Научная статья на тему 'Развитие координационных нанотехнологических центров в России'

Развитие координационных нанотехнологических центров в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тронина И. А.

Отражена объективная необходимость создания и развития координационных нанотехнологических центров в России, способствующих объединению интересов реально существующих субъектов российской экономики, позволяющих малому предпринимательству перейти на новый уровень инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COORDINATION NANOTEHNOLOGICHESKY CENTERS IN RUSSIA

In article objective necessity of creation and development koordinatsionnyh nanotehnologichesky the centers in Russia, promoting association interesov the real life subjects of the Russian economy allowing small business to pass to new level of innovative development is reflected.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных нанотехнологических центров в России»

УДК 330.342.24[68]

И.А. Тронина, канд. экон. наук, доц., (4862) 45-41-35, irina-tronina@yandex.ru (Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В РОССИИ

Отражена объективная необходимость создания и развития координационных нанотехнологических центров в России, способствующих объединению интересов реально существующих субъектов российской экономики, позволяющих малому предпринимательству перейти на новый уровень инновационного развития.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, нанотехнологический центр, коммерциализация технологий.

Развитие инновационной инфраструктуры в Российской Федерации осуществляется преимущественно в рамках государственных целевых программ, финансируемых и управляемых различными федеральными ведомствами. Кроме того, ряд проектов в данной сфере осуществляется частными компаниями при активной поддержке органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом можно говорить о том, что отсутствие единого координационного центра в сфере развития инновационной инфраструктуры служит серьезным препятствием для эффективного функционирования системы государственной поддержки малых инновационных компаний [1].

В целом можно говорить о том, что в рамках реализации ряда инфраструктурных программ, направленных на коммерциализацию результатов научных исследований, были созданы различные элементы инфраструктуры, функционирование которых, в большей степени, направлено на генерацию новых знаний, а не на коммерциализацию результатов научной деятельности.

Следует отметить, что создание лишь отдельных элементов инфраструктуры наноиндустрии не позволило полностью решить проблемы поддержки процесса коммерциализации технологий. Следовательно, необходимо создание инфраструктурного комплекса, направленного на скоординированную поддержку всех этапов коммерциализации технологий.

Участники инновационного процесса выделяют следующие ключевые факторы, оказывающие существенное негативное влияние на процесс коммерциализации технологий:

- недостаток технологического оборудования для прототипирова-ния и создания опытных образцов;

- недостаточные маркетинговая и информационная поддержки;

- отсутствие посевного финансирования;

- недостаток компетенций у участников инновационного процесса

по созданию и развитию малых инновационных компаний.

В рамках реализации Концепции нанотехнологических центров РОСНАНО предлагается один из наиболее эффективных вариантов преодоления сложившихся проблем, базирующийся на концентрации в одном месте технологического оборудования и компетенций по инкубированию (маркетинговой, менеджмент и информационной поддержки) малых инновационных компаний.

Нанотехнологический центр (НЦ) - комплекс бизнес-единиц и бизнес-процессов, направленный на коммерциализацию технологий в области наноиндустрии, на базе объединения лабораторного и технологического оборудования, а также комплекса сервисов маркетинговой и бизнес-поддержки малых инновационных компаний.

Ключевая особенность нанотехнологических центров ГК «РОСНАНО» — концентрация в одном месте технологического оборудования и компетенций по бизнес-инкубированию малых инновационных компаний (маркетинговой, управленческой и информационной поддержки) [2].

В качестве основной цели реализации Концепции нанотехнологических центров ГК «РОСНАНО» определяется развитие институтов коммерциализации результатов научных исследований путем создания условий для трансфера технологий и инкубирования малых инновационных компаний.

Одним из ключевых результатов достижения поставленной цели будет генерация новых инвестиционных проектов в сфере нанотехнологий, которые могут претендовать на поддержку как частных инвесторов, так и Корпорации. Для реализации поставленных целей Корпорация планирует создание и развитие НЦ в партнерстве с учреждениями образования и науки, коммерческими организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти.

НЦ будет одним из ключевых элементов Инновационной инфраструктуры наноиндустрии, нацеленным на коммерциализацию технологий, создаваемых с использованием возможностей существующих элементов инфраструктуры (ЦКП, НОЦ, учреждения образования и науки), включая здания и оборудование. НЦ объединит работу научных сотрудников, технологов, инженеров, инновационных менеджеров и маркетологов с целью создания и введения в коммерческий оборот продукции наноиндустрии, проведения заказных ОКР и ОТР, а также организации научно-информационного обмена [1].

С точки зрения специализации НЦ может быть как мультидисцип-линарным, так и узкоспециализированным с ограниченным кругом задач. Для достижения основной цели НЦ будут решаться следующие задачи:

1. Технологическая и инжиниринговая поддержка инновационных компаний в сфере нанотехнологий.

