Научная статья на тему 'Методические аспекты управления экономическим потенциалом машиностроительных предприятий в современных условиях'

Методические аспекты управления экономическим потенциалом машиностроительных предприятий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путятина Л.М., Тарасова Н.В., Орлова О.В.

Рассмотрено понятие экономического потенциала предприятия, а также определяющие его основные направления. Представлены этапы методического аспекта управления экономическим потенциалом предприятия. Конкурентоспособность экономического потенциала определена как суммарная рейтинговая оценка потребительского, делового, внутреннего и международного рейтингов предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Путятина Л.М., Тарасова Н.В., Орлова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты управления экономическим потенциалом машиностроительных предприятий в современных условиях»

ставляющая цивилизованного предпринимательства в современной экономической практике.

Список литературы:

1. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. - С. 475.

2. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации [Электронный ресурс]. - Изд-во «Инфра-М». - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/people/cul-ture/corporate_culture.shtml.

3. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. -М., 2010. - С. 63.

4. Чистюхина Ю.С. Корпоративная среда как условие формирования корпоративной культуры вуза [Электронный ресурс] // Молодой ученый. -2011. - № 11 (34). - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/34/3850/.

5. Чистюхина Ю. С. Корпоративная среда как условие формирования корпоративной культуры вуза [Электронный ресурс] // Молодой ученый. -2011. - № 11, Т. 2. - С. 193-197. - Режим доступа: www.rsue.ru/doc/FF/FEI/ ku.doc.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Путятина Л.М.1, Тарасова Н.В.2, Орлова О.В.3

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), г. Москва

Рассмотрено понятие экономического потенциала предприятия, а также определяющие его основные направления. Представлены этапы методического аспекта управления экономическим потенциалом предприятия. Конкурентоспособность экономического потенциала определена как суммарная рейтинговая оценка потребительского, делового, внутреннего и международного рейтингов предприятия.

Ключевые слова: экономический потенциал, конкурентоспособность экономического потенциала, оценка экономического потенциала.

1 Заведующий кафедрой «Производственный менеджмент», доктор экономических наук, профессор.

2 Доцент кафедры «Производственный менеджмент», кандидат экономических наук, доцент.

3 Доцент кафедры «Производственный менеджмент».

Понятие «экономический потенциал предприятия» вошло в экономическую теорию и практику относительно недавно. Если раньше под «экономическим потенциалом предприятия» понимали технические средства производства, т.е. основной и оборотный капитал (машины, механизмы, оборудование и другие виды материальных ресурсов), то в процессе исчерпания возможностей получения большего эффекта от технических факторов, основное внимание стало уделяться человеческому капиталу. Современная модель экономического потенциала предприятия может быть определена как: человеческий капитал + основной капитал + оборотный капитал + инновационные возможности [1].

В современной экономике это определение не полностью раскрывает комплексное понятие «экономический потенциал предприятия». Основными направлениями, определяющими этот потенциал, могут служить:

1. Реальные возможности предприятия (реализованные и потенциальные), отражающие его специализацию.

2. Объем ресурсов и резервов предприятия, как вовлеченных, так и не вовлеченных в производство.

3. Способности сотрудников к эффективному использованию ресурсов и резервов с целью получения максимального дохода и прибыли.

4. Рациональность и оптимальность организационной структуры предприятия.

5. Инновационные возможности предприятия, характеризующие его инновационный потенциал, определяемый регулярным внедрением новых товаров, услуг, средств труда, материалов, технологических процессов, организационных форм управления и т.д.

6. Инвестиционные возможности предприятия, определяемые эффективностью финансовой политики и способностью наращивать капитал за счет собственных источников.

7. Финансовое положение предприятия, определяемое эффективностью управления финансовыми ресурсами: возможность поддерживать необходимый уровень ликвидности и платежеспособности, а также высокий уровень финансовой устойчивости и деловой активности и другие.

