УДК 159.922.736
Минахметова Альбина Зульфатовна
Minakhmetova Albina Zulfatovna
кандидат психологических наук, доцент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета
Ахметшина Энзе Накиевна
PhD in Psychology, Assistant Professor, Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University
Akhmetshina Enze Nakievna
кандидат психологических наук, доцент Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
ОСОБЕННОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
PhD in Psychology, Assistant Professor, Kazan Innovative University
THE FEATURES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF MIDDLE-AGED PEOPLE
Аннотация:
В статье акцентируется внимание на психологическом здоровье во взаимосвязи с личностными особенностями. Автор затрагивает вопросы соотношения психологического и психического здоровья. Понятие «психологическое здоровье» рассмотрено с различных точек зрения, указывается на его неоднородность. Выделены личностные особенности, оказывающие влияние на различные сферы психологического здоровья исследованной выборки: интеллект, смелость, радикализм, подчиненность, экспрессивность, нормативность поведения, чувствительность, уступчивость, прямолинейность, конформизм.
Ключевые слова:
здоровье, психологическое здоровье, психическое здоровье, личностные особенности, показатели психологического здоровья, средний возраст.
Summary:
The article examines the psychological health through its interrelation with personal features. The questions of correlation of psychological and mental health are discussed. The "psychological health" concept is considered from various positions, and its nonuniformity is emphasized. The authors discuss personal features affecting various spheres of psychological health: intelligence, courage, radicalism, subordination, expressiveness, normative behaviour, sensitivity, flexibility, straightness, conformism.
Keywords:
health, psychological health, mental health, personal features, mental health indicators, middle age.
Здоровье является условием успешного функционирования жизнедеятельности человека. В последнее время в рамках психологических исследований активно ведется изучение психологического здоровья личности, актуален вопрос выделения личностных особенностей, оказывающих влияние на показатели психологического здоровья.
Рассмотрение психологического здоровья личности неразрывно связано с той или иной теорией. На сегодняшний день представлено множество теорий, описывающих структуру, развитие и становление личности под влиянием внешних и внутренних факторов, а также существуют различные подходы к описанию здоровой личности. Свои определения и взгляды относительно здоровой личности высказывали представители бихевиоризма (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура и др.), психоанализа (З. Фрейд, Г. Салливан, К. Хорни), гуманистической психологии (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу).
Согласно зарубежным теориям, психологически здоровая личность должна взаимодействовать с внешней средой и с самой собой, а также контролировать и регулировать свое поведение в процессе самореализации, проявляя свою целостность.
Анализ литературных источников показывает, что в отечественной психологической науке наряду с понятием «психологическое здоровье» используется термин «психическое здоровье». Одни исследователи ориентированы на использование категории «психическое здоровье» при определении состояния как на уровне психических процессов, так и на уровне личности. По их мнению, «психологическое здоровье» - более широкое понятие, чем «психическое здоровье» (О.В. Хухлаева и др.). Другая группа исследователей использует понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» как синонимы. Третья группа ученых разграничивает означенные понятия (И.В. Дубровина, Н.К. Смирнов и др.). «Психическое здоровье», по мнению И.В. Дубровиной, относится к психическим процессам и механизмам, «психологическое здоровье» - непосредственно к личности. Психологическое здоровье является прижизненным образованием, основу которого составляет полноценное психическое развитие [1].
А.В. Козлов считает, что психологическое здоровье представляет собой феномен, состоящий из ряда сфер, каждая из которых имеет различную частоту встречаемости, то есть занимает
различную часть общего психологического здоровья. Среди сфер можно выделить душевное равновесие, просоциальную ориентацию, физическое благополучие, гуманистическую позицию, стремление быть собой, творческое самовыражение, семейное благополучие, духовность, ориентацию на цель, интеллектуальное совершенствование [2, с. 112].
Психологическое здоровье личности, по мнению М.Г. Ивановой, определяется как интегральная характеристика состояния личности в процессе функционирования. Показатели психологического здоровья взаимосвязаны с индивидными, интеллектуально-личностными характеристиками. Различные типы психологического здоровья обусловливаются структурной и уровневой спецификой его показателей [3].
Проанализировав работы в области исследования психологического здоровья личности, М.Г. Иванова выделила две группы показателей, оказывающих существенное влияние на психологическое здоровье личности: структурные, характеризующие как отдельные элементы структуры личности, так и сложность ее общей организации, включая иерархию, и функциональные (адаптированность, уравновешенность, устойчивость, согласованность) [4].
