Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
310
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА / ДЕВОЧКИ 11-12 ЛЕТ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТРЕНАЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна

Представлена экспериментальная методика и комплексы физических упражнений с применением специального оборудования и тренажеров: «координационной лестницы», полусферы «Bosu», диска «Здоровье», акробатического батута, предусматривающие учет возраста, уровня координационной подготовленности, специализации занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES GIRLS 11-12 YEARS OLD SPORTS ACROBATICS

An experimental technique and complexes of physical exercises with the use of special equipment and simulators are presented: «Coordination ladder», BOSU hemispheres, health disk, acrobatic trampolis, accounting for age, the level of coordination preparedness, specializations involved. The purpose of the study was to develop and substantiate the methodology for the development of the coordination abilities of girls 11-12 years old engaged in sports acrobatics.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ_

EXPERIMENTAL MATERIALS

УДК 796.413 DOI 10.47475/2500-0365-2022-17209

ББК 75.663

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 11—12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ

Н. Ю. Мищенко

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия

Представлена экспериментальная методика и комплексы физических упражнений с применением специального оборудования и тренажеров: «координационной лестницы», полусферы «Bosu», диска «Здоровье», акробатического батута, предусматривающие учет возраста, уровня координационной подготовленности, специализации занимающихся.

Ключевые слова: координационные способности, спортивная акробатика, девочки 11—12 лет, специальное оборудование и тренажеры.

Актуальность. Спортивная акробатика является современным видом спорта, который включает в себя сочетание сложно-координационных элементов с танцевальными движениями, что дает возможность оказывать широкое воздействие как на весь организм в целом, так и на развитие определенных частей и органов тела. Этот организованный вид спорта, способствует выработке чувства командной ответственности, формирующий целеустремленность и силу характера [10; 13].

По мнению Ю. К. Гавердовского (202) «сложность акробатики заключается в техническом исполнении элементов, включающих в себя многогранные движения туловища, сопровождающиеся согласованными движениями рук и ног, а также полным контролем туловища в пространстве» [1]. В этой связи, акробатические упражнения все чаще применяются для совершенствования координационных способностей во многих видах спорта [11; 12].

Как считают специалисты, для выполнения всех видов сложных акробатических упражнений (равновесий, прыжков, кувырков, перекатов), при выполнении которых исключительно быстро прогрессирует сложность и структурное разнообра-

зие типа движений, протекающих в различных условиях поддержания статодинамической устойчивости (СДУ): на плечах и руках спортсменов-партнеров, на ограниченной и подвижной опорах, при резкой смене точек баланса, ограниченном зрительном контроле, на высоте и др., занимающийся должен иметь достаточно высокий уровень развития скоростно-силовых качеств, хорошую ориентацию в пространстве и во времени, развитые психомоторные функции, а также интегральную сенсомоторную координацию и др. [2; 3].

Кроме того, как подчеркивают Г. А. Каленская, С. В. Барбашов (2001), «одним из условий успешного выступления акробатов на соревнованиях является оригинальность и артистичность выполнения музыкально-акробатических композиций, что, в свою очередь, определяет целесообразность овладения акробатами разнообразными двигательными действиями и развития специальных координационных способностей» [4].

Вместе с тем анализ научно-методической литературы и опыт практики показывают, что вопросы, связанные с рациональным использованием средств и методов развития координационных способностей девочек 11—12 лет, занимающих-

ся спортивной акробатикой разработаны недостаточно [2; 3]. По мнению С. К. Малиновского (2003), «проблема усложняется большим количеством узких специализаций в данном виде спорта. В силу этого при организации учебного процесса на практике не всегда правильно удается подобрать и распределить средства и методы в годичном тренировочном цикле. В настоящее время в используемых программах обучения содержание раздела специальной физической подготовки не в полной мере соответствует требованиям избранной юным спортсменом узкой специализации, что в свою очередь снижает эффективность тренировочного процесса» [6].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена существующим противоречием между высоким уровнем спортивно-техничес ких достижений в спортивной акробатике на современном этапе, который определяет повышенные требования к всесторонней подготовке девочек 11—12 лет, и, особенно развитию координационных способностей и недостаточным очвещенчим вопросов применения эффективных средств и методов развития координационных спхсобшстео в тренировочном процессе юных спортсменок-акробаток, что определенным образвм тормозит рв витие теории и практики спортивной акробатики.

Цель исследования заключаласч в выработке и обосновании методики развития координационных способностей девочек 11—12 лет, занимающихся спортивной акробатикой.

