Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ'

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1201
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИКИ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Мадина Ашуралиевна

В данной статье рассматриваются этапы развития компьютерных технологий и их внедрение в образовательный процесс. Также просмотрены труды ученых, занимающихся вопросом внедрения компьютерных технологий в процесс образования. С помощью компьютеров реализуются такие виды контроля, как закрытое тестирование, опросы, анкетирование с выбором ответа. Программное обеспечение, использующееся в сфере образования, обладает своими специфическими особенностями, проистекающими из структуры, содержания системы образования и целей, в которых оно используется. Также, что компьютерные технологии в обучении - это педагогические технологии с использованием аппаратных и программных средств, образующие автоматизированную информационную систему, предназначенную для организации образовательного процесса и позволяющие реализовать концепцию алгоритмизации обучения путем применения электронных обучающих ресурсов и педагогических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамедова Мадина Ашуралиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATION AND THEIR STAGES OF DEVELOPMENT

This article examines the stages of development of computer technologies and their implementation in the educational process. It also reviewed the works of the scientists dealing with the introduction of computer technologies in the education process. With the help of computers, such types of control are implemented as closed testing, polls, questionnaires with a choice of answer. The software used in education has its own specific characteristics resulting from the structure, content of the education system and the purposes for which it is used. Also, that computer technologies in teaching are pedagogical technologies with the use of hardware and software, forming an automated information system designed to organize the educational process and allowing to implement the concept of learning algorithms through the use of elearning resources and pedagogical methods.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 378.147:004

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ

Мадина Ашуралиевна Мамедова, преподаватель, Бухарский инженерно-технологический институт, Бухара, Узбекистан

Аннотация

В данной статье рассматриваются этапы развития компьютерных технологий и их внедрение в образовательный процесс. Также просмотрены труды ученых, занимающихся вопросом внедрения компьютерных технологий в процесс образования. С помощью компьютеров реализуются такие виды контроля, как закрытое тестирование, опросы, анкетирование с выбором ответа. Программное обеспечение, использующееся в сфере образования, обладает своими специфическими особенностями, проистекающими из структуры, содержания системы образования и целей, в которых оно используется. Также, что компьютерные технологии в обучении - это педагогические технологии с использованием аппаратных и программных средств, образующие автоматизированную информационную систему, предназначенную для организации образовательного процесса и позволяющие реализовать концепцию алгоритмизации обучения путем применения электронных обучающих ресурсов и педагогических методов.

Ключевые слова: программное обеспечение, организации образовательного процесса, мультимедийные возможности, педагогические технологии, компьютерные технологии, принципы информатики, полилингвальная личность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p264-267

COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATION AND THEIR STAGES OF

DEVELOPMENT

Madina Ashuralievna Mamedova, the teacher, Bukhara Engineering Technological Institute,

Bukhara, Uzbekistan

Abstract

This article examines the stages of development of computer technologies and their implementation in the educational process. It also reviewed the works of the scientists dealing with the introduction of computer technologies in the education process. With the help of computers, such types of control are implemented as closed testing, polls, questionnaires with a choice of answer. The software used in education has its own specific characteristics resulting from the structure, content of the education system and the purposes for which it is used. Also, that computer technologies in teaching are pedagogical technologies with the use of hardware and software, forming an automated information system designed to organize the educational process and allowing to implement the concept of learning algorithms through the use of e-learning resources and pedagogical methods.

Keywords: software, educational process organization, multimedia capabilities, pedagogical technologies, computer technologies, principles of informatics, multilingual personality.

Внедрение компьютерных технологий в сферу образования делится на несколько этапов, которые непосредственно связаны с техническим развитием компьютеров и обусловили появление и развитие нового направления: алгоритмизации в обучении. В трудах ученых, занимающихся вопросом внедрения компьютерных технологий в процесс образования, встречается деление его на пять этапов [4]. Первый этап датируется 50-ми годами 20-го века, когда возможности электронно-вычислительных машин позволяли использовать их только при обучении студентов высших учебных заведений по точным наукам. На первом этапе электронно-вычислительные машины были построены на электронных лампах и не предоставляли мультимедийных возможностей, что существенно ограничивало их использование в обучении. Однако этот период характеризуется появлением новой концепции - алгоритмизацией обучения, чему способствовали работы ученых Л.Н.

Ланда, Н.Ф. Талызиной, М.П. Лапчик и др.