Рассмотренные направления в реальной практике предприятия обеспечиваются [2]:

- объемом и качеством располагаемых ресурсов (общей численностью промышленно-производственного персонала и рабочих, основным производственным и непроизводственным капиталом, оборотным капиталом и материальными запасами, финансовыми ресурсами, нематериальными активами (патентами, лицензиями, информацией, технологией);

- способностями сотрудников к разработке и созданию новой продукции, т.е. образовательным, квалификационным, психологическим и мотивационным потенциалом;

- возможностями управления с целью оптимального использования имеющихся у предприятия ресурсов (подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры предприятия);

- инновационными способностями, т.е. способностями предприятия к обновлению производства, смене технологии и т.п.;

- информационными способностями, т.е. способностями получать необходимую информацию, обрабатывать ее и использовать при принятии управленческих решений;

- финансовыми способностями, позволяющими вести рациональную финансовую политику с минимальными издержками обращения.

В сумме рассмотренные составляющие образуют совокупную (экономическую и социальную) способность предприятия, которая образует его экономический потенциал. Накопленный предприятием экономический потенциал может использоваться эффективно и с высокой отдачей, а может использоваться не достаточно, т.е. с низкой отдачей. Иногда предприятие с небольшим экономическим потенциалом (ограниченными ресурсами) достаточно эффективно его использует и имеет высокие финансово-экономические показатели. А иногда предприятие имеет высокий экономический потенциал по всем составляющим и в то же время не может вписаться в рыночную конъюнктуру и имеет крайне низкую эффективность своей деятельности.

Практика показывает, что сам потенциал еще не является показателем высокой результативности работы предприятия. Для сравнения результатов деятельности различных предприятий обычно специально разрабатываются различные методики и системы показателей для комплексной оценки экономического потенциала отраслевых предприятий и определяется конкурентоспособность потенциалов предприятий относительно друг друга. Методы оценки отличаются необыкновенным разнообразием, однако, ввиду разнородности используемых показателей, предпочтение отдается экспертным бальным оценкам.

Правильный выбор стратегии предприятия, направленной на повышение эффективности управления экономического потенциала, определяет его финансово-экономическое процветание и зависит от нескольких факторов: экономического потенциала предприятия; уровня его конкурентоспособности; доли предприятия на рынке и его положение на нем (лидер, аутсайдер); целей развития предприятия (укрепление лидерства, достижение лидерства, сохранение достигнутой стабильной доли рынка или избежать банкротства). Методический аспект управления экономическим потенциалом предприятия включает следующие основные этапы:

1. Оценка уровня достигнутого экономического потенциала.

2. Оценка эффективности использования потенциала.

3. Оценка конкурентных преимуществ предприятия на рынке определенных товаров в соответствии с его специализацией.

4. Оценка конкурентоспособности экономического потенциала предприятия в отрасли.

5. Анализ неиспользуемых резервов и объективных потерь при использовании экономического потенциала предприятия.

6. Определение целей развития предприятия и его экономического потенциала.

Выбор стратегии и тактики управления экономическим потенциалом предприятия (повышение экономического потенциала и (или) повышение эффективности его использования и т.д.). Проведение практических мероприятий, исходя из выбранных стратегических целей. В процессе управления экономическим потенциалом предприятия в условиях конкуренции анализируются факторы, повышающие или понижающие конкурентоспособность его потенциала. Стандарты конкурентоспособности экономического потенциала предприятия в зарубежной практике часто подразделяют на экономические и социальные. Их может быть достаточно много или относительно мало в зависимости от глубины проводимого анализа.

В зарубежной литературе часто встречается пятииндикаторный минимум, позволяющий оценить конкурентоспособность экономического потенциала фирмы. Все используемые при этом показатели сопоставляются с аналогичными нормативными и фактическими показателями у конкурентов, следовательно, измеряются индивидуальные уровни экономической конкурентоспособности потенциала по каждому из принятых для сравнения индикаторов. Любая выбранная система индикаторов только в совокупности и динамике может определить реальную конкурентоспособность экономического потенциала фирмы. Но при этом также необходимо получения и систематизации информации о различных уровнях, занимаемых фирмами в конкурентной борьбе. Таких уровней в зависимости от целей исследования может быть несколько. Например:

1. Уровень мирового лидерства (совокупность показателей, отражающих конкретные значения индикаторов конкурентоспособности ведущих фирм).

2. Уровень мирового стандарта (совокупность усредненных нормативных показателей, полученных экспертным путем, выход на которые означает выдвижение предприятия в число ориентиров, эталонов).

