Научная статья на тему 'Развитие конкурентной среды на региональном строительном рынке в сельской местности'

Развитие конкурентной среды на региональном строительном рынке в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / СТРОИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК / ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев А.А.

В статье рассматриваются современные условия, возможности, проблемы и направления развития конкурентной среды жилищного строительства в сельской местности. Исследуются региональные аспекты и особенности стратегии развития жилищной политики, определяются приоритеты развития и перспективы их достижения. Особое внимание уделяется Программе «Устойчивое развитие сельских территорий», а так же вопросам межрегиональной дифференциации социально-экономического развития и актуальным задачам взаимодействия бизнеса и власти в целях обеспечения жильем сельских граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие конкурентной среды на региональном строительном рынке в сельской местности»

3. Sinegovskii, M. Current Status of Soybean Industry and Research in the Russian Federation / M. Sinegovskii, Sh. Yuan, V. Sinegovskaya, T. Han // Soybean science. - 2018. Vol. 37. - No. 1. - P. 1-7

4. Resolution of the Government of the Amur Region dated 13.07.2012 № 380 "On the approval of the strategy of social and economic development of the Amur Region for the period until 2025" [Electronic resource]. - Access mode: URL: http: //mer.amurobl.ru/ckeditor_assets/attachments/355/strat_raz_do_2025.pdf.

5. Porter M. Competition: Trans. with English. - M .: Williams Publishing House, 2006. - 608 p.

6. Sycheva I.N., Permyakova Ye.S., Kuzmina N.N. Clusters in the innovative development of regional agribusiness. // Modern trends in the development of science and technology. - 2015. - No. 3-3. - P. 110-112.

7. Kundius V.A. Formation of clusters in rural areas - the basis for innovative development of agro-industrial production // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2012. - № 2. - P. 56-60.

8. Romanov A.E. Agro-industrial clusters: theory and practice. - Tula: Grif and To, 2009. - 365 p.

9. Arashukov V.P. State and prospects of development of cooperation in the agrarian sector of the economy. -Moscow: NIPPC Voskhod-A LLC, 2011. - 220 p.

10. Anichkina O.A. Principles for forming clusters of small and medium-sized businesses in the agroindustrial complex: materials of the International Scientific Conference "Problems of the Modern Economy". - Chelyabinsk, 2012. - 39 p.

11. Batov G.Kh., Serdyukova L.N., Tambieva J.A. Features of formation of agroindustrial clusters in the agroindustrial complex // Issues of Economics and Law. - 2011. - No. 42. - P. 105-109.

12. Kastornova T.N. Development of agro-industrial integration in grain production // Bulletin of MichAU. -2014 - - No. 1. - P. 129-132.

13. Operational data of the Ministry of Agriculture of the Amur Region. Information on agricultural works [Electronic resource]. - Access mode: http://www.agroamur.ru/svodka.html.

УДК 332.1:339.137

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬНОМ РЫНКЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

ЛЕБЕДЕВ А.А.,

аспирант ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», e-mail: shashutoff@yandex.ru.

Реферат. В статье рассматриваются современные условия, возможности, проблемы и направления развития конкурентной среды жилищного строительства в сельской местности. Исследуются региональные аспекты и особенности стратегии развития жилищной политики, определяются приоритеты развития и перспективы их достижения. Особое внимание уделяется Программе «Устойчивое развитие сельских территорий», а так же вопросам межрегиональной дифференциации социально-экономического развития и актуальным задачам взаимодействия бизнеса и власти в целях обеспечения жильем сельских граждан.

Ключевые слова: жилищное строительство; строительный рынок; жилищная политика, конкурентная среда, сельские территории.

DEVELOPMENT OF A COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE REGIONAL CONSTRUCTION MARKET IN RURAL AREAS

LEBEDEV A.A.,

post-graduate student of the State Educational Institution "South-Western State University", e-mail: shashutoff@yandex.ru

Essay. The article considers modern conditions, opportunities, problems and directions of development of the competitive environment of housing construction in rural areas. Regional aspects and features of the strategy of housing policy development are investigated, development priorities and prospects for their achievement are determined. Particular attention is paid to the Program "Sustainable Development of Rural Territories", as well as to the issues of interregional differentiation of social and economic development and urgent tasks of interaction between business and government in order to provide housing for rural citizens.