Организация исследования: Исследование было организовано в период с сентября 2020 г. по май 2021 г. на базе МБОУ СОШ № 108 г. Челябинска. В педагогическом эксперименте приняли участие юные спортсменки 11—12 лет в количестве 20 человек. Из всех участников эксперимента было сформировано две опытные группы — контрольная, в состав которой вошло 10 девочек и экспериментальная — 10 человек. Опытные группы занимались три раза в неделю. Продорокитель-ность занятия составляла 90 минут. Контрольная группа занималась в соответствии с программой спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная акробатика», экспериментальная — на основе разработанной методики.

Особенности экспериментальной методики заключались в следующем:

1. В каждую тренировку девочек 11—12 лет, на протяжении всего педагогического эксперимента мы включали по одной подвижнтй нгре с повьь шенной психомоторной, сенсомоторной и координационной нагрузкой. Данные имры свособссечюр

комплексному проявлению всего спектра координационных способностей, происходит повышенная нагрузка на зрительный, двигательный и слуховой анализатор. Применяемые игры требовали точности и быстроты выполнения различных заданий, связанных с реакцией на изменение внешней ситуации, в связи, с чем осуществлялось формирование умения применять координационные способности в различных двигательных условиях. Проводились такие игры, как: «Выбивание опоры», «Погрузка арбузов», «Тарелочка по кругу», «Всадники, играющие в чехарду», «Эстафета — гусеница на полу», «Тройки со скакалкой» и др.

2. Выполнение упражнений на «координационной лестнице»: ходьба в медленном темпе, ходьба с ускорением, прыжки, бег, бег с ускорением (рис. IX напратлеоиын на ут^ситенве счвкости, координации движений, скорости работы ног, техники движений и равновесия [5]. Юные спортсменки-акробатки получали карточку-задание (в одном варианте со схематично нарисованным угфхжнечнвм, в дттгоо — с (^чи^а^сиш ипраосе-ния) и, изучив её, выполняли упражнения. Занятии с испойьзоеанием «кчордииасионстйлестио-цы» проводились как в подготовительной части, авк и в аснтеноМтоети трессрепечнвое зачятчя м зависимости от поставленной задачи и подготовленности занимающихся.

Рис. 1.Координационная лестница, применяемая е подиотоссе деврчео 11—К лнт, занимающихся спортивной акробатикой

Для повышения координационной сложности yпpaжтенки ти отасе стордч-

национных способностей мы включали дополнительный инвентарь в виде гимнастических палок, тчннхссых иьчей, х уоаном оВ сво, пезеОрасхва-нием из одной руки в другую при перемещении, а музывсльнве нип

и добавляли ритмические комбинации, в содержа-ное котнрых вхтдили хпpaжнeнпн в квдьУс, беге,

различные виды прыжков. Также применялись упражнения с партнером, как более усложненный вариант.

Например, мы использовали движение одним из занимающихся спиной вперед, при этом перебрасывая теннисный мяч партнеру, тогда как второй занимающийся двигался прыжком вперед на правой, левой ноге.

3. Для развитыо вежтиРнляркоН устнйчивсжти нами были разработаны комплексы упражнений из жкзйичных инходных полойсенйй на полусфере «Bosu» (рис. 2.), упражнений на батуте (рис. 3) д поныротами разлинвоН сллжностнн уп«яжнр-ния на диске «Здоровья» (рис. 4.). По мнению Н. Ю. Мищрнко (ВД2р), лпражнрнкя на тыофе «Здоровья» позволяют повысить вестибулярную ^«отыяоржьрпортрмрна, изнргно скорость вря-щения и положения тела [9]. В экспериментальной комплекс были включены базовые элементы тедркки споооанной окжобртвую-

щде ы<оуршрн1Ж> функционзнсной по«готовки к тсворрию тяхнрри метанюмжрЯнзынерционных вращений».

Рис. 2. Полусфера «Bosu»

Рис. 3. Акробатический батут

Установлено, что «систематические занятия на батуте улучшают координацию дв ижешей, укрлпло-

ют вестибулярный аппарат, нормализуют работу сердца и кровообращения» [10]. Батут в тренировочных занятиях юных спортсменок использовался для отработки техники выполнения акробатических упражнений, на базе которых в дальнейшем строилось исполнение других, более сложных акробати-чрсрк элемонтто,а тажжр ыж« снятия мышечного напряжения после физической нагрузки. Тренер во время выпмлмеаиожпражндний на баауте оказывал занимающимся страховку, особенно при выполне-пив перпввропыв у 1рснжмв•

Рис. 4. Диск здоровья

Чартота примрнтшп! этопррумоитальных кут-плексов упражнений в тренировочном процессе девочек С1—12лет, занлмтыщихся спортивтюй акробатикой с применением «координационной латиницы», нйлycMоpы«Mosu», бакута,дррка «Здоровья», а также подвижных игр с повышенной псухулоторной, ррноомоларной и куордита-ционной нагрузкой в недельном микроцикле пред-ртаслелу с толл. 1. Катздыл элспекомынтальныП комплекс упражнений применялся в течении 1,5— т мррлцрв, затем лртизуодинмрт рь^ула утмплркра.

