Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНЫХ ИГР'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-профессиональная деятельность / коммуникация / коммуникативная компетентность / коммуникативные способности / настольные игры / коррекционное воздействие / educational and professional activity / communication / communicative competence / communicative abilities / board games / correctional impact

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Ольга Владиславовна

Данное исследование посвящено изучению проблемы развития коммуникативных способностей студентов педагогического вуза в современных социально-экономических и социально-политических условиях государства. В работе актуализируются современное состояние развития коммуникативных способностей студентов педагогического вуза. Анализируются изменения, происходящие в развитии коммуникативных способностей и их влияние на продуктивность учебно-профессиональной деятельности. Отмечается комплексный характер рассматриваемой проблематики. В рамках рассматриваемой проблематики выделено одно из средств развития настольные игры. Предлагается анализ возможностей настольных игр в развитии коммуникативных способностей. В обобщенном варианте изложена классификация настольных игр и рассмотрено влияние каждой группы игр на развитие коммуникативных способностей. Представлены результаты исследовательской деятельности направленной на развитие коммуникативных способностей студентов средствами настольных игр на базе филиала РГППУ в г. Нижний Тагил. Сформулированные в ходе исследования выводы позволяют утверждать, что настольные игры являются одним из эффективных средств развития коммуникативных способностей студентов, позволяющие повысить качество учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова Ольга Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study is devoted to the study of the problem of the development of communicative abilities of pedagogical university students in modern socio-economic and socio-political conditions of the state. The paper actualizes the current state of the development of communicative abilities of students of a pedagogical university. The changes occurring in the development of communicative abilities and their impact on the productivity of educational and professional activities are analyzed. The complex nature of the issues under consideration is noted. Within the framework of the issues under consideration, one of the means of development is allocated board games. An analysis of the possibilities of board games in the development of communicative abilities is proposed. In the generalized version, the classification of board games is presented and the influence of each group of games on the development of communicative abilities is considered. The results of research activities aimed at the development of students' communicative abilities by means of board games on the basis of the branch of RGPPU in Nizhny Tagil are presented. The conclusions formulated in the course of the study allow us to assert that board games are one of the effective means of developing students' communicative abilities, allowing to improve the quality of educational and professional activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНЫХ ИГР»

надситуативного мышления как активная причастность, реформирующая позиция в решении проблемных ситуаций, поиск конструктивного выхода актуализируют внутреннюю познавательную мотивацию школьников, тем самым повышая продуктивность учебной деятельности в целом.

Литература:

1. Кашапов, М.М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления / М.М. Кашапов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2001. - №1. - С. 121-130

2. Кулюткин, Ю.Н. творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. - 1986. - №2. - С. 26-30

3. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - Москва: Социально-психологический Центр, 2003. - 352 с.

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Калашникова Ольга Владиславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы развития коммуникативных способностей студентов педагогического вуза в современных социально-экономических и социально-политических условиях государства. В работе актуализируются современное состояние развития коммуникативных способностей студентов педагогического вуза. Анализируются изменения, происходящие в развитии коммуникативных способностей и их влияние на продуктивность учебно-профессиональной деятельности. Отмечается комплексный характер рассматриваемой проблематики. В рамках рассматриваемой проблематики выделено одно из средств развития - настольные игры. Предлагается анализ возможностей настольных игр в развитии коммуникативных способностей. В обобщенном варианте изложена классификация настольных игр и рассмотрено влияние каждой группы игр на развитие коммуникативных способностей. Представлены результаты исследовательской деятельности направленной на развитие коммуникативных способностей студентов средствами настольных игр на базе филиала РГППУ в г. Нижний Тагил. Сформулированные в ходе исследования выводы позволяют утверждать, что настольные игры являются одним из эффективных средств развития коммуникативных способностей студентов, позволяющие повысить качество учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативные способности, настольные игры, коррекционное воздействие.

Annotation, his study is devoted to the study of the problem of the development of communicative abilities of pedagogical university students in modern socio-economic and socio-political conditions of the state. The paper actualizes the current state of the development of communicative abilities of students of a pedagogical university. The changes occurring in the development of communicative abilities and their impact on the productivity of educational and professional activities are analyzed. The complex nature of the issues under consideration is noted. Within the framework of the issues under consideration, one of the means of development is allocated - board games. An analysis of the possibilities of board games in the development of communicative abilities is proposed. In the generalized version, the classification of board games is presented and the influence of each group of games on the development of communicative abilities is considered. The results of research activities aimed at the development of students' communicative abilities by means of board games on the basis of the branch of RGPPU in Nizhny Tagil are presented. The conclusions formulated in the course of the study allow us to assert that board games are one of the effective means of developing students' communicative abilities, allowing to improve the quality of educational and professional activities.

