Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компьютерные обучающие технологии / мультимедиа обучающие технологии / интернет-коммуникационные обучающие технологии / computer learning technologies / multimedia learning technologies / Internet communication learning technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонов Юрий Алексеевич, Крайнова Екатерина Анатольевна, Снадченко Светлана Валерьевна

Работа посвящена вопросу развития компьютерных технологий обучения и контроля в условиях информатизации образования. Рассматриваются этапы развития компьютерных технологий с момента их первого применения в процессе обучения и по сегодняшний день. Середина двадцатого века ознаменовалась появлением компьютерных технологий, которые способствовали созданию новых методик обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Промежуток времени развития методик обучения на базе компьютерной техники не столь большой, работы с первым описанием использования компьютера на занятиях относятся к концу пятидесятых годов. Срок жизни в семьдесят лет для такого изобретения как компьютер не является столь большим, но учитывая его важнейшее значение для различных областей человеческой деятельности, связанное прежде всего с появлением и развитием информационного общества, позволяет утверждать, что использование компьютерных технологий следует рассматривать не только применительно к учебному процессу, но и к образовательной деятельности в целом. Использование компьютера в процессе обучения приводит к необходимости совершенствования существующих методик обучения, а также разработки новых образовательных технологий, созданию модели процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям. В настоящее время технологии контроля и обучения на базе компьютерной техники можно отнести к инновационным образовательным технологиям, так как они реализуют индивидуальные требования обучающегося, обеспечивают личностное развитие и увеличивают доступность приобретения новых знаний и необходимой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to the development of computer technologies for teaching and control in the conditions of informatization of education. The stages of development of computer technologies from the moment of their first application in the learning process to the present day are considered. The middle of the twentieth century was marked by the emergence of computer technology, which contributed to the creation of new teaching methods using information and communication technologies. The period of time for the development of teaching methods based on computer technology is not so long, the work with the first description of the use of a computer in the classroom dates back to the end of the fifties. The life span of seventy years for such an invention as a computer is not so long, but given its vital importance for various areas of human activity, associated primarily with the emergence and development of the information society, it allows us to argue that the use of computer technology should be considered not only in relation to educational process, but also to educational activities in general. The use of a computer in the learning process leads to the need to improve existing teaching methods, as well as the development of new educational technologies, the creation of a model of the learning process that would meet modern requirements. At present, computer-based control and learning technologies can be classified as innovative educational technologies, as they implement the individual requirements of the student, provide personal development and increase the availability of acquiring new knowledge and the necessary qualifications.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

респондентов отметили, что работа в Ресурсной мастерской помогла им преодолеть собственные эмоциональные и профессиональные барьеры. Таким образом, работа в Ресурсной мастерской позволила повысить уровень инклюзивной грамотности педагогических волонтеров в контексте работы с лицами с расстройствами аутистического спектра, а также способствовала раскрытию их профессиональных способностей и реализации новых возможностей для профессионального и личностного роста. Считаем важным также отметить, что отсутствие опыта взаимодействия и базовых знаний о специфике работы с детьми с РАС не стали препятствием для работы педагогических волонтеров в условиях Ресурсной мастерской Южного федерального университета. Индивидуальный подход при выборе теоретических и практических стратегий формирования инклюзивной грамотности позволил всем педагогическим волонтерам быть включенными в работу детьми с аутистическими нарушениями, погрузиться в общую атмосферу деятельности Ресурсной мастерской, осознать собственный вклад в реализацию данного благотворительного проекта. Для ряда студентов бакалавриата подобное погружение стало стимулом для проектирования дальнейшей траектории профессионального развития, которую они связали с помощью детям с расстройствами аутистического спектра.

Выводы. Обобщая изложенное выше, отметим:

1. Инклюзивная грамотность является не только профессиональной, но и личностной характеристикой личности специалиста, работающего с детьми с РАС. Данный вид грамотности, который можно было также называть функциональным, соотносится со способностью личности выстраивать конструктивные модели взаимодействия с лицами с особыми потребности в целом и аутистическими нарушениями, в частности. Инклюзивная грамотность выступает в качестве фундамента формирования инклюзивной культуры личности и общества в целом.

