Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ'

РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные конфликты / педагог / среднее образование / конфликтологическая компетентность / наставничество / образовательный процесс / social conflicts / teacher / secondary education / conflict resolution competence / mentoring / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагайцев Виктор Валентинович, Пустовалова Елена Валерьевна, Соболева Евгения Александровна

Новые социальные вызовы, особенности организации современного образовательного пространства, условия реализации образовательных услуг определяют востребованность конфликтологических знаний и навыков у педагогов современной школы. Важное место занимает осмысление условий формирования и совершенствования конфликтологических знаний и навыков. Целью исследования является изучение проблемы развития конфликтологической компетентности школьного педагога в педагогическом коллективе. Авторы анализируют основные аспекты, определяющие значимость конфликтологического знания для сотрудников образовательного учреждения, а также выявляют проблемы его формирования и развития в отдельно взятом образовательном учреждении. В исследовании были использованы анкетный опрос, глубинное интервью и анализ документов. Такая совокупность методов позволила определить, насколько востребована данная компетентность педагогами гимназии, есть ли необходимость в совершенствовании их конфликтологических знаний и навыков и все ли условия для этого созданы. Исследование проведено на базе МБОУ «Гимназия № 80». Исследование показало наличие у педагогов потребности не только в организации информационной поддержки в рамках данной компетентности, но и внедрения практики наставничества, осуществляемой опытными педагогами гимназии. Выявлена высокая степень готовности педагогов к совершенствованию знаний по профилактике, предупреждению, диагностике, регулированию и разрешению конфликтов. Основной отличительной особенностью исследования является то, что базовым направлением стало не только оценивание уровня компетентности педагогов, но и выявление проблем, связанных с развитием конфликтологической компетентности педагогов. Полученные результаты исследования позволили разработать систему рекомендаций для руководства гимназии по проведению мероприятий, направленных на дальнейшее развитие конфликтологической компетентности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагайцев Виктор Валентинович, Пустовалова Елена Валерьевна, Соболева Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONFLICT RESOLUTION COMPETENCE AMONG TEACHERS

New social challenges, peculiar features of organizing the modern educational space, conditions of implementing educational services determine the demand for conflict resolution knowledge and skills among teachers in modern schools. An important place is taken by understanding the conditions for the formation and improvement of conflict resolution knowledge and skills. The study aims to investigate the problem of developing conflict resolution competence among school teachers in the pedagogical team. The authors analyze the main aspects, determine the importance of conflict resolution knowledge for the staff of an educational institution, and identify the problems in its formation and development in a particular educational institution. The study used a survey, in-depth interviews, and document analysis. This combination of methods enabled to determine how much this competence is in demand among gymnasium teachers, whether there is a need to improve their conflict resolution knowledge and skills, and whether all the conditions for this have been created. The study was conducted at the Municipal Budgetary General Education School No. 80. The study showed that teachers have a need not only for organizing information support within conflict resolution competence but also for the implementation of mentoring practice carried out by experienced gymnasium teachers. The authors revealed a high degree of readiness of teachers to improve their knowledge in conflict prevention, diagnosis, regulation, and resolution. The novelty of this study is that the main focus was not only on assessing the level of teachers' competence, but also on identifying problems related to the development of teachers' conflict resolution competence. The results allowed to develop a system of recommendations for the gymnasium management on implementing measures aimed at further developing teachers' conflict resolution competence.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Научная статья

УДК 378.126

DOI: 10.14529^240207

РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

В.В. Нагайцев1, nvvv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0231-8592

Е.В. Пустовалова1, alenawalera@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4078-8897

Е.А. Соболева2, mbou.gym80@barnaul-obr.ru

1 Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

2 Гимназия № 80, Барнаул, Россия

Аннотация. Новые социальные вызовы, особенности организации современного образовательного пространства, условия реализации образовательных услуг определяют востребованность конфликтологических знаний и навыков у педагогов современной школы. Важное место занимает осмысление условий формирования и совершенствования конфликтологических знаний и навыков. Целью исследования является изучение проблемы развития конфликтологической компетентности школьного педагога в педагогическом коллективе. Авторы анализируют основные аспекты, определяющие значимость конфликтологического знания для сотрудников образовательного учреждения, а также выявляют проблемы его формирования и развития в отдельно взятом образовательном учреждении. В исследовании были использованы анкетный опрос, глубинное интервью и анализ документов. Такая совокупность методов позволила определить, насколько востребована данная компетентность педагогами гимназии, есть ли необходимость в совершенствовании их конфликтологических знаний и навыков и все ли условия для этого созданы.

