Научная статья на тему 'Развитие концепции логистики'

Развитие концепции логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1180
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КООПЕРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / LOGISTICS / LOGISTICS MANAGEMENT / CONSUMER SERVICE / WHOLESALE TRADE / EFFICIENCY / COOPERATION / INTEGRATION / INFORMATION SYSTEMS / MANAGEMENT AUTOMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сосунова Лильяна Алексеевна, Креймер Геннадий Михайлович

В статье дается анализ развития концепции логистики как науки начиная с середины XX века, рассматривается значение логистики в стратегии бизнеса, современное состояние, тенденции и направления оптовой торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article traces the development of logistics as a science since the middle of the 20th century. The paper analyzes the role of logistics in business strategies, it also focuses on the tendencies of wholesale trade.

Текст научной работы на тему «Развитие концепции логистики»

Л.А. Сосунова, Г.М. Креймер

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛОГИСТИКИ

В статье дается анализ развития концепции логистики как науки начиная с середины XX века, рассматривается значение логистики в стратегии бизнеса, современное состояние, тенденции и направления оптовой торговли.

логистика, логистический менеджмент, обслуживание потребителей, оптовая торговля, эффективность, кооперация, интеграция, информационные системы, автоматизация управления.

Понятие «логистика» - результат развития ряда соотносящихся друг с другом концепций. Концепция логистики была сформирована под влиянием воздействия на промышленность, в ходе чего менялись и приоритеты логистики, возникали новые концепции, которые объединялись со старыми как результат процесса эволюции. До 1950 года сферы деятельности логистики были разъединены. После появления «Полного анализа стоимости» возникли новые модели планирования, особенно для физического распределения, и к концу этого периода логистика была признана единой концепцией для всех понятий, таких, как физическое распределение и управление материалами. Открылись первые логистические общества и образовательные институты, в том числе Национальный совет по управлению физическим распределением (CLM) Великобритании, который определял логистику как широкий спектр деятельности, связанный с эффективным движением готовой продукции с конца производственной линии до потребителя, а в некоторых случаях включал движение сырья от источника поставки до начала производственной линии, что объединяло процессы транспортировки (фрахта), складирования, обработки, защитной упаковки, инвентаризации, контроля, выбора места расположения завода или склада, обработки заказов, прогнозирования рынка и обслуживания клиентов.

Исходя из этой формулировки, «производство» было исключено из логистики. Основной тенденцией на рынке в 1960-е годы являлось улучшение сервиса и появление более разнообразных товаров и услуг. Контроль запасов в то время был основным механизмом согласования спроса и предложения. Логистика приобретала черты системной науки и занималась вопросами физического распределения, поставки материалов и контроля запасов.

В начале 1960-х годов появилось понятие «логистика бизнеса» как интегрированный инструмент управления, которое включало управление всеми видами деятельности, способствующими движению и координации спроса и предложения и созданию приоритетов времени и места для товаров.

Во многих зарубежных компаниях в 1970-е годы резко возросли логистические затраты и в то же время увеличилась стоимость капитала. Товарооборот стал главным показателем производственно-коммерческой дея-

тельности. Основной тенденцией являлось развитие административноконтрольных систем на базе компьютера, центральным звеном в логистической дисциплине стало управление производством. Многие специалисты в разных странах считают, что логистика должна рассматриваться с системной позиции и предлагают ввести в нее теорию непредвиденных обстоятельств с организационной точки зрения. В этот период логистика применяется в промышленности и, миновав концептуальную стадию, превращается в практический инструмент.

Революция в информационных технологиях в 1980-е годы имела огромное влияние на логистику. Основанные на использовании компьютеров административно-контрольные системы, например MRP, электронная идентификация и связь, стали доступны даже небольшим компаниям, что открыло новые возможности для логистики. Все это сыграло важную роль в исследованиях по логистике. Однако основной тенденцией, которая повлияла на все области исследования бизнеса, стало японское производство (just-in-time) и качество во всех аспектах. Организационные перемены, ориентированные на логистику и внедрение информационных систем, представляли особый интерес. В 1986 году CLM определяло логистику как процесс планирования, обеспечения и контроля за эффективным, прибыльным потоком и хранением сырья, инвентаризации внутри процесса, готовой продукции и соответствующей информации от источника происхождения до пункта потребления в соответствии с запросами клиентов. В этом определении акцент делается на планировании, обеспечении и контроле как в материальном администрировании, так и в информационном, относящимся к потоку материалов. С появлением таких понятий, как конкуренция и стратегия, роль логистики в стратегии бизнеса приобрела концептуальное значение. Так, в 1990 году CLM рассматривал стратегию как наиболее важный вопрос исследований в области логистики.

Условия использования логистики лучше всего определяются как комплексные (сложные), динамические и изменчивые. Концепция логистики развивалась как следствие изменения окружающей обстановки, приоритетов в промышленности и логистике. Некоторые важные тенденции этих изменений показаны в таблице.