2. Лица с расстройствами аутистического спектра являются одной из самых сложных для взаимодействия категорий среди людей с особыми потребностями. Специфические дефициты социальной и коммуникативной сфер личности затрудняют качественное общение таких людей как с окружающими, так и друг с другом. В детском возрасте у всех детей с РАС имеются существенные затруднения в выстраивании отношений с окружающими, что актуализирует необходимость более глубокой специализированной подготовки педагогических волонтеров, которые работают с ними.

3. Инклюзивная грамотность педагогических волонтеров, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, может быть сформирована с помощью теоретических и практических стратегий, выбор которых зависит от содержания их основной образовательной программы. Для волонтеров, которые не имеют большого опыта взаимодействия с детьми с РАС, целесообразно использовать на предварительном этапе подготовки такие стратегии как: проведение предварительных просветительских семинаров, изучение анкет и материалов наблюдений, просмотр и разбор видеоматериалов, постепенно погружая их в работу с аутичными детьми через включенное наблюдение, активное сопровождение и деятельностное погружение. Для волонтеров, имеющих опыт работы с детьми с РАС до момента начала деятельности в Ресурсной мастерской, также целесообразно использовать сразу практические стратегии, начиная с включенного наблюдения, результаты которого они фиксируют на специальных бланках. Включенное наблюдение выполняет адаптационную функцию и позволяет педагогическому волонтеру оценить собственные возможности и профессиональные ресурсы до начала работы с детьми. Происходит преодоление эмоциональных барьеров и профессиональной неуверенности. Таким образом, уровень инклюзивной грамотности в контексте работы с лицами с РАС повышается у всех педагогических волонтеров, но в первом случае мы наблюдаем наибольший прирост в когнитивно-информационном аспекте инклюзивной грамотности, во втором - в социально-коммуникативном и профессионально-деятельностном.

Литература:

1. Горюнова, Л.В. Особенности формирования инклюзивной грамотности студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки в вузе / Л.В. Горюнова, Е.С. Тимченко, И.В. Тимченко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2022. -№ 49. - С. 9-16

2. Мартынова, Т.Н. Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования / Т.Н. Мартынова, Е.А. Гавло, К.А. Цвеклинская // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 1 (33). -С. 153-159

3. Омарова, П.О. Психологическая добровольческая помощь населению в период пандемии новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 / П.О. Омарова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2022. - Т. 16. - № 3. - С. 105-109

4. Салаватулина, Л.Р. Педагогическая стратегия формирования культуры инклюзивного волонтерства в профессионально-педагогической подготовке студентов / Л.Р. Салаватулина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2020. - № 7 (160). - С. 173-188

5. Шарикова, Е.С. Сущность и специфика инклюзивного волонтерства / Е.С. Шарикова // Инновации. Наука. Образование. -2021. - № 25. - С. 1336-1340

Педагогика

УДК 378.147

кандидат экономических наук, доцент Тихонов Юрий Алексеевич

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Крайнева Екатерина Анатольевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); преподаватель Снадченко Светлана Валерьевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Работа посвящена вопросу развития компьютерных технологий обучения и контроля в условиях информатизации образования. Рассматриваются этапы развития компьютерных технологий с момента их первого применения в процессе обучения и по сегодняшний день. Середина двадцатого века ознаменовалась появлением компьютерных технологий, которые способствовали созданию новых методик обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Промежуток времени развития методик обучения на базе компьютерной техники не столь

большой, работы с первым описанием использования компьютера на занятиях относятся к концу пятидесятых годов. Срок жизни в семьдесят лет для такого изобретения как компьютер не является столь большим, но учитывая его важнейшее значение для различных областей человеческой деятельности, связанное прежде всего с появлением и развитием информационного общества, позволяет утверждать, что использование компьютерных технологий следует рассматривать не только применительно к учебному процессу, но и к образовательной деятельности в целом. Использование компьютера в процессе обучения приводит к необходимости совершенствования существующих методик обучения, а также разработки новых образовательных технологий, созданию модели процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям. В настоящее время технологии контроля и обучения на базе компьютерной техники можно отнести к инновационным образовательным технологиям, так как они реализуют индивидуальные требования обучающегося, обеспечивают личностное развитие и увеличивают доступность приобретения новых знаний и необходимой квалификации.

