Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных навыков младших школьников после кохлеарной имплантации в игровой деятельности'

Развитие коммуникативных навыков младших школьников после кохлеарной имплантации в игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1337
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кохлеарная имплантация / совместная игровая деятельность / речевое общение / коммуникативные навыки / cochlear implantation / joint play activity / verbal communication / commu-nication skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хименкова Елена Сергеевна

В статье раскрыты особенности развития коммуникативных навыков младших школьников после кохлеарной имплантации с использованием игровых технологий при совместном обучении со слышащими сверстниками в коррекционной школе ин-тегрированного типа. На основе обобщения практического опыта показано положи-тельное влияние игровой деятельности на развитие речевого общения имплантиро-ванных школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the development of communication skills of younger students after cochlear implantation with the use of play technology in joint training with hearing peers in correctional school integrated type. The positive impact of play activity on the de-velopment of verbal communication of implanted pupils is shown on the basis of practical experiences.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных навыков младших школьников после кохлеарной имплантации в игровой деятельности»

УДК 376.23

Е. С. Хименкова

Развитие коммуникативных навыков младших школьников после кохлеарной имплантации в игровой деятельности

В статье раскрыты особенности развития коммуникативных навыков младших школьников после кохлеарной имплантации с использованием игровых технологий при совместном обучении со слышащими сверстниками в коррекционной школе интегрированного типа. На основе обобщения практического опыта показано положительное влияние игровой деятельности на развитие речевого общения имплантированных школьников.

The article deals with the development of communication skills of younger students after cochlear implantation with the use of play technology in joint training with hearing peers in correctional school integrated type. The positive impact of play activity on the development of verbal communication of implanted pupils is shown on the basis of practical experiences.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация, совместная игровая деятельность, речевое общение, коммуникативные навыки.

Key words: cochlear implantation, joint play activity, verbal communication, communication skills.

Коррекционно-образовательная и воспитательная система специальной (коррекционной) школы интегрированного типа ориентирована на весь состав обучающихся. Одним из ведущих направлений деятельности школы является обучение неслышащих детей после кохлеарной имплантации и интеграция их в социум. Коррекционное воздействие присутствует в этой деятельности и занимает центральное положение, так как определяет дефектологическую направленность всего учебновоспитательного процесса. Включение школьников с кохлеарными имплантами в активную речевую деятельность является немаловажным для накопления ими социального опыта.

Для детей с кохлеарным имплантом выстроенная коррекционноразвивающая система в школе-интернате на первоначальном этапе направлена на формирование коммуникативных навыков, постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.

Известно, что речь связана с коммуникативной, познавательной и регулятивной функциями, являясь, по словам Л. С. Выготского, первона-

© Хименкова Е.С., 2015

34

чально средством общения между людьми, а затем орудием мышления и произвольной регуляции поведения [5].

Речь формируется в различных видах деятельности. В исследованиях Л. С. Выготского, О. Н. Варшавской, П. А. Гальперина, А. Н. Леонтьева и др. отмечается, что ведущим путем формирования разговорной речи является игровая деятельность. Важным аспектом является определение особенностей игры и её развивающегося влияния на ребенка с кохлеарным имплантом. Труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина раскрывают влияние игровой деятельности на память, воображение, речь, мышление, эмоциональную сферу, инициативу, самостоятельность и творческую активность детей. Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психологическом развитии ребенка, отмечает, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, пропитывает собой всю деятельность ученика [5, 21].

Хотя ведущей деятельностью младших имплантированных школьников является учебная, но сохраняется значимость игровой, поэтому при формировании речевых навыков имплантированных школьников педагогами, работающими в интегрированных классах, активно используются игровые технологии.

Использование дидактических игр, драматизаций влияет на формирование не только общей коммуникативной культуры имплантированных школьников, но и таких положительных черт характера, как доброжелательное отношение к окружающим, помогает примерять воспитанникам социальные роли. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности имплантированных воспитанников со слышащими детьми, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях [1,7].

Д. Б. Эльконин говорил о том, что «игра - разновидность общественной практики, состоящая в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части, вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей роли и роли коллективизирующей» [21].

