Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированные технологии, их проектирование и роль в профессиональной подготовке будущего учителя'

Профессионально-ориентированные технологии, их проектирование и роль в профессиональной подготовке будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROJECTION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / INDIVIDUAL ORIENTAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMMUNICATION COMPETENCE SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева С. П.

В статье говорится о необходимости внедрения новых педагогических технологий в практику обучения студентов, будущих учителей, которые повысят качество российского образования. Раскрывается специфическая особенность данных технологий (профессионально-деятельная ориентированность), направленная на овладение профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL ORIENTATE TECHNOLOGIES, ITS PROJECTION AND THE ROLE IN THE PROFESSIONAL PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER

In this article is spoken about the necessity of the inculcation by new pedagogical technologies in the practice of the student''s instruction, the future teachers, that steps the quality of the Russian education. In the article is unfolded the special peculiarity technologies (the professional active orientate), directs on the learn of the professional activity.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированные технологии, их проектирование и роль в профессиональной подготовке будущего учителя»

2. Mokrecova, L.A. Preemstvennostj upravleniya podgotovkoyj pedagoga (nekotorihe metodologicheskie aspektih) // Vestnik universiteta Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya. - 2003. - № 4.

3. Mokrecova, L.A. Uchebno-issledovateljskaya deyateljnostj uchathikhsya: upravlencheskiyj aspekt / L.A. Mokrecova, S.Yu. Antonova. - Biyjsk, 2008.

4. Vorovthikov, S.G. Proektirovanie vnutrishkoljnoyj sistemih uchebno-metodicheskogo i upravlencheskogo soprovozhdeniya issledovateljskoyj deyateljnosti uchathikhsya / S.G. Vorovthikov, M.M. Novozhilova // Issledovateljskiyj podkhod v obrazovanii: problema podgotovki pedagoga: nauchno-metodich. sbornik: v 2 t. / pod obth. red. prof. A.S. Obukhova. - M., 2012.

Статья поступила в редакцию 16.09.13

УДК 37

Kazanseva S.P THE PROFESSIONAL ORIENTATE TECHNOLOGIES, ITS PROJECTION AND THE ROLE IN THE PROFESSIONAL PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER. In this article is spoken about the necessity of the inculcation by new pedagogical technologies in the practice of the student's instruction, the future teachers, that steps the quality of the Russian education. In the article is unfolded the special peculiarity technologies (the professional active orientate), directs on the learn of the professional activity.

Key words: projection, pedagogical technology, individual oriental education, professional communication competence sphere.

С.П. Казанцева, ст. преп. каф. технологии Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина,

г. Бийск, E-mail: kazancevasp@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье говорится о необходимости внедрения новых педагогических технологий в практику обучения студентов, будущих учителей, которые повысят качество российского образования. Раскрывается специфическая особенность данных технологий (профессионально-деятельная ориентированность), направленная на овладение профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: проектирование, педагогическая технология, личностно-ориентированное обучение, профессионально-коммуникативная компетентность.

Как и любая другая наука, педагогика изменяется и развивается под воздействием научно-технического прогресса и новых организационных и экономических факторов.

В современных социокультурных условиях одна из самых главных проблем педагогики заключается в том, чтобы сделать учебный процесс эффективным. Для того чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимо отбирать и использовать такие образовательные методы, технологии, формы и средства, которые могут повысить качество российского процесса обучения, сделают его более действенным, плодотворным.

Реалии современного общества заставляют педагогов-уче-ных и практиков включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск путей реконструирования образовательных систем с целью их диверсификации; кроме того, стратегическими направлениями развития образования являются индивидуализация и дифференциация. Реформирование системы образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

В настоящее время образовательным учреждениям необходимо гарантировать качество образования, соответствующее новому Федеральному закону об образовании, следовательно, необходимо создание различных образовательных систем и маршрутов, максимально согласованных с особенностями развития учащихся. Однако включение педагогов в поиск и создание такого рода путей требует их готовности к данному виду деятельности. Одним из решений данной проблемы может быть проектирование образовательных технологий, которое предполагает умение педагогов-практиков создавать (проектировать, моделировать) образовательные технологии различных иерархических уровней: внутриурочные, урочные, затрагивающие серию уроков, учебный курс, деятельность всего образовательного учреждения и т.п. - от педагогов-практиков требуется высокий уровень проектировочной компетентности.

Существующие классификации педагогических технологий отражают их многообразие и многоаспектность, а также разные подходы авторов к определению понятия «педагогическая тех-

нология» (В.П. Беспалько, И.П. Волков, В.М. Монахов и др.). Мы придерживаемся определения, данного Г.К. Селевко: «Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам» [1, с. 13]. Педагогическая технология отличается точным описанием и алгоритмизаций, для которой характерны: системность (системный способ мышления и организации деятельности); воспроизводимость (она может быть воспроизведена другими педагогами); результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным задачам, что требует постановки диагностических целей и разработки соответствующих способов диагностики результатов).

Профессионально ориентированные технологии, разрабатываемые для учреждений профессионального образования, обеспечивают, прежде всего, решение задач полноценной профессиональной подготовки будущего специалиста. Специфической особенностью данных технологий является профессионально-деятельная ориентированность, направленность обучения будущих учителей-бакалавров на овладение профессиональной деятельностью в процессе своей учебы, которую обеспечивают следующие факторы:

- ориентация учебного материала на решение задач профессиональной подготовки специалиста;

- комплексный характер профилирования, охватывающего все связи курса с соответствующими дисциплинами и другими видами исследовательской деятельности студентов;

- преимущественное решение на практических занятиях прикладных задач, которые необходимы студенту для овладения избранной профессией;

- ориентация на овладение студентом профессией по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие качества;

- направленность на развитие творческой личности будущего учителя, способной к самостоятельной профессиональной деятельности;

- создание условий для профессионально-личностного самоопределения студента: для развития профессионально-ценностных ориентаций, становления профессиональной позиции,

формирования потребности и готовности к профессиональноличностному самосовершенствованию.