Исследование проведено на базе МБОУ «Гимназия № 80». Исследование показало наличие у педагогов потребности не только в организации информационной поддержки в рамках данной компетентности, но и внедрения практики наставничества, осуществляемой опытными педагогами гимназии. Выявлена высокая степень готовности педагогов к совершенствованию знаний по профилактике, предупреждению, диагностике, регулированию и разрешению конфликтов. Основной отличительной особенностью исследования является то, что базовым направлением стало не только оценивание уровня компетентности педагогов, но и выявление проблем, связанных с развитием конфликтологической компетентности педагогов. Полученные результаты исследования позволили разработать систему рекомендаций для руководства гимназии по проведению мероприятий, направленных на дальнейшее развитие конфликтологической компетентности педагогов.

Ключевые слова: социальные конфликты, педагог, среднее образование, конфликтологическая компетентность, наставничество, образовательный процесс

Для цитирования: Нагайцев В.В., Пустовалова Е.В., Соболева Е.А. Развитие конфликтологической компетентности педагогов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2024. Т. 16, № 2. С. 73-82. БО!: 10.14529^240207

Original article

DOI: 10.14529/ped240207

DEVELOPMENT OF CONFLICT RESOLUTION COMPETENCE AMONG TEACHERS

V.V. Nagaytsev1, nvvv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0231-8592

E.V. Pustovalova1, alenawalera@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4078-8897

E.A. Soboleva2, mbou.gym80@barnaul-obr.ru

1 Altai State University, Barnaul, Russia

2 Gimnasium № 80, Barnaul, Russia

Abstract. New social challenges, peculiar features of organizing the modern educational space, conditions of implementing educational services determine the demand for conflict resolution knowledge and skills among teachers in modern schools. An important place is taken by understanding the conditions for the formation and improvement of conflict resolution knowledge and skills. The study aims to investigate

© Нагайцев В.В., Пустовалова Е.В., Соболева Е.А., 2024

the problem of developing conflict resolution competence among school teachers in the pedagogical team. The authors analyze the main aspects, determine the importance of conflict resolution knowledge for the staff of an educational institution, and identify the problems in its formation and development in a particular educational institution. The study used a survey, in-depth interviews, and document analysis. This combination of methods enabled to determine how much this competence is in demand among gymnasium teachers, whether there is a need to improve their conflict resolution knowledge and skills, and whether all the conditions for this have been created.

The study was conducted at the Municipal Budgetary General Education School No. 80. The study showed that teachers have a need not only for organizing information support within conflict resolution competence but also for the implementation of mentoring practice carried out by experienced gymnasium teachers. The authors revealed a high degree of readiness of teachers to improve their knowledge in conflict prevention, diagnosis, regulation, and resolution. The novelty of this study is that the main focus was not only on assessing the level of teachers' competence, but also on identifying problems related to the development of teachers' conflict resolution competence. The results allowed to develop a system of recommendations for the gymnasium management on implementing measures aimed at further developing teachers' conflict resolution competence.

Keywords: social conflicts, teacher, secondary education, conflict resolution competence, mentoring, educational process

For citation: Nagaytsev V.V., Pustovalova E.V., Soboleva E.A. Development of conflict resolution competence among teachers. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2024;16(2):73-82. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped240207

Введение

Процессы поступательного социально-экономического и социокультурного развития России закономерно меняют отношение к субъектам профессиональной деятельности во всех сферах общества, требуя от них высокого уровня профессионально-личностной компетентности и готовности к новым видам деятельности. Одной из таких сфер выступает система образования, в которой сейчас активно происходят процессы цифровизации, модернизации и реформирования, в центре которых оказывается личность педагога. Вопросы образования в Российской Федерации стали особенно актуальны в начале XXI века, когда в условиях активных преобразований сформировалась образовательная ситуация, которая отличается усилением роли педагога в процессе обучения, возросшим влиянием Интернета на формирование и становление личности обучающегося, возрождением патриотического воспитания школьников.

В контексте складывающейся ситуации особая роль отводится педагогическим кадрам организаций общего (среднего) образования. Активизируется поиск новых направлений для повышения профессионального уровня педагогов, создания и реализации соответствующих условий их профессионального роста, так как современный учитель должен быть готов совершенствовать свое мышление, определять пути дальнейшего профессиональ-

ного развития, адекватно реагировать на возникающие вызовы. Качество образования во многом определяется компетентностью педагогов. Она выражается в различных аспектах их профессиональной деятельности, использовании ими научно-методических средств, составляющих педагогический арсенал педагога. Специфика профессиональной деятельности педагога такова, что она сопровождается высоким уровнем нагрузок психоэмоционального характера, происходит в форме непосредственного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Выполнение возникающих в процессе работы задач во многом зависит от готовности педагога к взаимодействию с окружающими. Перечень универсальных компетенций педагога, позволяющих успешно реализовываться в своей профессии, включает в себя системное и критическое мышление, разработку и реализацию разнообразных проектов, командную работу и лидерство, коммуникацию (в том числе в ситуации конфликта), межкультурное взаимодействие, самоорганизацию и саморазвитие. Компетентностный подход в образовании связан с переходом на систему формирования у педагога определенных устойчивых алгоритмов действия в образовательном пространстве. Эффективность деятельности педагогов напрямую зависит от их успехов в межличностном взаимодействии с другими людьми. Важнейшими из личностных качеств

педагога школы становятся такие качества, как воспитанность, дружелюбность, вежливость, уверенность в себе и умение быстро распознавать конфликты, решительность и др. Владение этими качествами становится значимым для любого педагога, что обеспечивает выполнение им профессиональных задач при взаимодействии с обучающимися, их родителями и коллегами. К современному педагогу предъявляются качественно новые личностные требования, в частности, умение работать в достаточно конфликтогенной образовательной среде, разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов, применять технологии конфликторазрешения в коллективе.

