Развитие кооперативов на Севере: опыт Канады
Тотонова Елена Егоровна к.г.н., доцент, доцент Северо-восточный федеральный университет
г. Якутск [email protected]
The development of co-operatives in the North: The Canadian Experience
Аннотация: В настоящее время наиболее существенная роль в развитии экономики северных территорий приходится кооперативам, представляющим сетевые организации общин коренных народов. Кооперативы как экономические агенты, использующие местное самоуправление и имеющие небольшой объем доходов, обладают высоким уровнем адаптации к изменяющимся условиям рынка и способностью решать социальные проблемы коренных народов. Создание сети аборигенных предприятий является результатом соглашений по территориальным претензиям коренных народов, а деятельность кооперативов опирается на использование местных навыков и ресурсов (культура, традиционное хозяйство). В сферу интересов кооперативов входит широкий спектр вопросов, начиная от создания образовательных программ, заканчивая обновлением инфраструктур.
Ключевые слова: Север. Канада кооперативы, экономика, традиционное природопользование, коренные народы, социальное развитие.
Actuality: Currently, the most significant role in the economic development of the northern territories have to cooperatives network organizations representing indigenous communities. Cooperatives as the economic agents who use the local government and have a small amount of income, have a high level of adaptation to changing market conditions and the ability to solve social problems of indigenous peoples. Creating a network of indigenous enterprises is the result of agreements on territorial claims of indigenous peoples and cooperatives is based on the use of local skills and resources (culture, traditional economy). In the sphere of interests of cooperatives covers a wide range of issues, ranging from the creation of educational programs, finishing infrastructure renewal.
Keywords: North. Canada co-ops, the economy, traditional nature, indigenous peoples, social development.
В настоящее время быстрыми темпами происходит освоение северных территорий, имеющих огромные запасы природных ресурсов. Север не только богат природными ресурсами, но и является историческим местом проживания коренных народов. В результате северные государства сталкиваются с решением двух взаимосвязанных проблем: освоение Севера и сохранение среды обитания коренных народов (традиционного природопользования). Сохранение природы как среды обитания коренных народов является государственной политикой северных стран.
Еще в 70-е годы федеральное правительство Канады пришел к выводу,
что развивать местные общины «сверху» не эффективно и сложно. В
настоящее время происходит качественное изменение в административном устройстве власти северных территорий, ускорению которых подталкивает быстрое освоение Севера. Решая вопросы экономического развития коренных народов, федеральные власти особое внимание уделяют поиску путей и способов смягчения негативных последствий изменений в экономике и обеспечению им соответствующих полномочий, с тем, чтобы коренные народы могли самостоятельно решать вопросы, касающиеся их жизни.
В Канаде развитие Севера регулируется отдельно и стимулирование развития Севера направлено не на компенсацию прежних ошибок, а на освоение природных ресурсов, которое до 60-х годов велось частными фирмами под незначительным контролем провинций, а с 70-х гг. в основном при поддержке государства. Большую роль в системе государственного регулирования северными территориями играет Министерство по делам индейцев и развитию Севера (создан в 1966 г.), которое поддерживает экономическое развитие северных территорий, самоуправления и следит за выполнением соглашений по земельным претензиям.
Ежегодный бюджет министерства составляет 7,8 млрд долл., примерно 83% от этой суммы оплачивается непосредственно коренным народам через трансфертные платежи [6]. Большая часть средств вкладывается в развитие образования, общественной инфраструктуры (водоснабжения, водоотведения), социальную поддержку, строительство жилья.
Общему улучшению экономических условий северных территорий Канады способствует развитие предпринимательства. Поэтому Министерство по делам индейцев и развития Севера разработало программу партнерства государства, коренных народов и частного бизнеса. Были приняты законы, способствующие развитию частно-государственного партнерства, поддерживающие привлечение коренных народов в предпринимательство.
Создание сети аборигенных предприятий стало важным пунктом современных соглашений по территориальным претензиям коренных народов. С середины 50-х гг. федеральное правительство начинает работы по созданию первых кооперативов, в 1958 г. была разработана первая пятилетняя программа развития кооперативов на Севере. Через год были
созданы два кооператива народных мастеров, художников в поселках Кейп-Дорсет, Бейкер-Лейк (Нунавут). В 70-е гг. в Северо-Западных территориях и в Юконе работало уже 30 кооперативов, а через пять лет их стало 41. Кооперативы создавались в крупных населенных пунктах, где преобладали коренные народы (90%), которые и активно вступали в ряды членов кооперативов [8; 9].
Во многих общинах кооперативы являются единственной частной компанией. Вступая в кооператив, новые члены получают место, пай и право голоса не только в своем первичном обществе, но и во всей системе кооперативного движения. В итоге кооперативы становятся одной из экономических и социальных сил развития северных территорий.