Keywords: housing construction; construction market; housing policy, competitive environment, rural areas.

Введение. Долгосрочное развитие регионов России включает определение резервов, перспективную область экономического роста. С другой стороны,

социальная политика, направленная на улучшение качества жизни граждан, создает условия для формирования и эффективной реализации экономиче-

ского потенциала по всем различным характеристикам. Конкурентоспособность экономики повышает ее эффективность, обеспечивает рост производительности труда и интенсивность инвестиционных и инновационных процессов.

Усиление конкуренции в жилищном строительстве в сельских районах, благодаря его высокому мультипликативному эффекту, имеет потенциал для необходимого экономического развития и роста. Приоритетными целями и задачами российской жилищной политики являются, прежде всего, рост жилищного строительства, особенно малоэтажных зданий, развитие инфраструктуры в сельской местности и снижение стоимости жилья.

Результаты исследования. В вопросе обеспеченности населения доступным жильем, как правило, речь идет о городских жителях. В месте с тем, не меньшее значение имеет вопрос обеспеченности жильем в сельской местности.

В сельской местности проживает 39,2 млн. человек, что составляет почти треть её граждан. Социально-демографическая ситуация в сельской местности всегда имела свои особенности, как показано на рисунке 1.

С начала двадцать первого века наблюдается устойчивое развитие сельских районов. Устойчивое функционирование агробизнеса позволяет обеспечивать продовольственную безопасность и экспортировать часть продукции. Кроме того, именно благоустроенность рассматриваемой сферы является одним из факторов, влияющих на качество жизни населения. Сельская местность нераздельно связана со сфе-

рой инфраструктуры и строительства, при этом большое значение имеет конкурентная среда в данном аспекте. Развитие строительного рынка в регионах невозможно без привлечения и притока населения из городов в сельскую местность.

К проблемам этого сектора можно отнести: низкий приоритет и роль сельских территорий; социально-экономическое положение в стране; неблагоприятные условия для осуществления данного вида деятельности; недостаток комфортного жилья и инфраструктуры. Неблагоприятная и нестабильная ситуация обусловлена слабым финансированием данной отрасли.

Ухудшение жизни в сельской местности особо заметно по сокращению числа деревень и поселков. Буквально за двадцать лет их количество уменьшилось на 9 тысяч. Люди попросту не видят перспективы жизни в данной местности и тянутся в крупные города. Данный процесс ведет к постепенному вымиранию сел и деревень. Вследствие того, что люди покидают определенные территории, происходит выбывание земель сельскохозяйственного назначения из всеобщего оборота. То есть за продуктивными землями никто не ухаживает, и они остаются пустовать.

Программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [1] была разработана для решения этих негативных факторов и предусматривает улучшение условий для проживания в данной местности.

Особенности сельских поселений

Характер расселения: рассредоточенность, преобладание частного, одно семейного

жилищного фонда

Социально-демографическая структура населения, оолее низкий уровень жизни, уровень образования н квалификации

Специфика форм человеческого общения (зачастую все жители знают друг друга)

Более низкий уровень развития инженерной н социальной инфраструктуры посе

лений

Характер местной экономики: земля как основной природный ресурс, значнтель ная роль личных хозяйств в производстве продукции, сезонный характер занято

стн

Худшая транспортная доступность и обеспеченность современными средствами

связи

Более значительная роль исторических, культурных, сословных (казачество),

национальных традиций

Рисунок 1 - Особенности сельских поселений

Комфорт жизни в селе отстает от городов в несколько раз. Молодые специалисты не стремятся отказываться от прелестей городских удобств. Родители не хотят, чтобы их дети ходили в ветхие школы. Многие жители уезжают в поисках лучшей жизни по причине отсутствия должного медицинского обслуживания. Даже если оно есть, то, скорее всего, труднодоступно. Объектов культуры и досуга настолько мало, что они удовлетворяют потребности лишь трети жителей сел и деревень России. Все это способствует миграционным процессам, участниками которых становится преимущественно население трудоспособного возраста.