Конфликты в организациях - явление достаточно частое. Наличие большого числа конфликтов обусловливает необходимость формирования и развития конфликтологической компетентности специалистов в их профессиональной деятельности. В современном российском обществе крайне остро ощущается потребность в специалистах, компетентных в вопросах конфликторазрешения. Педагог среднего (общего) образования в своей профессиональной деятельности практически ежедневно сталкивается с различными конфликтными ситуациями (межличностные споры с обучающимися, их родителями или коллегами, управленческие, производственные конфликты и т. д.).

Обзор литературы

В научной литературе конфликтологическая компетентность рассматривается авторами как особое свойство личности, демонстрирующее ее готовность к конструктивному диалогу с оппонентами и понимание всей ответственности за принятие решений по возникшему конфликту [4, 6, 17]. Конфликтологическая компетентность личности является частью общей коммуникативной компетентности человека (компетентности в области межличностных взаимодействий). Способности человека, связанные с управлением своим поведением в конфликтной ситуации, формируются в процессе его развития и зависят от множества факторов. Среди таких факторов авторы называют воспитание, образование, культурную среду, социальное научение, опыт участия в конфликтных ситуациях, эмоциональную устойчивость, конфликтность личности, агрессивность и т. д. [9, 10, 12, 16, 18, 19].

Успешность профессиональной деятельности педагога зависит, в том числе от компетентности в области разрешения конфликтов, т. е. от того, как он справляется с конфликтами, какие стратегии поведения применяет, как реагирует на конфликт в эмоциональном плане и т. п. Значимость навыков управления конфликтами подтверждается самой педагогической практикой. Конфликтологическая компетентность педагога рассматривается в научной литературе как один из важнейших элементов его профессионализма [5, 13, 14]. В современных исследованиях часто отмечается, что уровень конфликтологической компетентности населения РФ в целом и педагогов в частности нельзя считать достаточным [8, 11, 20]. Формирование конфликтологической компетентности педагогов требует перестройки содержания и методов их подготовки, включая получение и углубление ими своих конфликтологических знаний.

Проблема конфликтологической компетентности является не только сложной, комплексной, но и достаточно противоречивой, дискуссионной. В современной методологии отсутствует единый исследовательский подход к трактовке понятия «конфликтологическая компетентность», к обоснованию струк-турно-уровневой характеристики конфликтологической компетентности, к построению эмпирических показателей конфликтологической компетентности в профессиональной деятельности педагога. Так, Т.В. Красникова в своей статье «Конфликтологическая компетентность педагога: содержание и структура» приводит шесть вариантов определения этого понятия. Она отмечает, что общим для них является наличие в данной компетенции навыков управления конфликтом извне. Автор также отмечает комплексный характер конфликтологической компетентности, включающий в себя как теоретический (знаниевый) уровень, так и прикладной, опирающийся на сформированные умения и навыки работы с конфликтом [7].

Вместе с тем в научной литературе присутствует установка, объединяющая практически все направления исследований в этой области. Это понимание необходимости в современных условиях развития конфликтологической компетентности педагогов. Приводятся разные значимые аргументы в пользу данного тезиса. Н.Н. Андреева выделяет два важных аспекта: внешние условия, в которых

развивается система российского образования и конкретные требования образовательной политики государства, отраженные в том числе и в профессиональном стандарте педагога [1]. Е.А. Башмакова в качестве аргумента в пользу усиления внимания к развитию данной компетенции приводит необходимость роста статуса педагога, который возможен в том числе и за счет его способности быстро, качественно диагностировать и управлять конфликтами

[2]. Г.Р. Шагивалеева справедливо отмечает, что конфликтологическая компетентность педагога сегодня является неотъемлемой частью его культуры, определяющей эффективность образовательной деятельности [15].

Следует признать, что данная компетентность необходима и востребована в системе образования. Поэтому изучение условий развития конфликтологической компетентности педагогов является одной из важнейших задач

[3]. Особенно важно понимать специфику педагогического коллектива и учитывать потребности педагогов, условия их труда и иные факторы, которые могут влиять на качество процесса совершенствования конфликтологических умений и навыков. Состояние изученности проблемы свидетельствует о том, что, несмотря на определенный уровень ее теоретической и практической разработанности, сохраняет свою актуальность вопрос о проведении дальнейших исследований развития конфликтологической компетентности педагога средней школы. Необходимо изучать эти особенности в отдельном коллективе, чтобы повысить эффективность условий развития конфликтологической компетентности педагогов школы. Такие исследования, как правило, представляют собой совокупность качественных и количественных эмпирических методов.