Северные кооперативы вносят большой вклад в экономическое и социальное развитие общин. Они являются поставщиками основных товаров или услуг, создают новые рабочие места, способствуют развитию местной экономики, уменьшению безработицы, бедности. Соглашения о земельных претензиях коренных народов и другие права приносят общинам значительные финансовые средства, но решение, как использовать эти средства, принимают общины. Сфера деятельности аборигенных компаний охватывает производство продуктов питания, предоставление коммунальных услуг, обслуживание, строительство, основные и вспомогательные операции при добыче полезных ископаемых, телекоммуникации, различные виды транспорта и т.д.
По данным 1997 г., в стране функционировало 132 кооператива коренных народов, работающих в основном в производстве сувениров, произведений искусств (8%), жилищно-коммунальном хозяйстве (5%), в сфере услуг (76%) (торговля, службы такси, гостиницы, рестораны), в других отраслях (11%). Доходы 75 кооперативов, расположенных на севере страны, составляют 224 млн долл., из них 76% северных кооперативов работают в секторе услуг (табл. 76). При этом 38% кооперативов коренных народов расположены в Северо-Западных территориях (51 кооператив, доходы - 144 млн. долл.), 17% - в Квебеке [4].
Преобладание кооперативов на Севере Канады связано с тем, что инуиты исторически объединены в общины, прообразы современных кооперативов, чему способствуют большие расстояния между поселками и
суровые климатические условия, диктующие коллективный образ жизни для выживания. Создание кооперативов в современных условиях предлагает местному населению занятость (хотя и с преобладанием сезонной работы), управление над собственными ресурсами, что немаловажно для экономического развития северных территорий [1].
Развитие северных кооперативов способствовало повышению образовательного и управленческого уровня коренных народов, которые впоследствии стали работать в Министерстве по делам индейцев и развитию Севера, а также отстаивали интересы коренных народов в заключении соглашений по земельным претензиям. Федеральное правительство помогло кооперативам в финансировании обучения руководителей, менеджеров, в получении контрактов на оказание услуг и на строительство жилых домов, в предоставлении кредитов, продвижении искусства.
Из-за низкого уровня дохода местного населения и преобладания кооперативов, работающих в сфере торговли, северные кооперативы объединились в рамках Ассоциации в Арктические кооперативы (Arctic Cooperatives Limited - ACL) и создали отделы для сбыта произведений народных мастеров инуитов, дене (гравюры, скульптуры, бисероплетение, настенные украшения, открытки и украшения). Уже в 1999 г. более тысяч художников продавали свои работы через кооперативы.
Создание объединения северных кооперативов способствовало увеличению доходов за счет эффективного использования своего потенциала. В результате за 1993 - 1997 гг. в кооперативах СЗТ заработная плата увеличилась на 11% (с 11 млн. до 16 млн долл.). Но, по сравнению со средними показателями заработной платы по стране (31 тыс. долл.) и в СЗТ (37 тыс. долл.), заработная плата работников остальных кооперативов северных территорий намного меньше (26 тыс. долл.) [4].
В результате ассоциация Арктических кооперативов получает прибыль за счет масштабов, так как, объединившись, они стали совместно покупать товары и услуги, продавать произведенные товары, отстаивать свои интересы в правительстве. Ассоциация Арктических кооперативов играет существенную роль в использовании потенциала кооперативов, увеличении прибыли для его членов. Годовой оборот ACL составляет более 117,2 млн долл.
В 1975-1978 гг. кооперативы столкнулись с проблемой нехватки финансирования. Но за счет создания новых кооперативов, которым банки выдали кредиты в размере 3,2 млн долл. по более низкой процентной ставке, ассоциация Арктических кооперативов получила ежегодный взнос в размере 300 тыс. долл., что позволило пережить финансовые затруднения. В середине 80-х гг. в рамках программы экономического развития коренных народов федеральное правительство выделило 5 млн долл. северным кооперативам на покупку оборудования и модернизацию своих объектов.
Министерство по делам индейцев и развитию Севера инвестировало 5 млн долл. для рефинансирования кооперативов. Эти инвестиции помогли кооперативам урегулировать проблемы с долгом и создать оборотный фонд, способствовавший формированию основного капитала. В итоге за 1985-1999 гг. Арктические кооперативы заработали 15 млн долл. Консолидированные активы кооперативов за 1982-2000 гг. увеличились на 81%, или с 16 до 82 млн долл. Северные кооперативы пополнили свои ряды новыми членами (15 тыс. человек), обеспечили работой 740 человек, что способствовало экономическому развитию общины [5].