Проект, который должен обеспечить устойчивое развитие сельских районов до 2020 г., делится на два этапа. Реализация первого находилась во временном диапазоне с 2014 по 2017 гг. Второй, соответственно, охватит следующие три года - с 2018 по 2020 включительно.

Реализация первой части плана заключается в том, чтобы уравнять качество жизни и обеспеченность сельских территорий в разных регионах. Для

этого из федерального бюджета выделены средства, которые распределяются обратно пропорционально обеспеченности местности таблица 1.

Каждая территория должна быть оценена со стороны перспективы долгосрочного развития и общего потенциала. Также планируется, что агропромышленный комплекс должен достичь в своем развитии требуемых показателей Всемирной торговой организации. Для этого должны быть проведены мероприятия, которые помогут в этом. И прежде всего, будет проведена работа по улучшению условий жизнедеятельности в сельской местности. Второй этап реализации плана. Если первая часть проекта закладывает основную базу, то вторая обеспечивает темпы. Стабильное и устойчивое развитие сельских территорий возможно лишь при условии постоянного поддержания положительной динамики роста показателей жизнеобеспеченности. То есть, начиная с 2018 г. и до окончания программы государство обязуется удовлетворять все потребности сельского населения в целях улучшения качества жизни.

Направления п источники финанс нр о вания I этап 11 этап Всего

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2014 -2020 гг.

1. Улучшение жнлишных условии граждан, пр оживающих б сельской местности 15066,7 15066,7 16801,0 18752,0 21831,3 2524Э,3 29005,7 141771,7

В том числе: обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов 8400,0 Э400,0 9367,0 10454,6 12171,4 14076,4 16171,3 79040,7

2. Развитие сети оошеофазо-вательньлх учрежджий в сельской местности 1666,7 1666,7 1904,5 2184,6 2636,0 3109,9 3651,6 16820,0

3. Развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов 666,7 666,7 761,8 873,9 1054,4 1244,0 1460,6 6728,1

4. РазЕнтне сети плоскостных спортивных соаружэшйв сельской местности 500,0 500,0 571,4 655,4 790,8 933,0 1095,4 5046,0

5. Развитие культур но-досут обой деятельности в сельской местности 0,0 0,0 1333,3 1529,4 1845,4 2177,1 2556,3 9441,5

6. Развитие газификации в сельской местности 3866,7 3866,7 4418,6 5068,3 6115,6 7214,7 8471,4 39022,0

7. Развитие водоснаожения в сельской местности 4400,0 4400,0 5028,0 5767,3 6959,0 8210,0 9640,0 44404,3

8. Поддержка комплексной компактной застр ойкн сельских поселжий 3333,4 3333,4 3809,1 4369,2 5272,0 6219,6 7303,0 33639,7

9. Грантовая подд^зюаместных инициатив сельских с о обществ по улучшению условий жизнедеятельности 200,0 200,0 223,0 249,0 289,8 335,2 385,0 1882,0

10. По ошреннеи популяризация достижений в сфере сельского развития 45,0 45,0 47,7 50,8 53,8 56,6 59,2 358,1

11. Научно-методическое о б еспеч ение и пр о ведение НИОКР в рамках реализации м ер о пр ихтий Пр о граммы 5,0 5,0 7,0 7,0 10,0 10,0 10,0 54,0

Всего по Программе 29-50.2 29750.2 34905.4 39506.9 46858.1 54-58.4 63638.2 29916-.4

Таблица 1 - Объемы финансирования ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [1] по направлениям, источникам и видам расходов

В миллионах рублей

Стратегия устойчивого развития сельских территорий предполагает собой сосредоточение ресурсов. Это обеспечивается за счет возведения объектов социального значения, и, прежде всего, должна быть сформирована инженерная инфраструктура. Это приведет к появлению рабочих мест и свободных вакансий, которые должны привлечь жителей России. Это в свою очередь будет положительно влиять на развитие конкурентной среды регионального строительного рынка в сельской местности.

