные заболевания и вторичные отклонения детей, участвовавших в эксперименте.

Анализируя полученные сведения о состоянии здоровья учащихся, следует: во время занятий четко регулировать психофизическую нагрузку; соблюдать все противопоказания, которые даны данной нозологической группе. Сложность проведения эксперимента заключается в том, что данные учащиеся обучаются в разных классах.

Для формирования представления об уровне развития физических способностей детей с бисенсорными расстройствами, изначально было проведено тестирование.

Таблица 1. Результаты оценки уровня развития двигательной сферы и функциональных возможностей обучающихся с бисенсорными нарушениями

Тесты Мальчики (п=5) Девочки (п=5) Пол Норматив/ Оценка

Челночный бег 3x10 м (Тест 4) 0,75 ± 0,50 1,25 ± 0,95 М 0 - 3

Д 0 - 3

Прыжок с поворотом на 360 гр. (Тест 5) 1,00 ± 0,82 1,00 ± 0,82 М 0 - 3

Д 0 - 3

Д

Проба Генчи, с (тест 7) 9,5 ± 2,88 10,5 ± 1,29 М < 11ниже нормы 12-15 сек. - норма > 16 выше нормы

Д

Тест Купера, м (тест 8) 2147,5 ± 115,87 1555 ± 87,00 М > 2700 очень хорошо 2400 - 2700 хорошо 2200 - 2399 средне 2100 - 2199 плохо < 2100 очень плохо

Д > 2000 очень хорошо 1900 - 2000 хорошо 1600 - 1899 средне 1500 - 1599 плохо < 1500 очень плохо

По итогам тестирования детей со сложными нарушениями развития было установлено, что показатели координационных способностей детей находятся на достаточно низком уровне. У них выявлено нарушение статического и

динамического равновесия, нарушение в ориентировке в пространстве в согласованности движений, в координации движений рук и ног.

Проанализировав разные виды двигательной активности, мы пришли к выводу, что занятия лыжной подготовкой будут комплексным средством, воздействующим на организм детей с бисенсорными нарушениями.

В связи с особенностями проведения уроков лыжной подготовкой, а именно, что занятия проводятся на открытой местности, в естественных условиях, именно благодаря этому происходит совершенствование адаптационных способностей организма занимающихся.

На более раннем этапе эксперимента (2020 г.), при анализе литературных источников мы пришли к выводу, что конкретной методики обучения передвижениям на лыжах людей с бисенсорными расстройствами нет. Но в открытом доступе имеется достаточно методики обучения отдельно для слепых и глухих людей. Поэтому мы решили самостоятельно разработать методику для людей с двойными нарушениями, основываясь на базовой методике.

В разработанной методике имеются имитационные, подводящие упражнения с помощью которых можно достаточно легко овладеть способам передвижения на лыжах, а также игровые, соревновательные элементы для поддержания эмоционального фона занимающихся. Мы разработали примерный перечень обученности способов передвижения, торможения и поворотов, который можно использовать учителям физической культуры коррекционных школ. Но в связи с различными диагнозами занимающихся, данные критерии необходимо корректировать.

Мы приступили к разработке технологии обучения способам передвижения на лыжах, которая будет включать подводящие, имитационные, игровые упражнения. Мы предполагаем, что она будет способствовать развитию физических качеств учащихся с бисенсорными нарушениями, с помощью подобранных упражнений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 2000.

2. Баранов Л.С., Фролов В.М., Корчевой Л.Н. Исследование эффективности средств развития скоростной и силовой выносливости //Ученые записки Дальневосточной государственной академии физической культуры. 2009. .№4. С. 11-14

3. Мараховская О. В. Специфика занятий лыжной подготовкой с применением игрового метода для лиц с отклонением здоровья - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-zanyatiy-lyzhnoy-podgotovkoy-s-primenemem-igrovogo-metoda-dlya-lits-s-otklonemem-v-sostoyami-zdorovya/viewer

Chagovtsev A.I.

Master's student of group F COm 22 Trans-Baikal State University (Chita, Russia)

Klimenko O.E.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy Trans-Baikal State University (Chita, Russia)

CONDUCTING A STUDY TO DETERMINE THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES OF CHILDREN WITH BISENSORY DISORDERS

Abstract: the article presents the results of a study of the physical condition of students with bisensory disorders

Keywords: bisensory disorders, ski training, experiment, results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.