Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ADOLESCENCE / PSYCHOLOGICAL HEALTH / COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH / COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Добровидова Н.А., Матасова И.Л., Устюжанинова Е.Н., Шаталина М.А.

В статье описывается содержание понятия «психологическое здоровье», модели психологического здоровья и его основные компоненты. Рассматриваются риски подросткового возраста в контексте уязвимости психологического здоровья. Представлены результаты исследования коммуникативных навыков подростков как условия их психологического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Добровидова Н.А., Матасова И.Л., Устюжанинова Е.Н., Шаталина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS AS CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH IN THE ADOLESCENT

The article describes the content of the concept of “psychological health”, models of psychological health and its main components. The risks of adolescence are examined in the context of the vulnerability of psychological health. The results of a study of the communicative skills of adolescents as a condition of their psychological health are presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Добровидова Н.А.,

СФ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доцент Матасова И.Л., СФ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доцент Устюжанинова Е.Н., СФ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доцент Шаталина М.А. СФ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доцент

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS AS CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL

HEALTH IN THE ADOLESCENT

Dobrovidova N.,

Samara branch of the State Autonomous educational institution of Moscow "Moscow city university", associate professor

Ustyujaninova E., Samara branch of the State Autonomous educational institution of Moscow "Moscow city university", associate professor

Matasova I.,

Samara branch of the State Autonomous educational institution of Moscow "Moscow city university", associate professor

Shatalina M. Samara branch of the State Autonomous educational institution of Moscow "Moscow city university", associate professor

АННОТАЦИЯ

В статье описывается содержание понятия «психологическое здоровье», модели психологического здоровья и его основные компоненты. Рассматриваются риски подросткового возраста в контексте уязвимости психологического здоровья. Представлены результаты исследования коммуникативных навыков подростков как условия их психологического здоровья.

ABSTRACT

The article describes the content of the concept of "psychological health", models of psychological health and its main components. The risks of adolescence are examined in the context of the vulnerability of psychological health. The results of a study of the communicative skills of adolescents as a condition of their psychological health are presented.

Ключевые слова: подростковый возраст, психологическое здоровье, компоненты психологического здоровья, коммуникативные навыки.

Keywords: adolescence, psychological health, components of psychological health, communication skills.

Анализ современных исследований позволяет утверждать, что в подростковом возрасте проблемы поведения, эмоциональные проблемы и отклонения в развитии могут быть квалифицированы как проблемы психологического здоровья. В.А. Розанов, проведя тщательный анализ зарубежных и отечественных исследований в области динамики психологического здоровья молодежи, отмечает наличие объективного и реального ухудшения в последние

десятилетия среди детей и подростков. Отрицательная динамика не катастрофична, «однако объективные исследования, несмотря на методические трудности, говорят о реальном росте распространенности целого комплекса субклинических нарушений, которые во множестве случаев перерастают в диагностируемые расстройства» [70].

Исследования, связанные с подростковым возрастом, занимают особое место в психологии. Этот возрастной период развития является одним из

Беюп^ of Бигоре # 51, (2020)

69

определяющих особенности дальнейшего становления личности. Подростки стремительно приобщаются к миру взрослых, ориентируясь на нормы поведения и ценности этого мира. Развивается самосознание и самооценка, интерес к себе как к личности, к своим способностям и возможностям [3]. В то же время, подростковый возраст является наиболее уязвимым, при отсутствии позитивных условий для самореализации самоутверждение подростка может привести к неблагоприятным последствиям, выражающимся в развитии отклоняющегося поведения. Обобщённо данную тенденцию развития личности вообще, и в подростковый период в частности, можно рассмотреть в контексте такого понятия как «психологическое здоровье», которое понимается как необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека [2].

Клиническая практика критерием психического здоровья считает отсутствие психического заболевания - способность сохранять психическое равновесие в изменяющихся жизненных условиях. Здоровый человек, в отличие от больного, управляет миром своих психических явлений, держит их под контролем, регулирует свои поступки и поведение в границах социальных норм.

Современная теория психологического здоровья сегодня еще только приобретает свои контуры. Долгие годы психическое здоровье рассматривалось только в рамках медицинской науки - психиатрии и невропатологии. Начало к пониманию психологического здоровья было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей [6]. Он полагал, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний - это субъективная сторона этих конфликтов, возникающих при рассогласовании целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения.

Дубровина И.В., которая ввела в научный лексикон термин «психологическое здоровье», отмечает, в частности, что психологическое здоровье -это динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющаяся одним из основных условий успешной самореализации [2]. Оно предполагает интерес к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность деятельностью, активность и самостоятельность; готовность к риску и ответственность; веру в себя и уважение другого; разборчивость в средствах достижения цели; способность к сильным чувствам и переживаниям; осознание своей индивидуальности. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе всей жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

По мнению Хухлаевой О.В., психологическое здоровье можно описать как систему, включающую

аксиологический, инструментальный, потреб-ностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты [7]. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-моти-вационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.

Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном и физическом развитии, которая вписывается в представления о норме и не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний.

Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях, приобщение человека к национальным духовным ценностям, которые, в свою очередь, являются частью общечеловеческих знаний.