Методы

В 2022-2023 гг. в Барнауле на базе МБОУ «Гимназия № 80» было проведено эмпирическое исследование, целью которого стала разработка рекомендаций по созданию условий для дальнейшего развития конфликтологической компетентности педагогов гимназии. В ходе подготовки к исследованию был сформулирован ряд гипотез о том, что педагоги гимназии имеют навыки управления конфликтом, удовлетворены своей конфликтологической компетентностью, при урегулировании конфликтов они опираются прежде всего на свой жизненный опыт; желание активно развивать эту компетентность у большинства

педагогов присутствует, однако недостаток свободного времени актуализирует необходимость принятия мер по созданию условий для развития конфликтологической компетентности в самой гимназии.

Эмпирическое исследование проходило в два этапа. Зимой 2022 г. было проведено пилотажное исследование в виде анкетного опроса всех педагогов гимназии, которое позволило выявить самооценку педагогами своей конфликтологической компетентности и потребности в ее развитии, а также уточнить методы исследования, необходимые для получения объективных данных. Большинство педагогов гимназии (76 %) имеют педагогический стаж более 10 лет. 17 % имеют стаж от одного года до пяти лет и 7 % педагогов имеют стаж от пяти до десяти лет.

Результаты

Результаты опроса показали, что формирование конфликтологической компетентности происходит на основании жизненного опыта, в том числе профессионального педагогического, так ответили 49 % педагогов. Большой процент опрошенных (26 %) отметили, что их компетентность сформирована в вузе. У 19 % опрошенных конфликтологическая компетентность сформирована на очных курсах повышения квалификации, 9 % -на дистанционных курсах.

Педагогам предлагалось также оценить свою конфликтологическую компетентность. Все педагоги гимназии № 80 считают, что в разной степени, но владеют конфликтологической компетентностью. Результат показал, что распределение по уровню «владею и применяю на практике» и «знаю некоторые приемы урегулирования конфликтных ситуаций» распределились поровну - по 50 %. Педагогов, считающих, что они не владеют данной компетентностью, среди опрошенных нет. Педагоги, которые имеют большой стаж работы, оценивают себя как владеющие и применяющие на практике данную компетентность. Педагоги, имеющие небольшой педагогический стаж, отмечают, что знают только некоторые приемы. Большинство педагогов (56 %) высоко оценивают значимость конфликтологической компетентности для педагога, 36 % не считают ее очень значимой, а 4 % отрицают ее важность, остальные затруднились ответить.

Несмотря на то, что при самооценке конфликтологической компетентности никто из

опрашиваемых не ответил, что не владеет ею, все педагоги отмечают, что нуждаются в совершенствовании данной компетенции тем или иным способом. Предпочтения педагогов в выборе способов повышения своей конфликтологической компетентности распределились следующим образом. Наибольшее предпочтение (68 %) педагоги отдают обучению на курсах повышения квалификации. У 22 % есть желание самообразовываться. Равное количество опрошенных (по 5 %) выбрали «профессиональную переподготовку» и «другое». Повысить свою конфликтологическую компетентность, обучаясь в магистратуре по профилю, никто из педагогов желания не изъявил.

Для более глубокого понимания, какие условия необходимы педагогам для дальнейшего развития их конфликтологической компетентности, исследование было продолжено с применением качественных методов. В марте - апреле 2023 года было проведено глубинное интервью с участием 15 педагогов гимназии и анализа документов (Устава, Положения о конфликте интересов и сайта гимназии). Были получены следующие результаты.

Большинство респондентов к конфликту относятся неоднозначно, отмечая его негативные и положительные черты. Отмечают, что конфликты - неизбежная часть образовательного процесса. Педагоги в большинстве своем определяют свои способности разрешать конфликты как средние. Отмечают, что необходимо совершенствоваться в этой области.

Отвечая на вопрос «Можете ли Вы прогнозировать возникновение конфликта и что Вам в этом помогает?», практически все педагоги считают, что в той или иной степени владеют навыками прогнозирования конфликтных ситуаций. Некоторые педагоги считают возможным не только прогнозировать конфликты учащихся, но и осуществлять их профилактику, работая в тесном контакте с родителями и наблюдая за отношениями учащихся не только на уроке, но и вне его.

Чаще всего при урегулировании конфликтов в школе педагоги опираются на свой жизненный опыт. Только два респондента в качестве источника формирования опыта отметили знания, полученные в вузе. Основным способом урегулирования конфликтов большинство педагогов считает индивидуальную беседу. Некоторые предлагают перевести

конфликтную ситуацию в шутку. Никто из опрашиваемых не продемонстрировал знания нескольких или всех способов урегулирования конфликта.

