Психология
УДК 158.9
магистрант Короткова Ксения Анатольевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); профессор, доктор психологических наук Дмитриева Елена Ермолаевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения актуального уровня развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра. Статья содержит описание диагностической программы изучения когнитивного, эмоционального, поведенческого компонента коммуникативной компетентности, уровни характеристик ее развития у детей.
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, коммуникативная компетентность, расстройство аутистического спектра, общение, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент.
Annotation. The article presents the results of an experimental study of the current level of development of communicative competence in older preschoolers with autism spectrum disorder. The article contains a description of the diagnostic program for studying the cognitive, emotional, behavioral component of communicative competence, the levels of the characteristics of its development in children.
Keywords: social and communicative development, communicative competence, autism spectrum disorder, communication, cognitive component, emotional component, behavioral component.
Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве приоритетных задач образования определяет социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, направленное на освоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстником, овладение речью как средством общения и культуры.
В психолого-педагогических исследованиях обсуждаются вопросы онтогенеза детского общения (Е.Е. Дмитриева, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.) Однако проблема дизонтогенеза коммуникативного развития детей, условий, методов преодоления и профилактики коммуникативных трудностей рассматривается недостаточно.
Одним из самых распространенных в настоящее время нарушений развития являются расстройства аутистического спектра (РАС). РАС рассматривается как биологически обусловленное особое нарушение психического развития, центральное место в котором занимают трудности коммуникации и социализации, тесно связанные с речевыми проблемами (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская и др.). Исследователи отмечают нарушения коммуникативно - речевого развития детей с РАС, низкую способность лиц с РАС использовать речь для социального взаимодействия и коммуникации, неспособность инициировать или поддерживать диалог (Ю.В. Бессмертная, И.В. Евтушенко, Е.В. Жулина, Т.К. Игнатов, О.С. Никольская и др.) [4, 5].
Цель проведенного исследования — экспериментально изучить особенности развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников с РАС с целью разработки модели психолого-педагогической помощи детям и их семьям, коррекции коммуникативного развития этих детей.
Коммуникативная компетентность рассматривалась нами как система знаний о правилах и нормах общения и способах взаимодействия в сообществе сверстников. Структурные компоненты коммуникативной компетентности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Задачи исследования:
- изучение уровневых характеристик развития у старших дошкольников с РАС когнитивного компонента коммуникативной компетентности.
- изучение уровневых характеристик развития у старших дошкольников с РАС эмоционального компонента коммуникативной компетентности.
- изучение уровневых характеристик развития у старших дошкольников с РАС поведенческого компонента коммуникативной компетентности.
Данное исследование проводилось на базе ООО «Региональный консультативный центр медико-психологического сопровождения «РОСТОК» г. Нижний Новгород. В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста с РАС, которые получают медикаментозную терапию, психолого-педагогическое сопровождение специалистов центра. Дети проходят курс нейропсихологической коррекции, посещают занятия логопеда-дефектолога. На фоне проводимых занятий у детей отмечается положительная динамика в развитии, а именно в развитии речи, развитии высших психических функций. Однако специалистами отмечаются трудности формирования у детей коммуникативной компетентности.
Изложение основного материала статьи. С целью изучения когнитивного и эмоционального компонента коммуникативной компетентности мы использовали комплекс методик для диагностики коммуникативных способностей Н.Е. Веракса.
Комплекс методик для диагностики коммуникативных способностей Н.Е. Веракса включает в себя 4 методики, каждая из методик направлена на изучение компонентов коммуникативной компетентности. Ребенку предлагается рассмотреть картинки с различными ситуациями, и ответить на вопрос экспериментатора, выбрав картинку, на которой изображен правильный ответ. Стимульный материал делится по гендерному признаку. Выводы об уровнях развития компонентов коммуникативной компетентности делались на основе критериально - бальной шкалы.
Уровни развития когнитивного компонента:
Высокий уровень (5-6 баллов). Дети имеют представления о нравственных нормах и умеют правильно выражать отношение к сверстникам. Четко различают ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые сверстниками в этих ситуациях.
Средний уровень (3-4 балла). Дети распознают не все ситуации взаимодействия, поведение детей не всегда соответствует ситуации. Дети не всегда правильно выстраивают линию поведения в ситуациях общения.
Низкий уровень (0-2 балла). Дети не имеют четких представлений об общепринятых нормах, не распознают ситуации взаимодействия и вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослым. Испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.
Результаты изучения когнитивного компонента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни развития когнитивного компонента коммуникативной компетентности у старших
дошкольников с РАС
Уровень развития Кол-во детей % детей
Высокий 1 3
Средний 8 27
Низкий 21 70
Анализ результатов показал, что 70 % детей имеют низкий уровень развития когнитивного компонента. Это говорит о том, что дети почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, не используют знания правил и норм общения. 27 % детей показали средний уровень развития когнитивного компонента коммуникативной компетентности. Дети распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации, в зависимости от ситуации, они демонстрируют понимание нравственных норм, или выражают эгоцентричную позицию, либо недопонимание ситуации и, соответственно, предлагали ошибочные решения. И лишь 3% детей (1 ребенок) из опрошенных показали высокий уровень. Ребенок, которого отнесли к этому уровню, четко распознал различные ситуации взаимодействия, вычленил задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, выстраивал свое поведение в соответствии с ними.