Результаты исследования. До начала эксперимента была проведена оценка уровня развития ко-лрррнлцирулык рпороОлорлрй девопьк11—12 лет, занимающихся спортивной акробатикой, которая не выявила статистически достоверных отличий между полученными результатами девочек контрольной и экспериментальной групп (табл. 2).

Огргка интргралондго показатрло лаявртия координационных рпоробнортрй дрвонркП—12 аот, проведсуноя гыз терар, пррдуожоннрмл КН. Снлрынты (град.) уйМ^т^О и шпале исследованкт, п<^]^^пла, что нак в оонфолмной, так и в экрпрднментальной в основном де воч ки имеют «средний» Л40 % и 30 %) и «дшкр ркедняго» н5О % и 60 %) олкорнь мясиптия координационных способностей, члороответству-ят оцркяр пз ныкоур Iе. Стадорты, (грсд.) (1998) «удовлетвор итр льная» и «неудовлетворительная» (рир. лЫ ^отирчиыурки дортоверных отличий между пор;уорнными интегральными показателями оценки координационных способнолтей девочек

Таблица 1

Частота применения экспериментальных комплексов упражнений в недельном микроцикле девочек 11—12 лет, занимающихся спортивной акробатикой

Экспериментальный комплекс Недельный микроцикл тренировки по спортивной акробатике

1-я тренировка 2-я тренировка 3-я тренировка

Х Х Х

«Координационная лестница» В подготовительной В основной части В основной части

части занятия занятия занятия

Х Х

С использованием полусферы «Bosu» В основной части занятия В основной части занятия

С использованием диска «Здоровья» Х В основной части занятия

Х Х Х

С использованием батута В основной части В основной части В заключительной

занятия занятия части занятия

Подвижных игр с повышенной психо- Х Х Х

моторной, сенсомоторной и координа- В основной части В основной части В основной части

ционной нагрузкой занятия занятия занятия

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей, характеризующих различные компоненты координационных способностей девочек 11—12 лет,

проведенный в начале эксперимента

Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (n = 10) Экспериментальная группа (n = 10) t Достоверность различий

1. «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с) 11,4 ± 3,21 11,2 ± 3,19 0,34 Р > 0,05

2. «Три кувырка вперед» (с) 5,7 ± 2,31 5,8 ± 2,34 0,13 Р > 0,05

3. «Прыжки на скакалке» (кол-во раз за 20 с) 38,0 ± 4,56 37,0 ± 4,43 0,36 Р > 0,05

4. «Повороты на гимнастической скамейке» (4 поворота/с) 6,9 ± 2,38 7,0 ± 2,41 0,39 Р > 0,05

5. «Ходьба в стойке на руках» (см) 168,4 ± 9,54 167,9 ± 9,34 0,15 Р > 0,05

6. «Челночный бег» (3x10) (с) 8,9 ± 4,21 9,0 ± 4,38 0,89 Р > 0,05

80 60 40 20 50 60 ■ 40 ш 30 ш 10 10 1*1

0 / ¿Г У □ КГ ИЭГ * /

Рис. 5. Распределение девочек 11—12 лет, занимающихся спортивной акробатикой по интегральной оценке уровня развития координационных способностей (по шкале В. Старосты, (град.))

в начале эксперимента, в %

— 2) «Три кувырка вперед» (с) — 2,2 с, или 46,8 %;

— 3) «Прыжки на скакалке» (кол-во раз за 20 с) — 21 раз, или 44,2 %;

— 4) «Повороты на гимнастической скамейке» (4 поворота/с) — 1,4 с, или 22,2 %;

— 5) «Ходьба в стойке на руках» (м) — 49 м, или 25,5 %;

— 6) «Челночный бег» (3^10) (с) — 1,4 с., или 16,8 %.

Наибольший прирост был обнаружен в тесте 1 «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с), что составило 8,4 с, или 54,5 % (рис. 6).