При формировании программы необходимо учитывать мнение жителей сельской местности и получать, таким образом, обратную связь. Ведь без учета таких данных нельзя добиться действительно хорошего и устойчивого результата. Для реализации программы необходимо обеспечить населенные пункты всем необходимым для нормальной жизнедеятельности, возвести не только объекты инфраструктуры, но и жилые строения. Для этого в бюджете страны предусматриваются резервные средства, которые должны пойти на возведение и ремонт жилых объектов, а также приобретение зданий. Проектом предусматривается вариант помощи жителям в покупке или строительстве дома в виде частичного погашения трат на данные действия. Также рассчитывается наиболее удобный механизм ипотечного кредитования согласно данной программе. Государство в свою очередь планирует привлекать к процессу возведения частный капитал в виде помощи инвесторов.

Выполнение этих задач в современных условиях может быть достигнуто путем масштабной модернизации, внедрения инновационного развития и технологий, как строительства, так и производства строительных материалов. Проблема доступности жилья связана с уровнем и условиями развития строительной отрасли с поддержкой государства в сфере жилищной политики, механизмам и инструментарием ее воплощения в жизнь, критериями персональной согласованности, с экономическим стимулированием.

Основными перспективными направлениями развития конкурентной среды для жилищного строительства и прежде всего условия предоставления современного и качественного жилья гражданам в сельских районах при помощи реализации программы «Устойчивое развитие сельских территорий», является модернизация старых и ветхих жилищ, малоэтажное строительство, жилищные инновации, ипотечное кредитование.

Однако в настоящее время существует множество ограничений на строительном рынке в конкурентной среде, а также большая сдержанность в развитии массового жилищного строительства объективного и субъективного характера. Для всех этих направлений развития рынка жилья наиболее актуальной проблемой является необходимость разработки новой производственной базы. Внедрение современных, эффективных строительных технологий и инновационных строительных материалов сокращает сроки строительства, снижает затраты и способствует

строительству эконом-жилья, малоэтажных, промышленных зданий, насыщает рынок аренды.

Относительно низкая доля новых технологий на данный момент в общем объеме не представляет реальной возможности для инновационного развития и роста. Процессы модернизации и внедрения инноваций в жилищное строительство позволяют решить (и частично решают) конкурентную среду на региональном строительном рынке в сельской местности. В качестве особой меры, стимулирующей модернизацию жилищного строительства, необходимо вспомнить об ужесточении промышленных стандартов энергоэффективности, экологичности и безопасности жилья. В то же время только доступность жилья для населения обеспечит рост спроса, увеличение темпов строительства и ввода в эксплуатацию, станет эффективным экономическим стимулом для качественного развития, как национальной экономики, так и регионов России. Важным фактором в сельских районах является не только наличие жилья, но и развитая инфраструктура. Чтобы определить и проанализировать перспективы развития, необходимо понять текущее состояние жилищного строительства, тенденции развития и проблемы. Очевидно, что развитие строительства в сельской местности и развитие конкуренции в значительной степени зависят от симбиоза государственной поддержки и предпринимательства.

Низкая активность инвестиционного бизнеса, снижение покупательной способности населения, а также общая макроэкономическая ситуация являются серьезными препятствиями для интенсивного развития жилищного сектора в сельских территориях.

Изменения, происходящие на рынке жилья, оказывают значительное влияние на региональную экономику в целом и создают проблемы для социально-экономического развития регионов России. Однако из-за некоторых особенностей строительства (наличие «временных» задержек) масштабы и степень выполнения жилья в настоящее время не полностью отражают фактические условия и основные проблемы.

