Научная статья на тему 'Современные методы экономической диагностики предприятия'

Современные методы экономической диагностики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1013
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ / ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсова Т. Н., Грешневикова Н. А., Лаврова Л. А.

В статье обосновано, что в условиях неполноты информации для поиска перспективных путей развития предприятия целесообразно использование методов экономической диагностики. Рассмотрены такие методы, как метод сравнения, матрица роста, метод расстояний, матрица результативности, метод построения сектограмм, индикативный метод. Отмечено, что задачи экономической диагностики и используемые при этом методы в значительной степени зависят от специализации конкретного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барсова Т. Н., Грешневикова Н. А., Лаврова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные методы экономической диагностики предприятия»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1 2 2 © Барсова Т.Н. , Грешневикова Н.А. , Лаврова Л.А.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), г. Москва

В статье обосновано, что в условиях неполноты информации для поиска перспективных путей развития предприятия целесообразно использование методов экономической диагностики. Рассмотрены такие методы, как метод сравнения, матрица роста, метод расстояний, матрица результативности, метод построения сектограмм, индикативный метод. Отмечено, что задачи экономической диагностики и используемые при этом методы в значительной степени зависят от специализации конкретного предприятия.

Ключевые слова экономическая диагностика, методы экономической диагностики, задачи экономической диагностики.

Современная аналитическая деятельность предприятий требует особых подходов к планированию и прогнозированию развития на основе ретроспективного анализа их деятельности. В настоящее время достаточно часто специалисты прибегают к различным методам экономической диагностики, используя косвенные признаки исследуемых предприятий, при стохастической природе исходной и расчетной информации. Экономическая диагностика используется, прежде всего, в условиях неполной информации с целью выявления проблем развития и перспективных путей их решения [1]. В соответствии с современной теорией и практикой проведения экономической диагностики выработано множество приемов и методов ее реализации.

В реальной практике для решения различных задач экономической диагностики наиболее предпочтительно использовать различные методы, основные из которых представлены в табл. 1. Необходимо отметить, что задачи экономической диагностики и используемые при этом методы в значительной степени зависят от специализации предприятия, которая в последние годы претерпевает серьезные изменения.

Рассмотрим более подробно основные методы экономической диагностики, наиболее часто применяемые в практике производственно-хозяйственной деятельности отечественных предприятий.

1. Одним из самых распространенных является сравнение фактически достигнутых показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности предприятия, с его планом или прогнозом или предыдущем периодом, а также с показателями других предприятий.

1 Доцент кафедры «Производственный менеджмент», кандидат экономических наук, доцент.

2 Старший преподаватель кафедры «Производственный менеджмент».

Таблица 1

Возможные аналитические методы для решения задач экономической диагностики предприятия

Задачи экономической диагностики предприятия Аналитические методы обработки информации

Экономический рейтинг предприятий / производителей/ 1.1. Индикаторный метод 1.2. Матричный метод 1.3. Метод построения секторограмм

Оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия 2.1. Матрица роста и ее модификации 2.2. Ранговые оценки 2.3. Индикаторный метод 2.4. Метод построения секторограмм

Оценка эффективности результатов отдельных видов деятельности предприятия 3.1. Матричный метод 3.2. Интегральные показатели 3.3. Метод построения секторограмм

Оценка режимов функционирования предприятия 4.1. Матрица роста и ее модификации 4.2. Аппарат производственной функции

Оценка стабильности работы предприятия 5.1. Матрица роста 5.2. Ранговые оценки экономической динамики

Экономический анализ хозяйственных ситуаций 6.1. Расчет и сравнение показателей, характеризующих эффективность вариантного решения задачи 6.2. Матрица роста и ее модификации

2. Не менее распространенным аналитическим методом экономической диагностики, является матрица роста и расчеты, выполняемые на ее основе. Использование матрицы роста позволит проследить взаимосвязь отдельных характеристик деятельности предприятия и их сбалансированность [2]. Построение матриц предполагает формирование системы показателей, необходимой и достаточной для оценки, например, экономического потенциала предприятия. Указанная матрица может быть использована для обобщающей оценки хозяйственной деятельности предприятия по выбранному списку показателей при: оценке выполнения намеченного плана; оценке достоверности прогнозируемых экономических процессов; оценке динамики показателей в сравнении с той или иной базой или предприятием-лидером.

3. Другой подход при проведении диагностики на базе матрицы роста с использованием бальных (ранговых) оценок. Баллы, присваиваемые исходным показателям, могут быть получены либо на основе ранжирования значений показателей по каждому направлению оценки, либо на основе предварительных экспертных оценок [3]. Бальный метод, используемый для проведения динамических сравнений, позволяет, например, определять интегральную оценку при неоднородности используемых показателей.

4. Следующим возможным способом экономической диагностики хозяйственной деятельности предприятия является метод расстояний. Согласно этому методу каждый показатель, характеризующий деятельность предприятия, рассматривается как точка в п-мерном пространстве, координаты

точки-величины исходных абсолютных или относительных показателей, по которым производится оценка. Расстояние от точки, соответствующей фактическому значению показателя, до точки эталона будет характеризовать состояние изучаемого объекта на момент оценки. Чтобы реализовать такой подход, необходимо сформировать эталонную систему показателей.

Описанные методы оценки состояния экономической системы при всей их наглядности имеют серьезный недостаток: при оценке используется набор показателей, но не учитываются связи между ними.