Key words: educational and professional activity, communication, communicative competence, communicative abilities, board games, correctional impact.

Введение. В современных социально-политических и социально-экономических реалиях общества молодежь, поступающая в педагогические вузы, приобретает особенности индивидуального развития, существенным образом, влияющие на продуктивность будущей профессиональной деятельности. Цифровизация, условия сенсорной депривации, которые были созданы в условиях современного общества, привели к тому, что достаточно большой процент современных молодых людей испытывает сложности с межличностным общением, проявляющимся в развитии коммуникативных навыков.

Необходимо понимать, что коммуникация и коммуникативные способности являются неотъемлемой частью каждого молодого человека. От развития коммуникативных способностей зависит не только то, на каких позициях в обществе будет находиться личность, но и также то, как он будет получать нужную ему информацию, необходимую для собственного существования и выживания [61.

Особенно значимым становится развитие коммуникативных качеств для будущих педагогов, так как коммуникативная компетентность является базовой составляющей их профессиональной деятельности Г51.

Недостаточный уровень развития коммуникативных качеств, как правило, приводит к формированию социального инфантилизма, замкнутости, необщительности, сверхкомфорности и сверхпослушания, проявлению аутоподобных форм поведения и формированию вредных привычек психоподобного поведения. Все это становится достаточными ограничениями в получении педагогического образования и эффективного выполнения педагогической деятельности в дальнейшем.

Необходимо отметить, что в современной психологической науке уделяется большое внимание изучению коммуникативных способностей подрастающего поколения. Анализируя работы Выготского Л.С., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., Лисиной М.И., Рубинштейн С.Л., Эльконина Д.Б. и др., можно отметить, что коммуникация выступает одним из важнейших механизмом развития личности, в определенном возрасте становится ведущим видом деятельности Г71. Но, необходимо отметить, что серьезных исследований, посвященных оценке и развития коммуникативных способностей людей юношеского возраста в современных условиях обучения в вузах, недостаточно. Отсутствие необходимого количества исследовательских данных становится проблемой повышения качества образования.

Существует достаточное количество средств развития коммуникативных способностей молодежи. К ним можно отнести деловые игры, тренинги и т.д. Но в условиях вузовского образования, особенно на начальной его стадии, студент, имеющий данную проблему, как правило, очень осторожно относится к реализации данных методов и старается их избегать, тем самым, только усиливая свою проблемную зону \2].

Анализирую практику развития коммуникативных способностей студентов в различных вузах можно заметить одно из средств, которое в последние годы в условиях нашей страны получает достаточное развитие - использование настольных игр. Средство, которое достаточно активно используется за рубежом и несколько потеряло свою актуальность в последние десятилетия в нашей стране [2].

Именно поэтому возникает потребность оценки возможностей использования настольных игр в развитии коммуникативных способностей студентов, в том числе, в педагогических вузах.

Изложение основного материала статьи. Коммуникативные способности студента, обучающегося в педагогическом вузе, становятся одним из ведущих факторов повышения качества его профессиональной подготовки. Педагогическая деятельность будет осуществляться эффективно только при наборе определенных коммуникативных действий. Под коммуникативными действиями понимается ряд мероприятий, направленных к формированию и применению на практике коммуникативных способностей [2]. Коммуникативные способности - это эффективное умение вступать в контакты и общение, отношения, связи. В современном мире молодой человек постоянно находится во взаимодействии с окружающими людьми. Его личностный комфорт и реализация потребностей зависит от эффективности и продуктивности таких контактов. Успешность может зависеть от условий общения и от характеров участников общения, а также от умения и владения навыками эффективного общения. Коммуникативные способности являются частью индивидуальности человека, они обеспечивают успешность становления личности как субъекта общения [1].

Анализ современных средств развития коммуникативных способностей у молодежи позволил выделить настольную игру, как инструмент развития и коррекции, который возможно рассматривать, как компонент современной терапии Г31.

Эффективность коррекционного воздействия настольных игр в рамках коммуникативной деятельности можно рассмотреть через призму их особенностей:

1. Настольные игры имеют разнообразную механику, возможность речевого взаимодействия между игроками; дают возможность игроку показывать и передавать эмоции.

2. Настольные игры направлены на разное взаимодействие: игроки являются одной командой, сплоченной общей целью, и совместными поступками движутся к победе, все это развивает эмпатийные качества, товарищество и т.п..

3. Настольные игры развивают фантазию и креативность. Игроки сами могут создавать своих персонажей, придумывать истории развития игры, в этой ситуации необходимо создание межличностного взаимодействия и контактности.

