Научная статья на тему 'Личностно-ориентированное обучение студентов в рамках компетентностного подхода'

Личностно-ориентированное обучение студентов в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEARNER-CENTERED RAINING / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухачева Вероника Анатольевна

Одна из важных целей обучения в педагогическом вузе - развитие личности будущего специалиста. Средством личностно-ориентированного обучения служит дифференциация способностей и учет закономерностей развития каждого студента, его интеллекта, мотивов, волевой сферы. Важное звено в подготовке современного учителя к профессиональной деятельности - формирование его коммуникативной компетентности. Обучение студентов технологии педагогического общения достигается с помощью активных форм организации учебных занятий (тренингов, ролевых и деловых игр, драматизации педагогических ситуаций и др.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal-Centered Training in the Context of Competence Approach

Molding the personality of a future specialist is one of the major goals of the teaching process in a teachers' training higher educational establishment. Differentiation of abilities of students based on the peculiarities of their development, intelligence, motives and will makes means of learner-centered training. Forming the teacher's communicative competence is one of the basic goals of teachers' training process. Teaching techniques of pedagogical communication to students is achieved through active modes of class activities: trainings, role and business games, drama classes etc.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированное обучение студентов в рамках компетентностного подхода»

В.А. Сухачева

Личностно-ориентированное обучение студентов в рамках компетентностного подхода

Одна из важных целей обучения в педагогическом вузе — развитие личности будущего специалиста. Средством личностно-ориентированного обучения служит дифференциация способностей и учет закономерностей развития каждого студента, его интеллекта, мотивов, волевой сферы. Важное звено в подготовке современного учителя к профессиональной деятельности — формирование его коммуникативной компетентности. Обучение студентов технологии педагогического общения достигается с помощью активных форм организации учебных занятий (тренингов, ролевых и деловых игр, драматизации педагогических ситуаций и др.)

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение; коммуникативная компетентность.

субъектом педагогической деятельности, а его подготовка приобретает характер индивидуальной образовательной деятельности, учитывающей личные способности и интересы студента.

Компетентность — одна из ступеней профессионализма, так как для осуществления эффективной педагогической деятельности учителю необходимо владение не только определенной системой знаний, обладание необходимыми психологическими качествами, гибкостью мышления, широтой кругозора, но и умение оперировать современными технологиями обучения и воспитания, наличие способности педагогического предвидения.

В настоящее время акцент с предметности смещается на развитие личности будущего специалиста, обучение психологизируется, становится личностно-ориентированным. Средством личностно-ориентированного обучения выступает дифференциация способностей и учет закономерностей развития каждого студента, его интеллекта, мотивов, волевой сферы.

Определение профессиональной компетентности учителя через уровень результативности деятельности личности в процессе решения интегрированных педагогических задач позволяет, во-первых, согласиться с позицией тех ученых, которые представляют модель педагогической деятельности в виде разнообразных циклов движения от задачи к результату (В.П. Беспалько,

В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, М.А. Степинский, В.Э. Тамарин, Д.С. Яковлева и др.) [1, 3-5], а, во-вторых, с подходом Б.С. Блума и других представителей когнитивной психологии, которые выделяют такие таксономии целей и,

овременные концептуальные подходы организации педагогического образования требуют перехода на такой уровень вузовского обучения, при котором студент из объекта обучения становится

соответственно, задач, как знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка [2]. В таком толковании структуру профессиональной компетенции учителей можно представить через шкалу разноуровневых критериев результативности при одновременном интегрированном разрешении комбинаций из трех типов задач:

A) предметно-содержательных (обучающих, развивающих и воспитательных), которые определяются государственным образовательным стандартом;

Б) процессуально-технологических (диагностических, проектировочных, конструкционных, организаторских, реализационных, управленческих, коррекционных и др.), оперативно выдвигаемых и решаемых студентом самостоятельно на основе индивидуальной методической палитры профессиональной подготовки;

B) личностно-реализационных (самоорганизационных, самомобилизацион-ных, саморегуляционных и др.), ситуативно разрешаемые учителем на основе его стратегии и тактики личностно-профессиональной самоактуализации.

Личностно-ориентированный компонент профессиональной компетентности будущего учителя служит одним из базовых показателей таксона оценки, который характеризует аналитико-рефлексивный аспект каждого из трех выделенных типов педагогических задач. При низшем уровне профессиональной компетентности максимальное выражение личностно-ориентировочного компонента проявляется в форме оценки значения, осуществляемой воспроизводяще-исполнительской педагогической деятельностью для решения всей палитры задач. В то время как при высшем уровне профессиональной компетентности студент целостно сочетает диагностико-проектировочный и содержательно-технологический аспекты в процессе реализации целостной педагогической деятельности. Очевидно, что личностно-ориентированное обучение студентов может привести к присвоению личностью всех граней и форм профессиональной компетентности учителя.