В младших классах игра также является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность учащихся. Дидактические игры, проводимые педагогами на уроках и во внеклассное время, способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность повторять уже изученный материал без монотонности и скуки, развивают слуховое восприятие и обогащают жизненный опыт имплантированных обучающихся.

35

Игровая деятельность имеет особое значение для речевого развития имплантированных школьников, так как в ней складывается способность замещения одного предмета другим, подготавливается почва для овладения знакомой функцией слова и появляется возможность оперировать им в процессе речевого мышления.

Влияние игровой деятельности на развитие речи глухих детей освещено Н. И. Беловой, Б. Д. Корсунской, Ж. И. Шиф, Г. Л. Выгодской, Н. А. Рау, Е. Г. Речицкой и др. Одной из основных задач развития разговорной речи, по их мнению, является закрепление и совершенствование речевых умений и навыков, полученных на уроках, во внеклассное время, особенно в игре, потому что развитие речи детей в общении друг с другом наиболее показательно в процессе игры. В сурдопедагогике игра считается важным средством коррекции. Следовательно, развитие коммуникативной функции речи младших школьников после кохлеарной имплантации также может успешно осуществляться в процессе игры. В игре не ставится задача специального заучивания слов и фраз, однако сама организация игр обеспечивает непроизвольное усвоение материала. Дети непринужденно переживают радость от процесса игры, испытывают чувство удовлетворения от решения игровых задач. Педагог поддерживает инициативу детей, эмоциональный настрой. С помощью речи учащиеся выражают свое отношение к партнеру, к выполняемой ими роли, в речевой форме делается заключение в связи с окончанием игры. [5,17].

Содержание игровой деятельности с имплантированными воспитанниками в условиях совместного обучения со слышащими сверстниками определяют следующие принципы: соблюдения интересов ребёнка; системности; непрерывности; вариативности; личностноориентированного подхода; дифференцированного подхода; доступности речевого материала.

Разные виды игр требуют разного объема словарного запаса и предоставляют разные возможности для развития разговорной речи. У младших школьников в игре формируется определенный словесноречевой фонд - словарный запас, конструкции предложений, создаются условия для широкой речевой практики. Практически во всех играх дети встречаются с игровыми действиями, в которых должна активно участвовать речь. У них вырабатываются навыки быстрого восприятия и понимания речи собеседника и краткого точного ответа. В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе детей и с помощью которых можно обогащать их речевой запас.

К каждой игре подбирается речевой материал, потребность в котором возникает у детей в процессе общения во время игры. Мы разделили речевой материал, необходимый для проведения игры, на группы:

1-я группа - материал, нужный для «фиксации приобретенных знаний», умений, формирования понятий;

36

2- я группа - высказывания учителя или воспитателя;

3- я группа - высказывания, необходимые для общения детей между собой.

Речевой материал подбирается не только в соответствии с содержанием игры, но и в связи с организацией и проведением её. В. Н. Базилевская утверждает что «Игра должна внести оживление в жизнь детей, быть отдыхом, вызвать доброе, хорошее настроение. Перегрузка же речью может вызвать усталость, а в иных случаях - отказ от игры» [3]. Поэтому педагогам следует осторожно относиться к количеству речевого материала, даваемого в игре; речь не должна играть доминирующую роль и быть самоцелью в игре. В то же время необходимо обеспечить каждому ребенку возможность пользоваться речью. Практика показывает, что несмотря на специфику проведения игр, имплантированные дети, уже знакомые с ходом игры, знающие обороты речи, которыми пользуются слышащие, свободно могут общаться с ними, не чувствуя своей неполноценности. Знаток глухих детей и опытный педагог Н. А. Рау отмечает, что играя с детьми, «педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживает в ребенке, становится его собственностью, ребенок начинает его употреблять спонтанно...» [17].

Нам важно было определить педагогические условия использования дидактических игр для развития разговорной речи. Основная задача - дать характеристику опыта проведения дидактических игр в целях развития разговорной речи младших имплантированных школьников. За основу мы взяли развитие игровой деятельности в условиях речевой. Рассмотрим работу по формированию разговорной речи в условиях дидактической игры. Исходя из теоретических работ сурдопедагогов, раскрывающих особенности коммуникативной системы обучения на первоначальном этапе, нами определены основные направления совершенствования работы педагога по использованию игровых технологий. Они включают:

- пути развития самостоятельности и активности имплантированного ребенка с опорой на различные виды помощи, облегчающие самостоятельное продуцирование;

- определение содержания игр;

- расширение базы для усвоения понятий;

- целенаправленную работу по отработке речевых умений в аналогичных играх;

- осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учетом особенностей развития разговорной речи.