В контрольной группе, прирост произошел, но он менее существенный и составил в тесте:

Таблица 3

ительныи анализ показателей, характеризующих интегральную оценку

развития координационных способностей девочек 11—12 лет, занимающихся спортивной акробатикой в начале исследования (по шкале оценки В. Старосты (1998), в град.)

Виды прыжков Контрольная группа (П = 10) Экспериментальная группа (П = 10) г Достоверность различий

1. «С двух ног на две с помощью рук» (направо), град. 274,23 ± 12,34 275,79 ± 12,42 0,54 Р > 0,05

2. «С двух ног на две с помощью рук» (налево), град. 259,34 ± 11,18 257,18 ± 11,2 0,64 Р > 0,05

3. «С одной ноги на одну с помощью рук» (с правой), град. 227,25 ± 9,57 229,83 ± 9,62 0,23 Р > 0,05

4. «С одной ноги на одну с помощью рук» (с левой), град. 220,56 ± 8,97 221,23 ± 9,12 0,13 Р > 0,05

Таблица 4

Сравнительный анализ показателей уровня развития компонентов координационных способностей девочек 11—12 лет, проведенный в конце эксперимента

Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (П = 10) Экспериментальная группа (П = 10) г Достоверность различий

1. «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с) 14,2 ± 5,32 19,6 ± 6,28 3,38 Р < 0,05

2. «Три кувырка вперед» (сек.) 4,2 ± 2,23 3,6 ± 1,25 2,49 Р < 0,05

3. «Прыжки на скакалке» (кол-во раз за 20 сек.) 42,0 ± 4,93 58,0 ± 5,12 3,23 Р < 0,05

4. «Повороты на гимнастической скамейке» (4 поворота/сек.) 6,2 ± 2,24 5,6 ± 2,11 2,81 Р < 0,05

5. «Ходьба в стойке на руках» (м) 189,4 ± 9,62 216,9 ± 9,97 3,42 Р < 0,05

6. «Челночный бег» (3x10) (сек.) 8,2 ± 4,16 7,6 ± 3,58 2,49 Р < 0,05

11—12 опытных групп в начале исследования выявлено не было (табл. 3).

После проведения эксперимента повторная оценка сравнительного анализа результатов, характеризующих уровень развития различных компонентов координационных способностей девочек 11—12 лет опытных групп, выявила, что обнаружены статистически достоверные отличия между всеми искомыми показателями девочек контрольной и экспериментальной групп во всех контрольных упражнениях, представленных в табл. 4.

Анализ темпов прироста позволил установить, что в экспериментальной группе девочек он более высокий, чем в контрольной и составил в тесте: — 1) «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с) — 8,4 с, или 54,5 %;

60 50 40 30 20 10 0

54,5

22,2 25'5 ШШ ШЯ тё

1 "Удержание 2 "Три кувырка 3 "Прыжки на "Повороты на "Ходьба в стойке "Челночный бег равновесия", с вперед", с скакалке", 20 с, гимнастической на руках", м 3х10м", с

раз скамейке", 4пД

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НКГ ИЭГ

Рис. 6. Темпы прироста показателей характеризующих различные компоненты координационных способностей девочек 11—12 лет, произошедшие за период эксперимента (в %)

— 1) «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с) — 2,8 с, или 21,8 %;

— 2) «Три кувырка вперед» (с) — 1,5 с, или 30,3 %;

— 3) «Прыжкинаскакалке»(кол-во разза 20 с) — 4,0 раза, или 10,0 %;

— 4)«Поворотына гимнастической скамейке» (4 поворота/с) — 0,7 с, или 10,7 %;

— 5) «Ходьба в стойке на руках» (м) — 21м, или 11,7 %;

— 6) «Челночный бег» (3^10) (с) — 0,7 с, или 8,2 % (рис. 6).

Наибольший прирост был обнаружен в тесте «Три кувырка вперед» (с), что составило 1,5 с, или 30,3 % (рис. 6.).

Оценка интегрального показателя развития координационных способностей девочек 11—12 лет, проведенная по тесту, предложенного В. Старосты (град.) (1998) в конце исследования, показала, что выраженные изменения произошли в экспериментальной группе девочек 11—12 лет, занимающихся акробатикой. Так, снизилось количество девочек с «неудовлетворительной» с 6 человек, или 60 % до 0 человек, или 0 % и «удовлетворительной» оценкой с 3 человек, или 30 % до 0 человек, или 0 % и увеличилось с «хорошей» с 1 человека, или 10 % до 7 человек, или 70 % и «отличной» оценкой с 0 человек, или 0 % до 3 человек, или 30 %. Девочек в экспериментальной группе с «выдающейся» оценкой по шкале В. Старосты обнаружено не было (рис. 7).