Вместе с тем при ответе на вопрос о том, какую роль чаще всего педагог играет в работе с конфликтом, большинство респондентов ответили - роль посредника. По сути, педагогам жизненный опыт помогает выбрать правильную позицию и стратегию при урегулировании конфликта, однако отсутствие знания технологии процесса может снизить эффективность результата. Очевидно, что требуется более глубокое погружение в понимание механизмов управления конфликтом.

На вопрос «Знаете ли Вы о возможностях повышения квалификации в области разрешения конфликтов и есть ли у Вас такая потребность?» все педагоги отвечали, что знают о возможностях повышения квалификации, однако мнения по поводу необходимости посещения таких курсов разделились. Большая часть респондентов готова повышать свою конфликтологическую компетентность. Часть педагогов отмечают, что знают о возможностях, но потребности в повышении квалификации нет. Рассуждая о курсах повышения квалификации, педагоги отметили, что имеют возможность проходить их только дистанционно, а это снижает качество полученных знаний. Обратили внимание на то, что есть потребность в непосредственном кратковременном взаимодействии со специалистами в области конфликтологии для отработки отдельных практических навыков, возможно, в виде однодневных тематических тренингов.

В процессе интервью был задан ряд вопросов, связанных с потребностью педагогов в оказании им помощи при урегулировании сложных конфликтов. Большинство педагогов отметили, что чаще всего обращались за помощью к школьному психологу, особенно когда вопросы касались проблем, связанных с психологическими аспектами личности ребенка. Однако отмечалось и обращение к администрации гимназии в определенных случаях. Отдельно в интервью был выделен вопрос об отношении педагогов к практике наставничества. Педагоги со стажем отметили, что относятся к ней положительно, выражая готовность помочь молодым учителям, которые, в свою очередь, высказывались о том, что в этом нуждаются, и такая практика требует формального закрепления. Очевидно,

что практику наставничества необходимо включать в систему рекомендаций.

Многих педагогов заставил задуматься вопрос: «Какие меры Вы считаете необходимым внедрять в образовательный процесс, чтобы повысить конфликтологическую компетентность педагогов?». Были предложены такие варианты, как практические занятия, на которых можно было бы в игровой форме разбирать типичные школьные конфликты; тренинги по отдельным технологиям конф-ликторазрешения со специалистами; педагогические форумы - встречи с педагогами из других учебных заведений для обмена мнениями и опытом, отмечалась также необходимость работы с психологом по осмыслению психологических особенностей поведения в конфликте и т. д. Однако практически все педагоги оговаривали свою большую загруженность, которая влечет за собой необходимость организации подобных мероприятий дистанционно либо в пределах гимназии.

Анализ документов позволил обратить внимание на следующие моменты. Полномочиями решать вопросы, связанные с управлением конфликтами, возникающими в гимназии, наделены Управляющий совет гимназии и Совет учащихся гимназии. В их компетенцию входят в том числе участие в рассмотрении конфликтов между участниками образовательного процесса, а также содействие разрешению проблем, связанных с интересами учащихся. Однако педагоги в интервью практически не указывали на обращение к этим ресурсам в своей практике управления конфликтами. Судя по всему, данные инструменты рабочими не являются, практика конфликто-разрешения отсутствует.

Сайт гимназии представляет собой площадку для успешного интерактивного взаимодействий всех участников образовательного процесса. Это как информационный, так и по-знавательно-деятельностный ресурс, на котором можно осведомиться по ряду параметров или принять участие в совершенствовании работы гимназии. Однако на сайте, к сожалению, нет эффективного ресурса, посвященного конфликтологической поддержке участников образовательного процесса, который помогал бы своевременно диагностировать конфликты и грамотно ими управлять. Это говорит об отсутствии понимания значимости подобных мер для профилактики и своевременной диагностики конфликтов.

В гимназии также принято «Положение о конфликте интересов», которое призвано регламентировать деятельность образовательного учреждения для разрешения конфликтов, возникающих по разным причинам. Прописан порядок раскрытия конфликта интересов работником и механизм предотвращения и урегулирования конфликта интересов, разрешения конфликтных ситуаций. Сформулированы принципы и обязанности работника гимназии № 80 в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов. Указан порядок уведомления работодателя о конфликте интересов и правила ведения документации по данному вопросу. На данный момент обращений к этому ресурсу не зафиксировано.