Необходимо отметить, что показатели психологического здоровья зависят от возрастного периода исследований и специфики возраста.
К психологическим характеристикам среднего (зрелого) возраста можно отнести эмоциональную устойчивость, целостность личности, уровень достижений, индивидуальный стиль деятельности, регуляцию поведения и деятельности, активное взаимодействие с окружающими людьми, единство личностных черт и ценностных ориентаций, способность адекватно воспринимать людей и себя [5]. Вышеуказанные характеристики могут быть отнесены к показателям психологического здоровья.
Цель работы - исследование психологического здоровья в среднем возрасте. В рамках исследования психологическое здоровье рассматривается через душевное равновесие, просоциальную ориентацию, физическое благополучие, гуманистическую позицию, стремление быть собой, творческое самовыражение, семейное благополучие, духовность, ориентацию на цель, интеллектуальное совершенствование.
Методы исследования
Основным методом выступил метод тестирования. Для эмпирического изучения исследуемой темы был выбран комплекс психодиагностических методик, а именно многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16-ФЛ0-105-С), методика «Индивидуальная модель психологического здоровья» (А.В. Козлов).
Полученные результаты обрабатывались методом математической статистики (показатели центральной тенденции, коэффициент корреляции Пирсона) с использованием программы SPSS.
В исследовании приняло участие 55 человек, преимущественно женщины, в возрасте от 24 до 40 лет, жители г. Елабуги.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты диагностики личностных особенностей методикой Кеттелла представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Средние баллы по факторам личностного опросника Кеттелла в выборке испытуемых_
Фактор Среднее значение
А 7,56
В 4,56
С 7,11
Е 4,89
F 4,89
G 7,44
H 5,22
I 7,56
L 6,67
M 6,44
N 6,22
O 7,56
Q1 5,67
Q2 4,89
Q3 6,44
Q4 6,22
МД 5,67
Анализируя представленные результаты, отметим, что показатели центральной тенденции по факторам А, I, L, M, N O, Q3 и Q4 выше среднего уровня. Остальные факторы соответствуют среднему уровню сформированности того или иного качества личности.
Согласно результатам, представленным в таблице 1, испытуемые обладают средними общими и интеллектуальными способностями с достаточно развитым абстрактным мышлением и сообразительностью (В = 4,56); хорошим воображением, ориентированным преимущественно на свой внутренний мир; хорошим творческим потенциалом (М = 6,44); восприимчивы ко всему новому, склонны экспериментировать и анализировать; ничего не принимают на веру, стремятся быть хорошо информированными = 5,67). Они попадают в группу со средней эмоциональной устойчивостью (С = 7,11; О = 7,56); у них наблюдаются внутренняя тревога и напряжение ^4 = 6,22), хорошо развит волевой контроль ^3 = 6,44). В регуляции эмоциональных реакций ориентируются на общепризнанные формы поведения, моральные представления ^ = 7,44). Проявляются мечтательность, мягкосердечность, интуиция (I = 7,56), готовность к сотрудничеству, общительность (А = 7,56); смелость и решительность низкая (Н = 5,22). Выражены подчинение, уступчивость (Е = 4,89; L = 6,67), сдержанность в общении ^ = 4,89); нуждаются в одобрении и поддержке других людей, имеют собственное мнение, не стремятся навязывать его окружающим (Оз = 4,98); наблюдается разумный подход к оценке происходящих событий ^ = 6,22).
Исследование психологического здоровья осуществлялось с использованием методики «Индивидуальная модель психологического здоровья». Средние значения по шкалам методики представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Средние значения по шкалам методики
«Индивидуальная модель психологического здоровья»
Шкала Среднее значение
СтВ - Стратегический вектор 7,44
ПВ - Просоциальный вектор 7,89
ЯВ - Я-вектор 5,22
ТВ - Творческий вектор 4,0
ДВ - Духовный вектор 6,56
ИВ - Интеллектуальный вектор 4,22
СВ - Семейный вектор 4,89
ГВ - Гуманистический вектор 5,89
Все сферы психологического здоровья согласно средним значениям по выборке испытуемых находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что все сферы психологического здоровья в выборке испытуемых достаточно хорошо развиты. Среди наиболее часто встречающихся сфер психологического здоровья в данной выборке находятся просоциальная ориентация (7,89 баллов) и стратегический вектор (7,44). Самыми низкими по выраженности являются интеллектуальный (4,22) и творческий (4,0) векторы.