Второй этап охватывает 60-е годы 20-го века и характеризуется развитием декларативных языков программирования, использованием электронно-вычислительных машин в основном в качестве средств контроля знаний. С помощью компьютеров реализуются такие виды контроля, как закрытое тестирование, опросы, анкетирование с выбором ответа.

В 70-х годах 20-го века реализуется третий этап внедрения компьютерных технологий в обучение. Технические возможности компьютеров, работавших в тот период на интегральных схемах, позволяют создавать средства мультимедиа, вследствие чего значительно расширяется спектр их использования в обучении. Становится в полной мере возможной реализация процесса обучения, построенного на рефлексивной деятельности учащегося, реализуется свойство интерактивности, столь важное для последующего применения компьютеров.

На четвертом этапе внедрения компьютерных технологий в сферу образования, в 80-е - 90-е годы 20-го века, с развитием компьютерных вычислительных сетей различного масштаба - от локальных, охватывающих определенное предприятие или местность, до глобальных - появилась концепция дистанционного обучения. Она сформировала новый подход к процессу обучения, позволив переосмыслить роль компьютера как средства обучения.

Пятый этап охватывает период с 2000 года по настоящее время и характеризуется повсеместным использованием сверхмощных компьютеров и мобильных устройств, нацеленных на работу с веб-приложениями и бурным ростом электронных обучающих ресурсов, широким внедрением дистанционного образования и обучения наряду с классическими видами обучения.

Е.А. Черткова определяет компьютерные технологии в обучении следующим образом: «Компьютерная технология обучения - технология обучения, основанная на принципах информатики и реализуемая с помощью компьютеров» [5].

В. А. Красильникова дает следующее определение компьютерным технологиям в обучении: «Компьютерные (автоматизированные) технологии обучения - это технологии, основанные на особой форме подготовки всего обучающего материала, форм организации, управления и коррекции траектории обучения конкретного обучающегося с учетом его уровня начальной подготовки по конкретному вопросу, с учетом индивидуальных особенностей личности и ее интересов, обеспечивающей свободное перемещение обучающегося в среде, управляемой единой интерактивной, с дружественным интерфейсом программой» [2].

На наш взгляд, данные определения не совсем точно отражают суть современных компьютерных технологий в обучении, так как сегодняшние функции компьютерных технологий, применяемых в процессе обучения, выходят далеко за рамки построения индивидуального обучения и позволяют организовывать все виды деятельности учебных организаций. Компьютерные технологии представляют собой совокупность аппаратных и программных средств, предназначенную и формируемую для определенных целей. Основное значение здесь имеет программное обеспечение, которое создается для определенной области применения. Программное обеспечение, использующееся в сфере образования, обладает своими специфическими особенностями, проистекающими из структуры, содержания системы образования и целей, в которых оно используется. Таким образом, мы полагаем, что компьютерные технологии в обучении - это педагогические технологии с использованием аппаратных и программных средств, образующие автоматизированную информационную систему, предназначенную для организации образовательного процесса и позволяющие реализовать концепцию алгоритмизации обучения путем применения электронных обучающих ресурсов и педагогических методов.

Следует подчеркнуть, что в Республике Узбекистан на сегодняшний день уже имеется определенный опыт применения компьютерных технологий в обучении отдельным аспектам иностранного языка.

Здесь компьютерные технологии превращаются в мощный инструмент обучения, который позволяет совместить накопленный педагогический опыт с новейшими методиками, основанными на информатизации и автоматизации учебного процесса, что особенно важно для изучения иностранных языков. Как пишет Л.В. Лукина, «В последние десятилетия в обучении иностранных языков появилось много нового и прежде всего компьютерно-информационные технологии обучения. Самой существенной тенденцией, с нашей точки зрения, является соединение современных технических средств и традиционных методов обучения. Современные технические средства и, прежде всего, система Интернет, открывают новые возможности обучения и общения на иностранном языке, повышают эффективность учебного процесса и профессиональный уровень владения иностранным языком. Информационные технологии способны формировать би/полилингвальную личность, толерантную к сложным и неоднозначным событиям современного мира, а обучение сделать результативным» [3].

А.В. Зубов приводит классификацию функций компьютерных технологий при обучении иностранным языкам и их лингвометодические возможности: «при обучении лексике:

а) формирование продуктивных лексических навыков письменной речи;

б) автоматический контроль лексических навыков с использованием мультимедийных компьютерных программ;

в) расширение активного и потенциального словаря обучаемых;

г) оказание различной справочно-информационной поддержки путем использования автоматических словарей, систем подбора синонимов и антонимов» [1].