Развитие профессиональной компетентности достигается как в процессе проектирования разнообразных типов педагогических задач и моделирования хода их разрешения, так и в условиях реальной практической деятельности. Так как на всех этапах разрешения педагогических задач актуализируются коммуникативные способы деятельности, важным звеном в подготовке современного учителя к профессиональной деятельности выступает формирование его коммуникативной компетентности.

При подготовке компетентного педагога к профессиональной деятельности необходимо целенаправленно развивать способы создания условий реализации общения: установление сотрудничества, атмосферы сотворчества, управление динамикой целесообразных отношений разных уровней, отражение и коррекция личностно-профессионального «я» и др. Продуктивность общения в совместной творческой деятельности будущих учителей с воспитанниками может быть развита в вузе при создании преподавателями благоприятного социально-психологического климата, на фоне которого развертываются

разноплановые и разнообразные межличностные отношения, необходимые для профессионально-педагогического сотрудничества.

Вопрос о подготовке студентов к педагогическому общению в процессе деятельности вполне правомерен. Он может решаться при предложении студентам заданий, в которых заложена потенциальная возможность удовлетворения потребности в самоактуализации и самореализации профессиональнокоммуникативных, общедеятельностных и индивидуально-личностных качеств. Обучение студентов технологии педагогического общения достигается с помощью активных форм организации учебных занятий (тренингов, ролевых и деловых игр, драматизации педагогических ситуаций и др.), в ходе которых используется система упражнений, включающая следующие группы задач:

1) актуализацию и дополнение психолого-педагогических знаний по технологии педагогического общения;

2) совершенствование основных способов коммуникативной деятельности;

3) развитие умения рефлексии личностных проявлений и взаимодействия субъектов в конкретных ситуациях;

4) реализацию и развитие системы отношений на основе личностного подхода.

Занятия проводятся в атмосфере организации уважительных щадящих взаимоотношений, при которых студенты ориентируются на полное адекватное отражение всей палитры собственных актуальных характеристик и соответствующих характеристик партнеров по общению, оставляя право друг другу на собственное мнение. Преподаватель, занимая скрытую педагогическую позицию, выступает полноправным участником общения и субъектом совместной деятельности. В условиях совместной творческой деятельности преподавателя и студентов удовлетворяются потребности, определяющие содержание самого педагогического общения и усваиваются способы его реализации, в процессе чего достигаются значимые когнитивные и коммуникативные цели профессиональной подготовки будущих учителей.

Совместная педагогическая деятельность способствует в значительной степени усвоению студентами технологии педагогического общения при следующих условиях: когда выполняемые задания ставновятся личностнозначимыми для конкретного студента, позволяют ему реализовать свой потенциал, самоутвердиться и самоопределиться в тех педагогических позициях, которые будущий учитель мог бы актуализировать в предстоящей профессиональной деятельности.

Одним из основных способов организации занятий служит тренинг. Это — комплексная форма организации взаимодействия, представляющая собой специальную систему заданий при использовании активных методов групповой и индивидуальной работы. Содержание этих заданий многоплановое: это не только изучение и применение информации о современных отечественных и зарубежных технологиях педагогического общения, но и привлечение культурологического и социально-гуманитарного материала для моделирования

содержательного наполнения взаимодействия будущих учителей со школьниками при отработке способов коммуникативной деятельности.

Тренинг представляет большие возможности для усвоения способов прогностического, мотивационного, содержательного, операционного и аналитического обеспечения педагогического общения благодаря его проведению перед началом педагогической практики, его многоплановому развивающему характеру, сочетанию импровизационного наполнения содержания некоторых заданий и креативных экспромтов студентов с предварительным индивидуальным подбором содержания других заданий, построению адекватной методической партитуры средств коммуникативного взаимодействия.

На занятиях студенты имеют возможность оценивать и развивать свои коммуникативные умения. Для этого им предлагаются ситуативные тесты, задания на неподготовленную коммуникацию, ролевые игры, моделирование ситуаций, микропреподавание, микротренинги и другие методы для активной выработки профессиональной компетентности в педагогическом общении.

Гуманизация и дифференциация обучения предполагают разноуровневую систему заданий, содержащую решение различного рода задач, требующих реализации современных технологий обучения (ролевой, имитационной, опорносигнальной и т.д.). Для осуществления этой идеи необходимо перестроить подход к организации работы студентов на семинарско-практических занятиях и во вне-учебной познавательной исследовательской деятельности. Студенческая группа может делиться на подгруппы по различным признакам: в зависимости от мотивации учения, уровня сформированности различных умений и навыков, степени сложности материала, желания работать в группе с кем-то определенным и пр. Часть заданий студенты выполняют индивидуально, часть — в паре или группе. Малые группы создают возможность каждому студенту действовать успешно, опираясь на силы и способности товарищей, способствуют формированию действий планирования, распределению ролей, организации и исполнению задания, оценке и анализу работы малой группы и каждого студента.