Обсуждение

Регулирование межличностных конфликтов в образовательной среде гимназии № 80 г. Барнаула представляет собой деятельность всех участников образовательного процесса, и в первую очередь, администрации и педагогов, направленную на предотвращение возникновения и развития конфликтов. Методы и формы управления конфликтами заключаются в формировании в гимназии особой организационной культуры, основанной на социальной справедливости и солидарности; культуры поведения, уважения к правам личности; создании атмосферы взаимного доверия, взаимной толерантности; строгом соблюдении норм и законов; в организации совместной деятельности; в проведении мероприятий, ориентированные на формирование и развитие у педагогов и обучающихся конфликтологической компетентности и культуры конструктивного конфликторазрешения.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов гимназии № 80 г. Барнаула заключается в целой системе организованных мер и мероприятий по овладению ими ключе -вых конфликтологических знаний, умений и навыков (специальные обучающие курсы и тренинги, дискуссионные площадки, научно-исследовательские проекты и др.). Реализацию программ данной переподготовки педагогов необходимо осуществлять в процессе учебной, внеучебной и социально-активной деятельности учителей, что обеспечивает целостность, системность и эффективность данному виду деятельности.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов представляет собой деятельность, направленную на формирование

в образовательном учреждении особой организационной культуры, основанной на справедливости и солидарности, уважении прав личности, строгом соблюдении норм и законов; на создание в коллективе атмосферы взаимного доверия; на осуществление комплекса практических мероприятий по профилактике конфликтов, конфликтологическому обучению учителей, обмену опытом конструктивного решения конфликтов; изменение их мировоззрения и поведения в конфликте в рамках их учебной и внеучебной деятельности и т. п.

Выводы

По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Сформулированные гипотезы нашли свое подтверждение. Педагоги гимназии оценивают свою конфликтологическую компетентность положительно. Как правило, они при работе с конфликтом опираются на собственный жизненный опыт. Вместе с тем они отчетливо осознают потребность в освоении современных технологий урегулирования конфликтов, соответствующих требованиям времени. Значимость конфликтологической компетентности для педагогов гимназии высока. Педагоги испытывают определенные затруднения в управлении конфликтами и у большинства из них есть потребность в повышении квалификации без отрыва от профессиональной деятельности. Есть реальная необходимость создания условий для развития конфликтологической компетентности педагогов гимназии, которая отразилась в следующих рекомендациях.

Необходимы:

а) разработка и внедрение программы повышения уровня конфликтологической компетентности педагогов. Основными элементами программы должны стать:

- обеспечение участия в онлайн-курсах по конфликтологии;

- проведение конфликтологических тренингов с приглашением специалистов-конфликтологов;

- проведение круглых столов по обмену опытом в сфере разрешения педагогических конфликтов;

б) включение в работу методических объединений классных руководителей конфликтологических мастер-классов с участием школьного психолога;

в) развитие системы наставничества для педагогов, имеющих небольшой стаж работы;

г) моделирование управляющей деятельности администрации гимназии с учетом контроля повышения конфликтологической компетентности педагогов:

- введение системы контроля деятельности педагога в ситуации конфликта;

- диагностика конфликтологической компетентности педагогов;

- стимулирование педагогов, успешно разрешающих и профилактирующих конфликтные ситуации.

Данные рекомендации получили одобрение как у коллектива педагогов, так и у руководства гимназией и находятся в процессе внедрения. Высокую оценку получила возможность развития навыков управления конфликтом без прерывания педагогом учебного процесса на прохождение обучения и ориентированность на выявленные потребности коллектива.

На основании вышеизложенного можно отметить следующее. Развитие конфликтологической компетентности педагогов является одной из приоритетных задач современного школьного образования, ее можно с уверенностью назвать метакомпетенцией, обеспечивающей не только успешное выполнение педагогами своей профессиональной деятельности, но и сохранение благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.

Современный педагог осуществляет свою профессиональную деятельность в очень сложных условиях экономической и политической нестабильности, а также эволюции форм социальных отношений. Поведение педагогов в конфликтных ситуациях в рамках их социальных и профессиональных взаимоотношений должно соответствовать современным требованиям образовательной среды. Для этого необходимо осваивать соответствующие технологии разрешения конфликтных ситуаций, закреплять полученные опыт и навыки, передавать их молодым педагогам. Особенно важно создавать специальные условия для совершенствования данной компетентности непосредственно в образовательном учреждении с учетом особенностей коллектива и его ожиданий. Этому может способствовать эмпирическое исследование специфики конкретного педагогического сообщества, обеспечивающее возможность максимально глубоко понять и освоить новации в сфере управления конфликтом.

Список литературы

1. Андреева, Н.Н. Стратегическая задача повышения конфликтологической компетентности педагогов /Н.Н. Андреева //Информационные и телекоммуникационные технологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Кемерово: Кузбасс. гос. техн. ун-т им. Т.Ф. Горбачева, 2020. -С. 119-122.

2. Башмакова, Е.А. Формирование конфликтологической компетентности педагога в системе непрерывного повышения его квалификации / Е.А. Башмакова // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. - 2019. - № 3-1. - С. 148-154.

3. Бондарева, Ю.И. Практика формирования конфликтологической компетентности учителей / Ю.И. Бондарева // Опыт реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации: материалы Всерос. форума. - 2018. - С. 40-47.

