♦
Т а б л и ц а 3 Распределение факторов рейтинговой комиссии
Финансо вые ценности Ценности развития Ценности клиентов Бизнес -процессы вуза
Ф. 1. 2.1: 2.2: 2.4 Р. 1. -аг к 1. П. 1.
Ф. 2. 5 1.2; 2.4 ^ П. 2. 2.1: 2.2: 2.6: 3
Ф. 3. 6 Р. 3. 6 К. 3. П. 3. 3.1: 3.2
Таким образом, формирование инновационного потенциала вуза на основе ССП позволяет решить следующие основные задачи:
1) сфокусировать интегральный вектор оценки по четырем направлениям: бизнес-процессы вуза, ценно-
УДК 330
сти развития, финансовые ценности и ценности клиентов (удовлетворенность);
2) обосновать эффективность применения сбалансированной системы показателей для оценки инновационного потенциала;
3) обеспечить образную картину конкурентных позиций вуза.
В настоящее время в вузе проходит апробация предлагаемого инновационного проекта по оценке инновационного его потенциала. Практическая значимость данной системы заключается в повышении качества процесса учета для нематериальных активов вуза и мотивации кадрового ресурса, социальная значимость - в повышении статуса вуза на рынке образовательных услуг
Л.В. Гпухова, А.Д. Немцев
РАЗВИТИЕ КОНВЕРГЕНТНЫХ ПРОЦЕССОВ В АГЕНТСКИХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМАХ
В статье представлен организационный механизм для конвергенции разработчиков и потребителей новации с целью быстрой коммерциализации результатов научных исследований и разработок. Авторское решение направлено на поддержку конвергентных связей и развитие конвергентных процессов в агентских институциональных формах.
Особенностью исследования является мониторинг системы измерений, оценивающей результаты инновационной деятельности. Для этого предложена модель мультиагентной информационной системы управления. В ней конвергенция проявляется в том, что основные параметры науки становятся взаимосвязанными и соподчиненными звеньями структуры более высокого порядка, объединенными общей целевой функцией. Развитие конвергенционных процессов приводит к созданию новых сетевых структур, обеспечивающих инновационный цикл выпуска конкурентоспособной продукции за счет поддержки мультиагентных связей.
Предлагаемый механизм делает конвергентные процессы в агентских институциональных формах управляемыми. Вероятностная и стоимостная оценка реализации негативной составляющей (риски функционирования инновационной среды) осуществляется через механизм структурного анализа и синтеза, позволяющий своевременно вносить корректирующие действия и снижать инновационную неопределенность.
Ключевые слова: инновационная экономика, национальная инновационная система, конкурентоспособность предприятия, управление инновационными процессами, конвергенция, интеллектуальные агенты, модель мультиагентной информационной системы управления инновационной средой предприятий.
L.V. Glukhova, A.D. Nemtsev
CONVERGENT PROCESS DEVELOPMENT IN AGENT INSTITUTIONAL FORMS
The paper presents an organizational mechanism for convergence of developers and consumers of innovations for the purpose of fast commercialization of results of scientific research. The authors' contribution is aimed at supporting of convergent communication and development of convergent processes in agent institutional forms.
The main feature of the presented approach is monitoring of measuring system assessing results of innovative activity. In order to do that a multi-agent information control system is offered where convergence means that basic scientific parameters become interconnected and coordinated links of structure of a higher level. Development of convergent processes leads to creation of new network structures providing an innovative cycle of competitive production on the strength of multi-agent cooperation. The presented mechanism makes convergent processes in agent institutional forms controllable. Probabilistic and cost estimation of negative components (risks of innovation environment) is carried out through structural analysis and synthesis allowing for timely adjustments and reducing innovative uncertainty.
Key words: innovative economy, national innovative system, competitiveness, innovation management, convergence, intellectual agents, multi-agent information control system of innovation model.
В условиях современных рыночных отношений пред- вать без постоянного развития и поддержания на соот-приятие не может надежно и стабильно функциониро- ветствующем уровне своего инновационного потенциа-
♦
♦
ла. Именно инновационные процессы предопределяют интенсивность развития предприятия и его конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынке. Однако надо заметить, что в последние годы инновационная активность промышленных предприятий значительно снизилась. Поэтому появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, основная задача которой заключается в создании системы, способствующей повышению эффективности использования в производстве интеллектуального и научно-технического потенциала страны. Предлагаемые в статье методы и средства управления инновационной деятельностью предприятий позволяют выявить скрытые резервы повышения интеллектуальной и инновационной активности предприятий и трансформировать их в реальную конкурентную силу [4].
