Н. Р. Нурмеева, Г. П. Чугунова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: компьютерные технологии, информационная деятельность,
компьютеризация обучения.
Применения информационных технологий в учебном процессе требует своих инструментов и сред, таких, как компьютер и необходимое программное обеспечение. Компьютеризация обучения - это применение компьютера как средства обучения, многоцелевое использование компьютерной техники в учебном процессе.
Keyword: computer technology, information activity, computerization of education.
Application of information technology in the learning process requires its own tools and environments, such as a computer and necessary software. Computerization of education - is to use the computer as a learning tool, multiple uses of computer technology in the learning process.
Общество во все времена выдвигает перед системой образования определенную совокупность требований, в частности в настоящее время - подготовку специалиста к профессиональной деятельности в современной информационной среде. Информатизация
- это глобальный процесс, связанный с кардинальными изменениями информационной структуры и характера мирового социального и экономического развития, с переходом к новым видам и объемам информационного обмена, к наукоемкому производству. В условиях информатизации общества необходимо целенаправленно готовить специалиста к информационной деятельности в условиях информационной среды [1].
Освоение информационной деятельности результативнее всего происходят в конкретном опыте осмысленной и полезной работы. При использовании информационной образовательной среды профессионального образования следует стремиться к обоснованному ограничению разнообразия в ней, которое позволит делать выбор на основе актуальной на современном этапе информации и учитывать прогнозируемую на ближайшее будущее ситуацию. При этом в процессе интерпретации информации, включенной в ту или иную информационную систему, должны использоваться в большей мере взаимосвязи внутри системы множества отбираемой информации, учитываются также и ее взаимоотношение с внешней средой [2]. Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения студентов в активных участников учебного процесса, дают возможность находиться им в такой же быстро меняющейся культурной среде, пользоваться теми же инструментальными средствами, с которыми они столкнутся через несколько лет, выйдя из стен учебного заведения.
При изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин использование информационной культуры осуществляется в изменившихся условиях и способствует достижению цели подготовки молодого поколения к информационной деятельности в интегрированной среде, что приближает учебный процесс к естественному ходу познания
и позволяет выпускникам впоследствии легче адаптироваться к сложностям информационного общества. Соответственно, значимыми для формирования опыта активной и продуктивной деятельности в информационной среде и наиболее естественными являются следующие компоненты: а) получение знаний, умений и навыков информационной деятельности как составляющей информационной культуры (теоретический этап); б) закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков (фактологический этап - получение необходимых сведений из информационного поля (Интернет); в) применение знаний, умений, навыков и закрепление опыта информационной деятельности (технологический этап - прикладные программы).
Реализация вышеназванных условий осуществляется в единстве инвариантных надпредметных и специфических дисциплинарно-ориентированных целей интегрированного урока. Во-первых, обучение должно быть построено так, чтобы в его процессе актуализировались теоретические сведения, приводящих к осознанным результатам. Во-вторых, должны решаться практические задания, способствующие формированию системы теоретических и практических знаний и закреплению опыта информационной деятельности как составляющей информационной культуры. В-третьих, чередование форм учебной деятельности студентов - дидактические цепочки, связанных с различными видами информационной деятельностью: сбор, анализ, обработка, передача информации; работа с приложениями, с инструментальными средствами, т.е. активное приобретение опыта информационной деятельности.
Проектирование учебного занятия [3, 4] в условиях модернизации образования этапы организационной структуры должны включать следующие компоненты. Этап актуализации теоретических сведений должен приводить к осознанным результатам и осуществляться за счет мотивационного компонента, реализованного в дисциплинах естественно-математического и гуманитарного цикла. Этап формирования новых знаний и закрепления основ должен осуществляться постепенным усложнением в форме дидактических цепочек (особенно при преподавании информатики) А при продолжении бучения акцент делается на развитие методов и форм организации учебной работы и форм организации учебной работы и информационной деятельности в дисциплинах общеобразовательного цикла. Этап применения осуществляется на основе общей сформированности основ информационной культуры и их творческом развитии, которое достигается при решении комплексных проблемных задач, значимых для различных дисциплин. Соответственно все более актуализируются, мобилизуются имеющиеся личностные ресурсы, мотивы и интересы, способности и умения, а также развиваются, формируются новые качества, востребованные на каждом этапе формирования информационной деятельности. Это освоение требует своих инструментов и сред, таких, как: а) компьютер (по возможности все компоненты); б) необходимое программное обеспечение; в) информационные массивы (справочники, энциклопедии).
