НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Развитие координационных способностей у детей 4-5 лет с использованием велосипеда без педалей (беговела)
Ключникова Александра Николаевна,
к.п.н., профессор, заместитель декана ФПП по заочной форме обучения, Дальневосточной государственной академии физической культуры Е-таН: [email protected]
Якимова Майя Ивановна,
к.п.н., доцент кафедры Теории и методики физической культуры, Дальневосточной государственной академии физической культуры Е-таН: [email protected]
Дрокова Виктория Александровна,
Старший преподаватель кафедры Теории и методики гимнастики, плавания и спортивных единоборств, Дальневосточной государственной академии физической культуры
Е-тшИ: [email protected]
Артышко Светлана Викторовна,
к.п.н., доцент кафедры Теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности педагогического института Тихоокеанского государственного университета Е-mail: [email protected]
В статье раскрывается необходимость изменения двигательного режима подрастающего поколения, так как малоподвижный образ жизни приводит к гиподинамии, которую называют «болезнью цивилизации». Из-за отсутствия необходимых физических нагрузок в организме человека происходит снижение функциональных возможностей мышечной системы, теряется рельефность мышц из-за отложения подкожного жира, снижается минеральная насыщенность костной ткани, а у детей это приводит к более выраженным нарушениям, чем у взрослых. Профилактикой могут служить физические нагрузки и здоровый образ жизни.
Одним из возможных вариантов профилактики может послужить развитие у детей 5-6 лет координационных способностей, которые являются ведущими для освоения техническими действиями велосипедиста. Для развития данных способностей была разработана методика, в основу которой были положены упражнения, имеющие определенное сходство с основными техническими действиями велосипедиста. Для этого в тренировочном процессе с детьми старшего дошкольного возраста использовался велосипед без педалей (велобег).
Ключевые слова: координационные способности, методика, гиподинамия, беговел, дети 4-5 лет.
о с
и
см со
В настоящее время в России возобновляется работа по организации различных кружков спортивной направленности. И не так важно, какая организация или структурное подразделение (государственное, бюджетное, не бюджетное, коммерческое или на общественных началах и т.д.) проявляет инициативу и на законных основаниях организовывает дополнительное образование по физической культуре и спорту с детьми. Главное - дети привлечены к движениям, они физически активны, а значит, есть основание полагать, что повышаются не только их физические кондиции, но и повышается уровень их здоровья. Согласно теории физического воспитания и на основе физиологических (биологических) закономерностей развития детского организма считается, что начинать занятия с детьми, которые предрасположены к видам спорта со сложной координационной структурой движений, с требованием проявления чувства пространства следует с раннего возраста.
В современном мире одной из причин ухудшения здоровья как у взрослых, так и у детей специалисты считают гиподинамию, которая является следствием снижения активной двигательной деятельности, что в свою очередь приводит к многим заболеваниям. Гиподинамию еще называют болезнью неподвижного образа жизни.
Гиподинамия - одна из наиболее острых проблем в современном мире. Болезни, называемой этим термином, в медицине не существует, однако это состояние способно привести к нарушению функций многих органов и систем. Можно выделить следующие основные признаки: вялость, сонливость, плохое настроение, раздражительность, общее недомогание, усталость, снижение аппетита, нарушение сна, снижение работоспособности.
Привлечение детей к занятиям спортом и развитие потребности в движении во многом сможет разрешить их. Чтобы движение было легким, свободным и красивым, нужно этому учиться, тренироваться, то есть двигаться. Вместе с тем современные дети буквально с младенческого возраста большую часть своего времени проводят у экранов телевизоров и мониторов или посвящают малоподвижным видам досуга, уделяя подвижным играм и физической активности мало внимания. Многие родители уверены, что такое поведение формирует усидчивость у малышей, забывая, что
природои заложена у каждого из нас двигательная программа, выполнение которой создает оптимальные условия для развития и созревания всех важнейших структур мозга. А малоактивный образ жизни у детей приводит к более выраженным нарушениям, чем у взрослых, не только физической, но и умственной работоспособности, вследствие чего происходит снижение функциональных возможностей мышечной системы, теряется рельефность мышц из-за отложения подкожного жира, снижается минеральная насыщенность костной ткани [5].
Известно, что движение рождает радость, удовлетворенность, самообучение поддерживает интерес к нему. Ребенок на собственном опыте понимает, что такое физкультура, спорт, активный и здоровый образ жизни. Тренировочный процесс, в который он включается, рождает необходимость соблюдать распорядок дня, правильно и рационально питаться, во время ложиться спать, не застревая у телевизора или компьютера.
В то же время занятия спортом, при отсутствии нацеленности на высокий спортивный результат, не требуют слишком большой отдачи, не мешают главному занятию ребенка - ходить в детский сад и хорошо учится, не «выматывают» ни физически, ни психологически, и не отнимают много времени. Тем не менее, эти занятия дают определенные двигательные и одновременно профессиональные спортивные навыки, отличную физическую подготовленность, разносторонние двигательные возможности и главное, формируют потребность к регулярным физическим нагрузкам и занятиям спортом.