Согласно корреляционному анализу, системообразующим фактором индивидуальной модели психологического здоровья испытуемых выступает просоциальный вектор, способствующий духовному развитию личности. Просоциальный вектор содействует внутренней согласованности личности, адекватной самооценке через интеллектуальное развитие личности.
Корреляционные связи между шкалами 16-факторного личностного опросника Кеттелла и индивидуальной модели психологического здоровья позволили сделать ряд обобщений.
Испытуемые с преобладающим стратегическим вектором общительны, легко устанавливают межличностные контакты (0,49), эмоционально устойчивы (0,65), проявляют деловую направленность, настойчивость в достижении поставленных целей (0,66), прямолинейны (-0,56), стрессоустойчивы и невозмутимы (-0,58).
Испытуемые с просоциальной направленностью психологического здоровья активны в социальных контактах (0,45), эмоционально чувствительны и эстетически восприимчивы (0,59), восприимчивы к переменам и новым идеям (0,77).
Я-вектор характеризуется высокими интеллектуальными показателями (0,47), смелостью, способностью принимать самостоятельные решения (0,62).
Эмоциональная неустойчивость, неустойчивость в интересах (-0,58), мечтательность, богатое воображение, поглощенность своими идеями способствуют проявлению творческой направленности личности.
Развитие духовного вектора психологического здоровья осуществляется за счет наличия у испытуемых склонности уступать другим (-0,6), чувствительности, впечатлительности, склонности к рефлексии (0,64), доверчивости (-0,57), терпимости (0,54).
Интеллектуальный вектор подкрепляется такими качествами, как развитое абстрактное мышление, сообразительность (0,50), экспрессивность (0,50), смелость, предприимчивость (0,61), радикализм (0,49).
Испытуемым с преобладанием семейной направленности свойственны откровенность, прямолинейность, непосредственность (-0,63), спокойствие, жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах (-0,60), конформизм, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми (-0,54).
Гуманистический вектор психологического здоровья реализуется благодаря наличию таких качеств, как мягкость, уступчивость, тактичность (-0,58), жизнерадостность, импульсивность (0,62), высокая нормативность поведения (0,61), открытость, терпимость (-0,55), практичность (-0,54), зависимость от мнения и требований группы, социабельность (-0,53).
Таким образом, в результате эмпирического исследования выяснилось, что каждая сфера психологического здоровья обусловлена коммуникативными, эмоциональными, волевыми и интеллектуальными качествами, свойственными испытуемым данной выборки. На состояние психологического здоровья женщин среднего возраста оказывают влияние личностные качества, такие как: интеллект, смелость, радикализм, подчиненность, экспрессивность, нормативность поведения, чувствительность, уступчивость, прямолинейность, конформизм.
Исследование показало, что эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, сдержанность в проявлении эмоций, повышенная чувствительность к угрозе представляют отрицательный полюс дихотомической шкалы личностных качеств испытуемых. Однако вышеуказанные качества могут не оказывать отрицательного влияния на структуру психологического здоровья женщин среднего возраста.
Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ по психологическому сопровождению процесса развития различных сфер психологического здоровья женщин среднего возраста и их личностных качеств, влияющих на психологическое здоровье.
В рамках обозначенной темы перспективные направления исследования видятся в сравнительном изучении психологического здоровья мужчин и женщин среднего возраста, а также особенностей психологического здоровья в разные периоды взрослости.
Ссылки:
1. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000. 160 с.
2. Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12). С. 110-117.
3. Иванова М.Г. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2010.
4. Там же.
5. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах. М., 2004. 280 с.
References:
1. Dubrovina, IV (ed.) 2000, Manual of Practical Psychology: Mental health of children and adolescents in the context of psychological service, Moscow, 160 p.
2. Kozlov, AV 2014, 'Methods of diagnosis of mental health', Prospects of science and education, no. 6 (12), p. 110-117.
3. Ivanova, MG 2010, Structural, functional and dynamic characteristics of the psychological health of the person, PhD thesis abstract, Kemerovo.
4. Ivanova, MG 2010, Structural, functional and dynamic characteristics of the psychological health of the person, PhD thesis abstract, Kemerovo.
5. Ermolaeva, MV 2004, The psychology of the mature and late ages in questions and answers, Moscow, 280 p.