4. Зинова, И.М. К вопросу о конфликтологической компетентности социальных работников / И.М. Зинова, С.Н. Краснова // Соц.-гуманитар. знания. - 2022. - № 4. - С. 88-103.

5. Кириллова, С.Д. Конфликтологическая компетентность педагога: актуальность формирования / С.Д. Кириллова // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалыХУМеждунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 62-65.

6. Косарская, Е.С. Формирование конфликтологической компетентности руководителей / Е.С. Косарская, О.В. Соломахина / Образование вXXI веке: сб. науч. тр. - Тверь, 2023. - С. 99-103.

7. Красникова, Т.В. Конфликтологическая компетентность педагога: содержание и структура / Т.В. Красникова //Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: сб. материалов Х Всерос. науч.-практ. конф. - Симферополь: ООО «Издательство Типография Ариал», 2023. - С. 10-14.

8. Кушекова, А. К. Развитие конфликтологической компетентности как метод профессионально-личностного развития молодых педагогов / А.К. Кушекова // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. - 2020. - № 1. - С. 32-35.

9. Леонов, Н.И. Соотношение конфликтной и конфликтологической компетентностей // Социальный мир человека / под ред. Н.И. Леонова. - Ижевск: ERGO, 2010. - Вып. 3. - С. 7-9.

10. Молчанова, А.А. Конфликтологическая компетентность как социально-педагогическая проблема /А.А. Молчанова //Дни науки Крымского федер. ун-та им. В.И. Вернадского: материалы науч. конф. Симферополь, 01-03 нояб. 2017 г. - Симферополь, 2017. - С. 97-101.

11. Подгорбунских, А.А. Феномен культурной компетентности в парадигме современного профессионального образования / А.А. Подгорбунских //Вестник Омского ун-та. - 2012. - № 2. -С. 436-441.

12. Пономарёва, Е.Ю. Формирование конфликтологической компетентности будущих педагогов: теоретический и методический аспекты / Е.Ю. Пономарёва // Проблемы соврем. пед. образования. - 2020. - № 67-2. - С. 316-318.

13. Рыбина, Е.В. К вопросу о структурных характеристиках конфликтной компетентности / Е.В. Рыбина //Вестник Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2006. - Т. 12. - № 1. - С. 51-55.

14. Стребкова, Н.В. Конфликтная компетентность как важнейшая составляющая профессионально-педагогической компетентности педагога / Н.В. Стребкова // Образовательные инновации: опыт и перспективы: материалы межрегион. заоч. науч.-практ. конф. Саратов, 25-26 февр. 2017 г. - С. 64-67.

15. Шагивалеева, Г.Р. Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога / Г.Р. Шагивалеева // Проблемы соврем. пед. образования. - 2023. -№ 78-2. - С. 396-398.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Шалагинова, К. С. Развитие конфликтологической компетентности как одно из условий формирования полиэтнической компетентности классных руководителей / К. С. Шалагинова // Professional Science. - 2016. - № 2. - С. 21-32.

17. Deutsch, M. Constructive Confict Resolution: Principles, Training and Research /M. Deutsch // Jornal of Social Issues. - 1994. - Vol. 50. - № 1. - Р. 13-32.

18. Kilmann, R.H. Developing a forced-choice measure of conflict-handling behavior: the "Mode" instrument / R.H. Kilmann, K.W. Thomas // Educational and Psychological Measurement. - 1977. -Vol. 37 (2). - Р. 309-325.

19. Sands, R.G. I beg to differ': Conflict in the interdisciplinary team / R.G. Sands, J. Stafford, M. McClelland//Social Work in Health Care. - 1990. - Vol. 14 (3). - Р. 55-72.

20. Westera, W. Competence in education / W. Westera // Curriculum Studies. - 2001. - Vol. 33. -No. 1. - P. 75-88.

References

1. Andreeva N.N. [The Strategic Task of Increasing the Conflictological Competence of Teachers]. Informatsionnye i telekommunikatsionnye tekhnologii: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy Konferentsii [Information and Telecommunication Technologies: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Кemerovo, 2020, p. 119-122. (in Russ.)

2. Bashmakova Е.А. [Formation of Conflictological ^mpetence of a Teacher in the System of Continuous Professional Development]. Konferentsium AKOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh Konferentsiy [ASOU Conference: Collection of Scientific Papers and Materials of Scientific and Practical Conferences], 2019, no. 3 (1), p. 148-154. (in Russ.)

3. Bondareva U.I. [The Practice of Forming Teachers' Conflictological Competence]. Opyt realize-tsii strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii. Materialy Vserossiyskogo foruma [The Experience of Implementing the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation. Materials of the All-Russian Forum], 2018, p. 40-47. (in Russ.)

4. Zinova I.M., Krasnova S.N. [On the Issue of Conflictological Competence of Social Workers]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge], 2022, no 4, р. 88-103. (in Russ.)