Методика ведения занятия при выделении нескольких малых групп педагогического взаимодействия имеет свои особенности. Меняется позиция преподавателя: он становится консультантом или входит в какую-либо группу. Преподаватель готовит до занятия предметное и методическое оснащение, на занятиях побуждает студентов к активному характеру действий, устанавливает стиль делового общения. Общение преподавателя со студентами строится на доверии, заинтересованности в успешном выполнении задания каждой группой.

При общении между собой внутри группы создается обстановка делового сотрудничества, снимается некоторая напряженность в поведении студентов, устанавливаются доброжелательные, деловые отношения. Обмен изученным материалом между студентами внутри малой группы развивает способность логически и педагогически грамотно оформлять свои суждения, слушать и слышать собеседника, аргументированно высказывать собственные идеи, обобщать изученный материал и делать выводы.

Каждая тема предполагает несколько вариантов выполнения (каждый вариант соответствует уровням: низкому, среднему, высшему). Студенты выбирают сами объем подготовки к занятию и степень участия в нем. Студент может перейти из одного уровня в другой, регулируя самостоятельно свое продвижение. Задания носят разнообразный характер: решить ситуацию, составить по исходным данным задачи из периодической печати, сыграть роль педагога-новатора и защитить его авторскую систему, дать определение педагогическим понятиям и т.д. Семинарские занятия по педагогике строятся по разному: как ролевая игра, классический семинар, составление и отработка опорного конспекта, брейн-ринг и пр.

Технологически проблема осуществления личностно-ориентированного обучения ставит задачу выработки у каждого студента умений изучать профессиональную деятельность учителя, моделировать ее, реализовать с последующим анализом и выработкой личностного стиля деятельности. Получение педагогического образования становится формой личностно-профессионального развития и осознания студентом себя как профессиональной индивидуальности.

Новые технологии вузовского обучения разрабатываются и внедряются сейчас наиболее успешно на занятиях по предметам психологопедагогического цикла. В рамках этого цикла получили методическое воплощение новые (нетрадиционные) формы и методы учебной работы студентов: организационно-деятельностные и деловые игры, педагогические мастерские, коллективный, групповой и индивидуальный тренинг, защита педагогических проектов и пр.

Результат личностно-ориентированного обучения проявится тогда, когда оно станет личностно-творческим для каждого студента, когда произойдет интенсификация образовательной деятельности с учетом индивидуальных способностей студентов и каждый из них будет рассматривать период вузовского обучения как этап становления профессиональной компетентности.

Литература

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Блум Б. С. Классификация целей образования / Б.С. Блум. - М.: Педагогика, 1972. -92 с.

3. Сластенин В. А. Формирование социально-активной личности учителя / В.А. Сла-стенин // Советская педагогика. - 1981. - № 4. - С. 76-84.

4. Спирин Л. Ф. Основы педагогического анализа: Учебное пособие / Л.Ф. Спирин, М.А. Степинский, М.Л. Фрумкин. - Ярославль; Кострома: Изд-во Костромск. гос. Ин-та, 1985. - 85 с.

5. Тамарин В. Э. Воспитание у студентов педагогической направленности мышления / В.Э. Тамарин, Д.С. Яковлева // Советская педагогика. - 1971. - № 12. -

С.56-57.

Literature

1. Bespal’ko V. P. Slagaemy’e pedagogicheskoi texnologii / V.P. Bespal’ko. - M.: Peda-gogika, 1989. - 192 p.

2. Blum B. S. Klassifikaciya celej obrazovaniya / B.S. Blum. - M.: Pedagogika, 1972. - 92 p.

3. Slastenin V. A. Formirovanie social’no-aktivnoj lichnosti uchitelya / Pod red. V.A. Slas-tenina. - M.: Prosveshhenie, 1984. - 151 p.

4. SpirinL. F. Osnovy’ pedagogicheskogo analiza: Uchebnoe posobie / L.F. Spirin, M.A. Ste-pinskij, M.L. Frumkin. - Yaroslavl’; Kostroma: Izd-vo Kostromsk. gos. In-ta, 1985. -85 p.

5. Tamarin V. E. Vospitanie u studentov pedagogicheskoj napravlennosti mishleniya / V.E. Tamarin, D.S. Yakovleva // Sovetskaya pedagogika. - 1971. - № 12. - P. 56-57.

Sukhacheva, Veronika A.

Learner-Centered Training of Students within the Framework of Competence Approach

Molding the personality of a future specialist is one of the major goals of the teaching process in a teachers’ training higher educational establishment. Differentiation of abilities of students based on the peculiarities of their development, intelligence, motives and will makes means of learner-centered training. Forming the teacher’s communicative competence is one of the basic goals of teachers’ training process. Teaching techniques of pedagogical communication to students is achieved through active modes of class activities: trainings, role and business games, drama classes etc.

Key-words: learner-centered raining; communicative competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.