Компьютеризацию обучения можно сформулировать следующим образом: применение компьютера как средства обучения, многоцелевое использование компьютерной техники в учебном процессе. Место компьютера в учебном процессе определяется прежде всего тем, в каких учебных дисциплинах и на каких этапах обучения он используется и какие функции выполняет. Компьютер - это универсальное средство обучающей деятельности, он может быть с успехом использован на самых различных занятиях, как по содержанию, так и по организации [2]. Компьютеризация обучения развивается в двух направлениях:
- обеспечение компьютерной грамотности студентов как совокупности знаний, навыков и умений, позволяющих подготовить их к применению средств вычислительной техники в практической деятельности;
- решение образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Наиболее значимыми с позиции формирования информационной деятельности в интегрированной образовательной среде и соответственно важными являются использование компьютера как средства обучения, как средство предоставления студентам и педагогам информации.
Использование потенциала образовательных ресурсов при модернизации образования дает возможность а) единого окна доступа к образовательным ресурсам в режиме свободного доступа; б) расширения аудитории за счет обучающихся с ослабленной мобильностью, слепоглухонемых и другими ограниченными возможностями.
Использование компьютера как средства предоставления необходимой учебной, учебно-технической, справочной информации становится одним из важнейших факторов для приобщения молодежи к современным информационным технологиям и формированию нового поколения граждан - поколения века информации и информационных технологий. При этом важность роли Интернета в этих процессах велика. Применение Интернет-технологий в образовании делает его открытым и более эффективным, обеспечивает равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям. Многими современными исследователями показано, что использование компьютера для предоставления необходимой информации способствует эффективности учебного процесса в области овладения умением самостоятельного извлечения и представления знаний; овладения общими методами познания и стратегий усвоения учебного материала. Все это, в свою очередь, способствует формированию умений формализовать знания о предметном мире, самостоятельно извлекать знания. Систематическое обращение с помощью компьютера к Интернет как к источнику информации приобщает обучающегося к современным методам изучения основ наук и готовит к интеллектуальной деятельности в информационном обществе массовой коммуникации. Компьютер часто рассматривается как помощник преподавателя, пытающегося активизировать и индивидуализировать процесс обучения, повысить эффективность контроля знаний.
Информационные технологии прочно вписались в учебный процесс как новое мощное средство. Во многих отечественных и зарубежных источниках подчеркивается, что стремление внедрить информационно-коммуникационные технологии для сбора, получения, накопления, обработки информации основываются на концепции образования, основной целью которого служит накопление знаний, умений и навыков, необходимых для формирования информационной культуры при активном освоении информационной деятельности, необходимой для выполнения профессиональных функций в условиях информационного общества.
Таким образом, основной целью расширения информационной деятельности является повышение культуры формирования информационных запросов, опирающихся на знания основных типов поисковых систем и осмысленное владение знаниями математической и компьютерной лингвистики [5].
Литература
1. Нурмеева, Н.Р. Формирование информационной культуры учащихся на интегрированном уроке: Дисс. ... канд. пед. наук / Н.Р. Нурмеева. - Казань, 2004.
2. Кирилова, Г.И. Системная интеграция как принцип информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования / Г.И.Кирилова, Л.Г.Ахметов, Н.Р. Нурмеева. -Казань, 2009.
3. Газизова, Н.Н. Математическая подготовка на старших курсах технологического университета / Н.Н. Газизова, Л.Н.Журбенко // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2006. - №5. - С.141-143.
4. Крайнова, Е.Д. Проектирование содержания самостоятельной деятельности в процессе математической подготовки бакалавров технологического направления / Е.Д.Крайнова, Л.Н.Журбенко // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №6. - С.314-318.
5. Чугунов, А.В. Оптимизация поиска информации в Интернете / А.В.Чугунов, Г.П. Чугунова // Материалы науч.-практ. конф. «Информатизация государственного и муниципального управления». - Казань: Отечество, 2008. - С.185-189.
© Н. Р. Нурмеева - канд. пед. наук, доц. каф. высшей математики КГТУ, [email protected]; Г. П. Чугунова - канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры высшей математики КГТУ.