В связи с прогрессирующим ростом количества детей, которые подвержены гиподинамии, необходим поиск путей снижения последствий этой «болезни современности». Одним из возможных путей решения данной проблемы можно считать занятия с использованием беговеле (велосипед для бега).
Беговел - это двухколёсный велосипед без педалей для детей от одного года до пяти-шести лет, он может служить одновременно и тренажером, и транспортом. Несмотря на постоянные сравнения с велосипедом, у беговела есть ряд отличий. Благодаря лёгким материалам и отсутствию лишних элементов беговел весит 3-5 килограммов, и даже маленькому ребёнку будет просто его поднять. У этого транспорта, в отличие от велосипеда, посадка ниже, ведь от земли надо отталкиваться всей стопой. Он позволяет ребенку научиться держать равновесие и координировать свои движения. При том, что беговел способен развить достаточно высокую скорость, малыш никогда не упадет с него, так как при малейшей опасности ребенок интуитивно опирается ножками о землю, выравнивая положение или тормозя [2].
На нем ребенок начинает двигаться, просто перебирая ногами, затем учится держать равновесие, управлять скоростью и, наконец, выполнять несколько сложных действий одновременно. Этот
«полувелосипед» делает детей гораздо мобильнее. Пешком двухлетние малыши ходят медленно, а на беговеле двигаются наравне со взрослыми. Кроме того занятия на беговеле послужат хорошей подготовкой для поступления в школу по велоспорту.
Анализ доступной литературы показал, что имеются различные разработки и программы для обучения детей владению езды на беговеле [1, 4], но при этом отсутствуют методики и практические рекомендации по обучению и подготовке детей дошкольного возраста на беговеле, которая связана в первую очередь с развитием координационных способностей.
Исходя из вышеизложенного, было сделано предположение, что использование методики развития координационных способностей в тренировочном процессе у детей 4-5 лет с применением упражнений на беговеле, будет способствовать повышению уровня развития данной способности, что в дальнейшем будет способствовать более быстрому освоению навыков для занятий велоспортом.
Объект исследования: процесс предварительной подготовки дошкольников для дальнейших занятий в велоспорте.
Предмет исследования: методика развитие координационных способностей у детей 4-5 лет с помощью беговела.
Цель исследования - совершенствование тренировочного процесса у детей 4-5 лет на основе применения методики развития координационных способностей с помощью упражнений на беговеле.
Главная задача исследования состояла в разработке методики развития координационных способностей у детей 4-5 лет с помощью беговела и проверке ее эффективности.
Для проведения исследований были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, метод контрольных упражнений, полученные результаты обрабатывались методами математической статистики (достоверность полученных результатов определялась с помощью Т-кри-терия Стьюдента для независимых выборок).
Исследование проводилось на базе спортивной секции по велоспорту школы № 3, города Комсомольск-на-Амуре. Возраст испытуемых составил 4-5 лет, что не соответствует минимальному возрасту для зачисления, указанному в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта велоспорту. Поэтому была организованна группа предварительной подготовки по желанию родителей. Прием детей в данную группу осуществлялся на основании медицинской справки от участкового педиатра и письменном согласии родителей ребенка и их присутствии. Исследование проходило в период с июня 2018 года по ноябрь 2018 года, в котором приняло участие 20 дошкольников от 4 до 5 лет (16 мальчиков и 4 девочки). После предварительного тестирования дети были поделены на две группы, примерно одинако-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
вые по уровню подготовленности (по 8 мальчиков и 2 девочки). С помощью жеребьевки группа «А» была определена как контрольная, а группа «Б» -как экспериментальная. Эксперимент продолжался в течение 6 месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю по одному часу.
Для определения координационных способностей применялись следующие тесты: челночный бег 3х10 м (с), метание теннисного мяча на точность попадания в цель (кол-во попаданий), три кувырка вперёд (с), ведение мяча с изменением направления движения (с) [3].
В занятия в обеих группах включались: упражнения ОФП, подвижные игры (на внимание, на ловкость и сообразительность, с быстрыми передвижениями, с прыжками, с метанием и бросанием мяча одной и двумя руками), основы легкой атлетики (бег по прямой на короткие дистанции, различные виды прыжков (на двух, на одной, с места, через небольшое препятствие, многоскоки, двойной, тройной прыжок, многоскоки через небольшие препятствия, запрыгивания на препятствия небольшой высоты), и гимнастики (упражнения на гимнастической скамейке, гимнастической стенке, гимнастическом бревне, запрыгивания, спрыгивания, ходьба с удержанием равновесия, строевые и общеразвивающие упражнения, наклоны, повороты, различные виды ходьбы, прыжков, подскоки, приседы и полуприседы, упражнения из различных и в различные положения, упражнения на удержания равновесия, основные положения рук).
