УДК 37
Проничева О.В.
студентка 3 курса факультета психологии Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого (г. Тула, Россия)
РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЁННОСТИ
Аннотация: проведён теоретический анализ подходов к развитию компонентов личностного потенциала у подростков с признаками одарённости. Довольно большое число исследователей обращали внимание на детей, имеющих признаки одарённости, а также реализацию индивидуального подхода в работе с такими детьми. В статье раскрываются основные понятия теоретического исследования и также подходы к развитию компонентов личностного потенциала одарённых подростков. Также, представлена идея организации целостной системы обучения и воспитания, обеспечивающая комплексное воздействие на развитие личностного потенциала одарённых детей.
Ключевые слова: подростковый возраст, личностный потенциал, одарённость, развитие, компоненты потенциала.
Политика общей системы образования включает в себя важнейшие цели и задачи, определяющие рост интеллектуального потенциала личности, за счёт развития технологических процессов обучения, обеспечивающих более интенсивное усвоение знаний. Поэтому сегодня необходима более продуманная стратегия образования.
Сегодня педагогика ориентируется на развитие таких компонентов развития личностного потенциала одарённого подростка, как интеллектуальный, эмоциональный, духовный и творческий. Выявление на раннем этапе, поддержка и дальнейшее сопровождение и развитие детей с признаками одарённости являются приоритетными задачами современного российского образования, что
представляет собой одну из основных проблем его модернизации, т.к. от её решения зависит экономический и интеллектуальный потенциал государства [5].
Изучение личности стало одним из основных направлений отечественной психологии в последние десятилетия. Вопрос личностного потенциала подростков стоит особенно остро в ситуации развития современного социума, где процесс формирования личности находится под влиянием обучения и воспитания. Акценты современного образования расставлены таким образом, что приоритетным становится развитие личностных качеств.
Следует помнить, что у каждого человека есть потенциал для определённых видов деятельности. В процессе жизни человек расставляет приоритеты, ставит цели и реализует их. Традиционно под потенциалом понимают способность выполнять определённые действия: принимать решения, действовать, самореализоваться. С точки зрения психологии потенциал - это способность духовно развивать свою личность и преодолевать жизненные трудности. При определённых обстоятельствах потенциал может быть раскрыт полностью или частично, в зависимости от стремления личности к саморазвитию.
Г.В. Сорокоумова выделяют следующие компоненты личностного потенциала подростков: интеллектуальный потенциал, определяющийся объёмом и качеством имеющейся у индивида информации, составляющей знания об окружающем мире, интеллектуальная лабильность, коммуникативный потенциал - это система свойств, навыков и умений, обеспечивающих успешность ребёнка в общении, понимании и взаимопонимании с другими людьми, способность к приобретению коммуникативных свойств, умений и навыков общения, творческий компонент - определяется навыками, умениями и способностями к творческой и продуктивной деятельности, особенно творчеству, эмоционально-волевой потенциал включает в себя систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоционально-волевых свойств, мотивационно-ценностный потенциал включает в себя систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности [6].
Личностный потенциал - основная составляющая внутренней характеристики личности, определяющая выбор пути её развития при всем многообразии возможных вариантов потенциала.
Для развития компонентов потенциала у детей подросткового возраста необходимо создавать благоприятные условия, а также оказывать помощь окружающей социальной среде, ведь потенциал может остаться нереализованным. Это могут подтвердить исследования А. Шведеля и Р. Штернберга. Авторы рассматривали одарённость как качество, возникающее постепенно в контексте «человек-среда» [3].
Однако стоит учитывать и мнение других авторов (И.В. Трикозенко, А.М. Матюшкин.), которые считают, что современная система образования в силу отсутствия индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку, отсутствия индивидуальных программ развития для каждого в силу его потенциальных возможностей, создание индивидуальной образовательной траектории дискриминирует одарённых детей и молодёжь на всех уровнях образования, что есть в современной системе образования.
В связи с этим, поиск путей повышения системного подхода к развитию личности одарённого подростка стал актуальной проблемой для современного мира. Необходимо создать специально организованную комплексную систему обучения и воспитания одарённых подростков, на что делают упор и внедряют современные учёные и практики. Они считают важным проводить целенаправленную комплексную работу по развитию потенциала одарённых подростков.
Обратим внимание на зарубежную и отечественную педагогику, рассматривавшую развитие личностного потенциала одарённого подростка.
Талант представлен как развивающееся, системное качество психики в течение жизни, определяющее способность человека достигать более высоких и отличных результатов в любой деятельности по сравнению с другими людьми. «Рабочая концепция одарённости» описывает типы развития одарённости у детей: «гармоничный» и «дисгармонический». В основе этих типов лежит
значительный прогресс в психическом развитии [2].
В психолого-педагогической литературе одарённостью называют:1) стабильно высокий уровень развития личностных способностей ребёнка при выраженной познавательной мотивации на протяжении длительного периода жизни (Л. А. Венгер), 2) высокий уровень развития способностей личности в той или иной деятельности, позволяющей добиться особых успехов (Н. А. Сидорина), 3) качественно своеобразное сочетание способностей при выполнении какой-либо деятельности в зависимости от достижения успеха (Б. М. Теплов) [9].
И.В. Трикозенко убеждена, что одарённые дети - это те, кто показывает отличные результаты благодаря выдающимся способностям, оцененным экспертами. По мнению автора, перспективы развития таких детей определяются «уровнем их достижений и потенциала в одной или нескольких областях (творческое, продуктивное мышление, общение и лидерство, академические и интеллектуальные достижения, психомоторная и художественная активность) [8].