А.В. Зубов объединяет обучающее программное обеспечение в следующие классы: компьютерный учебный курс, обучающая система, компьютерный учебник: «Компьютерный учебный курс представляет собой несколько простых обучающих программ, имеющих целью обучение какой-то отдельной теме («Семья», «Путешествия» и т.п.) или же отдельному фонетическому, грамматическому либо лексическому явлению (например, образованию временных форм английского глагола).

Компьютерная обучающая система включает в себя большое число обучающих программ и служит для детального обучения какому-либо аспекту языка - фонетике, лексике, чтению, письму, аудированию, пониманию текста - с использованием тестовых (контролирующих) программ [6].

Компьютерный учебник - это целый комплекс обучающих и контролирующих компьютерных программ, обеспечивающий возможность изучения большого раздела некоторого учебного курса или всего курса (например, компьютерный учебник английского языка для студентов 1-го курса языковых вузов, компьютерный учебник английского языка для 6-го класса средней школы и т. п.)». Там же он приводит классификацию по виду учебной деятельности: «По виду учебной деятельности универсальные и специализированные компьютерные обучающие средства подразделяют на обучающие, контролирую -щие тренировочные и комбинированные» [1].

На данный момент создан широкий пласт обучающего программного обеспечения для изучения иностранных языков, в частности, английского языка. С развитием сетевых компьютерных технологий и коммуникаций появились новые критерии их классификации. Нам представляется целесообразным усовершенствовать классификацию с точки зрения возможности использования в условиях общеобразовательной школы Узбекистана. Таким образом, обучающие компьютерные технологии, точнее, их компьютерное программное обеспечение можно разделить по виду доступа, по аппаратному обеспечению, по типу обучающего компьютерного средства, по целевой аудитории. По виду доступа

обучающее программное обеспечение делится на локальное, сетевое (для частных сетей) и глобальное (для обучения по интернету).

В заключение можно сделать следующий вывод: компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам : учебное пособие / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - Москва : Академия, 2009. - 144 с.

2. Красильникова В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения : монография / Красильникова В.А. -Москва : Институт информатизации образования Российской академии образования, 2002. - 176 с.

3. Лукина Л.В. Цели и методы обучения иностранным языкам в историческом и лингво-дидактическом контексте / Л.В. Лукина // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. - 2007. - № 2. - С. 57-62.

4. Манако, А.Ф. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации / А.Ф. Манако, А.С. Воронкин // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Том 17, № 1.- С. 487-521.

5. Черткова, Е.А. Компьютерные технологии обучения: учебник для вузов / Е.А. Черткова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 297 с.

6. Mamedova M.A. Methodical features of teaching homonyms of English language using computer technology / M.A. Mamedova // International Journal of psychosocial Rehabilitation. - 2020. - Vol. 24. - issue 1. - P. 209-217. - URL: https://www.psychosocial.com/article/PR200123/9322/ (дата обращения: 03.03.2021).

REFERENCES

1. Zubov, A.V. and Zubova, I.I. (2009), The method of application of information technologies in teaching foreign languages: textbook, Academy, Moscow.

2. Krasilnikova, V.A. (2002), Formation and development of computer learning technologies: monograph, Institute of Educational Information of the Russian Academy of Education, Moscow.

3. Lukina, L.V. (2007), "Objectives and methods of teaching foreign languages in a historical and linguodidactic context", Scientific Bulletin of Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering, No. 2, pp. 57-62.

4. Manako, A.F. and Voronkin, A.S. (2014), "ICT in Education: Evolution, Convergence and Innovation", Educational Technology and Society, Vol. 17 No. 1, pp. 487-521.

5. Chertkova, E. (2018), Computer teaching technologies, textbook for universities, Yurait, Moscow.

6. Mamedova, M.A. (2020), "Methodical features of teaching homonyms of English language using computer technology", International Journal of psychosocial Rehabilitation, Vol. 27, available at: : https://www.psychosocial.com/article/PR200123/9322//.

Контактная информация: madi_matlub@yahoo.com

Статья поступила в редакцию 12.03.2021

УДК 796.012.2

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ БАСКЕТБОЛА

Елена Евгеньевна Марченко, старший преподаватель, Татьяна Петровна Высоцкая,

старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

г. Москва

Аннотация

Введение. При низкой или глубокой патологии зрения у подростков выявляется снижение в функциональном и двигательном развитии, отмечается дисфункция координации движений в отли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.