5. Kirillova S.D. [Conflictological Competence of a Teacher: the Relevance of Formation]. Lich-nostnoe i professional'noe razvitie budushchego spetsialista. Materialy XVMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Personal and Professional Development of the Future Specialist. Materials of the XV International Scientific and Practical Conference], 2019, р. 62-65. (in Russ.)

6. Kosarskaya Е^., Solomakhina О^. [Formation of Conflictological Competence of Managers]. Obrazovanie v XXI veke. Sbornik nauchnykh trudov [Education in the 21st Century. Collection of Scientific Papers]. Tver', 2023, р. 99-103. (in Russ.)

7. Krasnikova ^V. [Conflictological Competence of a Teacher: Content and Structure]. Realizatsia kompetentnostnogo podkhoda v sisteme professional'nogo obrazovania pedagoga: sbornik materialov X Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Implementation of a Competency-Based Approach in the System of Professional Education of Teachers: a Collection of Materials from the X All-Russian Scientific and Practical Conference] Simferopol', 2023, p. 10-14. (In Russ.)

8. Kushekova А.К. [Development of Conflictological Competence as a Method of Professional and Personal Development of Young Teachers]. Akademiya pedagogicheskikh idey "Novatsiya ". Ser. Stu-dencheskiy nauchniy vestnik [Academy of Pedagogical ideas "Novation". Ser. Student Scientific Bulletin], 2020, no 1, р. 32-35. (In Russ.)

9. Leonov N.I. [The Ratio of Conflict and Conflictological Competencies]. Sotsial'niy mir chelo-veka [The Social World of Man], Izhevsk, ERGO Publ., 2010, iss. 3, р. 7-9. (In Russ.)

10. Molchanova А.А. [Conflictological Competence as a Socio-Pedagogical Problem]. Dni nauki Krymskogo federal'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo: Materialy nauchnoy konferentsii. Simferopol', 01-03 noyabrya 2017 g. [Days of Science of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University: Materials of the scientific conference. Simferopol, 01-03 November 2017], Simferopol', 2017, рp. 97-101. (In Russ.)

11. Podgorbunskikh А.А. [The Phenomenon of Cultural Competence in the Paradigm of Modern Professional Education]. Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk State University], 2012, no. 2, p. 436-441. (In Russ.)

12. Ponomareva Е^. [Formation of Conflictological Competence of Future Teachers: Theoretical and Methodological Aspects]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2020, no. 67-2, pp. 316-318. (In Russ.)

13. Rybina Е^. [On the Question of the Structural Characteristics of Conflict Competence]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University named N.A. Nekrasova], 2006, vol. 12, no. 1, pp. 51-55. (In Russ.)

14. Strebkova N.V. [Conflict Competence as the Most Important Component of a Teacher's Professional and Pedagogical Competence]. Obrazovatel'nye innovatsii: opyt i perspektivy: Materialy mezh-regional'noy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Saratov, 25-26 fevralya 2017 g. [Educational Innovations: Experience and Prospects: Materials of the Interregional Correspondence Scientific and Practical Conference. Saratov, February 25-26, 2017], 2017, pp. 64-67. (In Russ.)

15. Shagivaleeva G.R. [Conflictological Competence as a Component of a Teacher's Professional Culture]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovania [Problems of Modern Teachers Education], 2023, no. 78 (2), pp. 396-398. (In Russ.)

16. Shalaginova KS. [The Development of Conflictological Competence as One of the Conditions for the Formation of Multiethnic Competence of Classroom Teachers]. Professional Science, 2016, no. 2, pp. 21-32. (In Russ.)

17. Deutsch M. Constructive Conflict Resolution: Principles, Training and Research. Jornal of Social Issues, 1994, vol. 50, no. 1, pp. 13-32.

18. Kilmann R.H., Thomas K.W. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict-Handling Behavior: the "Mode" Instrument. Educational and Psychological Measurement, 1977, vol. 37 (2), pp.309-325.

19. Sands R.G., Stafford J., McClelland M. I beg to differ': Conflict in the interdisciplinary team. Social Work in Health Care, 1990, vol. 14 (3), pp. 55-72.

20. Westera, W. Competence in Education. Curriculum Studies, 2001, vol. 33, no. 1, pp. 75-88.

Информация об авторах

Нагайцев Виктор Валентинович, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия.

Пустовалова Елена Валерьевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия.

Соболева Евгения Александровна, социальный педагог, Гимназия № 80, Барнаул, Россия.

Information about the authors

Viktor V. Nagaytsev, Candidate of Sociology, Associate Professor, Altai State University, Barnaul, Russia.

Elena V. Pustovalova, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Altai State University, Barnaul, Russia.

Euvgenia A. Soboleva, Social Worker, Gimnasium № 80, Barnaul, Russia.

Статья поступила в редакцию 25.03.2024

The article was submitted25.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.