Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной и речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР в коррекционно-развивающем пространстве мини-музея'

Развитие коммуникативной и речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР в коррекционно-развивающем пространстве мини-музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной и речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР в коррекционно-развивающем пространстве мини-музея»

Общее отношение к учебе школьников третьей подгруппы можно охарактеризовать как нейтральное.

На основе результатов проведенного анализа можно сделать вывод о том, что состояние учебной деятельности у школьников с дизорфографией неравномерно.

Учебная деятельность, в том числе, усвоение и применение при письме орфографических навыков, не может полноценно развиваться, если у детей недостаточно сформированы психические функции, мотивация к учебной деятельности и самоконтроль в ее процессе. Это позволяет сделать вывод о том, что одновременно с формированием учебной деятельности, нужно проводить коррекционно-развивающую работу по совершенствованию у школьников с ди-зорфографией неречевых психических функций, познавательных способностей, самоконтроля и саморегуляции в деятельности.

Список литературы

1. Елецкая О. В., Смирнова В. П., Хвостова О. А., Куликова Н. С. Апробация модели логопедической диагностики состояния учебной деятельности младших школьников с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) школы // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». - 2015. - № 23. - С. 11-15.

2. Елецкая О.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у учащихся пятых классов общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Елецкая Ольга Вячеславовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - СПб., 2008. - 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/323

3. Елецкая О.В. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией: учеб.-метод. пособие. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 160 с.

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 286 с.

5. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. - М.: Изд-во МСГИ, 2004. - 296 с.

6. Масаева З.В., Булуева Ш.И. Формирование предпосылок учебной деятельности как важнейший аспект подготовки ребенка к школьному обучению // Наука и современность. 2014. - № 28.

7. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Изд-во «Эгвес», 2005. -С. 124-164.

8. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: учеб.-метод. пособие. - СПб.: КАРО, 2006. - 240с.

И. Н. Лебедева, О. И. Крашеницина, В. Н. Костылева

Развитие коммуникативной и речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР в коррекционно-развивающем пространстве мини-музея

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организации образовательной и коррекционной деятельности с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи. Известно, что, пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Умение выражать содержательно и логично свои мысли, владение культурой речи представляют собой необходимые условия формирования

78

интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности [3]. Развитие коммуникативной и речемыслительной деятельности дошкольников с системным нарушением речи (общим недоразвитием речи) реализуется нами в отработке коммуникативных умений (диалогической и монологической речи) в коррекционно-развивающем пространстве «мини-музея».

Посещение музея удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. Но многие ли дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи посещают музеи с родителями? Всегда ли традиционный музей готов учитывать особые образовательные потребности дошкольника с ТНР, имеющего специфические особенности речемыслительной деятельности? Наш многолетний опыт показывает, что чаще всего на эти вопросы мы получим отрицательный ответ от родителей наших воспитанников. Именно поэтому возник вопрос о создании и организации в детском саду мини-музея «Странички нашей истории» как особого пространства для работы с детьми и родителями. Важно с позиций современной действительности осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать у ребёнка с тяжёлым нарушением речи потребность в общении с ним, его постижениями, потребность в его сохранении и преумножении. Это сложная задача успешно реализуется нами в рамках применения элементов музейной педагогики. Специфические средства музейной педагогики, такие как музейное пространство, экспозиция и экспонат, символический язык музея, экскурсия, разнообразие тематики и содержания экспозиций, игры музейного содержания могут быть перенесены в дошкольное образование детей с ТНР.

Музейная педагогика предполагает использование музейного материала. Она легко вписывается в коррекционно-образовательный процесс как один из способов решения коррекционно-развивающих задач. Современного ребёнка удивить чем-то новым очень сложно. «Всеобщая информированность» ведёт к тому, что дети получают огромное количество информации, большая часть которой им не нужна и даже вредна. И часто бывает так, что ребёнок, перенасыщенный информацией, не может в силу свой психофизиологии воспринять то, что действительно ценно и полезно. Наш опыт показывает, что элементы музейной педагогики - это настоящий кладезь для развития речетворчества детей, формирования их познавательной и коммуникативной деятельности, возможности приобщения детей к истокам народной и национальной культуры, воспитания чувства патриотизма и духовности.

Назначение создаваемых мини-музеев - вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу, «погружение» в специально организованную предметно-пространственную среду, сотрудничество с семьёй и развитие партнёрских отношений.

При использовании элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования коммуникативной и речемыслительной деятельности дошкольников необходимо учитывать следующие принципы: содержательность, доступность и наглядность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность); динамичность и сочетание «предметного» мира музея с адаптированной и парциальной программой; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников

на каждом возрастном этапе), гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); принцип активности в усвоении культурного наследия.