Одарёнными считаются те дети, которые обладают общими или особыми способностями в области музыки, техники, рисования и т. д. Детскую одарённость следует диагностировать по уровню интеллектуального развития (уровню успеваемости) в равных условиях среди сверстников. Исходя из этого, проводятся тесты на умственные способности и коэффициент интеллекта. Не стоит преувеличивать значение этих показателей, ведь творческая сторона разума имеет первостепенное значение. Раньше других можно открыть такой художественный талант в области музыки, а затем и в рисовании. В области естественных наук быстрее всего раскрывается талант к математике. Нередки противоречия между общим психическим уровнем развития ребёнка и выраженностью его более конкретных способностей. При раннем умственном развитии детей или при особо значительных достижениях в определённой деятельности их называют «чудо-животными». Пожалуй, самые яркие проявления личности не могут служить гарантией будущей одарённости [7].
В современном понимании значимая черта одарённости рассматривается не как статическая характеристика, а как динамическая, включающая в себя средовой фактор, а также факторы, характеризующие потенциал личности.
Необходимо оперировать теми качествами, которые проявляются у каждого одарённого подростка в образовательной и развивающей среде. Так различны лишь некоторые предпосылки в успешности развития таланта, например, редкое внимание, быстрая реакция, музыкальный слух или отличная память, ловкость. Особое внимание следует уделить развитию познавательной активности одарённых подростков через вовлечение в определённые виды деятельности, возможно, от «рукоделия» до создания компьютерных программ. Если творческий потенциал достаточно высок, то такая среда даёт возможность жить в творческом состоянии, в котором сочетаются операциональная, познавательная, эмоциональная и личностная сферы учащегося. Реализация этого процесса возможна, если осуществляется при психолого-педагогической поддержке педагога и взаимопомощи сверстников-единомышленников [4].
Современные учёные утверждают, что уровень качественности и своеобразия развития талантов является результатом сложной структуры взаимодействия социокультурной среды с помощью деятельности учащихся и наследственности (природных задатков). Большое значение имеет собственная активность учащегося, реализация индивидуальной одарённости и психологических механизмов саморазвития личности, являющихся ядром формирования.
Можно отметить, что в современных направлениях «развития» талантов учащихся формируются основные группы приёмов, например: насыщение учебного плана, углубление, общее ускорение обучения. Конечно, здоровый организм с повышенными интеллектуальными способностями может справиться с интенсивными перегрузками. Но этого нельзя сказать об одарённых учениках с дисгармоничным типом развития. Для них характерна явная уязвимость, которая проявляется в так называемых сенсибилизированных (повышенных) состояниях, являющихся требованиями дрессировки. Таких учеников, целью
которых является «раскрыть» огромный потенциал исключительных способностей, также обучают по специальным программам [1].
На основе исследований зарубежных и отечественных учёных выделяются такие составляющие личностного потенциала, как интеллектуальный и коммуникативный потенциалы, творческий и эмоционально-волевой компоненты, а также саморегуляция. Для развития потенциала одарённого подростка желательно организовать целостную систему обучения и воспитания, которая обеспечит комплексность воздействия.
Несмотря на интерес учёных к развитию потенциала одарённых подростков, исследуемое явление в настоящее время требует внимания в рамках глубокого комплексного изучения, расширения опыта продуктивного сопровождения и развития одарённости подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анохин, П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного прогресса [Текст] / П.К. Анохин // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины - М.: 1948, № 8. - 81 с;
2. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: метод. Пособие [Текст] / Ю.Д. Бабаева / под ред. В.И. Панова. М. : Молодая гвардия, 1997. - 407 с;
3. Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности [Текст]/ Н.С.Лейтес //Завуч. -2009.- № 8.- 45-51 с;
4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2007. - 352 с;
5. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей [Текст]/А.М.Матюшкин //Учеб. Пособие. -М.,2004.-С.29- 45;
6. Михалева, Е.С. Развитие потенциала одаренных подростков [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. ,
URL:https://science-education.m/ru/article/view?id=18401 (дата обращения: 23.01.2023);
7. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова: Вып. 1 [Текст] / под общ. ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева - М.: Смысл, 2002. -503 с;
8. Трикозенко И.В. Перспективные подходы к развитию интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей[Текст]/ И.В.Трикозенко //Народное образование.-2014, №6. - 3-8 с;
9. Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М. : Обнинск: ИГ -СОЦИН, 2008. 212 с. Статья представлена научной редакцией «Педагогика и психология» 14 сентября 2011 г.
Pronicheva O.V.
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
(Tula, Russia)
DEVELOPMENT OF COMPONENTS OF PERSONAL POTENTIAL IN ADOLESCENTS WITH SIGNS OF GIFTEDNESS
Abstract: a theoretical analysis of approaches to the development of components ofpersonal potential in adolescents with signs of giftedness is carried out. Quite a large number of researchers paid attention to children with signs of giftedness, as well as the implementation of an individual approach in working with such children. The article reveals the basic concepts of theoretical research and approaches to the development of components of the personal potential of gifted adolescents. Also, the idea of organizing an integrated system of education and upbringing, providing a comprehensive impact on the development of the personal potential of gifted children, is presented.
Keywords: adolescence, personal potential, giftedness, development, potential components.