Базовым институтом, обеспечивающим перевод экономики на инновационный путь развития, является национальная инновационная система (НИС). Решающую роль в формировании НИС играет государство, политика которого ориентирована на развитие науки, высокотехнологичной промышленности и образования. Направления деятельности НИС определяются проводимой макроэкономической политикой страны и регламентируются соответствующей нормативно-правовой базой государства [3].
Учитывая современные тенденции развития экономических систем, НИС должна обеспечивать рост инновационной активности предприятий и их конкурентоспособности. Это возможно, во-первых, за счет повышения эффективности использования интеллектуальной составляющей у квалификационного ресурса предприятия на всех уровнях экономического управления, что приведет к подъему конкурентоспособности экономики в целом. Во-вторых, национальная инновационная система должна обеспечить устойчивое функционирование экономики в условиях внешних неблагоприятных факторов за счет собственных конкурентных преимуществ, прежде всего интеллектуального и научно-технического потенциала, что может проявляться в повышении индекса инновационной активности предприятий и организаций. В-третьих, национальная инновационная система должна обладать способностью интеграции в инновационные системы более высокого уровня с тем, чтобы иметь возможность использовать ресурсы внешних рынков, в первую очередь финансовые. Об этом свидетельствует развитие высокотехнологических сетей, в которых инновационная деятельность основана на консолидации компонентов научно-технического, промышленного, экономического и финансового потенциалов, рассредоточенных между отдельными промышленными предприятиями и экономическими структурами. Политика государства в данном случае проявляется в успешности применения механизмов конвергенции науки и производства при реализации крупных инновационных проектов, что обусловливает создание ситуации для сближения разработчиков и потребителей новации с целью быстрой коммерциализации результатов научных исследований и разработок. При таком подходе приоритетная государственная поддержка управления и развития функционирования национальной инновационной системы, по мнению авторов, должна быть актуализирована на региональном уровне, где НИС может стать инструмен-
том развития регионов и способствовать уменьшению социально-экономической дифференциации [2].
На макроуровне экономического управления промышленностью региона, который, в свою очередь, является мезоуровнем управления и развития инновационной деятельности предприятий, организационно-функциональная структура НИС состоит из трех блоков: генерации, передачи и реализации знаний. Система генерации знаний включает в себя на государственном уровне фундаментальные и прикладные исследования и разработки, выполняемые в интересах государства. Основу системы передачи знаний на макроуровне составляет образование, которое аккумулирует знания, полученные в результате фундаментальных исследований, и обеспечивает их диффузию по различным формализованным и неформализованным каналам, требующим наличия специальных механизмов трансферта с высокой степенью защиты передаваемой информации. Система реализации знаний подразумевает обеспечение выпуска наукоемкой продукции на основе полученных новых знаний.
Одной из проблем при формировании такой НИС на региональном уровне является оценка эффективности инновационных процессов, которая позволила бы проводить анализ инновационной деятельности предприятий, учитывать рост инновационного потенциала квалификационного ресурса, принимать корректирующие управленческие решения с учетом возможных рисков.
Для проведения мониторинга функционирования предложенной системы была разработана модель мультиагентной информационной системы управления инновационной средой предприятий региона, состоящая из модулей и отдельных блоков (рис. 1). Задача мультиагентной информационной системы - анализ информации, получаемой в процессе решения целевых задач, распределение ее между агентами, взаимодействующими друг с другом. С точки зрения «интеллектуальности» агенты приспособлены к принятию решений в условиях неопределенности через механизмы самообучения. Основными элементами интеллектуального агента, дающими ему возможность обладать определенным уровнем восприятия, умения познавать и действовать, являются базы знаний в сфере инновационной деятельности, содержащие модели простейших ценностей и отношений, и алгоритмы анализа обучения ситуативной ориентации [5].
На рис. 2 показано взаимодействие компонентов модели в триаде: надсистема, система, подсистема. Эффективность инновационного процесса обеспечивается за счет расширения круга субъектов инновационной деятельности, усложнения связей между ними и перерастания их в научно-промышленное сотрудничество, что обеспечивает конвергенцию науки и производства. Это приводит общественно-экономические производственные отношения в соответствие с меняющимися условиями развития производительных сил, характерными для постиндустриального общества.
В модели мультиагентной информационной системы управления инновационной средой региона конвергенция проявляется в том, что основные параметры науки становятся взаимосвязанными и соподчиненными звеньями структуры более высокого порядка, объединенными общей целевой функцией. Использование
Внешняя среда
■ д. о
I
I <1) О I 1 Я-
¡1 1 И!