Уровни развития эмоционального компонента коммуникативной компетентности.
Высокий уровень (5-6 баллов). Дети различают эмоциональное состояние сверстников и ориентируются на него в процессе общения.
Средний уровень (3-4 балла). Дети не всегда различают эмоциональное состояние сверстника, что может приводить к трудностям в общении.
Низкий уровень (0-2 балла). Дети испытывают трудности в различении эмоциональных состояний сверстников и в общении с ними.
Критериально - бальная шкала позволила отнести детей к одному из уровней развития эмоционального компонента.
Результаты диагностики эмоционального компонента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни развития эмоционального компонента коммуникативной компетентности у старших
дошкольников с РАС
Уровень развития Кол-во детей % детей
Высокий 2 8
Средний 9 31
Низкий 19 61
Анализ результатов показал, что 61 % детей имеют недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми. Они продемонстрировали неспособность встать на место другого человека, а также импульсивность в принятии решения, сосредоточенность на своих интересах и переживаниях. Так, многие дети выбирали ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается к взрослому. То есть, дети выбирали путь максимальных удобств для себя. Они затруднялись в различении эмоций сверстников. 31 % детей не имели четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации. Дети не всегда различали эмоциональное состояние партнера, не проявляли готовности помочь, И 8 % детей не имели представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, не знали, как оказать помощь, поддержку.
С целью изучения поведенческого компонента коммуникативной компетентности старших дошкольников с РАС мы использовали «Метод проблемных ситуаций» Е.О. Смирновой. Испытуемым была предложена проблемная ситуация «Мозаика».
В игре участвовали двое детей. Экспериментатор дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку. Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле
солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого — синие.
На основе критериально - бальных оценок выделены уровни:
Высокий уровень (10-12 баллов). Дети пристально наблюдают и активно вмешиваются в действия сверстника, одобряют, дают советы, подсказывают, помогают. Радостно принимают положительную оценку.
Средний уровень (5 - 9 баллов). Дети периодически пристально наблюдают за действиями сверстника, задают отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника, сравнивают с собой, говорят о себе.
Низкий уровень (0 до 4 баллов). Полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращают внимания на партнера, смотрят по сторонам, занимаются своими делами, заговаривают с экспериментатором), безразличны как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, безусловно, поддерживают порицания взрослого и протестуют в ответ на поощрение партнера.
Результаты изучения поведенческого компонента коммуникативной компетентности представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровни развития поведенческого компонента коммуникативной компетентности у старших
дошкольников с РАС
Уровень развития Кол-во детей % детей
Высокий - -
Средний 12 40
Низкий 18 60
В результате диагностики мы выяснили, что 60 % дошкольников не проявляли интереса к действиям сверстника, не стремились с ним заговорить или поучаствовать в деятельности, они зачастую занимались своими делами, смотрели по сторонам, пытались вступить в контакт с экспериментатором. Это говорит о низком уровне развития способности вступать в контакт. 40 % испытуемых проявляли непостоянный интерес к действиям сверстника, иногда вмешивались в его деятельности, задавали вопросы и подсказывали решение задачи. Это говорит о среднем уровне сформированности данного показателя. Ни один из испытуемых не показал высокого уровня развития поведенческого компонента коммуникативной компетентности.
На основе качественно-количественных характеристик развития компонентов коммуникативной компетентности мы выявили общие уровневые характеристики коммуникативной компетентности у старших дошкольников с РАС.
У 35% испытуемых был выявлен средний уровень сформированности коммуникативной компетентности. Дети распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации. Детям этой группы свойственны трудности различения эмоциональных состояний сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении. Они имеют недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения к сверстнику, а так же имеют недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми, им не всегда удается оценить себя и сверстника, они не способны контролировать свое поведение и эмоции.
Низкий уровень коммуникативной компетентности наблюдается у 65% дошкольников с РАС участвующих в эксперименте. Эти дети характеризуются отсутствием целенаправленного общения, не проявляют инициативу в общения с партнером, при попытке вступить во взаимодействие проявляет негативизм. Дети не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, затрудняются в различении эмоционального состояния сверстников, не имеют четких представлений об общепринятых нормах и представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми, не владеют средствами осуществления совместной деятельностью. Не готовы помогать, не стремятся сотрудничать.
Результаты эксперимента показали необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о системном нарушении всех компонентов коммуникативной компетентности у старших дошкольников с РАС и актуализируют проблему целенаправленного развития у этих детей коммуникаций.
При разработке коррекционно - развивающей программы необходимо учитывать индивидуально -типические особенности детей и их способности к коммуникации на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях.
Литература:
1. Бессмертная Ю.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПБ, 2008 - № 37. - С. 392-398.
2. Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе. - М.: Мозаика-Синтез, 2007 - 120 с.