5. Матрица результативности хозяйственной деятельности позволяет в значительной степени устранить этот недостаток. Порядок расположения исходных показателей в матрице определяется их экономическим содержанием; элементы матрицы - относительные показатели, получаемые путем деления показателей по каждой графе на показатели каждой строки. Каждый элемент при этом имеет определенное экономическое содержание и связан с исходными параметрами. Под диагональю матрицы находятся показатели, значения которых растут с ростом эффективности использования экономического потенциала. Упорядоченные логикой построения матрицы, эти показатели не могут занимать в ней других мест. В этом случае, для исследования динамики уровня результативности эффективности в качестве элементов матрицы могут быть использованы индексы исходных показателей [4].

6. Еще одним достаточно эффективным, но редко используемым, методом, возможным для использования экономической диагностики различных аспектов хозяйственной деятельности предприятия может быть геометрический метод построения секторограмм и их сравнение [5]. Принцип построения секторограмм сводится к следующему:

1) обычную систему координат делят на равномерные сектора лучами с единым началом в точке 0, исходя из условий симметрии, этих секторов может быть в зависимости от количества исследуемых показателей 4, 8, 12, 16 и т.д.;

2) по каждому лучу откладывается в соответствующем масштабе числовое значение рассматриваемого показателя;

3) определенные точки соединяются и получается секторограмма рассматриваемого набора показателей;

4) в зависимости от целей экономической диагностики при построении секторограмм могут использоваться:

- показатели, имеющие одинаковые размерности, должны быть построены в едином масштабе, начиная с левой горизонтальной оси, по часовой стрелке в порядке уменьшения абсолютной величины;

- показатели, имеющие разные размерности, но все из них, имеющие одинаковые размерности должны быть в едином масштабе.

При решении конкретных задач экономической диагностики геометрическим методом построения секторограмм особую важность имеет подбор соответствующих показателей и их количества для получения корректных выводов и разработки на их основе необходимой стратегии управления.

7. Индикаторный метод, в основу которого заложена система индикаторов, с помощью которых дается оценка хозяйственной деятельности предприятия, национальной экономики государства в целом. Индикатором называют совокупность характеристик, позволяющих в формализованном виде описать состояние параметров исследуемого объекта и на их основе выработать рекомендации по повышению результативности его функционирования [6]. Каждый индикатор, в свою очередь, распадается на ряд показателей, которые отражают состояние уже отдельных элементов исследуемого объекта. Индикаторный метод широко используется в настоящее время в зарубежной экономике, особенно при размещении производства отдельных видов продукции или производств с соответствующими инвестициями. Для этих целей международная организация «Европейский форум по проблемам управления» ежегодно определяет уровни экономического потенциала стран, регионов, предприятий и фирм. При этом используется система индикаторов, насчитывающих около 340 показателей и более 100 оценок экспертов.

Данные анализа группируются как 10 основных факторов, например: динамика экономического потенциала страны; производственная мощность промышленности (предприятия); динамика развития рынка; финансовые возможности; человеческие ресурсы; имидж промышленности (предприятия); обеспеченность сырьем; ориентация на внешний рынок; инновационные возможности; социальная стабильность.

Каждый из 10-ти факторов складывается из 20-40 единичных индикаторов. Эта палитра охватывает круг аспектов от таланта менеджеров до прямых инвестиций в производство, от затрат на научные исследования до расходов на социальное развитие, от налогообложение до государственных долгов, от качества продукции до стоимости рабочей силы, от производства комплектации до стратегического планирования развития. При этом возникает сложная задача по отбору наиболее значимых индикаторов для оценки каждого из приведенных 10 факторов.

Список литературы:

1. Путятина Л.М., Джамай Е.В., Тарасова Н.В. Структура и содержание управленческого анализа на предприятии в современных условиях // Вестник МГОУ Серия «Экономика». - 2014. - № 4. - С. 136-139.

2. Джамай Е.В., Зинченко А.С., Сазонов А.А. Методический подход к управлению ресурсами предприятия на основе балансового анализа // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. -2015. - № 21. - С. 228-232.

3. Джамай Е.В., Валюхов С.Г., Повеквечных С.А. Теоретические аспекты сравнительной оценки инновационных проектов в условиях ограниченного инвестиционного бюджета (на примере наукоемких видов продукции) // Инновационный Вестник Регион. - 2014. - № 2. - С. 33-39.

4. Джамай Е.В., Демин С.С. Методы определения оптимального уровня финансовой устойчивости предприятий высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики // Финансовый менеджмент. - 2011. - № 2. - С. 3-11.

5. Путятина Л.М., Джамай Е.В., Лаврова Л.А. Основные аспекты разработки товарной политики машиностроительного предприятия как важного элемента его маркетинговой деятельности // Вестник МГОУ Серия «Экономика». - 2015. - № 1. - С. 58-61.

6. Джамай Е.В., Зинченко А.С. Управление затратами предприятия машиностроения в современных финансовых условиях // Социально-экономические и гуманитарные исследования. - 2015. - № 7. - С. 110-113.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

© Бигаева К.Ю.1, Дзакоев З.Л.2

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

Рассмотрено содержание управления проектами в рамках государственно-частного партнерства. Предложен подход к управлению проектами в рамках государственно-частного партнерства на основе инновационного центра.

Ключевые слова проект, управление, государственно-частное партнерство, инновации.

Развитие принципов и направлений взаимодействия государства и предпринимательства обусловлено большим количеством проблем социально-экономического характера, которые в реальности не могут быть решены с использованием только средств бюджетов (государственных, региональных, муниципальных) или возможностей бизнеса [1, с. 93]. Большое число проблем, их размер и степень охвата объектов экономики требует консолидации и концентрации ресурсов и возможностей государства и частного бизнеса, направляемых на реализацию особо значимых и приоритетных социально-экономических проектов [2, с. 74]. Такой симбиоз сочетания интересов и

1 Магистр кафедры Менеджмента и маркетинга.

2 Преподаватель кафедры Менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.