2. Инкубирование малых инновационных компаний.

3. Доработка и внедрение новых технологий.

К функциям нанотехнологического центра относятся:

1. Проведение ОКР и ОТР по заказу коммерческих заказчиков.

2. Обеспечение доступа пользователям инфраструктуры к МТБ НЦ для проведения прикладных разработок.

3. Патентное и лицензионное обеспечение компаний и защита интеллектуальной собственности.

4. Обеспечение маркетинговой и менеджмент-поддержки.

5. Создание условий для посевного финансирования и инкубирования малых инновационных компаний (инновационных стартапов), включая «упаковку» малых инновационных компаний.

6. Содействие образовательной деятельности, организация и проведение тренингов и семинаров.

7. Проведение испытаний, включая сертификационные.

Подход к формированию НЦ базируется на принципах работы Корпорации в области развития наноиндустрии, российском и международном опыте инфраструктурной организации инновационной отрасли.

Оптимальной и наиболее приемлемой для вхождения частного капитала является модель создания и последующего функционирования НЦ на основе трех раздельных бизнес-единиц - центра трансфера технологий (ЦТТ), имущественного комплекса в части здания и имущественного комплекса в части оборудования.

При общей минимальной рентабельности комплекса в целом подобный подход позволяет сделать достаточно рентабельной деятельность двух бизнес-единиц из трех, а именно центра трансфера технологий и имущественного комплекса в части здания, что позволит привлечь частный капитал к созданию этих двух бизнес-единиц. Инвестиционно убыточным остается имущественный комплекс в части оборудования, однако данная бизнес-единица может достигать безубыточности по операционным расходам.

В рамках НЦ, организованного в формате раздельных бизнес-единиц, каждая бизнес-единица представляет собой отдельное юридическое лицо и осуществляет взаимоотношения с другими бизнес-единицами НЦ на основе договорных отношений.

При этом в рамках научно-производственного процесса разработки и коммерциализации нанотехнологий отдельные бизнес-единицы наноцентра взаимодействуют друг с другом, с пользователями, другими НЦ и прочими учреждениями и институтами различных организационно-правовых форм на основе рыночных отношений. На рис. 1 представлена схема функционирования координационного нанотехнологического центра.

В качестве основных элементов структуры НЦ выделяются следующие:

.-центр трансфера технологий (далее ЦТТ);

-имущественный комплекс в части здания; -имущественный комплекс в части оборудования.

Рис. 1. Схема функционирования координационного нанотехнологического центра

Центр трансфера технологий ЦТТ является ключевой функциональной бизнес-единицей НЦ. В состав ЦТТ могут входить:

-инженерно-технологический отдел (центр прототипирования и опытно-промышленный участок);

-патентно-лицензионный отдел; .-отдел метрологии и сертификационных испытаний; .-отдел профессионального образования; .-отдел маркетинга и продаж;

.-отдел развития и «упаковки» малых инновационных компаний. Есть множество структур, с которыми данный центр будет сотрудничать. В настоящее время подписано соглашение с «Фондом содействия развитию малых форм предприятий». Крайне важна ГК «РОСНАНО», как

основная структура с точки зрения административных возможностей и продвижения продукта [2].

На рис. 2 представлены проблемы, которые возникают при создании нанотехнологических центров в России.

Рис.2. Основные проблемы, возникающие при создании нанотехнологических центров

Патентная защита сегодня, несмотря на многочисленные усилия в этом плане, не развита и защитить свои разработки российские специалисты не могут. Есть много нормативных проблем, которые долго не решаются. Для поддержки патента также необходимы денежные средства.

Для продвижения продукта должны быть собственные ресурсы и возможности ГК «РОСНАНО», и соглашения с крупными компаниями, которые проводятся в рамках государственно-частного партнерства.

Роль корпорации Роснано была бы чрезвычайно важна не только в финансировании, но и в отборе наноцентров, которые действительно могут выполнять описанные выше функции, в удостоверении их качества и подтверждении их статуса.

Необходимо не напрямую выводить малые компании на рынок, это крайне тяжело — массовый рынок не предусматривает выход на них высокотехнологичной продукции малых компаний. Более успешным будет продажа технологий крупным компаниям.

ГК «РОСНАНО» отобрала 12 проектов общей стоимостью 24,1 млрд руб. по созданию нанотехнологических центров. Особое внимание обращается на уровень и проработанность спроса на услуги, на продукты нанотехнологического центра, состав запрашиваемого оборудования и условия его использования, а также на организационно-правовую схему реализации проекта, зафиксированную в инвестиционном соглашении.

Собственная доля победителя конкурса должна быть не менее 40 % совокупной стоимости денежных и не денежных активов, вовлеченных в реализацию Проекта, из них, как минимум, 25 % — финансирование операционного бюджета ЦТТ за счет собственных или привлеченных денежных средств. Привлечение денежных средств в качестве займа возможно

только при условии того, что возврат займа будет обеспечен имуществом самого заявителя, а не создаваемой в рамках инвестиционного соглашения проектной компании.