Нами раскрыты приемы, которые следует использовать педагогам для активизации речевого общения:

37

- игра должна носить творческий характер. Педагог поощряет детей, когда они вносят в игру какой-то новый элемент;

- важна подражательность и инициативность ребенка в игре, свобода деятельности;

- ход игры должен быть непосредственно связан с речью.

Рассмотрим особенности работы педагога при проведении дидактических игр для развития самостоятельности и активности обучающихся в интегрированных классах:

• показ возможных вариантов игр, целью которых является обучающий момент. Например, в 1 классе воспитатель учит детей играть в «Лото»;

• знакомство детей со всеми атрибутами игры, с содержанием и правилами игры;

• сочетание всех практических действий с речевыми;

• формирование умения общаться в ходе игры, наблюдение за самостоятельными играми детей;

• приучение детей играть вместе, дружно, не ссориться.

Приведем пример дидактической игры в 1 классе «Зайчата». В течение всей игры педагог пытался учить слышащих и имплантированных детей задавать вопросы друг другу, развивал их самостоятельность, не спешил подсказывать детям игровые действия, давал им возможность подумать. Игра сопровождалась красочной наглядностью. Вот фрагмент игры:

Педагог показывает фигурки зайчат.

П: Ребята, вы знаете, как зовут зайчат?

Д: Я не знаю, а ты?

Д: Я тоже, может Маша и Саша?

П: Это Том, а это Тома (Дети повторяют)

П: Однажды зайчата пошли на речку (на фланелеграфе крепится речка и зайчата на реке)...

В: Тома что-то взяла на букву «В». Как вы думаете, что?

Д: Я думаю, ветку.

Д: Может, вату?

П: Посмотрите здесь (показывает на предметы) и найдите предмет на букву «В».

Д: Я знаю, это ведро.

П: Верно, попроси Сашу прикрепить ведро.

Д: Саша, прикрепи ведро!

Д: Я прикрепил.

Во время игры использовались следующие виды помощи: побуждение к речи, обращение через товарища. Для активизации речевого общения использовались поощрения. В данном случае это были фишки.

Необходимый для усвоения детьми речевой материал постоянно употреблялся педагогом в адекватных ситуациях и повторялся детьми

38

вслед за взрослыми или самостоятельно с деятельностью. Следовательно, развитие самостоятельности и активности детей происходит на различных этапах игры: через наглядность, которая побуждает детей к общению, через различного рода поощрения. Также на всех этапах игры идет формирование речевых умений.

Несмотря на разное содержание, все игры совершенствуют разговорную речь детей, активизируют и развивают их словарь. Однако мы заметили, что особенно активно все дети, в том числе и имплантированные, играют в те игры, содержанием которых является угадывание. Эти игры наиболее эффективны в плане развития диалогической речи младших школьников. Также эти игры способствуют формированию такого речевого умения, как ответы на вопросы и умение их задавать. Активно используются в практике работы педагогов в интегрированных классах, следующие игры: «Угадай, что это?», «Сядьте на место», «Кто взял мяч?», «Кто ушел?», «Что пропало?», «Кто построил этот дом?», «От какого дерева лист?», «Назови, что тут», «Чудесный мешочек», «Угадай предмет», «Спроси», «Лото» и др.

При организации игр, необходимо реализовывать возможности развития разговорной речи на всех этапах игры. Рассмотрим это на примере проведенной в 1 классе игры «Наоборот»:

Виды коммуникации Задачи Содержание игры

Работа над поручением, участие в диалоге, понимание обращения, ответы на вопросы, диалог 1. Закрепление и расширение знаний, полученных на уроке. 2. Работа над поручениями 3. Воспита ние внимания 1. Организация начала игры В: Давайте поиграем. Кто хочет играть? Д: Я, я хочу, я хочу играть, и я буду играть В: Во что будем играть? Д: Я хочу играть в ...Давайте поиграем в.... В: Будем играть в игру «Наоборот» 2. Объяснение правил В: Сядьте полукругом, будем бросать мяч. Кто хочет? Д: Я хочу бросать мяч В: Ты будешь бросать мяч кому хочешь и говорить, например: большой. Ты будешь ловить мяч и говорить наоборот: маленький. 3. Ход игры Д: Лови мяч, Наташа, толстый! Д: Тонкий! Д: Лови мяч, Дима! Д: Длинный! Д: Брось мяч Юре! Д: У меня 4 фишки. 4. Подведение итогов В: Кто выиграл? Д: Я выиграл, у меня .фишек. Д: А у тебя сколько? В: Вам понравилась игра? Д: Мне очень, а тебе? Д: Мне тоже

39

Таким образом, мы видим, что речь, которая выступает в роли организатора деятельности учащихся и в роли сообщения, используется на всех этапах проведения игры (при её организации, в процессе игры, при подведении итогов). Роль речи в процессе проведения игры настолько существенна, что положительная или отрицательная оценка участия в игре каждого из детей целиком определяется количеством и правильностью его высказываний.

Для участия в игре во внеклассное время воспитателю необходимо:

- заранее знакомить детей с некоторым речевым материалом (название игры, правила и т. д.). Например, при подготовке к дидактической игре «Вертолина» можно повторить с имплантированными детьми названия месяцев, относящихся к тому или иному времени года, познакомить детей с условной окраской каждого времени года;

- побуждать детей к использованию предложенного речевого материала в ходе игры, создавать условия для проявления речевой активности, стимулировать интерес к ней;

- обсуждать с воспитанниками результаты игры, учить их выражать свои чувства и настроения, повторять слова и фразы, связанные с игрой. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению. Также в конце игры необходимо поощрить воспитанников. При этом нужно следить, чтобы награда за выполненные действия выступала в игре только как побуждающий фактор, но ни в коем случае не была решающим моментом, из-за которого дети выполняют действия в игре.

Как показывает опыт работы, постепенно в ситуации коллективной деятельности, а особенно в игровой, в свободной обстановке - на переменах, во внеклассное время имплантированные школьники активно включаются в совместную речевую деятельность со слышащими сверстниками. Участвуя в играх с речевым сопровождением, дети вынуждены обращаться к слышащим сверстникам, адекватно реагировать на речевые инструкции. Созданное в образовательном учреждении интегрированного типа единое развивающее социально открытое пространство для обучения и воспитания имплантированных детей при их совместном обучении со слышащими школьниками, а также комплексная коррекционная система способствуют развитию коммуникативных навыков имплантированного ребенка в период обучения, его дальнейшей социализации в обществе.

40

Список литературы

1. Антоненко Л.Ф. Из опыта организации педагогической работы с имплантированными детьми в условиях детского сада // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 60-65.

2. Быкова Л.М. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. - М., 1991.

3. Базилевская В.Н. Развитие речи глухонемых детей в игре. - АПН, 1957.

4. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М., 1975.

5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопр. психологии. - М., 1966. - 541с.

6. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. -М., 1975.

7. Кобрина Л.М. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом: межвуз. сб. науч. трудов. - СПб., 1997.

8. Кобрина Л.М. Особенности диагностической и коррекционной работы с неслышащими детьми в условиях интеграции // Рос. оториноларингология. - 2006. -№2(21).

9. Корсунская Б.Д. Пути обучения речи. - М., 1960.

10. Кузьмичева Е.П., Чавушьян М.Д. Словесная речь - основа формирования личности глухого школьника. - М.: Чайка, 1994.

11. Ладыжевская Т.А. Связная речь. Методика развития русского языка. - М.: Просвещение. 1980.

12. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991

13. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. - М.: Просвещение, 1990.

14. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1985.

15. Леонтьев А.А. Функции и формы речи. - М., 1974.

16. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М., 1975.

17. Рау Н.А. Дошкольное воспитание глухонемых. - М., 1947.

18. Речицкая Е.Г. Игра, как средство формирования понятий у глухих детей. // Специальная школа. - Вып. 1. - 1969.

19. Сиротина О.Б. Русская разговорная речь. - М., 1983.

20. Ушакова О.С. Подбери слово. Речевые игры и упражнения. - М.: Карапуз, 2001.

21. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык. - М., 1957.

22. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.