В контрольной группе изменения менее существенные. Так, в конце исследования было определено, что снизилось количество девочек с «неудовлетворительной» с 5 человек, или 50 %

идо 0 человек, или 0 % и «удовлетворительной» оценкой с 4 человек, или 40 % до 3 человек, или 30 % и увеличилось с «хорошей» с 1 человека, или 10 % до 6 человек, или 60 % и «отличной» оценкой с 0 человек, или 0 % до 1 человек, или 10 %. Девочек в контрольной группе с «выдаю-щейся»оценкойпошкале В. Старостыобнаруже-но не было (рис. 7).

Кроме того, были выявлены в конце эксперимента статистически достоверные отличия между полученными интегральными показателями оценки координационных способностей девочек 11—12 контрольной и экспериментальной групп во всех видах прыжков, используемых в качестве контрольных упражнений: «С двух ног на две с помощью рук» (направо), град., «С двух ног на две с помощью рук» (налево), град., «С одной ноги на одну с помощью рук» (с правой), град., «С одной ноги на одну с помощью рук» (с левой), град. (табл. 5).

Темпы прироста в показателях, отражающих интегральную оценку координационных способностей, предусматривающую выполнение контрольных упражнений разновидностей прыжков опытными группами, были выше в экспериментальной группе девочек 11—12 лет во всех контрольных упражнениях и составили в тесте выполнения прыжков:

— 1) «С двух ног на две с помощью рук» (направо), град. — 93,48 град., или 29,0 %;

— 2) «С двух ног на две с помощью рук» (налево), град. — 90,4 град., или 29,9 %;

— 3) «С одной ноги на одну с помощью рук» (с правой), град. — 118,69 град., или 41,0 %;

— 4) «С одной ноги на одну с помощью рук» (с левой), град. — 90,38 град., или 33,7 % (рис. 8).

НКГ1 ПКГ2 ИЭГ1 ■ ЭГ2

Рис. 7. Изменение распределения количества девочек 11—12 лет опытных групп по уровню развития координационных способностей, произошедшее конце эксперимента (интеграпъная оцннкш оо шнапе В. Зрнрцсты (Хб8Яее

Таблица 5

Сравнительият ынааиз аокызыяеаео, харапыеризутщихтнтегкальную оценку развития координационных способностей девочек 11—12 лет, занимающихся спортивной акробатикой в конце исследования (по шкале оценкиВ. Старосты(1998), в град.)

Видшарыжков Контрольная гвеспа (П = 30) Экспериментальная прумлр а = (0( ( Досеовегность различий

1. «С дведрег »а две с помо«дю дук»(на-право), град. 3%4,31± 12^2 (69,29 ± 12,50 3,52 В о 2,0«

2. «С рвс-нсе га две с рсмсщью рри>-(на-лево), град. 336,24 ± 12,23 347,58 ± 12,45 3,61 Р < 0,05

3. «С оивей ваги рдвдвх сповшцын -Укм (с правой), град. 298,15 ± 9,61 348,52 ± 9,75 3,32 Р < 0,05

4. «С одних иа% лс хди) с пососаю ».во Пс левой), град. 289,19 ± 9,32 314,61 ± 9,47 3,18 Р < 0,05

В контрольной группе девочек 11—12 лет во всех донтролиных упражненкях, олражающпх интегральный показатель развития координационных способностей занимающихся, прирост был меньше, чем в экьперимехтальноо группе и составил в тесте выиолнения прагасиов:

— 1) «С двух ног на две с помощью рук» (направо), град. — 70,0 град., или 25,8 %;

— 2) «С двух но г оа двн спрмощью^к» (налево), град. — 70,- град., тли -9,е %;

— 3) «С одно. нрдо на одг% с пдмрщью рук» (с правой), град. — 70,9 град.8или 26,9 %;

— 4) «С одной ноги на одну с помощью рук» (с левотр, гдоп. — 68,6 град., или 27,0 % Срис. 8).