В рамках реализации проекта по созданию нанотехнологического центра заявитель должен привлечь в виде денежных средств в размере не менее 25 % операционного бюджета проекта. Для типового нанотехнологического центра, операционный бюджет которого на инвестиционной фазе (в соответствии с определением) достигает 175 млн руб., заявитель должен привлечь не менее 43,75 млн руб. [2].

На рис. 3 приведена возможная схема взаимодействия между организациями, участвующими в развитии нанотехнологий.

Рис.3. Схема взаимодействия между организациями, участвующими

в развитии нанотехнологий

Таким образом, организация наноцентров позволит объединить интересы реально существующих субъектов российской экономики, позволит малому предпринимательству перейти на новый уровень развития, найти начинающим предпринимателям свои ниши на инновационном рынке.

Итак, нанотехнологический центр - один из элементов государственной инновационной политики и тем важен для государственных организаций. НЦ способствует воплощению целей участвующих в работе на-ноцентра бизнес-единиц, в частности малого предпринимательства, а также научных заведений.

По сути, он должен представлять собой единый координационный центр, способствующий запуску нанотехнологических проектов. Этот центр должен обеспечить потенциал взаимодействия между теоретическими разработками, проводимыми в научных учреждениях, и частными корпорациями, по принципу аналогичных центров в других странах мира. Он также должен на основе государственных задач разрабатывать краткосрочные и долгосрочные цели для исследователей в нанотехнологии (обратив при этом внимание на вопросы безопасности). Кроме того, на уровне правительства следует предусмотреть возможность публикации ежегодного отчета о научном прогрессе и затратах на нанотехнологии.

Единый координационный центр сможет распараллеливать работы и избегать дублирования в расчетах (конечно, за исключением случаев, когда дублирование необходимо по иным причинам), обеспечивая взаимодействие между организациями, участвующими в развитии нанотехнологий.

Основным результатом организации нанотехнологических центров с целью развития инновационной инфраструктуры наноиндустрии должно стать повышение эффективности коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии. Экономическими стимулами для бизнеса в наноотрасли могут стать:

- налоговые преференции для предприятий, включающие снижение налогов на имущество, прибыль, социальных;

- налоговые льготы для импортеров высокотехнологичного оборудования;

- целевая подготовка специалистов;

- долевое участие государства.

Это позволит сделать инфраструктурные проекты экономически эффективными, а следовательно, привлекательными для соинвесторов. Привлечение частного капитала повысит эффективность реализации проектов за счет профессионального менеджмента и повышения мотивации участников нанотехнологических проектов. В целом же, развитие нанотехнологий, как национальной идеи, способно кардинально преобразовать общество и страну и вывести их на новый виток развития, а от решения этой задачи напрямую зависит место России в глобальной экономике и политике.

Библиографический список

1. Верховны Н.Г., Киселев В.Н. Развитие инновационной инфраструктуры. СПб.: Питер, 2009. 287 с.

2. Концепция нанотехнологических центров РОСНАНО / (электронный ресурс )http://www.nanonewsnet.ru/files/Koncepciya_nanocentrov.pdf

I.A. Tronina

Development of the coordination nanotehnologichesky centers in russia

In article objective necessity of creation and development koordinatsionnyh nanoteh-nologichesky the centers in Russia, promoting association interesov the real-life subjects of the Russian economy allowing small business to pass to new level of innovative development is reflected.

Keywords: an innovative infrastructure, nanotehnologichesky the center, commercialization of technologies.

УДК 338.24 (062)

Е.Л. Долгих, канд. экон. наук, доц., dolgih.555@mail.ru (Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»)

К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА КОРПОРАЦИИ

В статье рассматривается содержание хозяйственного механизма корпорации, принципы его функционирования. Показана необходимость присутствия в структуре механизма двух основных подсистем: управление корпорацией и основного производства.

Ключевые слова: корпорация, хозяйственный механизм, структура функции, подсистемы, параметры.

Экономическое функционирование такой сложной системы, как корпорация, определяется рядом факторов, таких, как структура корпорации, организация ее основной деятельности, хозяйственные связи и экономические отношения между основными элементами системы по производству и реализации продукции (работ, услуг), получаемая от них выручка, организация и управление использованием производственных активов, инвестиций, распределение прибыли на потребление и накопление, степень соответствия объема и качества выпускаемой продукции требованиям рынка.

Совокупность структурного построения корпорации, организации ее деятельности, хозяйственных связей и экономических отношений между ее основными элементами, организации и управления использованием основных и оборотных фондов, инвестиций по распределению прибыли, обеспечению соответствия объема, номенклатуры и качества выпускаемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.