3. Уровень народнохозяйственного лидерства (определяется наилучшими финансово-экономическими и производственными показателями предприятий внутри страны).

4. Уровень народнохозяйственного стандарта (совокупность нормативных показателей, полученных экспертным путем, усредненных по народному хозяйству).

5. Уровень отраслевого лидерства (совокупность показателей, отражающих конкретные значения индикаторов конкурентоспособности ведущих предприятий отрасли).

6. Уровень отраслевого стандарта (совокупность нормативных показателей, полученных экспертным путем, усредненных по отрасли).

7. Пороговый уровень (за которым предприятие становится неконкурентоспособным по данному индикатору).

Каждому уровню конкурентоспособности экономического потенциала должен соответствовать определенный набор индикаторов в виде конкретных показателей. Все они образуют матрицу конкурентоспособности экономического потенциала предприятия, в которой отражаются относительные величины выбранных показателей и их бальная оценка. Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия находят количественное выражение в экономических показателях, необходимых для формирования соответствующих индикаторов.

Формирование общего перечня показателей, необходимого в рамках оценки экономического потенциала предприятий - весьма сложная задача, т.к. на основании его должна проводиться обобщающая оценка хозяйственной деятельности предприятия, оценка перспективных путей развития в рыночных условиях, поиск резервов повышения эффективности производства и реализации продукции, оценка перспективы расширения различных форм деятельности: производственной, коммерческой, инвестиционной, а также решение частных ситуационных задач [3].

В западной экономике большую роль в определении конкурентоспособности экономического потенциала играют социальные стандарты, т.е. система нормативов, характеризующих социальную значимость предприятия, которые складываются из пяти своеобразных рейтингов [4]:

1. Потребительский рейтинг (Рп) определяется на основе оценки потребителей и общественности значимости деятельности предприятия.

2. Деловой рейтинг (Рд), определяемый на основе оценки конкурентов, а также предприятий смежников предприятия.

3. Внутренний рейтинг (Рвн), который определяется на основе мнения работников, собственников и акционеров исследуемого предприятия.

4. Международный рейтинг (Рмеж) определяемый на основе оценки зарубежных фирм или международных экспертов положения предприятия.

5. Суммарная рейтинговая оценка социальной составляющей конкурентоспособности потенциала предприятия (РЕ) определяется:

РЕ _ Рп + Рд + Рвн + Рмеж.

Сравнивая суммарные рейтинговые оценки одного предприятия с другим, как по социальной составляющей, так и по экономической. можно получить фактический уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия. В реальной практике определение экономического потенциала предприятий и его сравнительная оценка по отношению к другим предприятиям - сложная многокритериальная задача, требующая длительной отработки соответствующих индикаторов и показателей. Последние, в свою очередь, в значительной степени зависят от специализации предприятия, которая в последние годы претерпела серьезные изменения. Эта проблема требует специального рассмотрения и обоснования на основе большого числа проводимых расчетов.

Список литературы:

1. Путятина Л.М., Небиеридзе А.З. Методические аспекты оценки производственного потенциала машиностроительных предприятий в современных условиях // Экономика в промышленности. - 2012. - № 3. - С. 39-41.

2. Джамай Е.В., Зинченко А.С. Управление затратами предприятия машиностроения в современных финансовых условиях // Социально-экономические и гуманитарные исследования. - 2015. - № 7. - С. 110-113.

3. Путятина Л.М., Джамай Е.В., Лаврова Л.А. Основные аспекты разработки товарной политики машиностроительного предприятия как важного элемента его маркетинговой деятельности // Вестник МГОУ Серия «Экономика». - 2015. - № 1. - С. 58-61.

4. Путятина Л.М., Джамай Е.В., Тарасова Н.В. Структура и содержание управленческого анализа на предприятии в современных условиях // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». - 2014. - № 4. - С. 136-139.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПО БАЛАНСОВОМУ ОТЧЕТУ НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОГО ИПОТЕЧНОГО ФОНДА

© Тесленко И.Б.1, Королева Н.А.2

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Владимир

В статье представлен анализ финансовых коэффициентов, проведенный на примере Владимирского ипотечного фонда (ИНН: 3328445246),

1 Заведующий кафедрой БИиЭ, профессор.

2 Студент кафедры МиМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.