Выводы. Таким образом, полученные результаты исследования показали, что экспериментальная методика оказала более существенное влияние на развитие координационных способностей девочек 11—12 лет экспериментальной группы по

сравнению с традиционной методикой, в соответствии с которой занималась контрольная группа девочек, что выражено в следующем:

1. Выявлены высокие темпы прщеоспр зок^ате-лей,хтреотеризкпюнх риличныы иомпоненты ко-оидинацюонных суосцбнмутудерочек 11—12 лет, занимающихся спортивной акробатикой, которые составили в тесте:

— -) «Удеижатхе мавпрвеяия на стопе одной ноги, другая согыпта в колене и поднята илрдиь до прямого угла, руки подняты ввирх» (с) — 8,4 с, или 54,9%;

— 2) «Три кувырка вперед» Хи) — 2,2 с, или 46,8 %;

— 3)«Прыжки на скакалке» (кмл-во раз за 20 с) — 21 раз, или 44,2 %;

— 4) «Повороты на гимнастической скамейке» (4 поворота/с) — 1,4 с, или 22,2 %;

— 5) «Ходьба в стойке на руках» (м) — 49 м, или 25,5 %;

Рис. 8. Динамика прироста показателей, характеризующих интегральную оценку координационных способностей девочек 11—12 лет, произошедшие за период эксперимента (по шкале оценки В. Старосты (1998), в %)

— 6) «Челночный бег» (Зх10)(с) — 1,4 с, или 16,8 %.

2. Произошли статистически достоверные отличия между всеми искомыми показателями девочек контрольной и экспериментальной групп во всех контроиеных удпаж1енияхы омражающих различные компоненты координационных способностей: «Удержаымвчаваовеыю! нартогмодиой ного, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла,рукв подиятч1 вверд» (а); «Ты>и кувырка вперед» (с); «Прыжки на скакалке» (кол-во раз за 20 с); «Поворыеы на гимнастической скамейке» (4 поворота/с); «Ходьба в стойке на руках» (м); «Челночный бег» (3x10) (с);

3. Снизилось количество девочек с «неудовлетворительной» с 6 человек, или 60 % до 0 человек, или 0 % и «удовлетворительной» оценкой с 3 человек, или 30 % до 0 человек, или 0 % инте-гральтюао почазателя развития координационных способностей девочек 11—12 лет, занимающихся спортивной акробатхкоИ, пковеденная па ыесну предложенного В. Старосты (град.) (1998) и уве-личилося с «хврошмй» с 1 чзловека, или 10 % до 7 человек, или 70 % и «отличной» оценкой с 0 человек, или 0%хо И хнловен, или НХ %;

4. Получены высокие темпы прироста в по-казаттмхх, оарахсеющих инеагральиую оценку координационных способностей, предусматривающую выполнение контрольных упражнений разновидностей прыжков девочками 11—12 лет, занимающихся спортивной акробатикой, во всех контромаиых упрахенех-мх, чтчсоыыаехчо воеаые выполнения видов прыжков:

— Э)«Кдвхе чпг хм ине сетмощаюеик» Гна"

право), град. — 93,48 град., или 29,0 %;

— «)ы<С дво«ног на «во ы помыщью руч» (нах лево), град. — 90,4 град., или 29,9%;

— () «С одной ноли н^ одну с помощью рук» (с правой), град. — 118,69 град., или 41,0 %;

— 4) «С одной ноги на одну с помощью рук» ас левой), граы — ЧР3) ырао« ымиНЗ,Р %.

5. Произошли статистически достоверные от-гмчия межщу по.щ,к)хнаIcдиитегpaхьнымх пека-зателями оценки координационных способностей чевхмек 11—1П ккн«чолыдой х^ь^спердмег^^г^ч^ьной групп во всех видах прыжков, используемых в каче-счве «ышсюнышх упрсюгеодй: еЗ иым гаг на две с помощью рук» (направо), град., «С двух ног на две с помощью рук» (налево), град., «С одной ноги на одну с помощью рук» (с правой), град., «С одной ыоги на ороус пнмхщых^б» (с левойа, гртд

Список литературы

1. Гавердовский, Ю. К. Техника гимнастических упражнений / Ю. К. Гавердовский. — М. : ТерраСпорт, 2002. — 512 с.

2. Горячева, Н. Л. Совершенствование техни-чеыеоы подготоокс андоКетоеыпрыгтмхв на ета-пе начальной специализации / Н. Л. Горячева, Т. А. Андреенко, В. Ю. Коноваленко // Инновации и перспективы физической культуры и спорта в сыкроменнок оHщмcчеы:мат-лы Ь П стлденче-ской заочной Междун. науч. конф. (г. Иркутск 22—24 апреля 2014 г.). : в 2 т. — Т. I. — Иркутск, ол14, —с. зэд—мо1.

