Научная статья на тему 'Развитие комплексного анализа деятельности предприятия в конкурентной среде'

Развитие комплексного анализа деятельности предприятия в конкурентной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОНЪЮНКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путятина Л.М., Джамай Е.В., Барсова Т.Н.

В статье рассматриваются основные направления комплексного анализа деятельности предприятия в конкурентной среде, обеспечивающего широкий подход к аналитической деятельности. Рассматриваются такие направления анализа как: экономический, финансовый, управленческий и конъюнктурный, каждый из которых имеет важное значение для развития предприятия в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Путятина Л.М., Джамай Е.В., Барсова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие комплексного анализа деятельности предприятия в конкурентной среде»

РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ

© Путятина Л.М.*, Джамай Е.В.*, Барсова Т.Н.*

«МАТИ» - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского, г. Москва

В статье рассматриваются основные направления комплексного анализа деятельности предприятия в конкурентной среде, обеспечивающего широкий подход к аналитической деятельности. Рассматриваются такие направления анализа как: экономический, финансовый, управленческий и конъюнктурный, каждый из которых имеет важное значение для развития предприятия в будущем.

Ключевые слова: экономический анализ, финансовый анализ, управленческий анализ, конъюнктурный анализ.

Проблема развития аналитической деятельности на предприятиях постоянно расширяется в последнее время и возникает необходимость в разработке современных методов комплексного анализа, который целесообразно разделить на четыре направления: экономический анализ; финансовый анализ; управленческий анализ; конъюнктурный анализ [1].

Экономический анализ изучает специализацию предприятия, экономический потенциал и эффективность его использования, а также основные результаты хозяйственной деятельности. Экономический анализ, в свою очередь, должен также рассматриваться, как комплексный, поскольку он включает следующие самостоятельные направления [2]:

- анализ специализации предприятия, который показывает ее основное направление, уровень диверсификации производства, расширение (углубление) специализации во времени, технико-экономический анализ выпускаемой продукции;

- анализ экономического потенциала предприятия и эффективности его использования, предполагающий совокупность его экономических ресурсов (основного и оборотного капитала и трудовых ресурсов);

- анализ основных результатов хозяйственной деятельности, который предполагает детальное изучение: производства, реализации и себестоимости продукции, прибыли и рентабельности, а также использование производственных мощностей и другие.

* Заведующий кафедрой «Производственный менеджмент», доктор экономических наук, профессор.

* Профессор кафедры «Производственный менеджмент», доктор экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры «Производственный менеджмент», кандидат экономических наук, доцент.

Финансовый анализ определяет эффективность управления финансами предприятия, т.е. уровень ликвидности (платежеспособности), финансовой устойчивости и эффективности управления основными источниками финансирования (собственными, заемными, привлеченными). В процессе комплексного финансового анализа изучаются следующие аспекты: ликвидность (платежеспособность) предприятия; финансовая зависимость от внешних источников финансирования; финансовая устойчивость; деловая активность и эффективность хозяйственной деятельности; возможность банкротства и другие [3].

Управленческий анализ оценивает эффективность и целесообразность принимаемых управленческих решений, как в процессе их обсуждения и принятия, так и по результатам их реализации. Среди основных управленческих решений необходимо отметить три основных направления: в области производства продукции и услуг; в области сбытовой и маркетинговой политики; в области инвестиционных и инновационных проектов; в области организационно-технического развития предприятия и другие [4].

Конъюнктурный анализ оценивает развитие предприятия в рыночной среде, его позиции, уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции, возможности участия в конкурентной борьбе. Этот анализ включает следующие основные направления: анализ рыночной конъюнктуры выпускаемой продукции; анализ положения предприятия в конкурентной среде; анализ эффективности плана по маркетингу предприятия и другие [5].

Совершенствование всех направлений анализа деятельности предприятий обусловлено объективными требованиями развития самих предприятий, рыночной конъюнктуры выпускаемой продукции и конкурентной среды. Первые два направления образуют основную, наиболее сложную часть аналитической работы, которая называется финансово-экономическим анализом предприятий (ФЭА), требующим большого количества исходной и расчетной информации.