Таким образом, современные профессионально ориентированные технологии в основе своей являются личностно-ориентированными, обеспечивающими субъектную позицию будущего специалиста, ценностно-ориентированного на предстоящую профессиональную деятельность и решение личностных и социальных задач.

Цель данных технологий - обеспечить профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной, научнометодической, исследовательской деятельности. Эти технологии обеспечивают гарантированное выполнение требований Государственных образовательных стандартов к уровню и качеству подготовки будущих учителей.

Одним из приемов личностно-ориентированного обучения и эффективного использования является проектная методика.

Обратимся к понятию «проектирование» (от лат. projectus -брошенный вперед). В последние десятилетие это понятие появилось в контексте новой программы.

Проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.

При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Общей особенностью проектных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи ее решить. Если это теоретическая проблема - то процесс проектирования заключается в нахождении конкретного ее решения, если практическая - то задачей студента является достижение конкретного результата этой проблемы, готового к внедрению. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, с другой -необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.

Важно отметить, что в условиях проектного личностно-ориентированного обучения педагог приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Проектное обучение, по словам Е.С. Полат, с решительностью заменяет традиционную парадигму образования [2, с. 5] «учитель-учебник-ученик» на новую «ученик-учебник-учитель». Именно так построена система образования в лидирующих странах мира, что отражает гуманистическое направление в философии, педагогике, психологии. Проектное обучение является более продуктивным, так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются студентами в процессе использования информации при решении практических задач. Поиск же решения практических задач активизирует необходимость добывания знаний, познавательную деятельность. Проектирование помогает студентам осознать роль знаний в жизни, обучении - знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

Для формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов (будущих учителей) в процессе обучения можно использовать такие технологии активного обучения, как игровые технологии (ролевые и деловые игры), кейс-стади.

Одним из приемов личностно-ориентированного обучения является проектирование и моделирование игровых технологий.

Библиографический список

В последние годы возрос интерес к игре в образовательном процессе. Педагогов и психологов серьезно волнуют вопросы теоретических аспектов игры, технология и методика ее организации.

Проектирование игровой деятельности как инновационной технологии предполагает, по определению М.М. Поташника, «придумывание» (изобретение, рождение) новшества. Проектирование игровой технологии требует от педагога глубокого понимания игры, ее места и роли в образовательном процессе.

Рассмотрим деловую игру. Деловая игра - имитационное моделирование профессиональной деятельности и занятых в ней людей, ролевое взаимодействие по игровым правилам, в условном времени, при неполной информации и неопределенности.

В процессе деловой игры формируются профессионально-коммуникативная компетентность и профессионально важные качества личности будущих педагогов: умения сравнивать, выявлять, анализировать, аргументировано критиковать, задавать вопросы, преобразовывать. Объективно проводить самооценку и более ярко видеть недостатки; работать с информацией; оперативно реагировать на любую деятельность и информацию; комплексно воспринимать ситуацию и проблему и многое другое.

В деловой игре реализуются несколько психолого-педаго-гических принципов: имитация профессиональной деятельности; коллективная совместная деятельность; диалогическое общение участников игры; проблемность обучения; принцип дву-плановости.

Кейс-стади. В основе данной технологии лежит факт (ситуация), требующий анализа, выявления причин, возникших противоречий и оперативного их решения обучаемыми в процессе занятия [4, с. 116]. Электронный экономический словарь дает следующее определение кейс-стади: «Интерактивная технология для краткосрочного обучения менеджеров, на основе реальных или вымышленных бизнес-ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений».

Применительно к сфере нашей профессиональной деятельности можно использовать три варианта использования данной технологии:

1. Ситуация-иллюстрация (анализ разбора ситуаций на занятиях в учреждении);

2. Ситуация-проблема. По способу представления - это кейс-стади «Инцидент», по содержанию - это различные нестандартные ситуации, происходившие со студентами на занятиях и вне их, либо известные конкретные случаи из журналов и газет.

3. Ситуация-тренинг. В данном случае рассматривается реальная, либо воображаемая ситуация.

Использование профессионально-ориентированных технологий в подготовке будущих учителей способствует формированию знаний, умений и навыков, выработке и принятию системы профессиональных ценностей, определяющих коммуникативную культуру личности, позволяет приобрести опыт решения различных профессиональных проблем, обеспечивает субъективную позицию студента как будущего профессионала, создает условия для развития и реализации его творческого потенциала.

Что касается проектирования профессиональных технологий, то основной тезис его понимания сводится к следующему: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» [2, с. 5] - в настоящее время привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. - М., 2005.

2. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. - ИЯШ., 2000.

3. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М., 2009.

4. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения. - М., 2008.

Bibliography

1. Selevko, G.K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove informacionno-kommunikativnihkh sredstv. - M., 2005.

2. Polat, E.S. Metod proektov na urokakh inostrannogo yazihka. - IYaSh., 2000.

3. Potashnik, M.M. Upravlenie professionaljnihm rostom uchitelya v sovremennoyj shkole. - M., 2009.

4. Mukhina, S.A. Sovremennihe innovacionnihe tekhnologii obucheniya. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 02.09.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.