ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Болгов В.А., Шуваева Ю.В.
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: конституционные обязанности,
государственность, правовой статус, жизнедеятельность, ответственность.
Аннотация: В данной статье представлены основные конституционные обязанности человека и гражданина, проведена характеристика, предложены пути их совершенствования.
Keywords: constitutional duties, state, legal status, livelihoods, responsibility.
Abstract: This article presents the main constitutional duties of man and citizen, held a characteristic ways of their improvement.
В условиях назначенного направления на закрепление государственности в Российской Федерации, крайне необходимо соблюдение конституционных прав и обязанностей человека и гражданина, их законодательная фиксация с целью укрепления конституционной законности.
Для того чтобы в полной мере раскрыть данную проблему, необходимо дать определение понятию «обязанность». Обязанность-безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям. На современном этапе развития общества подавляющее большинство людей стремятся к уклонению от исполнения возложенных на них обязанностей, ссылаясь на различные обстоятельства [1-2].
Конституционные обязанности различны по своей сущности. Они связаны с обладанием человеком определенным статусом (учащийся, служащий, директор, рабочий), а также правовым положением человека в обществе (правовым статусом). Правовой статус выражается в наделении определенного лица совокупностью свобод, обязанностей и прав. Данное лицо выступает субъектом правовых отношений. Конституционное право играет определяющую роль в установлении правового статуса человека и гражданина.
Выделяют следующие основные конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации: защита Отечества, забота и сохранение исторического и культурного наследия, соблюдение Конституции и законов РФ, охрана природы и окружающей среды, уважение прав и свобод других лиц.
Согласно Конституции Российской Федерации обязанность защищать Отечество является долгом и обязанностью каждого гражданина. В настоящее время многие молодые люди не желают служить в армии. Одной из главных причин является то, что они боятся так называемую «дедовщину». К. Л. Банниковым «дедовщина» определяется как «неограниченная в средствах воздействия на личность неуставная система доминантных отношений»[3]. С целью устранения этой особенности взаимоотношений, требуется установить уголовную ответственность не только рядовому военнослужащему, но непосредственному его командиру, с целью побуждения к надлежащему исполнению служебных обязанностей.
Ещё одной причиной отсутствия желания служить в Вооруженных Силах Российской Федерации - низкое патриотическое воспитание молодежи. Следует, вернуть в школу занятия по начальной военной подготовке. Это позволит получить знания об основах военной службы, приобрести необходимые навыки, которые пригодятся в дальнейшем и не только при несении воинской службы.
Сохранение культурного наследия - первоочередная обязанность граждан Российской Федерации, ведь она - основа дальнейшего развития общества. Россия богата памятниками культуры, которые дошли до нас из глубины веков. Культурное наследие отражает духовный потенциал граждан государства, сохраняет традиции, является его главной ценностью [4-5].
В данный момент большое внимание уделяется восстановлению храмов. Но средства из бюджета страны или ее субъекта для этого выделяется только в том случае, если данный храм является памятником архитектуры федерального или регионального значения. Чаще всего денежные средства собираются только прихожанами, и этого не хватает для полной реконструкции, и она приостанавливается на неопределенный срок. В данном случае, необходимо внести поправки в бюджет и увеличить расходы на восстановление памятников местного значения, а если это невозможно - предоставить кредиты для этих целей с низкой процентной ставкой или без таковой. Это тем самым позволит в значительной степени увеличить количество восстановленных храмов и сохранить культурные традиции наших предков.
Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на ее территории законы общеобязательна для всех граждан, а также для лиц без гражданства и иностранных граждан.
Все остальные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации основываются на данной обязанности, ведь она не ограничивается только лишь соблюдением Конституции РФ и нормативными актами. В ней заложено более объемное содержание, называемое законопослушание. Это означает, что каждый гражданин обязан соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации, акты местного самоуправления. Иными словами, речь идет о соблюдении всего законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.
Несоблюдение Конституции РФ разрушает основу государственности, вызывает вероятность государственного переворота, ограничивает права человека и гражданина [6].
Для того чтобы уменьшить нарушение закона следует развивать правовое сознание граждан, то есть чаще проводить занятия в учебных заведениях не только простыми преподавателями, но и должностными лицами силовых структур, которые должны основываться на практических примерах того, какие действия и бездействия являются противоправными, какая ответственность наступит при их совершении.