Ключевые слова: компьютерные обучающие технологии, мультимедиа обучающие технологии, интернет-коммуникационные обучающие технологии.

Annotation. The work is devoted to the development of computer technologies for teaching and control in the conditions of informatization of education. The stages of development of computer technologies from the moment of their first application in the learning process to the present day are considered. The middle of the twentieth century was marked by the emergence of computer technology, which contributed to the creation of new teaching methods using information and communication technologies. The period of time for the development of teaching methods based on computer technology is not so long, the work with the first description of the use of a computer in the classroom dates back to the end of the fifties. The life span of seventy years for such an invention as a computer is not so long, but given its vital importance for various areas of human activity, associated primarily with the emergence and development of the information society, it allows us to argue that the use of computer technology should be considered not only in relation to educational process, but also to educational activities in general. The use of a computer in the learning process leads to the need to improve existing teaching methods, as well as the development of new educational technologies, the creation of a model of the learning process that would meet modern requirements. At present, computer-based control and learning technologies can be classified as innovative educational technologies, as they implement the individual requirements of the student, provide personal development and increase the availability of acquiring new knowledge and the necessary qualifications.

Key words: computer learning technologies, multimedia learning technologies, Internet communication learning technologies.

Введение. Мировое сообщество в современных условиях развития требует обладания более высокими уровнями компетенций и квалификаций от специалистов разных профилей, применению в своей повседневной работе различных компьютерных и информационных технологий. В основе системы высшего образования в Российской Федерации в настоящий момент времени лежит компетентностный подход. По мнению многих ученых именно информационные и компьютерные технологии обладают наилучшими функциональными возможностями в реализации потенциала компетентностного подхода [5]. Использование информационных технологий следует воспринимать не просто как дополнительный инструмент к имеющимся методам обучения, а в качестве технологий, которые должны трансформировать все компоненты процесса обучения, начиная с содержательной части и заканчивая различными формами его организации. Применение компьютерной техники в процессе обучения показывает новые ориентиры в развитии образовательной системы, открывает возможность получения таких знаний, которые невозможно приобрести без компьютерной техники.

Изложение основного материала статьи. В современном обществе изменились критерии оценки отражающие уровень подготовки специалиста выходящего из стен вуза. Он должен обладать способностью непрерывно обновлять свои знания, быстро переучиваться и в случае необходимости менять область использования своих знаний. Для этого необходимо создавать новые условия и методики обучения, что должно стать основой современных педагогических технологий. Следует также подчеркнуть увеличивающееся значение самостоятельной подготовки в становлении квалифицированного специалиста. Для этого обучающий материал необходимо представлять в новых форматах, развивать методики работы с современными обучающими средствами и организовывать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся с применением современных форм взаимодействия преподавателя и обучающегося.

Уже первый опыт использования ЭВМ в процессе обучения позволил констатировать возникновение новых возможностей в получении таких познаний, которые непросто объяснить на основе привычной системы обучения, например при изучении компьютерной графики. Еще одной интересной стороной применения вычислительной техники в процессе организации изучения различных дисциплин является необходимость формулирования более высоких требований к системе обязанностей обучающих по активизации когнитивной деятельности обучающихся. Положительное влияние компьютерной техники проявляется не только в том, что он повысил производительность труда при выполнении различных видов работ, ноив том, что появился инструмент по созданию искусственного интеллекта.

Применение компьютерной техники в процессе обучения способствует не только развитию познавательной деятельности, но и формированию мотивационной, эмоциональной и коммуникативной среды.

Еще в восьмидесятых годах прошлого столетия известный в нашей стране педагог и психолог Талызина Н.Ф. утверждала, что использование компьютерной техники в образовательном процессе обосновано только тогда, когда повышает результативность обучения по нескольким или всего одному из ниже перечисленных условий [4]:

■S повышает мотивационно-эмоциональную сторону обучения;

■S повышает качество обучения;

■S сокращает затраты времени обучающего на овладение данным предметом (вопросом);

■S уменьшает финансовые затраты на обучение.