4. Настольные игры повышают адаптивные способности, дают возможность адаптироваться к новой ситуации и приспосабливаться к новым игрокам. Игроки постоянно не могут играть в одну и ту же игру с одной и той же компанией: каждая новая игра и новая компания для игроков будут в новинку, им придется адаптироваться к новым правилам и новым игрокам.

5. Настольные игры предоставляют возможность развития у игроков критического мышления и принятия решений в сложных ситуациях, это позволяет развивать среди игроков умение ставить приоритеты, смотреть и прогнозировать возможное будущее.

Разнообразие настольных игр создает возможности для того, чтобы любой молодой человек мог реализовать свой потенциал и развить свои ресурсы [41.

Существует группа игр индивидуальной направленности («Манчкины», «Cluedo»), которую разумно использовать для студентов, имеющих низкий уровень коммуникации.

Игры, командной направленности («Бункер», «Мафия»), в рамках реализации которых, возникает необходимость взаимодействия, принятия решения других, доказательства своей точки зрения

Игры творческой направленности, основная концепция которых - «создай свой мир», но в этом мире можно вносить изменения, получать объективную реакцию от других и т.п.

Настольно - ролевые игры - игры, основная концепция которых «ты сам творец своего мира» (Подземелья и Драконы», «Cyberpunk»). Игрок погружается в мир, созданный гейм- мастером, и имеет право изменять этот мир так, как он сам желает, получая объективную реакцию мира на его действия.

Используя весь потенциал настольных игр, можно помочь студенту развить умение адекватного взаимодействия с другими людьми в рамках четко определенных правил, не создавая неравенства; обеспечить безопасность в пространственной среде и взаимодействии; проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения; развивать творческий подход к решению проблем и альтернативный подход к действиям в общении с другими людьми [81.

Таким образом, настольные игры представляют собой эффективный и доступный способ развития коммуникативных способностей молодежи и социальной адаптации в современном обществе. Благодаря тому, что они разнообразны, каждый может найти любую игру, нужную на данный момент.

Настольные игры обладают мобильностью и универсальностью правил: если игрок выучил правила, он может играть самостоятельно с другими игроками.

Каждая настольная игра предполагает живое общение между игроками, подталкивает к абстрактному и творческому решению проблемы, развивает творческое мышление, фантазию. Во время игры появляется возможность разговаривать на различные темы с другими игроками, что развивает коммуникативные способности.

Целью изучения возможностей использования настольных игр в развитии коммуникативных способностей студентов педагогического вуза на базе филиала РГППУ в г. Нижний Тагил было проведено исследование, в котором приняли участие более ста студентов.

На первом этапе была проведена диагностика оценки уровня развития коммуникативных способностей студентов. В качестве респондентов были выбраны студенты первого курса, обучающиеся по направлению педагогическое образование. Методами оценки коммуникативных способностей выступило анкетирование и психологическое тестирование с использованием тестов В.Ф. Ряховского и В.В. Синявского и Б.А. Федорашина.

В ходе проведенного исследования были полученные данные, позволяющие сделать вывод:

- 45% респондентов не любят находиться среди других людей, это подчеркивает предположение о том, что современная молодежь все больше и больше начинает замыкаться в самом себе, и в нем начинают превалировать интровертное поведение;

- 60% респондентов предпочитает проводить время за компьютером или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми, данная статистика помогает понять то, что, судя по интровертному поведению, в нынешнем обществе ценится уют и замкнутость для самого себя, чем открытость и социальное взаимодействие;

- 80% респондентов испытывает затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомится с неизвестными людьми;

- 75 % респондентов сложно устанавливать контакты с незнакомыми людьми и они не испытывают потребности в этом, они отмечают, что в этой ситуации они бы предпочли одиночество;

- 50% респондентов сложно начинать и поддерживать общение со своим окружением и, они отмечают, что эти проблемы усиливаются со временем взросления.

По результатам тестовых заданий данные позволили сделать вывод о том, что 48% респондентов имеют низкую потребность в стремлении к общению, установление новых контактов вызывает у них состояние дискомфорта; у 62% -понижена потребность в активности и повышена требовательность к себе; 58% - обладают повышенной скромностью и страхом в установлении новых контактов.

Благодаря полученным результатам, можно утверждать, что рассматриваемая группа респондентов испытывает проблемы в развитии коммуникативных способностей, что существенным образом может повлиять на их успешность профессионального образования, направленного на необходимость межличностного взаимодействия. Можно предположить, что в большинстве своем, они имеют интровертные отношения с миром, пытаясь не подпускать в свой мир новых людей, не пытается расширять свой круг общения - им «комфортно» находится в своем мире, при котором они готовы даже терять свои связи и друзей в случае возникновение проблем, новых интересов, или же когда они им докучают.