3. Двейрина, О. А. Концепция и программирование координационной подготовки спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта : ав-трреф. дды. ... ыграиед. дныС О. А.Дгей)ина. — СПб. : Национальный государственный универ-снчет ь^ы^н^тыщ!» ^^^р^тч к зщоровья имени П. Ф. Лесгафта, 2019. — 52 с.

ы. Каыынсиня, Г. А. TаoкатIXIчекoe о)ослоыание программы хореографической подготовки юных

акробатов / Г. А. Каленская, С. В. Барбашов // Вестник югорского государственного университета. — 2017. — Вып. 1 (44). — С. 105—112.

5. Коник, А. А. Развитие координационных способностей обучающихся с использованием элементов координационной лестницы / А. А. Коник, В. Е. Дыбов, А. Н. Ку-линичев, Н. А. Алексеев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2020. — № 1. — С. 17—24.

6. Малиновский, С. К. Методика совершенствования специальной физической подготовки акробатов на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. К. Малиновский. — Хабаровск : Дальневост. гос. акад. физ. культуры, 2003. — 23 с.

7. Миронов, В. М. Методические приемы в обучении юных акробатов / В. М. Миронов, Т. А. Морозевич // Ученые записки : сб. рецензируемых науч. тр. / Минск : Белорус. гос. акад. физ. культуры. — 2013. — Вып. 6. — С. 229—233.

8. Мищенко, Н. Ю. Батутно-акробатическая подготовка в тренировочном процессе мальчиков 6—7 лет, занимающихся тхэквондо / Н. Ю. Мищенко // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии : материалы IX Всерос. с междун. участием науч.-практич.

Поступила в редакцию 8 ноября 2021 г.

конф. магистрантов и молодых ученых (20 апреля 2021 г.) ; под ред. Н. Ю. Мищенко, Е. В. Быкова. — Челябинск : УралГУФК, 2021. — С. 165—177.

9. Мищенко, Н. Ю. Развитие вестибулярной устойчивости у спортсменов 11—12 лет, специализирующихся в велоспорте-маунтинбайк на этапе начальной подготовки / Н. Ю. Мищенко // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. — 2020. — № 4 (28). — С. 36—50.

10. Назаров, В. П. Координация движений у детей школьного возраста / В. П. Назаров. — М. : Физкультура и спорт, 2004. — 144 с.

11. Песина, О. Н. Двигательно-координаци-онная подготовка девочек 6—7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой / О. Н. Песина, Н. Ю. Мищенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2021 — № 3 (193). — С. 329—337.

12. Песина, О. Н. Развитие двигательно-коор-динационных способностей девочек 6—7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой / О. Н. Песина, Н. Ю. Мищенко // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2. — URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=30708.

13. Спортивная акробатика / под ред. В. П. Кор-кина. — М. : Физкультура и спорт, 2001. — 384 с.

Для цитирования: Мищенко, Н. Ю. Развитие координационных способностей девочек 11— 12 лет, занимающихся спортивной акробатикой / Н. Ю. Мищенко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 2. — С. 56—66.

Сведения об авторе

Мищенко Наталья Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания. Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия, ORCID: 0000-0001-8405-5348, Author ID: 386492 E-mail: NUMishenko@yandex.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 2, pp. 56—66.

Development of coordination abilities girls 11—12 years old sports acrobatics Mishchenko N.Y.

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia, ORCID: 0000-0001-8405-5348, Author ID; 386492 E-mail: NUMishenko@yandex.ru

An experimental technique and complexes of physical exercises with the use of special equipment and simulators are presented: «Coordination ladder», BOSU hemispheres, health disk, acrobatic trampolis, accounting for age, the level of coordination preparedness, specializations involved.

The purpose of the study was to develop and substantiate the methodology for the development of the coordination abilities of girls 11—12 years old engaged in sports acrobatics.

Keywords: coordination abilities, sports acrobatics, girls 11—12 years old, special equipment and simulators.

References

1. Gaverdovsky Yu.K. Tehnika gimnasticheskih uprazhnenij [Technique of gymnastic exercises]. Moscow, 2002. 512 p. (In Russ.).

2. Goryacheva N.L. Andreenko T.A., Konova-lenko V.Yu. Sovershenstvovanie tehnicheskoj pod-gotovki akrobatov-prygunov na 'etape nachalnoj spetsializatsii [Improving technical training of acrobat-jumpers at the stage of primary specialization]. Innovatsii i perspektivy fizicheskoj kultury i sporta v sovremennom obschestve : mat-ly III studencheskoj zaochnoj Mezhdun. nauch. konf. v 2-h tomah (g. Irkutsk 22-24 aprelja 2014 g.). [Innovation and prospects of physical culture and sports in modern society : Mate III Student Correspondence Intern. Scientific conf. in 2 volumes (Irkutsk on April 22-24, 2014)]. Irkutsk, 2014. Pp. 398—401. (In Russ.).