Относительно серьезными проблемами можно назвать: увеличение эксплуатационных расходов строительных компаний; рост стоимости строительных материалов; ужесточение правовых и финансовых условий для деятельности участников жилья. В частности, стоит отметить изменения в Градостроительном кодексе и 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» [2] и сложность обязательных требований к уставному капиталу застройщиков, а также многие другие изменения. С одной стороны, эти меры направлены на стабилизацию рынка жилья и снижение рисков совместного строительства. С другой стороны - это увеличение издержек, увеличение стоимости жилья и, как правило, оно приводит к сокращению темпов строительства в российских регионах.

Влияние регионального управления и региональной экономики на развитие конкурентной среды на строительном рынке в современной социальной и

жилищной политике имеет решающее значение во многих отношениях. Основными проблемами являются соблюдение федеральных полномочий в реализации приоритетных задач в области жилищного строительства, а также разработка моделей и механизмов развития строительного рынка в российских регионах. Это требует решения широкого круга задач, постоянно совершенствуя и оптимизируя методы реализации.

Вывод. Реализация государственной программы позволяет улучшить социально-экономическое положение сельских районов, улучшить качество жизни сельского населения. Реализация таких проектов способствует улучшению сельских территорий, повышению интереса и открытию инициативы сельских жителей, особенно молодежи. Но в сельских территориях роль государства частична и она работает только с самими рыночными механизмами и для этой цели необходимо дальнейшее развитие бизнеса.

Список использованных источников

1. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»[Электронный источник]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/27397.html/

2. Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ (последняя редакция) "[Электронный источник]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51038/

3. Рахман И.А. Рынок недвижимости. - М.: Экономика, 2005.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 996 с.

List of sources used

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.07.2013 N 598 "On the federal targeted program" Sustainable development of rural areas for 2014 - 2017 and for the period until 2020 "[Electronic source]: http://www.consultant.ru/ law / hotdocs / 27397.html /

2. Federal Law "On Participation in Shared Construction of Apartment Buildings and Other Real Estate Objects and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 30.12.2004 No. 214-FZ (last version) "[Electronic source]: http: // www .consultant.ru / document / cons_doc_LAW_51038 /

3. Rahman IA Real estate market. - Moscow: Economics, 2005.

4. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015: P32 Stat. Sat. / Rosstat. - M., 2015. - 996 p.

УДК 631.153

АГРАРНАЯ СТРУКТУРА РОССИИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРИБЫТКОВА И.И.,

научный сотрудник, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт экономики организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района»,monitoringr@mail.ru, тел.89103458777.

Реферат. В статье рассматривается аграрная структура сельского хозяйства, как России в целом, так и Центрально-Черноземного района и ее влияние на устойчивое развития сельского хозяйства. Приводится характеристика современной организационно-хозяйственной структуры аграрной экономики России. Сделан вывод, что в настоящее время возможно существование и функционирование в современной России как крупных, так и мелких форм организации сельхозпроизводства. Повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства возможно при условии развития многоукладности в аграрной сфере. Дается определение каждой категории хозяйств. Рассматриваются структуры сельскохозяйственных организаций и анализируются их основные экономические показатели. Делается анализ структуры производства продукции сельского хозяйства в крестьянско-фермерских хозяйствах в Центрально-Черноземном районе и Российской Федерации за ряд лет. Анализируются и личные подсобные хозяйства в структуре производства продукции также за ряд лет. Приводятся расчеты по сравнительной эффективности сельскохозяйственных организаций, личных подсобных хозяйств и крестьянско-фермерских хозяйств. Каждый социально-экономический уклад имеет свои особенности, связанные с его природой, историей становления и развития, с условиями деятельности на определенном этапе развития рыночных отношений в аграрном секторе экономики. Все это определяет эволюцию и перспективы того или иного сельскохозяйственного уклада. Задачей реформирования аграрной структуры является правильный выбор организационно-правовых форм хозяйствования, который позволит обеспечить высокую эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий. Повышение эффективности в аграрной сфере сельскохозяйственного производства, по мнению автора,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.