Длительность одного занятия в каждой группе составляла 1 час. Но в контрольной группе все это время отводилось для выполнения вышеперечисленных упражнений и заданий, а в экспериментальной - на это отводилась только половина занятия, а в остальное время дети были заняты выполнением упражнений на беговеле.
При разработке методики были использованы упражнения и задания, имеющие определенное сходство с основными техническими действиями велосипедиста.
Упражнения и задания были следующие: по-очередность толкания ножками с удержанием и сохранением равновесия, езда по прямой (толчок одной ножкой, двумя или поочередно), «змейкой», по «восьмерке», с изменением направления, по нарисованным стрелочкам, с удержанием равновесия (сидя, стоя, выполняя «ласточку»), запры-гивание на сиденье, преодоление простых препятствий, с горок (сидя и стоя), работа в парах.
Анализ результатов итогового тестирования уровня развития координационных способностей детей 4-5 лет показал, что после проведения эксперимента у детей в обеих группах произошли положительные изменения практически по всем те-о стам, но в экспериментальной группе эти измене-Ы ния были выше, чем у детей контрольной группы. й По тесту «Челночный бег 3х10 м» в экспери-~ ментальной группе прирост составил 1,4 с, а в кон-^ трольной - только 0,4 с (при Р < 0,05).
Прирост результатов по тесту «Три кувырка вперёд» у детей экспериментальной группы оказался в два раза выше, чем у детей контрольной группы: 1,8 с и 0,9 с (соответственно) (при Р < 0,05).
В тесте «Метание теннисного мяча на точность попадания в цель» прирост в обеих группах оказался примерно одинаковым и составил в экспериментальной группе - 1,5 раз, а в контрольной -1,2 раз (разница недостоверна, при Р > 0,05).
Самый значительный прирост результатов у дошкольников экспериментальной группы оказался в тесте «Ведение мяча с изменением направления движения», который составил 4,82 с, а у детей контрольной группы показатель по этому тесту увеличился всего на 1,1 с (при Р < 0,05).
Проведенный анализ результатов позволил определить, что основной прирост результатов произошел в таком координационном показателе, как ориентировка в пространстве, которая является ведущим координационным показателем в велоспорте.
Таким образом, полученные результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают эффективность разработанной методики развития координационных способностей у детей 5-6 лет занимающихся в секции беговела, что в дальнейшем может послужить хорошей основой для поступления в школу по велоспорту ВМХ.
Литература
1. Дополнительная образовательная модульная программа «БЕГОВЕЛ»/ А.В. Панова. - Тюмень, 2015. - 15 с.
2. Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «Велоспорт-шоссе»/ О.А. Навражная. - Липецк, 2016. - 115с.
3. Особенности развития координационных способностей детей дошкольного возраста на примере беговела / Е.В Мельникова. - Тольятти, 2018. - 50с.
4. Соколов Г.Я, Иванов Е.А. Программа спортивной подготовки (организация занятий на бего-велах в детских спортивно-оздоровительных группах с преимущественной направленностью на велосипедный спорт ВМХ) // 2014-20 с.
5. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для высш. учеб. завед. физ. культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб - 6-е изд. испр и доп. - М.: Спорт, 2016-624 с.
DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN CHILDREN 4-5 YEARS OLD USING A BICYCLE WITHOUT PEDALS (TREADMILL)
Klyuchnikova A.N., Yakimova M.I., Drokova V.A., Artyshko S.V.
Far East academy of physical culture; Pacific State University
The article reveals the need for the development of coordination abilities in children aged 5-6 years, which are the leading ones for mastering the technical actions of a cyclist. To develop these abilities, a technique was developed, which was based on exercises that have a certain similarity with the basic technical actions of a cyclist.
To do this, a bicycle without pedals (bicycle race) was used in the training process with older preschool children.
Keywords: coordination abilities, technique, physical inactivity, running, children 4-5 years old.
References
1. Additional educational modular program "BEGOVEL"/ A.V. Panova. - Tyumen, 2015— 15 p.
2. Additional pre-professional program in the field of physical culture and sports in the sport "Cycling-highway"/ O.A. Navrazhnaya. -Lipetsk, 2016- - 115c.
3. Features of the development of coordination abilities of preschool children on the example of a begovel / E.V. Melnikova. -Togliatti, 2018- - 50s.
4. Sokolov G. Ya, Ivanov E.A. Sports training program (organization of classes on running bikes in children's sports and recreation groups with a primary focus on cycling BMX) // 2014-20 p.
5. Solodkov A.S. Human physiology. General. Sports. Age group: textbook for higher education. studies. head of phys. cultures / A.S. Solodkov, E.B. Sologub - 6th ed. ispr and dop. - M.: Sport, 2016-624 p.