Таким образом, вопросы актуальные в прошлом столетии имеют еще большую актуальность в наше время, но в современных условиях персональные учебные условия строятся на другой информационной и технологической основе. Широко применяются возросшие учебные ресурсы вычислительной техники, связь по телекоммуникационным каналам, информационные источники свободного доступа и все охватывающая глобальная сеть Интернет.

Первый опыт, связанный с использованием ЭВМ на учебных занятиях был неоднозначным, что вызвало определенные сомнения в применении вычислительной техники как инструмента обучения. Конечно, результативность использования различной вычислительной техники в процессе обучения напрямую связана с ее возможностями, но все же решающую роль играют образовательные воззрения и условия, на основе которых разрабатываются и применяются компьютерные инструменты обучения.

Потенциал современной вычислительной техники таков, что дает возможность создавать технологически новые способы обучения, которые в свою очередь способны повысить качество образования.

Создание и продвижение компьютерных способов обучения может ощутимо воздействовать на процесс получения знаний в автоматизированных обучающих средах. Как подтверждает опыт применения новых способов обучения, особенно хорошие результаты при использовании компьютерных способов обучения дает построение учебных занятий с

целесообразным сочетанием индивидуальной, групповой (не более пяти человек) и коллективной форм организации обучения; трансформации взаимодействия между обучаемым и обучающимся, внедрение в процесс обучения деятельностного подхода обеспечивающего личностный рост обучаемого.

Большинство исследователей выделяют следующие этапы развития обучающих технологий на базе компьютерной техники.

Компьютерные обучающие технологии. Понятие технологии является устаревшим, но именно оно положило начало последующему динамичному развитию процесса обучения с применением компьютера. На данном этапе происходил поиск необходимых подходов, методик обучения и создание различных программ для обучения и контроля. С появлением личных компьютеров этот процесс существенно ускорился и стал более разнообразным и более эффективным.

Мультимедиа обучающие технологии. Наращивание технического потенциала компьютеров сделало возможным использовать разные среды вначале для разработки ресурсов информационного характера, а затем и обучающих, что привело к возникновению нового понятия - мультимедиа обучающие технологии.

Интернет-коммуникационные обучающие технологии. Отличительной чертой совершенствования образовательного процесса на современном этапе представляется формирование средств информационного обмена, применение различных коммуникационных соединений для общения онлайн, применение комплементарных способов и методов в получении знаний. Дальнейшее развитие глобального информационного общества подталкивает к активному использованию различных способов коммуникации в разнообразных сферах человеческой деятельности. В свою очередь массовое развитие и применение коммуникационных способов общения стимулируют создание методик получения образования дистанционным способом. Данный способ обучения получил название интернет-образование.

Необходимо подчеркнуть, что фундаментом вышеописанных обучающих технологий является компьютер и перманентное развитие его технического потенциала в области информационного обмена на любые дистанции.

Вкратце охарактеризуем типы обучающих технологий и средства связи на основе компьютерной техники.

Пятидесятые годы прошлого столетия вошли в историю рядом изобретений, которые впоследствии кардинально изменили практически все сферы жизни всего человечества.

Дадим краткую характеристику первого опыта распространения компьютерных обучающих технологий в обучении на рубеже пятидесятых семидесятых годов двадцатого века. В это время они были связаны с процессом автоматизации, поэтому так и назывались. Включение электронно-вычислительных машин (понятие компьютер тогда еще не использовалось) в учебный процесс не увеличило результативность обучения на первоначальной стадии их применения, но это было и ожидаемо. Состав электронно-вычислительных машин, их конфигурация требовали пристального технического сервиса. В то же время их использование на различных практических занятиях было возможно чаще всего в роли устройств для контроля уровня усвоения полученных знаний. Как правило, даже такой способ использования электронно-вычислительных машин был в распоряжении далеко не каждого вуза.