I® & £
И
3 4
5 6
7 2
1
9 10
13 14
15 16
11
М4 Т
I
Ы
I
ТИТТиП 18 ВОИР 19 Областная N 21
библиотека 20
м2"г
I I
Модели управления
Ядро генерации идей
32 33 34 35
Слушатели (Предприятия региона)
научнотехншеское решение
ФИПС
36
Инновационн ые проекты
1
Рынок инноваций
Блок патентного информационного 25 обеспечения проектов
1
Блок структурного капитала предприятия
Ядро рынка инноваций
27 28 29 30 31
Предприятия
II
12
8
24
26
Рис. 1. Модель мультиагентной информационной системы
разработанной модели с учетом результатов структурного анализа и синтеза позволило установить, что минимальной долей государственного участия в инновационной деятельности является обеспечение условий эффективной коммерциализации и снятие различных бюрократических барьеров на уровне регионов. Предложенная модель и стратегия взаимодействия отраслей производственного сектора экономики при реализации нововведений дают возможность мобилизовать
внутренние резервы, обеспечить дополнительный приток ресурсов за счет изменения направления и структуры движения капитала, сбалансировать уровень развития и скоординировать управление промышленностью регионов за счет комплексной реализации механизмов интеграции и трансферта технологий [1].
При построении модели мультиагентной информационной системы авторы учитывали, что участие промышленных предприятий в инновационной деятельно-
♦
♦
Внешняя среда +
Мультиагентная информационная система управления инновационной средой предприятия
Ядро интегрированной информационной системы
Ядро мониторинга и управления
Ядро генерации идей
Ядро рынка инноваций
г
Предприятия
Рис. 2. Взаимодействие ядер системы
сти и их взаимодействие с конечным множеством рыночных экономических элементов и социальных субъектов, объединенных потоками инвестиций, инноваций и информации, приводят к возникновению агентских отношений. Каждый агент связан с окружающим его миром через информационные каналы. В этой модели внешней средой является государство. С точки зрения агентских отношений оно выступает в качестве принципала, а в роли агентов - участники рынка инноваций, реализующих инновационные проекты. Четырехъядер-ная модель обеспечивает межобъектное, межэтапное и межуровневое информационное взаимодействие за счет сформированных расчетным путем структурных моделей управления. Поэтому авторское решение направлено на поддержку конвергентных связей и развитие конвергентных процессов в агентских институциональных формах.
Практическая значимость модели в том, что она разработана для реализации возможностей динами-
ческого управления информационными потоками при взаимодействии множества агентов в условиях сложных агентских отношений, которые могут возникнуть при инициации инновационной деятельности. Особенности научных исследований и нововведенческой деятельности заключаются в том, что они объективно вызывают потребность в делегировании полномочий передачи имущественных прав от одних лиц (принципалов ) к другим лицам (агентам). В данном случае эта модель позволяет институциональным (например, федеральные целевые программы, финансируемые за счет бюджетных и внебюджетных средств, или налоговые льготы в сфере инновационной деятельнос -ти) и агентским (госинициированным или бизнес-ини-циированным) формам максимально упростить обмен информацией между ними за счет обеспечения взаимосвязанности и соподчиненности структурам более высокого порядка.
Таким образом, в долгосрочной перспективе производственный сектор экономики получит не только стабильные, устойчиво растущие темпы прибыли, обеспеченные конкурентоспособной и наукоемкой продукцией, но и значительно расширит доли рынка, что будет способствовать приросту экономического потенциала и укреплению имиджа России в целом.
1. Глухова Л.В. Мультиагентная система управления инновационной средой предприятий Самарской области // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 6.
2. Глухова Л.В. Определение приоритетов государственной поддержки управления и развития функционирования национальной инновационной системы // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Сер. «Экономика ». 2009. № 9.
3. Глухова Л.В. Экономика знания: модели, методы, управление. М.: Изд-во Института коммерции и права, 2008.
4. Немцев А.Д. Конкурентоспособность предприятия и резервы его повышения. Тольятти: Изд-во Волжского ун -та им. В.Н. Татищева, 2009.
5. Патент № 71789, российская Федерация, МП К С06Р 17/ 30 (2006.01). Автоматизированная система управления качеством функционирования информационных процессов / Л.В. Глухова; заявитель и патентообладатель Л.В. Глухова -Заявка № 2007143523/22; приоритет 26.11.2007; опубл.20.03.2008 бюл. № 8.
УДК 658.310.9 Е.В. Гордиенко
ВЛИЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
Рассматривается влияние управления персоналом на предприятиях с иностранными инвестициями на их развитие. Определяется важность социокультурных аспектов и анализируется роль мультикультурного подхода в управлении персоналом предприятий с иностранными инвестициями. Приводятся результаты анализа состояния управления персоналом предприятий с иностранными инвестициями и определяются направления повышения качества управления персоналом с целью их использования для развития предприятий с иностранными инвестициями на территории России.
Ключевые слова: человеческий фактор, социокультурные аспекты, мультикультурный подход, управление персоналом, предприятия с иностранными инвестициями, развитие предприятия, специфика, мотива-ционные факторы, просчеты в управлении персоналом.