Таблица

Эволюция концепций промышленности и логистики

Период Окружающая обстановка Центр внимания промышленности Центр внимания логистики

50-е годы объем производства цены контроль запасов

60-е годы продажи, маркетинг услуги распределение

70-е годы использование капитала прибыльность производство

80-е годы конкуренция качество закупка,

производство, продажи

90-е годы глобализация, партнерство, экология бизнес-процесс время

2000-е годы ресурсосбережение инновации интеграция, глобальные цепи поставок

В 1990-е годы появилось большое количество таких понятий, как глобальное производство, партнерство, экология, которые затронули даже небольшие компании. Многие исследователи и практики выделили «время» как наиболее важный фактор в логистике. Возросли требования к уровню обслуживания клиентов и управлению жизненным циклом продукции на логистических принципах.

В начале 2000-х годов сформировалась инновационная логистика как качественный скачок в развитии ее традиционных форм, методов и степени влияния на макро- и микроэкономические процессы воспроизводства продукта, труда и капитала.

В научной литературе существуют исследования функционального изменения логистического подхода к управлению компаниями, которые касаются услуг, взаимоотношений субъектов рынка, территориальных аспектов, стратегий конкурентоспособности и т.д.

Современное состояние и тенденции развития оптовой торговли во многом обусловлены необходимостью логистизации коммерческих процессов в сфере обращения на основе оптимального (рационального) управления товарно-материальными потоками в оптовом звене, обязательной их синхронизацией с другими звеньями воспроизводственного процесса (производством и производственным потреблением). Несмотря на в целом завершенные коренные социальные, экономические, организационно-правовые преобразования сферы товарного обращения, существуют возможности ее дальнейшего эволюционного развития. На это, в частности, указывают недостаточное число оптово-посреднических организаций, наличие убыточных коммерческих предприятий, экономическая целесообразность повышения уровня обслуживания потребителей, необходимость повышения специализации на основе рационального разделения труда и концентрации коммерческой деятельности.

Зарубежные ученые рассматривают современную логистику как науку, объектом приложения которой является стратегическая инновационная система. Логистический менеджмент охватывает межфункциональную координацию частных видов деятельности как внутри, так и вне фирмы. Наиболее яркое проявление современной логистики, по мнению американских ученых, заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности делового предпринимательства. Рассматривая вопросы компетентности в логистике, они определяли ее как обслуживание некоторых или даже всех потребностей производства и маркетинга таким образом, чтобы в полной мере реализовать способности фирмы к своевременной и надлежащей поставке продуктов или услуг потребителям. Стратегия

логистики сводится к тому, чтобы обеспечить высочайший уровень обслуживания потребителей при общих издержках ниже среднеотраслевых. Стратегическое значение определяется тем, в какой степени компания полагается именно на эту сферу компетентности в достижении конкурентных преимуществ.

Основные стратегии развития в оптовой торговле достаточно полно исследованы в научной литературе, однако требуют более глубокого обоснования и систематизации.

Последовательное развитие оптовой торговли и ее организационных форм в настоящее время идет по таким направлениям, как департаментизация, специализация и концентрация, диверсификация, децентрализация, кооперация и интеграция.

Кооперация в деятельности коммерческих предприятий сферы товарного обращения связана с более тесным экономическим, технологическим и сервисным их взаимодействием с изготовителями и потребителями реализуемой продукции, чем предусматривается традиционными договорами (контрактами). Формальными признаками кооперации с изготовителями продукции являются гибкие отпускные цены, льготный порядок расчетов за поставляемую продукцию, более строгие требования к ее качеству, обновлению и срокам поставок, тесный информационнокоммуникационный обмен и поддержка. Основной недостаток кооперации в деятельности предприятий оптовой торговли состоит в том, что каждый из партнеров пытается достичь максимальных промежуточных результатов, а не конечных, определяемых в процессе производства конечного продукта.

Интеграционное развитие предприятий оптовой торговли предполагает такое их взаимодействие с партнерами (поставщиками, потребителями, транспортными и сервисными организациями), при котором коммерческие процессы (заготовительные, складские, распределительные, транспортные) в оптовом звене становятся частью общего целого технологического процесса производства, распределения и потребления конечного продукта. Необходимость интеграции в деятельности предприятий и организаций возникает на определенном этапе развития экономики, когда отсутствие единых интересов и ориентации на конечный результат препятствуют дальнейшему росту эффективности воспроизводственного процесса и снижают конкурентоспособность не только отдельного предприятия (организации), а всех предприятий единой технологической цепи.

Интеграция торговых, транспортных и производственных процессов требует автоматизации управления товародвижением. Основным требованием эффективности интегрированных процессов является единая информационная политика. Информационные системы представляют собой лишь часть логистических систем, увязывающих, наряду с информацией, технику, технологию, планирование и экономику участков товародвижения. Использование единой технологической системы при работе с то-варом и информацией, сопряженная техника, своевременное получение и обработка заказа, согласованное планирование позволяют своевременно довести товар до покупателя с минимальными затратами и потерями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Миротин, Л.Б. Логистика: обслуживание потребителей [Текст] / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Тышбаев, А.Г. Касенов. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 190 с.

2. Сосунова, Л.А. Основные тенденции развития услуг в экономике России [Текст] / Л.А. Сосунова, Д.В. Чернова // Логистика, бизнес-статистика, сервис: проблемы научных исследований и подготовки специалистов : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 22-24 мая 2006 г. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. - С. 141-145.

3. Чернова, Д.В. Сила услуг [Текст] / Д.В. Чернова, Л.А. Сосунова // Российское предпринимательство. - 2003, март. - С. 33-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.