В настоящее время комплексный анализ деятельности предприятия постоянно расширяется и углубляется. Он имеет определенную сложившуюся теоретическую базу, которая постоянно совершенствуется на основе смежных наук: математики, статистики, бухучета, теории вероятностей и многих других. Эта информация особенно важна при построении планов развития предприятия с учетом развития конкурентных преимуществ предприятий конкурентов.

Одним из наиболее важных направлений комплексного анализа деятельности предприятия является экономический анализ. Каждое предприятие имеет свою специализацию и определенные экономические ресурсы, результатом использования которых служит выпускаемая продукция, предлагаемая на рынок соответствующих товаров. Реализация товаров обеспечивает предприятию определенные экономические результаты: годовой объем реализации, прибыль, рентабельность и т.д. Поскольку экономический анализ имеет множество направлений, то в общем случае целесообразно его также рассматривать как комплексный, который позволяет оценить деятель-

ность предприятия в рамках отраслевой специализации; изменение экономических ресурсов и эффективности их использования; основные результаты хозяйственной деятельности; экономический потенциал предприятия и эффективность его использования в целом;

Общая структура комплексного экономического анализа включает:

1. Анализ специализации предприятия: анализ общих показателей специализации (номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, уровень диверсификации производства, уровень эффективности проводимой диверсификации, коэффициент специализации производства) и технико-экономический анализ выпускаемой продукции (прибыль на единицу продукции, рентабельность производства, трудоемкость товаров, длительность производственного цикла, себестоимость производства и реализации товаров и т.д.).

2. Анализ экономических ресурсов предприятия и эффективности их использования (анализ основного капитала предприятия и эффективности его использования, как технической базы производства, анализ оборотного капитала и эффективности его использования, как материальной базы выпускаемых товаров, анализ трудовых ресурсов и эффективности их использования).

3. Анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия: анализ производства и реализации продукции, анализ себестоимости продукции, анализ прибыли и рентабельности, анализ использования производственных мощностей.

Стабильность работы предприятия в рыночных условиях в значительной степени зависит от его финансового положения, а также от финансового состояния его партнеров и конкурентов. Для этого необходимо проводить финансовый анализ, с помощью которого устанавливается финансовая устойчивость любого предприятия. Финансовый анализ предприятия может проводиться с различной степенью детальности, поэтому он может быть реализован в виде экспресс анализа, детализированного анализа и комплексного анализа. Каждый из этих видов имеет свою цель и задачи проведения. Экспресс анализ проводится с целью предварительной оценки финансового состояния предприятия и при этом используется ограниченный перечень показателей, взятых в динамике [6]. Детализированный анализ проводится с целью подробного исследования финансового и имущественного положения предприятия. Он имеет следующие направления исследования [7]: анализ общих показателей финансового и имущественного положения предприятия, анализ финансовой зависимости, анализ ликвидности, анализ структуры баланса, анализ уровня финансовой устойчивости, анализ деловой активности и эффективности хозяйственной деятельности, анализ возможности банкротства, анализ класса кредитоспособности. В процессе детализированного финансового анализа могут быть реализованы все его направления, а могут использоваться только некоторые в соответствии с целями его проведения.

Способность предприятия отвечать по текущим обязательствам зависит от ряда факторов (степень ликвидности текущих активов, условия взаиморасчетов с поставщиками и покупателями т.д.). Для каждого предприятия необходимо определять свой нормальный уровень текущей ликвидности. Предприятие сможет отвечать по текущим обязательствам, если наименее ликвидные текущие активы, часть кредиторской задолженности, не покрытой дебиторской задолженностью, и часть платежей поставщикам, не покрытых платежами покупателей будут обеспечены собственным капиталом. В зависимости от регулярности денежных потоков на предприятии модно определять верхнюю и нижнюю границу текущей ликвидности [8].