3. Двуреченская О.Н., Дмитриева Е.Е. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2018 -№ 3. - С. 19-29
4. Жулина Е.В., Шамов А.Н. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка // Вестник Мининского университета. - 2017 - №2. https://vestшk.шmmuшver.ш/jour/artide/view/351/352(дата обращения 18.11.2018)
5. Игнатова Т.К., Евтушенко И.В. Специфика вербальной коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - №11-1. - С. 150-156
6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении — СПБ, Питер, 2009 — 209 с.
7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. 5-е изд., -М.:Теревинф, 2009. — 288 с.
8. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. - 2018. Том 6, № 3.
Психология
УДК: 159
педагог-психолог Лебедева Татьяна Владимировна
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
«Городской психолого-педагогический центр департамента образования города Москвы» (г. Москва)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕЧЕЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. Статья посвящена анализу современных подходов к изучению темы развития речи и языка ребенка. Актуальность и популярность данной темы в широком контексте международных научных исследований во многом определяется уникальностью человеческой речевой деятельности. Практическая востребованность исследований детской речи в норме и при нарушениях детского развития обусловлена проблемой индивидуальных различий в освоении речи и языка, необходимостью оказания своевременной помощи детям с недостатками речи и языка, увеличением числа таких детей в популяции в целом.
Ключевые слова: речь, язык, речеязыковое развитие детей, онтогенез речи и языка, междисциплинарный научный подход.
Annotation. Article is devoted to the analysis of modern approaches to studying of a subject of development of the speech and the child's language. The relevance and popularity of this subject in a wide context of the international scientific research in many respects is defined by uniqueness of human speech activity. The practical demand of researches of the children's speech is normal and at violations of children's development is caused by a problem of individual differences in development of the speech and language, need of rendering the timely help to children with shortcomings of the speech and language, increase in number of such children in population in general.
Keywords: speech, language, language development of children, ontogenesis of the speech and language, cross-disciplinary scientific approach.
Введение. Речь и язык являются важнейшими составляющими когнитивного и личностного развития детей на всех возрастных этапах. Речеязыковое развитие человека детерминировано тесным взаимодействием медико-биологических предпосылок и социокультурных факторов. В настоящее время интерес исследователей к изучению природы индивидуальных различий в становлении речи и овладении языком ребенка проявляется в разных областях научного знания: психологии, медицине, психогенетике, психолингвистике, коррекционной педагогике и психологии и других. Это обусловлено тем, что объект исследования, уникальная человеческая способность к речевой деятельности, относится к самым сложным областям научного знания. На современном этапе актуальность этой темы возрастает в связи с наблюдаемым специалистами устойчивым увеличением в обществе числа детей с недостатками речевого и языкового развития.
Изложение основного материала статьи. Интенсивное практическое овладение родным языком и устной речью происходит в период дошкольного детства ребенка. Достаточно рано закладывается языковое поведение ребенка, развивается словарь и лексико-грамматический строй речи. Усвоение языка происходит чрезвычайно активно, усваивается морфологическая система родного языка. В то же время идет непрерывное совершенствование в практическом употреблении ребенком речи, что влияет на развитие всех когнитивных процессов в целом [2; 7].
Несомненно, что процесс появления языка и последующего речепорождения является онтогенетически обусловленным. В ситуации нормативного познавательно-речевого развития дети в дошкольном возрасте естественным образом полноценно проходят дограмматический период усвоения языка. У детей с различными формами нарушений речеязыкового развития подобного не происходит.
В настоящее время в отечественной и зарубежной науке общепризнана точка зрения, что проблема изучения процессов порождения речи и овладения языком, природы индивидуальных различий в становлении речи и языка ребенка требует междисциплинарного подхода [12]. Сейчас достаточно часто проводятся исследования на больших популяциях детей, живущих в разных частях мира. Обнаружены общие явления детской речи (см., например, публикации D. Slobin, E. Bates, M. Tomasello и др.), в том числе, касающиеся ранних детских вокализаций и формирования начального лексикона детей в разной языковой среде [8]. Это влечет за собой необходимость кооперации ученых разных стран, а также представителей различных научных школ.
Изучению разных аспектов детской речи посвящены работы специалистов, принадлежащих к разным областям знания: лингвистики, психологии и педагогике, медицины и других.
В последние годы опубликован ряд работ отечественных онтолингвистов, которые подводят итоги многолетних исследований детской речи и усвоения русского языка детьми. Примером может служить объемный труд М.Д. Воейковой «Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка», работы С.Н. Цейтлин, в том числе «Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи», и другие [1; 9]. Результаты, полученные представителями Санкт-Петербургской лингвистической школы в самостоятельных исследованиях, а также в рамках длительного участия в международных кросс-культурных проектах, на данный момент являются уникальным материалом, содержащим обширные данные о закономерностях овладения детьми языком и речью.
Собраны данные о своеобразии языка, которым пользуется ребенок на разных стадиях своего развития, о стратегиях его освоения, о связи когнитивного и языкового развития ребенка, об индивидуальных особенностях речи разных детей и о многих других проблемах. Создан Фонд данных детской речи, систематически пополняемый сведениями о детских речевых инновациях и особенностях формирования языковой системы ребенка.