Итак, соблюдение Конституции РФ и законов РФ как обязанность человека и гражданина в Российской Федерации актуальна и по сегодняшний день. Её выполнение дает возможность жить в правовой стране с правовым обществом.
Человек в ходе своей жизнедеятельности наносит непоправимый вред окружающей среде, чем создаёт отрицательные условия для себя самого. Например, в сельском хозяйстве. Специалисты в этой области утверждают, что минеральные удобрения, вносимые в почву,в некоторых случаях ей вредят, так как в них могут содержаться тяжелые металлы и их соединения, которые очень опасны для плодородного слоя почвы. С целью уменьшения количества этих примесей, следует использовать удобрения только высокого качества. Добиться этого можно путём ужесточения административного наказания за данные правонарушения, а также увеличения количества проверок государственными органами, осуществляющими надзор в этой области.
Человек и гражданин на протяжении всей своей сознательной жизни обязан уважать права и свободы других лиц. Это предписание требует развитого правосознания в человеке, ведь это особенно важно
в случае, когда права другого лица становятся помехой к реализации персональных желаний.
Эта обязанность является как правовой, так и моральной в современном мире становится все больше случаев невыполнения этой обязанности. Мы должны толерантно относиться к каждой национальности, каждому вероисповеданию.
Мы как граждане демократического государства обязаны не допустить так называемое «царство сильных». Речь идет о людях богатых и малообеспеченных. Не должно устанавливаться неравенство, а должно быть взаимопонимание и уважение между людьми разных слоев населения.
Итак, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что без названных конституционных обязанностей человека и гражданина немыслимо существование правового государства. В них суммируются наиболее важные требования, в реализации которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение его к государственным и общественным интересам.
Список литературы
1. Маремкулов А.Н. К вопросу изучения принудительного правотворчества как способа устранения правотворческих ошибок // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 3. С. 32-35.
2. Соломонова В.В., Рыжков А.О., Шуваева Ю.В. Защита и охрана государственной границы: правовая основа, методы модернизации и обеспечения стабильного функционирования проведения контрольных операций // Территория науки. 2015. № 5. С. 163-169.
3. Банников К.Л. Принципы культурогенеза в режимных сообществах. Социально-антропологический анализ российской армии второй половины XX века / диссертация доктора исторических наук: 07.00.07. - Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2009.
4. Гура Г.М. Конституционно-правовые аспекты права обвиняемого на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей в обеспечении судебной защиты прав и свобод человека // Территория науки. 2015. № 4. С. 107-112.
5. Маремкулов А.Н. К вопросу исследования языка законодательных актов (на примере законов Кабардино-Балкарской республики) // Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы Материалы научно-практической конференции. 2010. С. 100-103.
6. Маремкулов А.Н. Проблемы соблюдения законодательной технологии в законодательных актах субъектов Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской республики) // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 3. С. 71-76.
Кузнецова С.П.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ И РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: административная реформа, органы местного самоуправления, муниципальные и государственные услуги, электронный документооборот.
Аннотация: в настоящей статье представлены правовые и практические аспекты реализации административной реформы в муниципалитетах.
Keywords: administrative reform, local governments, municipal and public services, electronic document.
Abstract: This article presents the legal and practical aspects of implementation of the administrative reform in the municipalities.
Одним из основных принципов правового регулирования местного самоуправления является принцип учета исторических особенностей такого развития [1]. Его с полным основанием можно отнести к числу принципов местного самоуправления, под которыми следует понимать основные идеи и руководящие начала, на основе которых происходит формирование правовой базы развития местного самоуправления.
Важность принципа учета исторических особенностей местного самоуправления определяется тем, что в каждой стране развитие местного самоуправления имеет свои особенности, которые определяются историческим прошлым данной страны, менталитетом ее населения, и, в свою очередь, оказывают влияние на динамику государственно-правовых институтов [2-3].
Современный этап развития России характеризуется самыми масштабными со времени принятии Конституции РФ преобразованиями политического устройства [4-5]: проведение административной реформы, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления - системы публичной власти в целом. Вектор приоритетов внутренней политики государства на