Развитие психологического здоровья подростков зависит от многих условий: ближайшего окружения (семья, друзья, педагоги), особенностей личностного развития, стиля воспитания, адекватности предъявляемых ему семьей и школой требований, отсутствие психотравмирующих ситуаций и т.п. Реализация и гармоничное развитие всех компонентов психологического здоровья в модели, разработанной Хухлаевой О.В., во многом определяются способностями и навыками выстраивания эффективного взаимодействия с окружающими, поддержания межличностных коммуникаций.

С целью изучения особенностей развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте, как необходимого условия развития психологического здоровья, было проведено исследование старшеклассников, в котором приняли участие обучающиеся школ самарской области. В ходе исследования использовались Тест психологического здоровья (ТПЗ) и методика диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) [1; 4].

Анализ полученных в ходе психологической диагностики данных показал, что у 40% подростков психологическое нездоровье проявляется в умеренной дезадаптации, при которой необходимо последовательное решение психологических проблем, начиная с самых легких. Еще у 40% было выявлен сниженный уровень психологического здоровья, сопровождающийся рядом нерешенных проблем. И

у 20% - было зафиксировано полное психологическое здоровье. Распределение подростков в зависимости от уровня выраженности организаторских склонностей равномерное. Необходимо заметить, что подростков с низкими показателями организаторских склонностей больше, чем подростков с низкими показателями коммуникативных склонностей, то есть, коммуникации подростки выстраивают успешнее, нежели организуют взаимодействие, когда необходимо использовать логику, анализ, алгоритмы.

Анализируя более детально полученные результаты, можно отметить, что в целом у подростков, имеющих более низкий уровень психологического здоровья, также и более низкие результаты по показателям коммуникативных и организаторских склонностей. Однако, в частности не все так прямолинейно и однозначно. Если у подростков с умеренной дезадаптацией организаторские склонности явно низкие, а коммуникативные - в основном низкие, то при сниженном уровне психологического здоровья мы наблюдаем большой разброс в уровнях коммуникативных и организаторских склонностей у испытуемых. Такой разброс можно объяснить тем, что у подростков со сниженным психологическим здоровьем, проявляющимся в наличии нерешенных психологических проблем разного плана, умения четко и быстро устанавливать любые формы контактов, стремления расширять эти контакты, участвовать в групповых мероприятиях, проявлять инициативу и находчивость, умения пользоваться приемами и способами активного взаимодействия в совместной деятельности развиты неравномерно, что и обуславливает несколько сниженные адаптивные возможности.

Организаторские и коммуникативные склонности у психологически здоровых подростков в основном средние и выше средних. Низкие значения не выявлены, что также говорит о том, что социально-коммуникативные способности существенно определяют уровень психологического здоровья.

Интересными являются результаты сравнительного анализа показателей психологического здоровья и особенностей развития организаторских и коммуникативных склонностей у мальчиков и девочек. Среди мальчиков доля испытуемых с показателями психического нездоровья, значимо больше (ф*эмп = 8.7). Также больше мальчиков, чем девочек с низкими показателями коммуникативных и организаторских склонностей (ф*эмп = 9.1 и ф*эмп = 5.975 соответственно). Возможно, девочки в подростковом возрасте отличаются более развитыми адаптивными способностями, что позволяет им более успешно решать свои психологические проблемы в отличие от мальчиков, которые чувствуют себя менее психологически здоровыми.

Обобщая полученные результаты, можно сделать выводы о том, что работа по формированию

социальной идентичности и адаптивности подростков, а также развитию коммуникативных навыков и организаторских умений будет способствовать укреплению и сохранению психологического здоровья подростков.

В качестве мероприятий, способствующих укреплению и профилактике психологического здоровья подростков можно использовать разнообразные формы психологической работы: консультативные, тренинговые, обучающие мероприятия. Результативным, на наш взгляд, будет и организация психологического сопровождения внешкольной деятельности, направленной на развитие сплоченности подростковых коллективов; разработка эффективной модели взаимодействия школы, семьи и сообщества. При реализации профилактических мероприятий важно учитывать выявленную гендерную специфику и уделять повышенное внимание мальчикам подросткового возраста, как наиболее уязвимой категории.

Таким образом, сохранение и коррекция отклонений психологического здоровья в подростковом возрасте на современном этапе развития российского общества являются важными и значимыми, а разработка, апробация методов, технологий, направленных на поддержание психологического здоровья становится одной из наиболее актуальных задач психологической деятельности.

Литература

1. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.263-265.

2. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2000.

3. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М., «Просвещение», 2005.

4. Розанов В.А. Психическое здоровье детей и подростков - попытка объективной оценки динамики за последние десятилетия с учетом различных подходов /Социальная и клиническая психиатрия. -2018. - Т. 28. - № 1. - С. 62-73.

5. Тест психологического здоровья [Электронный ресурс] http://azps.ru/tests/neblago/psychological_health.html (Дата последнего обращения 12.09.2019).

6. Фрейд З. Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Г. Барышниковой и др. - СПб.: Азбука, Аз-бука-Аттикус, 2013.

7. Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков: пособие для школы - М.: Сентябрь, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.