3. Doerin O.A. Kontseptsija i programmirovanie koordinatsionnoj podgotovki sportsmena v sootvet-stvii so spetsifikoj vida sporta : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Concept and programming of coordination training athlete in accordance with the specific sportc: author's abstract. Abstract of thesis]. St. Petersburg, 2019. 52 p. (In Russ.).

4. Kalenskaya G.A., Barbashov S.V. Teoretiches-koe obosnovanie programmy horeograficheskoj pod-gotovki junyh akrobatov [Theoretical substantiation of the program of choreographic training of young acrobats]. Vestnik jugorskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Ugra State University], 2017, Iss. 1 (44), pp. 105—112. (In Russ.).

5. Konik A.A., Dybov V.E., Kulichichyev A.N., Alekseev N.A. Razvitie koordinatsionnyh sposob-nostej obuchajuschihsja s ispolzovaniem elementov koordinatsionnoj lestnitsy [Development of coordination abilities of students using elements of the coordination staircase]. Izvestija Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaja kultura. Sport [Izvestia Tula State University. Physical education], 2020, no. 1, pp. 17—24. (In Russ.).

6. Malinovsky S.K. Metodika sovershenstvovani-ja spetsialnoj fizicheskoj podgotovki akrobatov na

'etape nachalnoj sportivnoj spetsializatsii [Methods of improving special physical training of acrobats at the stage of primary sports specialization]. Abstract of thesis. Khabarovsk, 2003. 23 p. (In Russ.).

7. Mironov V.M., Morozhevich T.A. Metod-icheskie priemy v obuchenii junyh akrobatov [Me-

thodical techniques in teaching young acrobats]. Uchenye zapiski : sb. retsenziruemyh nauch. tr. [Scientific Notes : Sat. peer-reviewed scientific Tr. Minsk : Belorus. State Acad. Physic. Culture], 2013, vol. 6, pp. 229—233. (In Russ.).

8. Mishchenko N.Yu. Batutno-akrobaticheskaja podgotovka v trenirovochnom protsesse mal'chikov 6—7 let, zanimajuschihsja thekvondo [Training in the training process of boys 6—7 years old, engaged in Taekwondo]. Fizicheskaja kultura, sport, turizm: nauka, obrazovanie, tehnologii : materialy IH Vseros. s mezhdun. uchastiem nauch.-praktich. konf. ma-gistrantov i molodyh uchenyh (20 aprelja 2021 g.) [Physical Culture, Sports, Tourism : science, education, technology : materials IX Vseros. with annex participation of scientific practical. conf. undergraduates and young scientists (April 20, 2021)]. Chelyabinsk, 2021. Pp. 165—177. (In Russ.).

9. Mishchenko N.Yu. Razvitie vestibuljarnoj ustojchivosti u sportsmenov 11—12 let, spetsial-izirujuschihsja v velosporte-mauntinbajk na 'etape nachal'noj pod-gotovki [Development of vestibular sustainability in athletes 11—12 years, specializing in Cycling-Mountainbike at the initial training stage]. Nauchno-sportivnyj vestnik Urala i Sibiri [Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia], 2020, no. 4 (28), pp. 36—50. (In Russ.).

10. Nazarov V.P. Koordinatsija dvizhenij u detej shkol'nogo vozrasta [Coordination of movements in school age children]. Moscow, 2004. 144 p. (In Russ.).

11. Pesina O.N., Mishchenko N.Yu. Dvigatel'no-koordinatsionnaja podgotovka devochek 6—7 let, zanimajuschihsja sportivnoj gimnastikoj [Motor-coordination preparation of girls 6—7 years old, engaged in sports gymnastics] Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P. F. Lesgafta], 2021, no. 3 (193), pp. 329—337. (In Russ.).

12. Pesina O.N., Mishchenko N.Yu. Razvitie dv-igatelno-koordinatsionnyih sposobnostey devochek 6—7 let, zanimayuschihsya sportivnoy gimnastikoy [Development of motor-coordination abilities of girls 6—7 years old, engaged in sports gymnastics]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2021, no. 2. (In Russ.).

13. Sportivnaja akrobatika [Sports acrobatics]. Moscow, 2001. 384 p.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.