В основном Арктические кооперативы (ACL) работают в основном в сфере розничной торговли (34) и обеспечивают работой 800 человек. Во многих общинах кооперативы являются единственной частной компанией, представленной во многих сферах местной экономики. Северные кооперативы успешно работают в сфере издательской деятельности, радио, телевидения, телекоммуникаций и связи, ремонта снегоходов, организации чартерных рейсов для туристов, в строительстве. За 2007-2008 гг. 90 кооперативов увеличили доходы на 13% (с 1,4 млрд долл. до 1,6 млрд долл.), а активы кооперативов на 7% (с 2,5 млрд долл. до 2,7 млрд долл.) [10].
За 1980-1898 гг. активы и капитал Арктических кооперативов увеличились с 5,9 до 14 млн долл., то есть на 58%. Объем выручки составляет 35 млн долл. (1989 г.), чистая прибыль превысила 1,6 млн долл.[10]
Деятельность и развитие Арктических кооперативов можно проанализировать на примере кооператива Икалуктуттиак (бывший Кембридж-Бей) Нунавута. Поселок Икалуктуттиак, расположенный на юго-восточном побережье острова Виктория, имеет 1300 жителей, из которых 80% населения являются инуитами. В 1959 г. было создано рыболовецкое
хозяйство на основе кооперативной модели. Через 8 лет был зарегистрирован кооператив. Несмотря на незначительную поддержку со стороны правительства, ограниченные финансы в первые годы деятельности кооперативу удалось встать на ноги.
Начиная с 60-х г. наблюдается постепенная диверсификация деятельности кооператива. За годы своей деятельности кооператив Икалуктуттиак расширил свой бизнес и вырос с небольшого рыбацкого кооператива в успешную компанию, принадлежащую общине. Хотя розничная торговля и магазины являются основным источником дохода, начиная с 70-х гг. наблюдается расширение деятельности кооператива, например, в гостиничном секторе, в службе такси, предоставлении услуг кабельного телевидения. В 1972 г. кооператив стал членом канадской Арктической кооперативной федерации, с 1981 г. - членом Арктических кооперативов.
Развитие деятельности кооператива Икалуктуттиак оказывает влияние не только на экономическое развитие общины (создание новых рабочих мест), но и на социальное развитие (обучение, переподготовка кадров). Например, в кооперативе около 100 человек занимаются рыболовством, 27 -постоянно работают в магазине, 12 - заняты на неполный рабочий день. Прибыль, полученная в кооперативе, остается в общине (заработная плата) в виде дивидендов и вкладывается в развитие бизнеса [10].
Кооперативная система деятельности также хорошо подходит к культуре инуитов. Так, культура, традиции инуитов, рыбалка, охота, традиционное искусство используются в деятельности кооператива. В магазине кооператива продаются предметы декоративно-прикладного искусства, сделанные народными мастерами, также представлены снасти для охоты и рыбалки.
В 90-е гг. кооператив столкнулся с большими финансовыми трудностями. Рентабельность собственного капитала, основанная на чистых продажах, показывает значительное снижение в течение нескольких лет. В 1996-1998 гг. кооператив борется с финансовыми и кадровыми проблемами, создающими различного рода трудности.
Для развития предпринимательства на Севере нужно не только рациональное использование природных ресурсов, но и опыт грамотного
ведения бизнеса (налогообложение, льготные инвестиции), которого у местного населения нет. Поэтому для развития северных территорий, в первую очередь, необходима разработка различных программ обучения, переобучения населения, повышение квалификации, то есть подготовка местных лидеров. Для этих целей в 2010 г. было выделено 1,6 млрд долл. (на пять лет) [9].
Для подготовки кадров коренных народов в Канаде практикуется кооперативное обучение, сочетающее в себе классическое образование с практикой по выбранной специальности. К нескольким семестрам обучения добавляется еще один или два семестра практики. Выпускник, прошедший практику кооперативного обучения, для работодателя смотрится более выигрышно как имеющий не только знания, но и практические навыки.
Программа образовательных и культурных центров коренных народов (РСЕС) финансирует 100 культурных и образовательных центров 10 общин инуитов для сохранения, развития уникальной культуры и языка. Программа также направлена на ознакомление жителей Канады с культурой коренного народа, продолжение образования индейских и инуитских студентов, финансирование культурных и образовательных центров для создания учебной программы, адаптированной для школ коренных народов, развитие культурной среды в рамках общин. Финансируемыми видами деятельности являются разработка учебных программ для развития детей коренных народов школьного возраста, разработка национальных ресурсов для учебных классов, внешкольных программ, проведения культурных мероприятий и экскурсий [7].
Канадцы считают, что инвестирование в развитие человеческого капитала является основной задачей правительства, а рост занятости коренных народов на канадском рынке труда считается эффективным способом улучшения их социально-экономических условий, особенно молодежи (в последнее время происходит быстрый рост численности коренных народов) [2].