На втором этапе исследования был разработан и реализован проект, направленный на развитие коммуникативных способностей студентов с использованием настольных игр. В нем приняло участие более двадцати студентов исследуемой группы. Проект был реализован в форме клубной деятельности, которая была осуществлена в течение полугода. Был в полной мере реализован принцип добровольности. Студенты имели возможность познакомиться, поиграть и обучиться ведению игр, различной направленности.

Все участники группы на рефлексивном этапе отметили, что они стали менее тревожны, выровнялся эмоциональный фон, появилось желание общаться с другими, даже не слишком знакомыми людьми, появились лидерские качества.

В процессе проведения встреч по развитию коммуникативных навыков при помощи настольных игр, особенно эффективно показали себя настольные игры с элементом ролевого проигрывания, так как, в отличие от обыкновенных настольных игр, которые давали результаты лишь на 4-5 встрече. Данный тип игр позволил создавать устойчивую группу связанных между собой людей уже на второй встрече. Они являются самыми оптимальными. Совместная групповая деятельность, определенная проблематикой игры, повышала коммуникацию и создавала условия для социализации.

В индивидуальных играх повышался уровень самосознания, внутренняя коммуникация, но возникали проблемы эмоционального плана, проявляющиеся в повышении агрессии, импульсивность. Поэтому от данного типа игр пришлось отказаться.

Реализация проекта подчеркнула достоинства настольных игр в развитии коммуникативных способностей студентов педагогического вуза, которые проявились: в доступности деятельности для игрока; добровольности; открытости и возможности участия в игре в различной ситуации.

Вместе с тем можно выделить и ряд сложностей: временная протяженность; необходимость постоянного разнообразия игрового материала; сложность некоторых игр; материальная затратность.

Проведение контрольных замеров в экспериментальной и контрольных группах, позволили увидеть явно выраженную положительную динамику в развитии коммуникативных способностей студентов у молодых людей, ставших участниками экспериментальной группы практически по всем параметрам изучаемого качества. Значимость различие по определенным параметрам у представителей экспериментальной группы по t-критерию Стьюдента t=5,27 р<0,001, что свидетельствует о достоверности различий.

Изменения, в рамках изучаемых качеств, произошли и у лиц контрольной группы, но они не стали столь очевидными, а в некоторых качествах (желание устанавливать контакт с незнакомыми людьми, стеснение, сложности в поддержании общения) имеют отрицательную динамику.

Выводы. Изучение проблемы развития коммуникативных способностей студентов педагогического вуза с помощью настольных игр позволило сделать следующие выводы:

1. В развитии коммуникативных способностей современной молодежи наблюдаются явно выраженные проблемы, что становится одним из ограничений успешного овладения учебно-профессиональной деятельности.

2. Одним из средств развития коммуникативных способностей студентов могут стать настольные игры.

3. Разнообразие настольных игр создает условия для реализации индивидуального подхода и управляемости воздействия на развитие коммуникативных способностей студентов.

4. Использование настольных игр для развития коммуникативных способностей студентов должно осуществляться системно, целенаправленно в усложняющемся профессионально-ориентированном варианте деятельности.

5. Настольные игры в развитии коммуникативных способностей студентов представляют собой доступный и простой в освоении досуг, который поможет каждому желающему научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, работать в команде, отстаивать свое мнение и слушать других.

Литература:

1. Адамьянц, Т.З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека [Текст] / Т.З. Адамьянц//Мир психологии. -2018. -№1. -С. 130-139

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2020. - 363 с.

3. Башлий, Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения [Текст] / Е.В. Башлий // Дополнительное образование. - 2014. - №4. - С. 42-47

4. Громова, Д.А. Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков [Текст] / Д.А. Громова // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). -Казань: Бук, 2016. - С. 16-19

5. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии [Текст]: учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, 2013,- 192 с.

6. Коваленко, Д.Г. Коммуникации молодежи в интернет - среде: феномен массовости / Дмитрий Георгиевич Коваленко. - М.: Социология власти, 2011. - 75 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kommunikatsii-molodezhi-v-internet-srede-fenomen-massovosti

7. Орлова, М.А. Психологические особенности общения как вида деятельности: педагогическое общение [Текст] / М.А. Орлова // Социосфера. - 2020. - №1. - С. 41-46

8. Симонова, Л.П. Настольные игры как элемент воспитания [Текст] / Л.П. Симонова // Дополнительное образование. -2014.-№1.-С. 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.