Реализация всех принципов проявляется на уровне практической и речевой деятельности детей как отражение полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества (рисовании, лепке, сочинении историй). Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: дети участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, старшие дошкольники проводят экскурсии для малышей, пополняют музей своими рисунками. В мини-музее ребёнок - соавтор, творец композиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы педагогов, сотрудников музея, детей и их семей. Музейные предметы могут использоваться на экскурсиях, тематических занятиях, в консультациях, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, театральной, музыкальной и игровой деятельности.

В работе мини-музея «Странички нашей истории» используются следующие педагогические технологии: технология проектного обучения; технология личностно-ориентированного образования; технологии проблемного и индивидуального обучения; технология коллективной творческой деятельности [1, 2]. Использование технологии проектирования позволяет учитывать разные «стартовые» возможности дошкольников, воспитывающихся в условиях группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Выделяются следующие линии организации образовательного процесса: решение операционных, тактических и стратегических образовательных и кор-рекционных задач. Операционные образовательные задачи реализуются через проекты, требующие от ребёнка ситуативной активности (ребёнок выступает как исполнитель). Решение тактических образовательных задач связано с надситуа-тивной активностью (дошкольник - активный деятель). Это реализуется через более крупные проекты, где воспитанники могут взаимодействовать друг с другом, применять знания, умения, навыки и т. д. Решение стратегических задач предполагает соответствующую творческую активность личности (ребёнок -творческий человек, творец).

Такие проекты имеют общественно-полезную значимость, предусматривают коллективную деятельность. Построение коррекционно-развивающей работы в пространстве мини-музея в логике оптимального сочетания задач трех уровней (операционных, тактических, стратегических) позволяет проектировать характер участия каждого ребёнка в зависимости от возраста, его познавательного и речевого развития, психоэмоциональных особенностей и интересов. Вместе с тем, каждый проект позволяет в полной мере реализовывать индивидуальный подход к каждому, позволяя одному ребёнку наблюдать, второму - эпизодически участвовать, третьему - активно сотрудничать с другими [1].

В рамках работы мини - музея «Странички нашей истории» детьми подготовительной группы совместно с родителями были реализованы интересные проекты. Например, долгосрочные проекты «Книголюб», в реализации которого дети знакомились с творчеством писателей; проект Матрешка», который позволял детям получать знания об устном народном творчестве, фольклоре и др.

В рамках проекта «Память сердца», посвящённого празднованию Победы в Великой Отечественной войне, были разработаны и показаны в виде мультимедийной презентации проекты - «Страничка из жизни» (рассказ о прадедушках/прабабушках, воевавшим в годы войны; «История песни «Катюша»»; «Плакаты войны», «Дети войны».

Реализация каждого проекта предполагает «экскурсионное направление». Экскурсионное направление предоставляет детям возможность вжиться в исследуемый предмет, почувствовать связь с экспозициями мини-музея и провести самостоятельно экскурсию в мини-музее. Становясь экскурсоводами, дети учатся сочетать во время экскурсии показ и рассказ, осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Во время экскурсий используются приёмы игры, театрализации, вопросно-ответный метод,

Отметим, что экскурсоводами дети становятся с удовольствием. Педагогу важно правильно направить рассказ ребёнка и определить точность и конкретность его исполнения. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Участие в проектах развивает у ребёнка активный словарь, навыки диалогической и монологической речи, способствует формированию умения преодолевать страх публичных выступлений, развитию ораторских умений. Подобный опыт самостоятельной речевой деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Коррекционно-развивающее пространство мини-музея способствует интеграции коррекционно-логопедической работы и образовательной работы по областям ФГОС ДО, реализации системного подхода в обучении и развитии, позволяет воспитывать у детей позицию человека-созидателя.

Список литературы

1. Лебедева И.Н. Проектный метод в ознакомлении с окружающим миром дошкольников с нарушениями речи // Родина и особый ребёнок: проблемы патриотического воспитания. Материалы XIX междунар. конф. «Ребёнок в современном мире. Дети и Родина» 25-27 апреля 2012 г. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. - С. 189-191.

2. Новиков А.М. Понятие о педагогических технологиях // Персональный сайт А.М. Новикова [Электрон. ресурс]. 2005 - 2017. - URL: http://www.anovikov.ru/artikle/pedtech.htm. (дата обращения: 27.02.2017).

3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.

Е. А. Логинова

Специальные образовательные условия развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи

Большинство детей с нарушениями речи для получение полноценного образования не могут обойтись без своевременной логопедической помощи. Многие из них нуждаются также в медико-психолого-педагогическом сопровождении.

Задачи выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей решает учитель-логопед. Целью его деятельности является создание условий, способствующих диагностике и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему совершенствованию устной и письменной речи де-

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.