По данным 2012 г., 436 человек (коренные народы) получили помощь в рамках Программы развития бизнеса (42,2 млн. долл. на 744 проекта), 19 бизнес-проектов, направленных на освоение природных ресурсов, на развитие электроэнергетики, получили поддержку для выделения венчурного
капитала, финансируемого частным сектором и из бюджетных источников. Стратегия закупок для бизнеса коренных народов помогает поставщикам получить государственные контракты и поддерживать создание сетей [7].
Ведущую роль в развитии северных территорий играют агентства регионального развития - управляющие компании при правительстве территорий. Агентства регионального развития выступают своего рода фундаментом для образования и поддержки туризма, формируя стратегический подход к развитию региона и среднесрочные бизнес-планы по достижению ближайших целей.
В настоящее время становится очевидным, что будущее коренных народов зависит не только от сохранения условий для традиционного жизнеобеспечения и развития сопряженных отраслей хозяйства (туризм, использование животного мира и дикоросов в коммерческих целях и т.п.), и не просто от закрепления права собственности на леса и недра аборигенных земель. Как показывают передовые примеры канадского опыта, перемены к лучшему в общностях коренных народов происходят вместе с развитием сети аборигенных предприятий, которые эффективно используют обретенную собственность на природные ресурсы, работа которых на условиях аутсорсинга или в качестве партнера в акционерном капитале востребована компаниями, добывающими минерально-сырьевые ресурсы Севера. Поэтому важнейшим направлением политики Канады в отношении коренных народов является развитие человеческого капитала и кооперативов в рамках соглашений с крупными добывающими компаниями, стремящимися получить доступ к добыче минеральных или топливно-энергетических ресурсов.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, местные органы управления на Севере Канады являются эффективной формой управления туризмом, поскольку именно местное население будет заинтересовано не только в экономической стороне развития туризма, но и в сохранении хрупкой природы Севера как среды обитания. Существующая на Севере Канады система партнерства местных общин, кооперативов и бизнеса способствует не только экономическому развитию территорий, но и сохранению традиционного природопользования, культуры коренного народа. В свою очередь, учитывая
географическую удаленность Севера от центра, трудности адаптации инуитов вне своей исторической среды обитания, правительство Канады поддерживает развитие среднего и малого бизнеса на северных территориях (принимаются новые законы, налоговые льготы и др.) как новый инструмент экономического развития [1].
В настоящее время наиболее существенная роль в развитии экономики северных территорий приходится кооперативам, представляющим сетевые организации общин коренных народов. Кооперативы как экономические агенты, использующие местное самоуправление и имеющие небольшой объем доходов, обладают высоким уровнем адаптации к изменяющимся условиям рынка и способностью решать социальные проблемы коренных народов. Создание сети аборигенных предприятий является результатом соглашений по территориальным претензиям коренных народов, а деятельность кооперативов опирается на использование местных навыков и ресурсов (культура, традиционное хозяйство). В сферу интересов кооперативов входит широкий спектр вопросов, начиная от создания образовательных программ, заканчивая обновлением инфраструктур.
Развитие деятельности кооперативов огромное влияние оказывают местные органы самоуправления, являющиеся инструментом правительства Канады по стимулированию развития экономики северных территорий и поддержки коренных народов Севера. В настоящее время происходит качественное изменение в административном устройстве власти северных территорий, ускорению которых подталкивает быстрое освоение Севера.
Опыт формирования местных органов самоуправления в Канаде и их партнерских отношений с крупным и малым бизнесом, при регулировании федеральных и территориальных правительств, является оптимальным и выгодным условием развития туризма на Севере и может быть полезен для северных субъектов России [3].
Литература
1. Тотонова, Е. Е. Опыт развития туризма на Севере Канады : монография / Е. Е. Тотонова. - Якутск : Изд-во Якут. госуниверситета, 2009. - 194 с.
2. Тотонова Е.Е. Модели управления региональным туризмом на примере северных территорий Канады // Проблемы современной экономики. № 3, 2010. Стр. 383-387.
3. Тотонова Е.Е. Роль местных органов самоуправления в формировании системы управления туризмом Республики Саха (Якутия) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2014, №62. URL: http://www.uecs.ru
4. Belhadji, Bachir. Profil socio-economique des cooperatives autochtones au Canada.Secretariat aux cooperativesGouvernement du Canada. 2001.
5. Les cooperatives au Canada en 2008. Catalogue : A80-901/1-2008F-PD. Secrétariat aux affaires ruraleset aux cooperatives. GovernementduCanada, 2011.
6. https://www.aadnc-aandc.gc.ca/fra
7. www.aadnc-aandc.gc.ca/fra/n00100033700/n00100033701
8. http ://publications. gc. ca/ collections/Collection/R2- 161-2001F.pd
9. www.ainc-inac.gc.ca
10.www.coop.gc.ca