Комплексный анализ финансового положения предприятия предполагает проведение аналитических расчетов по всем направлениям и комплексную оценку, которая может быть реализована на основе экспертных методов с учетом или без учета приоритетности отдельных показателей. В настоящее время методы комплексного финансового анализа достаточно ограничены и используются в основном на основе рейтинговых оценок при сравнении различных предприятий. Использование этих методов в значительной степени опирается на субъективное мнение экспертов, реализующих комплексную оценку финансового состояния предприятий [9].

Управленческий анализ имеет целью оценить эффективность перспективных задач развития предприятия и принимаемых решений.

Например, в области производства продукции к таким задачам можно отнести изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, изменение структуры производственной программы, внедрение мероприятий по снижению себестоимости, изменение уровня кооперации производства, изменение материальной базы выпускаемой продукции и многие другие.

В области сбытовой и маркетинговой политики возможны следующие управленческие задачи: изменение поставщиков, потребителей и рынков сбыта выпускаемой продукции, использование новых средств сбытовой деятельности, совершенствование системы гарантийного и послегарантийного обслуживания продукции и другие.

В области инновационной и инвестиционной политики предприятие сталкивается со следующими управленческими задачами: обоснование внедрения и освоение новых товаров, освоение новых передовых технологий, внедрение новых средств автоматизации и механизации производства, обоснование эффективности и перспективности инвестиционных проектов, поиска инвесторов и многие другие.

В области организационно-технического развития предприятия возможны следующие задачи: внедрение наиболее передовых организационно-технических мероприятий, совершенствование организационной структуры управления повышение квалификации кадров, реконструкция и модернизация отдельных цехов и участков, реализация мероприятий по улучшению социально-экономических условий труда и другие.

Список литературы:

1. Путятина Л.М., Родинов В.Б. Экономика и финансы предприятия: Учебник. - М.: «Экономика и финансы». 2006. - 648 с.

2. Арсеньева Н.В., Джамай Е.В. Модель оценки финансово-экономического потенциала отечественных предприятий наукоемких отраслей промышленности // Финансовый менеджмент. - 2010. - № 6. - С. 4-9.

3. Бендиков М.А., Джамай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - М.: Издательская группа «Дело и сервис», 2001. - № 5. -С. 80-95.

4. Путятина Л.М., Путятин А.Е. Экономика машиностроительных предприятий: учебное пособие. - М.: «Экономика и управление». 2008.

5. Путятина Л.М., Путятин А.Е. Конкурентная устойчивость предприятий в современных условиях // Собственность и рынок. - 2005. - № 5. - С. 12.

6. Бендиков М.А., Джамай Е.В. Управление финансовыми ресурсами наукоемких производств на конкурсной основе // Финансовый менеджмент. -М.: Издательская группа «Дело и сервис», 2001. - № 2-3. - С. 23-32.

7. Путятина Л.М., Шароватов С.В. Управление экономическим ростом предприятия: уточнение базовых понятий // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2012. - № 1. - С. 195-197.

8. Джамай Е.В., Демин С.С. Методы определения оптимального уровня финансовой устойчивости предприятий высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. Финансовый менеджмент. - М.: Издательская группа «Дело и сервис». 2011. № 2. С. 5-9.

9. Джамай Е.В. Исследование критериальных значений основных показателей платежеспособности промышленного предприятия // Научные труды (Вестник МАТИ). Вып. 21 (93). - М.: МАТИ, 2013. - С. 295-298.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

© Сурикова Е.А.*, Эйзина А.И.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Ключевые слова: бухгалтерский баланс, анализ финансового положения, финансовые коэффициенты, аналитические возможности, содержание форм отчетности, информационное обеспечение процесса управления, трансформация отчетности.

* Доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит на железнодорожном транспорте», кандидат экономических наук, доцент.

* Аспирант-стажер кафедры «Бухгалтерский учет и аудит на железнодорожном транспорте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.