На первоначальной стадии создания электронно-вычислительных машин возникало много теоретических и технологических сложностей в развитии прогрессивных способов обработки информации. Технический потенциал ЭВМ не давал возможности продуктивно применять ее в сфере образования при обучении, где решающим фактором является межличностное взаимодействие. В первом и втором поколениях электронно-вычислительных машин, а также в первых модификациях третьего не было технической возможности работы в диалоговом режиме. Это и было главным фактором неудачных попыток применения ЭВМ в обучении.

В семидесятые восьмидесятые годы ЭВМ были усовершенствованы, появились мониторы как инструмент изображения информации. При создании образовательных программных продуктов сформировалась установка на анализ деятельности и ее результатов в процессе руководства процессом обучения. Разработка индивидуальной компьютерной техники положило начало созданию и испытанию разнообразных инструментов координации когнитивной деятельности обучающихся.

Данная стадия применения компьютерной техники тоже не внесла принципиальных перемен в трансформацию процесса обучения. Компьютерная техника на этой стадии в основном использовалась для вспомогательных целей, таких как математические операции при выполнении однообразных вычислений при проведении экспериментов, формирование вычислительных систем для обработки больших объемов информации. Электронно-вычислительные машины вследствие недостаточных технических возможностей на данной стадии развития находились в процессе формирования своего обучающего потенциала.

В конце восьмидесятых девяностых годах была усовершенствована архитектура и увеличен состав применяемой техники. На данной стадии развития поменялось взаимодействие человека и компьютера, он стал по настоящему -персональным. Обучающий потенциал компьютеров в это время значительно вырос и стал многообразным, прорабатываются способы гораздо более продуктивного применения технического функционала компьютерной техники как связующего звена, формирования диалогового способа регулирования когнитивной деятельности обучающихся.

Теоретические и практические наработки в области методик обучения на базе компьютерной техники основаны главным образом на применении личностного и деятельностного подходов. Это дает возможность сделать обучение более индивидуальным в процессе работы на компьютерах и использовании различных прикладных программ. Также меняется роль самого обучающегося в процессе обучения, она становится более активной, что повышает результативность обучения. Активными темпами идет создание шаблонов управления процессом обучения и разрабатывается огромное количество программных продуктов для решения самых различных задач. Создателями данных программных продуктов в своем большинстве были сотрудники подразделений вычислительной техники вузов технической направленности.

В конце восьмидесятых годов были разработаны основополагающие принципы обучения с применением компьютеров. Их разработчиком был известный ученый А.П. Ершов. Именно он был инициатором организации и дальнейшего становления обучения с применением компьютерной техники. В дальнейшем технологии обучения с использованием вычислительной техники стали называться компьютерными обучающими технологиями [2].

В данный момент времени невозможно даже оценить принципиальную важность ранних стадий использования ЭВМ в процессе обучения, так как и компьютерная техника и алгоритмические языки являются основой большинства обучающих программных продуктов и неотъемлемой частью процесса обучения и особенно самообучения в настоящее время.

Настоящий период совершенствования компьютерных обучающих технологий.

В девяностые годы прошлого столетия компьютер постепенно стал играть более значимую роль в структуре и администрировании процесса обучения. Существенная трансформация в сфере применения компьютерных обучающих технологий последовала в 1998 году. Это было напрямую связано с подключением к всемирной сети Интернет. Дальнейшее улучшение технических характеристик компьютерной техники и коммуникационных сетей способствовали активизации процесса создания и продвижения новаторских методов в обучении, отбору наиболее совершенных обучающих технологий, которые основаны на самообучении и планировании личной траектории в получении необходимого образования. В

создании компьютерных обучающих технологий активно используется сочетание различных подходов, прежде всего деятельностного и компетентностного.

Отличительными чертами настоящего периода развития компьютерных обучающих технологий являются:

■S принципиальные улучшения компонентной базы компьютера, как фундамента для развития компьютерных обучающих технологий;

■S широкое применение сетевых способов обмена информацией в педагогическом сообществе;

■S формирование и развитие дистанционных методов и форм обучения, что существенно расширяет спектр возможностей в приобретении необходимого образования, а также позволяет повышать квалификацию на своем рабочем месте;

■S дан старт процессу вхождения образовательной сферы нашего государства в общее глобальное информационное пространство и образовательное поле;

■S проделана огромная работа по формированию общего информационного пространства и образовательного поля в образовательной сфере нашей страны.

Каждый последующий этап информатизации сферы образования включает два направления - технологическую базу и новаторские изменения в системе обучения. Значимое улучшение технических характеристик компьютерной техники дает возможность разрабатывать и развивать инновационные способы подготовки и отображения информации на мониторе компьютера с применением машинных систем подготовки и отображения учебного материала (видео и аудио), которые затем становятся функционалом компьютера. Был разработан новый технологический способ подготовки и отображения информации, получивший название мультимедийный.

Мультимедийные системы представляют собой инновационный вид обучения на основе машинных средств, который объединяет как зрительное, так и звуковое восприятие информации обучаемым в интерактивном режиме. Технологический потенциал мультимедийных систем применяется при разработке различных учебных материалов в электронном виде. Широкое использование мультимедийных обучающих технологий повышает возможности уже существующих компьютерных обучающих технологий [1].

Системы мультимедиа целиком соответствуют представлениям о будущей эволюции компьютерных обучающих технологий. Необходимо указать, что мультимедийные системы связаны с компьютерными обучающими технологиями одной технологической основой. Поэтому мультимедийные системы можно назвать текущим этапом совершенствования компьютерных обучающих технологий умело применяющих преимущества компьютеров в наглядном представлении информации, новые возможности в программировании и инструментальные средства для создания компьютерных обучающих средств.

В девяностые годы прошлого столетия после распространения всемирной сети интернет в отечественной сфере образования начался процесс по динамичному развитию технологий информационного содержания в учебных учреждениях. Применение интернет-коммуникаций в области компьютерного обучения привело к появлению интернет-образования.

Интернет-образование позволило кардинально поменять позицию к процессу приобретения образования. Также появились возможности в случае необходимости непрерывно повышать свой квалификационный уровень в течение всего срока трудовой деятельности [3]. Компьютерные обучающие технологии на основе интернет-коммуникаций называют обучающими интернет-технологиями.

Интернет-образование предоставляет следующие возможности:

■S дальнейшее становление информационного общества;

■S формирование структуры открытого дистанционного образования;

■S развитие международных учебных проектов;

■S организация различных научных и учебных мероприятий состязательного характера в области образования;

■S формирование объединений педагогов по различным направлениям обучения;

■S подъем уровней культуры и образования населения;

■S перманентное совершенствование квалификационного уровня;

■S развитие международного культурного взаимодействия.

Выводы. Информатизация образования в настоящий момент времени характеризуется не столько наличием компьютерной и телекоммуникационной техники, сколько ее активным применением в процессе обучения. Поменялась оценка возможностей компьютерных обучающих средств со стороны педагогических объединений и государственных органов управления образованием. Динамичное внедрение информационных технических средств в сферу образования выявило готовность большинства педагогических работников применять их учебном процессе для активизации познавательной деятельности обучающихся. В свою очередь применение компьютерной техники предъявило требования и к самим обучающимся со стороны педагогов за активизацию когнитивной деятельности.

Литература:

1. Ващук, И.Н. Мультимедийные технологии / И.Н. Ващук. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. - 140 с.

2. Ершов, А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования / А.П. Ершов // Архив академика А.П. Ершова: [сайт], 1988. - URL: https://ershov-arc.iis.nsk.su/archive/eaindex.asp?lang=l&did=6674 (дата обращения: 10.11.2023)

3. Мартиросян, К.В. Интернет-технологии: учебное пособие: [16+] / К.В. Мартиросян, В.В.Мишин. - Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2015. - 106 с.

4. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М.: МГУ, 1984. - 344 с.

5. Тихонов, Ю.А. Роль информационных технологий в реализации компетентностного подхода в условиях информатизации образования / Е.А. Крайнова, C.B. Снадченко // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. - 2022. - № 76(4). - С. 320-323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.